Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / ментальная война / особенности воспитания мировоззрения в условиях ментальной войны / patriotism / patriotic education / mental war / features of the education of the worldview in the conditions of mental war

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибо Т.Ю., Чужинов И.Ю.

Рассматривается понятие «патриотическое воспитание» в контексте формирования мировоззрения современных молодых людей и военнослужащих, в частности. Характеризуются объективные факторы и средовая специфика организации патриотического воспитания молодежи сегодня, где основное внимание обращено на ведущуюся против нашей страны ментальную войну. Анализируются аксиологические и деятельностные основы формирования ценностного отношения к воинской службе в условиях трансформации системы ценностей на государственном, социальном и бытовом уровнях под влиянием ментальной войны. Формулируется вывод о том, что в современных условиях необходима целенаправленная работа по формированию патриотизма военнослужащего в военном вузе средствами ценностноориентационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибо Т.Ю., Чужинов И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL: A PROBLEM FIELD

The concept of «patriotic education» is considered in the context of the formation of the worldview of modern young people and military personnel, in particular. Objective factors and environmental specifics of the organization of patriotic education of young people today, where the main attention is paid to the mental war being waged against our country, are characterized. The article analyzes the axiological and activity foundations of the formation of a value attitude to military service in the conditions of transformation of the value system at the state, social and household levels under the influence of mental warfare. The conclusion is formulated that in modern conditions it is necessary to purposefully work on the formation of patriotism of a serviceman in a military university by means of value-oriented activities.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ»

УДК 355:23

ГРНТИ 78.19.07

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Т.Ю. СКИБО, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

И.Ю. ЧУЖИНОВ, кандидат военных наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» в контексте формирования мировоззрения современных молодых людей и военнослужащих, в частности. Охарактеризованы объективные факторы и средовая специфика организации патриотического воспитания молодежи сегодня, где основное внимание обращено на ведущуюся против нашей страны ментальную войну. Проанализированы аксиологические и деятельностные основы формирования ценностного отношения к воинской службе в условиях трансформации системы ценностей на государственном, социальном и бытовом уровнях под влиянием ментальной войны.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ментальная война, особенности воспитания мировоззрения в условиях ментальной войны.

Введение. Повышенное внимание к сформированности патриотического самосознания молодежи обычно проявляется в переломные и кризисные моменты исторического развития любого государства. Сегодня в нашей стране, активно отстаивающей свою суверенность и противостоящей недружественной политике существенной части мирового сообщества, трудно переоценить значение гражданско-патриотических настроений населения и, особенно, подрастающего поколения. Патриотизм, как принципиально важная ценность, определяющая качество национального самосознания, является тем базовым образованием, которое не позволяет ослабить духовные, культурные, социально-экономические основы существования и развития государства.

Нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация в ряде стран, обусловленная кризисами, резким падением жизненного уровня большинства населения, внешней интервенцией, тоталитарными политическими режимами с подавлением оппозиционных настроений и преследованием любого инакомыслия, являются сегодня основой для интенсивного распространения экстремистской идеологии и террористической деятельности. Это существенным образом влияет на развитие самосознания подрастающего поколения и в нашей стране. Обращает на себя внимание то, что число осужденных всеми судами России по экстремистским статьям с 2017 по 2021 гг. увеличилось в среднем в три раза, при этом большая часть осужденных - люди до 35 лет.

Существенное влияние на российский менталитет сегодня оказывается массированным информационным воздействием в рамках ментальной войны, целью которой является его фактическое разрушение, трансформация идеологических оснований и скреп, культурных и исторических традиций, объединяющих нацию.

Формирование гражданской идентичности у российской молодежи затруднено еще и тем, что в период реформирования страны в к. XX - н. XXI в. были утрачены идеологические основания. До сих пор нет целостного представления об историческом процессе и роли в нем отдельных личностей, многие факты истории трактуются разнонаправлено, а иногда и противоположно. Как следствие - у молодого поколения россиян мало образцов, достойных подражания. Сегодня воспитание патриотизма является общегосударственной проблемой, от качества решения которой во многом зависит целостность и суверенность нашего государства.

Актуальность. Современный этап развития Вооруженных сил характеризуется существенным преобразованием материально-технического оснащения, широким использованием информационных технологий, что требует и серьезной перестройки профессионального самосознания военнослужащих, формирования их гражданской идентичности на основе укрепления у них чувства патриотизма. Проблема патриотического воспитания военнослужащих, как и молодежи в целом, сегодня воспринимается как первоочередная задача на государственном уровне, что находит свое отражение в соответствующих документах и обращениях первых лиц. Ее непростое решение предопределено размытостью ценностных ориентиров и позиций, разрушением целостной системы военно-патриотического воспитания в период распада СССР, объективными причинами глобализации и информатизации мирового пространства, вступлением России в рыночные отношения и обострением противостояния со странами ЕС и НАТО в условиях ментальной войны.

По данным различных исследований, формирование патриотических чувств у подрастающего поколения сегодня затруднено такими причинами, как: отсутствие единых ценностных оснований, консолидирующих российское общество [1], развитие и распространение экстремистской идеологии, нарастание национализма среди молодежи [2], мотивация молодых людей к эмиграции из России [3], отрицание истории, неуважительное отношение к памятникам истории, заслугам и достижениям родной страны и ее выдающихся граждан [4]. Следовательно, в условиях поиска идеологических оснований, ментальной войны и противоборства терроризму возникает острая потребность в образовательных моделях, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих офицеров на фундаментальных духовно-нравственных основаниях.

Анализ проблемы организации патриотического воспитания в настоящее время требует ее исторического и терминологического обоснования, определения сущности понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», формулирования содержания, целей, задач и направлений деятельности по формированию патриотического самосознания молодежи, выделения специфики данной работы в среде военнослужащих. Особым аспектом аналитической работы по рассматриваемой проблеме является определение методологических оснований организации патриотического воспитания военнослужащих.

В своем исследовании мы исходим из определения патриотизма, предложенного в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: патриотизм - это базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества [5]. В этом определении ярко выражены две содержательные составляющие патриотизма: эмоциональная (отношенческая) и деятельностная (готовность к конкретным актам), что принципиально важно для понимания его сущности и разработки предложений по его формированию. В этой связи нам представляется, что ведущими методологическими основаниями организации патриотического воспитания военнослужащих должны быть аксиологический и деятельностный подходы.

Опора на аксиологический подход необходима для достижения «ценностной определенности» (в терминологии Хазовой С.А., Рубан А.В.) в содержательной и организационной составляющих учебно-воспитательного процесса в военном вузе [6]. Это значит, что в процессе получения военного образования у будущего офицера должна формироваться аксиологическая компетентность, в основе которой некое аксиологическое ядро личности, как внутренняя обоснованность ценностного выбора в той или иной жизненной и профессиональной ситуации.

Деятельностный подход в разработке модели патриотического воспитания курсантов и ее реализации (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Мерлин и др.) позволит осуществить выбор методов и форм взаимодействия субъектов образовательного пространства, максимально способствующих вовлечению обучающихся в разнообразные виды патриотической деятельности, значимые социально, нравственно и личностно.

По мнению Никлаус А.А., Черняховского С.Ф., взаимосвязь деятельностного и аксиологического подходов в формировании патриотизма военнослужащих будет выражена в том, что социокультурная ценностная составляющая как совокупность существующих в общественном или индивидуальном сознании ценностей оказывает воздействие на социальное поведение и позиционирование индивида или группы (социальной, профессиональной) [7].

Реализация аксиологичности образовательного процесса и ее деятельностной военно-профессиональной направленности может быть отражена в следующих положениях:

- ценностно-ориентационная деятельность курсантов должна быть организована в соответствии с содержанием осваиваемых профессиональных ролей и функций;

- в обучении должны использоваться витагенные и проблемные методы, предполагающие включение курсантов в анализ заданий, имеющий ярко выраженное ценностно-ориентационное содержание, что повышает практикоориентированность и вариативность военного образования;

- в основе разработки и применения практических заданий и упражнений необходимо опираться на задачный, ситуационно-проблемный, функциональный и ролевой подходы;

- в освоении теории и практики военной ценностно-ориентационной деятельности необходимо предоставлять курсантам право выбора содержания их самостоятельной работы в различных направлениях: научно-исследовательская, профессионально-познавательная, проектная, изобретательская и другие виды деятельности;

- военно-профессиональное взаимодействие курсантов должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать повышению их активности, осмысленности, избирательности и самостоятельности в построении и регулировании внутригрупповых и межгрупповых отношений;

- в освоении курсантами профессиональной деятельности предпочтение должно отдаваться игровому взаимодействию, деловым и ролевым ситуациям, в которых смоделированы реальные профессиональные и (или) общественные проблемы ценностно-ориентационного характера, т.е. принципиально важно преимущественное использование методов формирования поведения, тренировки, которые должны реализовываться наряду с информационным и мотивирующим воздействием, чтобы добиваться единства формирования сознания и поведения [8].

Таким образом, в результате реализации названных организационно-педагогических условий аксиологическая компетентность будущих офицеров должна состоять в осознании и принятии патриотизма как высшей профессиональной ценности, в готовности к выполнению конституционного долга по защите Отечества, как базовых ценностей, отраженных в сознании и чувствах курсантов. В терминологии Л.А. Мельникова и П.Е. Суслонова у них должен формироваться «профессиональный патриотизм» [9], являющийся основой для развития большинства личностных структур военнослужащих.

Проанализируем возможности других методологических подходов, которые также будут положены в основу разработки модели патриотического воспитания военнослужащих наряду с выделенными.

Философским основанием разработки модели патриотического воспитания военнослужащих на современном этапе, на наш взгляд, является гуманистический подход, состоящий в реализации идеи самоценности личности. В воспитании патриотизма он будет выражен в формировании адекватной гражданской идентичности и нахождении баланса между общественными ожиданиями (в сформированном гражданском самосознании военнослужащего и готовности к служению на благо Родины) и личностными устремлениями самого человека, которые не должны вступить в противоречие.

Антропологический, системный, деятельностный и культурологический подход будут определять построение модели патриотического воспитания курсантов на общенаучном уровне.

На основе системного подхода (В.П. Беспалько, М.А. Данилов и др.) будут определены источники и факторы, объективно влияющие на содержание и технологические подходы в воспитании патриотизма сегодня, выявлены внутренние и внешние противоречия исследуемого феномена, установлена взаимосвязь компонентов и условия успешного функционирования разрабатываемой модели.

Антропологический подход (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) обеспечит выбор адекватных средств и уход от формального отношения к процессу становления патриота, поскольку его педагогическая сущность состоит в «преодолении бездетности педагогики» [10], в стимулировании и поддержке осознанного самовоспитания, когда человек реализует себя в самодостаточных способах бытия, направленных на себя. Самовоспитание при этом понимается как управляемое саморазвитие и тождественно субъектности [11].

Опора на культурологический подход (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, В.М. Розин и др.) является основанием для рассмотрения патриотизма и героического прошлого России как феномена культуры, что, безусловно, ценно для формирования профессиональной культуры будущего военного специалиста в единстве ее аксиологического (осознание ценности национальной истории, языка, традиций, любовь к малой родине), деятельностного (готовность к выполнению своего профессионального долга) и личностно-творческого (осознание гражданственности как единения с народом, толерантность, личная ответственность за безопасность и суверенность страны, сохранность мира на планете) компонентов [12].

Приступая к анализу сущности патриотического воспитания в современных условиях, необходимо уточнить, что именно мы понимаем под патриотическим воспитанием военнослужащих. На основе теоретического анализа проблемы под термином «патриотическое воспитание курсантов военного вуза» мы понимаем важнейшую составную часть воспитания, как целенаправленное воздействие на формирование у будущих военных специалистов широкого патриотического мировоззрения и твердых патриотических убеждений, чувства верности и любви к Отечеству, уважения традиций, потребности активного участия в развитии экономической и военной мощи государства, готовности и способности к его защите [13].

Воспитание имеет деятельностный характер, что требует придания патриотической деятельности курсантов системообразующего статуса в рамках познавательной, коммуникативной, творческой и ценностно-ориентационной деятельности. При этом добиваться единства сознания и поведения курсантов можно только в том случае, если сформирована внутренняя положительная оценка и отношение к деятельности, что возможно при побуждении к глубокому осмыслению современности и истории страны через эмоциональное личностно значимое восприятие. Особую роль в этой связи исследователи отводят культурно-досуговой деятельности, обращая особое внимание на ее культуросозидающий потенциал [14].

В качестве современных специфических принципов патриотического воспитания курсантов, конкретизированных в соответствии с представленными методологическими подходами, мы выделяем:

- принцип гуманистической ориентированности образования требует внимания к тому, насколько в образовательном процессе созданы условия для проявления личностных особенностей курсантов, их учета при разработке индивидуальной образовательной траектории каждого из них, при этом важно, чтобы гуманность сочеталась с адекватной требовательностью к их поведению и деятельности;

- принцип интегративности можно рассматривать в нескольких аспектах: в структурном аспекте состоит в организации целостного педагогического процесса, где органично сочетается развитие, обучение и воспитание курсантов; в содержательном аспекте заключается в обеспечении единства методологии, теории и практики патриотического воспитания и его

ы

интеграции с другими направлениями воспитательной работы; в организационном аспекте его реализация предполагает выбор и использование наиболее адекватных решаемым задачам методов, средств и форм воспитания, сочетающихся между собой и обеспечивающих единство воспитательных воздействий);

- принцип деятельностного характера патриотического воспитания курсантов состоит в необходимости включения курсантов в разнообразную по содержанию и формам деятельность, формирующую и расширяющую их опыт патриотически направленной социально значимой деятельности;

- принцип вариативности и гибкости рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, он предполагает анализ социально-педагогической ситуации и проектирование концепции патриотического воспитания курсантов, исходя из исторического опыта его осуществления и реалий современности; с другой, заключается в учете особенностей, характерных для конкретного контингента воспитанников, и выборе таких средств педагогического воздействия, которые бы способствовали максимальному развитию личности каждого из них;

- принцип единства дискретного и непрерывного в патриотическом воспитании состоит в дозировании эмоциональной нагрузки при постоянном внимании к психологическому состоянию и качеству переживаний курсантов;

- принцип индивидуально-дифференцированной личностной ориентированности означает разумное сочетание и учет в ценностно-ориентационной деятельности личных и коллективных интересов, потребностей и возможностей и создание условий для их гармоничной реализации;

- принцип опоры на положительное в коллективе и личности требует серьезной аналитической и организационной деятельности по развитию воинских коллективов курсантов и формированию в них благоприятного психологического климата, создающего предпосылки для накопления опыта толерантного общения и взаимосвязанного поведения в ценностно-ориентационной деятельности;

- принцип народности предполагает опору на имеющийся опыт организации патриотического воспитания, на народную педагогику, состоит в изучении истории своего края, страны и истории армии.

Очевидно, что реализация названных положений требует придания работе по воспитанию патриотизма у военнослужащих системного характера, обновления методов, средств и технологий ее осуществления, учета региональных особенностей и возможностей вуза, отдельных кафедр и факультетов в отборе содержания профессиональной подготовки с точки зрения организации ценностно-ориентационной деятельности, непрерывного и последовательного мониторинга результатов, что нашло отражение в разработанной нами модели патриотического воспитания военнослужащих. Также необходимо остановиться на тех внешних условиях и обстоятельствах, которые были упомянуты в обосновании данной проблемы и сегодня существенно влияют на качество патриотического воспитания молодежи и военнослужащих, в частности.

С одной стороны, актуализация потребности в гражданине-патриоте обусловлена утратой и поиском идеологических оснований в стране, пережившей развал СССР, делигитимацию коммунистических идеалов, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов, появление рыночных отношений и обнищание населения, что существенно ослабило ее позиции и затормозило социальное и экономическое развитие. Исследователи считают, что население до сих пор испытывает «синдром пораженчества» и не может справиться с моральной травмой в связи с описанными событиями и явлениями [15]. С другой, исторически сложилось так, что патриотизм всегда был одной из ведущих и цементирующих общественное сознание ценностью в России, особенно в рядах военнослужащих. Для патриотизма российского народа характерно отражение в религиозных, нравственных, этических и философских представлениях о нормах жизни, в менталитете и особенностях языковых конструкций, что легло в основу положительного отношения россиян к таким понятиям, как

православие, соборность, созидательный труд, мужество и достоинство. Именно эти черты русского народа позволили ему выстоять в самых сложных испытаниях. Однако историческая память страны в сегодняшних условиях ментальной войны подвергается существенному пересмотру, а в осуществлении патриотического воспитания есть ряд специфических черт, на которые следует обратить внимание при его организации, как в гражданских вузах, так и в процессе подготовки будущих офицеров.

Первая из них обусловлена объективными характеристиками процессов глобализации и информатизации. Сегодня практически каждый молодой человек чувствует себя гражданином мира, имея возможность обучаться, общаться и жить в любой точке земного шара, не испытывая ни языковых, ни организационных, ни моральных проблем. Исследования ВЦИОМ свидетельствуют не только о резком сокращении год от года патриотически настроенных россиян, но и о склонности наиболее реактивной группы населения - молодежи - к миграции [3].

Вторая особенность, влияющая на организацию патриотического воспитания сегодня, состоит в том, что разрушена целостная система военно-патриотического воспитания, существовавшая, прежде всего, в образовательных учреждениях. И хотя во многом она носила формальный характер и не соответствовала решаемым задачам, как следствие - незнание и отрицание молодежью истории, неуважительное отношение к памятникам истории и культуры, достижениям и заслугам соотечественников в самых разных областях жизни и деятельности.

Следующей особенностью современных реалий организации воспитательного процесса в целом и патриотизма в частности является проблема становления различных видов идентичности и самоопределения молодых людей. Педагогии и психологи отмечают, что динамично меняющийся рынок труда и условия жизни не создают предпосылок для однозначного выбора направления обучения и будущей профессии, требуют формирования потребности в саморазвитии и обучении через всю жизнь [16]. Как следствие, у подрастающего поколения наблюдается проявление инфантилизма, «пассивности», что находит отражение в различных механизмах защиты и способах снятия внутренних противоречий: уход от действительности в виртуальную реальность, идентификация с агрессором, альтруистическое поведение, эгоцентризм и потребительское отношение к окружающим.

Четвертой особенностью, которая вызывает наиболее серьезные опасения у специалистов, является нарастание национализма среди молодежи, распространение радикальных идей, готовность участвовать в экстремистской деятельности для осуществления общественных преобразований и изменения существующей действительности [17]. Данная особенность в поведении молодежи связана с ситуацией экономической нестабильности, социальной неопределенности и напряженности в России. Основными причинами роста экстремистских настроений среди молодежи исследователи считают недостаточную социальную зрелость и социальное неравенство, побуждающие подростков и юношей, имеющих маргинальный и неопределенный статус, самоутвердиться любым способом [18].

Пятая особенность в организации патриотического воспитания сегодня заключается в необходимости пересмотра содержания самого термина «патриотизм». Если раньше его содержательное наполнение было связано с защитой Отечества и противопоставлением в семантическом поле «свой - чужой», то сегодня со всей очевидностью выражена потребность в формировании патриотизма как амбивалентного качества, что предполагает развитие одновременно преданности своему Отечеству и готовности его защищать с любовью к миру в целом и ответственному отношению ко всему, что происходит на планете. В результате должен получаться не воин-агрессор, а воин-миротворец, эколог, защитник всего живого в условиях ядерного противостояния, угрозы использования химического и биологического оружия. Так, М.М. Акулич, Г.З. Ефимова, М.В. Худякова, М.В. Косицына выделяют эколого-патриотическое воспитание в отдельное направление военно-патриотического воспитания [19], которое направлено на усвоение и соблюдение правовых и нравственных принципов природопользования, на формирование потребности в активной деятельности по охране окружающей среды.

Шестая особенность в осуществлении патриотического воспитания сегодня связана с активно разворачивающейся на нашей территории ментальной войной, направленной на разрушение национального самосознания россиян, формирование новых культурных кодов, не соответствующих отечественному менталитету, переписывание истории и т.п. Ее опасность, к сожалению, еще не осознается как чрезвычайно разрушительная и фатальная, но она очевидна в воздействии на молодое поколение, информационная жизнь которых происходит в большей мере на просторах интернета и СМИ, являющихся основными средствами воздействия на сознание, убеждения, мнения и оценки.

Выделенные особенности со всей очевидностью позволяют нам констатировать, что эффективность патриотического воспитания может быть существенно повышена, если будут учтены следующие объективные обстоятельства:

1) Процесс обучения и воспитания в военном вузе предполагает не просто реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации военного образования, но требует усиления ее аксиологической направленности, формирования аксиологической компетентности курсантов. Принципиально важным качеством в этой связи является формирование толерантности. Исследователи убеждены, что именно оно лежит в основе реконструирования гражданского общества и построения новой российской идентичности [16, 20]. Чувство толерантности, по мнению Н.А. Ореховской, имеет первостепенное значение в снятии межэтнической напряженности в поликультурном взаимодействии, что способно сплотить население России, независимо от конфессиональной и этнической принадлежности [17].

2) Поскольку смысл профессии военного - готовность к выполнению гражданского долга по защите Отечества - наиболее близок к сущности патриотизма как морального принципа, разделяем точку зрения Мельниковой Л.А. и Суслонова П.Е. о возможности введения термина «профессиональный патриотизм» [20, с. 102] и закрепления в кодексе профессиональной этики военнослужащего (Уставе внутренней службы ВС РФ) понятия лояльности как верности ведомству, государству и стране, что конкретизировало бы «профессионализацию» термина «патриотизм» применительно в военной службе.

3) Воспитание имеет деятельностный характер, что требует придания патриотической деятельности курсантов системообразующего статуса в рамках познавательной, коммуникативной, творческой и ценностно-ориентационной деятельности. При этом добиваться единства сознания и поведения курсантов можно только тогда, если сформирована внутренняя положительная оценка и отношение к деятельности, что возможно при побуждении к глубокому осмыслению современности и активизации внимания будущих офицеров к героическому прошлому страны через эмоциональное личностно значимое восприятие. Особую роль в этой связи исследователи отводят культурно-досуговой деятельности, обращая особое внимание на ее культуросозидающий потенциал [14, 21].

4) Процесс организации патриотического воспитания в военном вузе должен основываться на государственных программах патриотического воспитания и предполагать обязательную разработку Программы патриотического воспитания курсантов конкретного образовательного учреждения с учетом специфики их возраста, характеристик осваиваемых военных профессий, истории края и вуза, условий и возможностей для осуществления практики патриотической деятельности.

5) Информационная закрытость и ограниченность пользования сетью Интернет, характерная для военных вузов, ведет к недооценке его возможностей в патриотическом воспитании будущих офицеров. Поэтому развитие информационно-образовательной среды военного вуза будет способствовать в т.ч. и решению вопроса активизации патриотического воспитания курсантов. Однако решать этот вопрос важно с учетом того массированного информационного воздействия, которое оказывается в условиях ментальной войны. В этой связи суверенизация интернета является одной из принципиальных возможностей защиты, которая может быть реализована в условиях военного вуза.

6) Неверно предавать забвению и недооценивать опыт патриотического воспитания в Советском союзе [15, 16]. Очевидно, что создание и развитие молодежных организаций государственно-патриотической направленности в Вооруженных силах может существенно повысить эффективность патриотического воспитания военнослужащих.

Проведенный анализ внешних и внутренних социально-политических и экономических условий позволяет утверждать, что сегодня проблемное поле патриотического воспитания представлено рядом существенных аспектов, недостаточное внимание к которым может свести на нет самые благие цели. Именно поэтому принципиально важным этапом в разработке модели патриотического воспитания в военном вузе, на наш взгляд, является целевой этап, позволяющий сориентироваться как в представленных методологических основаниях, так и в исходных теоретических позициях (поэтому его также можно назвать ориентационно-целевым), что обеспечивает жизнеспособность модели в дальнейшем. Рассмотрим его основное содержательное наполнение.

Разработка модели патриотического воспитания курсантов на конкретно-научном уровне должна опираться на субъектный, средовой и диалоговый подходы, призванные взаимосвязано влиять на процесс культурной идентификации и жизненного самоопределения военнослужащих, на развитие их реалистической Я-концепции, способности анализировать нравственные и гражданско-патриотические проблемы, критически оценивать происходящее и осознанно принимать решения, руководствуясь собственным субъектным опытом, строить свою жизнь на основе социально одобряемых и внутренне принятых нравственных ценностей и установок, нормативных образцов патриотического поведения и качеств личности, соответствующих званию патриота и гражданина в высоком смысле.

Сущность патриотического воспитания курсантов состоит в организации целенаправленной деятельности по формированию у будущих офицеров адекватной гражданской идентичности и высокого патриотического самосознания, основанного на чувстве гордости за свое Отечество и верности ему, а также готовности к выполнению своего гражданского долга по его защите. В военном образовательном учреждении в этой связи должны быть созданы такие технологические и средовые возможности, которые бы обеспечивали не просто духовно-нравственное воспитание военнослужащих на качественно новых основаниях, но возрождение патриотизма и гражданственности как принципиально важных нравственных ценностей.

Основными задачами, решаемыми в процессе воспитания патриотизма военнослужащих, в обозначенном проблемном поле являются:

- формировать у курсантов ценностное отношение к самому себе, потребность в счастливой жизни и самореализации на основе высоких морально-нравственных идеалов и навыков ЗОЖ;

- формировать у курсантов ценностное отношение к личности другого, толерантность, принятие другого как данности;

- формировать у курсантов ценностное отношение к обществу, его духовно-нравственным и культурным идеалам, формировать национальное самосознание;

- формировать у курсантов ценностное отношение к государству, его истории, идеалам, целостности и суверенности;

- создавать условия для проявления и развития социальной ответственности курсантов, деятельностной целеустремленности, имеющей конкретное выражение в основных видах деятельности;

- создавать условия для формирования законопослушности и принятия норм коллективной жизни наряду с чувством справедливости и потребности в укреплении и защите норм человеческого и государственного права;

- создавать условия для проявления собственных потребностей и интересов курсантов в выполнении воинского, общественного и государственного долга.

Решение поставленных задач требует определения содержательной специфики патриотического воспитания курсантов военных вузов. С этой целью могут быть рассмотрены и проанализированы отдельные направления патриотического воспитания, среди которых: гражданское, военно-патриотическое, национально-патриотическое, героико-патриотическое, гражданско-патриотическое.

Гражданское воспитание как часть патриотического воспитания представляет собой ту основу, на которой строится все остальное. Содержанием гражданского воспитания является освоение правовой культуры, выработка осознанной гражданской позиции, формирование готовности к добровольному и сознательному служению на благо народа, страны и государства. Целью и результатом гражданского воспитания как составляющей патриотического является гражданственность, которую можно рассматривать как совокупность образований, в числе которых ориентация на гуманистические ценности в отношениях и деятельности, культура межнационального и межличностного общения, чувство долга.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование патриотического сознания, состоящего в усвоении военной истории и воинских традиций, в верности воинскому долгу, как в мирное, так и в военное временя, в формировании дисциплинированности и ответственности на высоком уровне. Целью и результатом этого направления патриотического воспитания курсантов является формирование чувства гордости за русское оружие и готовности к военной службе.

С развитием патриотического сознания непосредственно связан и такой вид патриотического воспитания, как героико-патриотическое, содержанием которого является пропаганда военных профессий и военной службы, распространение информации о знаменательных событиях прошлого и современности, отмеченных доблестью наших солдат и офицеров. Основной целью данного направления работы является формирование представления о роли личности в истории и убежденности в возможности внести свой вклад в развитие и поддержание безопасности страны.

Содержательным аспектом национально-патриотического воспитания курсантов является формирование уважительного отношения к национальной культуре, любви к своей малой родине, чувства гордости за народ, частью которой курсант является, при том, что это должно быть непротиворечивое представление, позволяющее ему быть толерантным по отношению к представителям других культур и народов, основанное на понимании ценности и уникальности любого национального наследия и проявления самобытности. Целью национально-патриотического воспитания является формирование национального самосознания курсантов.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование гражданско-правового самосознания, целью которого является формирование высоких нравственных качеств, чувства собственного достоинства и уважения к собственному «Я» на основе глубокого и точного знания законов, прав и обязанностей граждан, уважения к закону и готовности поддерживать его реализацию на службе и в быту.

Выводы. Проведенный анализ свидетельствует о том, что проблемное поле патриотического воспитания военнослужащих сегодня представлено рядом специфических характеристик и признаков. Его появление обусловлено очевидной потребностью в укреплении государственной российской идентичности на основе патриотических идей и ценностей, что объективно затруднено исторически сложившейся ситуацией, которая обусловлена причинами социально-экономического и политического происхождения.

Работа в данном направлении вызвана потребностью в переосмыслении теоретико-методологических и прикладных основ воспитания патриотизма военнослужащих в условиях социальных перемен и разработке научно-обоснованных рекомендаций и наставлений по совершенствованию современной системы воспитания патриотизма военнослужащих в условиях определения идеологических основ и необходимости противоборства терроризму. Она должна строиться на основе аксиологического и деятельностного подхода, которые мы рассматриваем как основополагающие.

В содержании патриотического воспитания молодежи в целом и военнослужащих, в частности, можно выделить несколько взаимосвязанных направлений работы, уточненное содержание которых позволяет организовывать ее более целенаправленно, отбирая адекватные средства и методы воздействия.

Проведенный анализ позволил нам конкретизировать содержательное наполнение самого понятия «патриотическое воспитание», под которым мы понимаем формирование патриотических чувств, основанных на самопринятии и самоуважении, любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое и настоящее, готовности к служению Отечеству и приложению максимальных сил для его процветания и развития.

Очевидно, что в условиях ментальной войны, действие которой направлено не на захват территории, а на трансформацию сознания населения, внимание к формированию и развитию патриотических чувств является одной из первоочередных задач, которая должна решаться на всех уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis, 2013. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://st-hum.ru/node/37 (дата обращения 14.02.2023).

2. Национальный вопрос в России? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 04.08.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114328 (дата обращения 14.02.2023).

3. Почему уезжают из России? Мнение потенциальных эмигрантов // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 28.03.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112642 (дата обращения 14.02.2023).

4. Фальсификаторы истории и нужно ли с ними бороться? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 08.05.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115249 (дата обращения 14.02.2023).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 // СЗ РФ. 2016. № 2. Ч. I. Ст. 368.

6. Рубан А.В., Хазова С.А. Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник АГУ. Выпуск 3 (183). 2016. С. 74-80.

7. Никлаус А.А., Черняховский С.Ф. Политическое сознание современной России и ее ценностные расколы // Власть. 2015. № 12. С. 113-117.

8. Скибо Т.Ю., Мещерякова Е.И., Берестевич Г.В. Психолого-педагогические основы формирования и развития качеств личности в педагогическом процессе // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. С. 53-63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vva.mil.ru/Izdaniay/VKS-teoriya-i-praktika (дата обращения 14.02.2023).

9. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101-103.

10. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. 580 с.

11. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.

12. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

13. Скибо Т.Ю. Проблемы и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Актуальные проблемы и перспективы развития профессиональных образовательных организаций: материалы XX Юбилейной Всеросс. науч.-практ. конф.

ы

(Воронеж, 16 мая 2019 г.) / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж: ВГПГК, 2019. Ч.1. С. 7-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Бутинов К.В. Роль культурно-досуговой деятельности в развитии гражданско-патриотических качеств офицера полиции: проблема поиска инновационных форм // Вестник КАЗГУКИ. 2016. № 3. С. 144-146.

15. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. 252 с.

16. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов; под ред. С.В. Дармодекина, А.К. Быкова. М.: ГНИИ семьи и воспитание, 2007. 328 с.

17. Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3.

18. Россия на новом переломе: страхи и тревоги; под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В В. Петухова. М.: Альфа-М, 2013.

19. Акулинич М.М., Ефимова Г.З., Худякова М.В., Косицына М.В. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе (результаты социологического исследования обучающихся Тюменского государственного университета) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Том 1. № 1 (1). С. 42-53.

20. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101-103.

21. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2001. Выпуск 7 (99). С. 68-73.

REFERENCES

1. Lutovinov V.I. Sovremennyj rossijskij patriotizm: suschnost', osobennosti, osnovnye napravleniya // Studia Humanitatis, 2013. № 1. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://st-hum.ru/node/37 (data obrascheniya 14.02.2023).

2. Nacional'nyj vopros v Rossii? // Vserossij skij centr izucheniya obschestvennogo mneniya. 04.08.2013. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114328 (data obrascheniya 14.02.2023).

3. Pochemu uezzhayut iz Rossii? Mnenie potencial'nyh 'emigrantov // Vserossij skij centr izucheniya obschestvennogo mneniya. 28.03.2012. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112642 (data obrascheniya 14.02.2023).

4. Fal'sifikatory istorii i nuzhno li s nimi borot'sya? // Vserossij skij centr izucheniya obschestvennogo mneniya. 08.05.2015. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115249 (data obrascheniya 14.02.2023).

5. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gg.»: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 // SZ RF. 2016. № 2. Ch. I. St. 368.

6. Ruban A. V., Hazova S.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya aksiologicheskoj kompetentnosti kursantov // Vestnik AGU. Vypusk 3 (183). 2016. pp. 74-80.

7. Niklaus A.A., Chernyahovskij S.F. Politicheskoe soznanie sovremennoj Rossii i ee cennostnye raskoly // Vlast'. 2015. № 12. pp. 113-117.

W g

U

8. Skibo T.Yu., Mescheryakova E.I., Berestevich G.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya kachestv lichnosti v pedagogicheskom processe // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2022. № 22. pp. 53-63. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vva.mil.ru/Izdaniay/VKS-teoriya-i-praktika (data obrascheniya 14.02.2023).

9. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. pp. 101-103.

10. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Stanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel'nyh processah. M.: Izdatel'stvo PSTGU, 2013. 580 p.

11.Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap. M.: Akademiya, 2006. 400 p.

12. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennostej. SPb.: TOO TK «Petropolis», 1997. 205 p.

13. Skibo T.Yu. Problemy i perspektivy patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennoj Rossii // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij: materialy XX Yubilejnoj Vseross. nauch.-prakt. konf. (Voronezh, 16 maya 2019 g.) / Voronezh. gos. prom.-gumanitar. kolledzh. Voronezh: VGPGK, 2019. Ch. 1. pp. 7-13.

14. Butinov K.V. Rol' kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v razvitii grazhdansko-patrioticheskih kachestv oficera policii: problema poiska innovacionnyh form // Vestnik KAZGUKI. 2016. № 3. pp. 144-146.

15. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t, 2001. 252 p.

16. Vospitanie patriotizma v usloviyah social'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye osnovy / A.N. Vyrschikov, M.B. Kusmarcev, V.I. Lutovinov, G.N. Filonov; pod red. S.V. Darmodekina, A.K. Bykova. M.: GNII sem'i i vospitanie, 2007. 328 p.

17. Orehovskaya N.A. Patrioticheskie cennosti v massovom soznanii sovremennoj rossijskoj molodezhi / N.A. Orehovskaya // Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2013. № 3.

18. Rossiya na novom perelome: strahi i trevogi; pod red. M.K. Gorshkova, R. Krumma, V.V. Petuhova. M.: Al'fa-M, 2013.

19. Akulinich M.M., Efimova G.Z., Hudyakova M.V., Kosicyna M.V. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj studencheskoj molodezhi v vuze (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya obuchayuschihsya Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta) // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2015. Tom 1. № 1 (1). pp. 42-53.

20. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. pp. 101-103.

21. Gladkih V.V. Dosugovaya deyatel'nost' vysshih uchebnyh zavedenij kak osnova realizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi // Vestnik TGU. Gumanitarnye nauki. Pedagogika i psihologiya. 2001. Vypusk 7 (99). pp. 68-73.

© Скибо Т.Ю., Чужинов И.Ю., 2023

Скибо Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, tatskibo@yandex.ru.

Чужинов Илья Юрьевич, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры (кадровой и организационно-мобилизационной работы), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, atlet_1980@rambler.ru.

ы

UDK 355:23 GRNTI 78.19.07

PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL: A PROBLEM FIELD

T.Y. SKIBO, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) I.Y. CHUZHINOV, Candidate of Military Sciences MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The concept of «patriotic education» is considered in the context of the formation of the worldview of modern young people and military personnel, in particular. Objective factors and environmental specifics of the organization of patriotic education of young people today, where the main attention is paid to the mental war being waged against our country, are characterized. The article analyzes the axiological and activity foundations of the formation of a value attitude to military service in the conditions of transformation of the value system at the state, social and household levels under the influence of mental warfare.

Keywords: patriotism, patriotic education, mental war, features of the education of the worldview in the conditions of mental war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.