Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание военнослужащих как гарантия сохранения национальной безопасности России'

Патриотическое воспитание военнослужащих как гарантия сохранения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зима Д. Г.

Автор рассматривает опыт патриотического воспитания в военных корпусах и училищах царской России на рубеже XIX XX веков. Патриотическое воспитание в Советской России в довоенный период, сыгравшее положительную роль в борьбе советского народа против фашистских захватчиков. В послевоенные годы патриотическое воспитание стали рассматривать как часть общего обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зима Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание военнослужащих как гарантия сохранения национальной безопасности России»

УДК 371.4

Д. Г. ЗИМА, соискатель НОУ ВПО «ОмГА»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Автор рассматривает опыт патриотического воспитания в военных корпусах и училищах царской России на рубеже XIX — XX веков. Патриотическое воспитание в Советской России в довоенный период, сыгравшее положительную роль в борьбе советского народа против фашистских захватчиков. В послевоенные годы патриотическое воспитание стали рассматривать как часть общего обучения и воспитания.

Нравственность. Патриотизм. Патриотическое воспитание.

Patriotic education of military men as a guarantee of preservation of national safety of russia

The author examines the experience of patriotic education in military cases and schools of imperial Russia on a boundary of XIX - XX centuries. Patriotic education in the Soviet Russia during the pre-war period, played a positive role in struggle of Soviet people against fascist aggressors. In post-war years patriotic education began to examine as a part of the common training and education.

Morals. Patriotism. Patriotic education.

На рубеже XIX - XX веков, несмотря на целый ряд проблем и противоречий в обучении и воспитании войск русской армии, передовые представители русской армии продолжали на практике отстаивать положение о решающей роли нравственности и патриотизма на войне. Полковник Генерального штаба П.И. Изместьев, рассматривая в 1906 г. проблему морального воспитания солдата, отмечает: «Наша задача - развить в солдате чувство долга и любви к Отечеству, развить в нем глубокое понятие о чувстве чести, развить в нем самолюбие, презрение к опасности, привить ему убеждение в пользе разумной дисциплины, твердой воли, духа преданности, готовности отдать свою жизнь за Родину... Мы слишком увлеклись внешней стороной дела, мы слишком мало заботились о духовном мире нашего солдата. Имеет ли наш солдат должное понятие о том, что такое Отечество? А между тем освоение этой идеи необходимо, так как иначе он не может сознательно выполнить долг свой перед Родиной...»1.

Огромную роль в воспитании юнкеров играла организация тщательного отбора офицеров-воспитателей для военных училищ. Офицер, желавший служить в военном училище, должен был иметь выслугу лет: пять лет офицерской службы, из них непосредственно перед назначением - не менее двух лет в командной должности. Помимо этого он должен был представить отличную аттестацию за последние два аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера. Избранные начальником училища кандидаты прикомандировывались к училищу на испытание в течение двух лет, числясь на этот срок во временной командировке от своих частей. В целом преподаватели и воспитатели в офицерских корпусах царской России хорошо знали, кого им следует воспитывать и что при этом необходимо использовать.

С детских лет в военных корпусах или училищах будущие офицеры воспитывались в духе преданности вере, царю и любви к Отечеству. Известная всем формула «За веру, царя и Отечество» определила собою официальную политическую идеологию

1 О долге и чести воинской в Российской армии : собрание материалов, документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. - М. : Воениздат, 1981. - С. 212.

офицерства . В основе офицерской морали лежало выполнение воинского долга, и в этом отношении русский офицерский корпус изучаемого нами периода был на высоте. Так, по официальным данным, с ноября 1904 г. по сентябрь 1905 г. убитыми, ранеными и пропавшими без вести среди офицеров числилось 30%, а среди солдат - 20%. При этом процент убитых среди офицеров составлял 4,1, среди солдат - 2,5 . Особое внимание к вопросам обучения и воспитания войск стали проявлять в России после бесславного поражения в Русско-Японской войне.

В те годы большинство работ, посвященных военно-педагогической тематике, касалось вопросов взаимосвязи морально-этических отношений офицера и солдата с боевым духом войск. Целая система реформ в вопросах обучения, воспитания и службы офицеров и солдат русской армии развернута в работах генерала Д.Н. Парского. Фундаментальные труды и статьи, опубликованные в периодической печати России, имели одну направленность - они обобщали мысли офицеров и генералов, искавших эффективные возможности повышения боеспособности русской армии на путях существенного улучшения воспитания и обучения офицеров и солдат. Большой вклад в воспитание солдата внесли своими научными трудами военные педагоги конца XIX -начала XX веков: В.А. Самсонов («Мысль современного офицера»), П.И. Изместьев («Из области военной психологии»), В.Л. Райковский («Военное воспитание»), М. Левитский («Воспитание солдата»)4. В своих работах они подчеркивали необходимость патриотического воспитания солдат и офицеров. Особое внимание они уделяли воспитанию молодых офицеров, ибо это передовой отряд армии, ее будущее лицо, им учить своих подчиненных.

Так как официальная система подготовки офицеров носила ярко выраженный классовый характер и страдала всеми пороками социального строя дореволюционной России, ценные педагогические мысли передовых людей того времени в значительной мере не могли быть реализованы. Генерал-лейтенант Л.Н. Макаров в то время в одном из своих писем Д.А. Малютину писал: «Настоящее положение наших кадетских корпусов, напоминающее старые военно-учебные заведения, требует самых серьезных мер для поднятия в них дела воспитания. В основу учебно-воспитательного дела современных кадетских корпусов необходимо снова положить те разумные серьезные

педагогические начала, какие признавались необходимыми для бывших военных гимназий...; не придавая надлежащего значения делу обучения и думая, что успех нравственного воспитания может быть достигнут независимо от учения, мы доведем наши военно-учебные заведения до полного растления»5.

С приходом в Россию советской власти государство во многом взяло на себя функции воспитания граждан. Большое значение стали играть СМИ (кино, газеты, журналы), Россия перестала быть безграмотной страной. Началась подлинно научная разработка педагогических и военно-педагогических основ патриотического воспитания в процессе обучения. Был взят курс на создание новой общественно-экономической формации, превратившей высшую школу в проводника идей общечеловеческого содержания, в орудие перестройки общества на гуманистических началах. Были разработаны важнейшие методологические вопросы воспитания и обучения молодежи. Специалисты, оканчивающие вуз, должны быть не только профессионально подготовленными людьми, но и высококультурными, с развитым мировоззрением гражданами.

Выдающиеся военачальники того времени подчеркивали важность воспитания в области подготовки военных кадров. М.И. Фрунзе и М.Н. Тухачевский, как и многие

2 Драгомиров, М. И. Избранные труды / М.И. Драгомиров. - М. : Воениздат, 1956. - С. 134.

3 Кривицкий, А. Ю. Традиции русского офицерства / А.Ю. Кривицкий. - М. : Воениздат, 1945. - С. 176.

4 О долге и чести воинской в Российской армии : собрание материалов документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. - М. : Воениздат, 1981.

5 Зайончковский, П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий (1881-1903 гг.) / П.А. Зайончковский. - М. : Мысль, 1973. - С. 306.

другие, поддерживали положение о том, что для воспитания красных командиров необходимо использовать весь комплекс учебных дисциплин в ходе их изучения.

Настоящим испытанием для таких черт человеческого характера как нравственность и патриотизм, стали годы Великой Отечественной войны. Российский народ покрыл себя неувядаемой славой народа-освободителя человечества от фашистской чумы. Как и в годы Отечественной войны столетней давности, русский солдат шел в бой, проявляя чудеса героизма, за родную землю, за Отчизну. Что давало силы совсем юным, вчерашним школьникам, невзирая на смерть, идти на врага и ценой собственной жизни отстаивать свободу своей Родины? Конечно же, должным образом организованная работа по патриотическому воспитанию молодого поколения в довоенной Советской России, именно она являлась важнейшим фактором в борьбе советского народа против фашистской Германии. Повсеместно проводимая во всех школах, вузах и общественных организациях данная воспитательная деятельность сыграла в годы Великой Отечественной войны огромную положительную роль в борьбе народа против фашистских захватчиков. Миллионы людей с высоким духовным порывом, горячо любящих свое Отечество, истинных патриотов вставали на защиту Родины.

В послевоенное время в нашей стране были открыты военно-педагогические институты, появились кафедры педагогики и психологии в военных академиях и училищах. Вопросы воспитания по-прежнему занимали ведущее место в педагогической науке. С 60-х годов проблема воспитания в процессе обучения, его патриотической составляющей стала рассматриваться с позиции личностного подхода, то есть не только со стороны внешних воздействий, осуществляемых педагогом посредством содержания, методов и организации обучения, но и со стороны особенностей умственной деятельности обучаемых, усвоения ими знаний, навыков, умений, привычек поведения в зависимости от реального отношения обучаемого к обучению, к нормам поведения, влияния личного жизненного опыта, мотивов деятельности и т.д.

И.Ф. Харламов определяет сущность патриотизма как личностной характеристики человека через наименьшую единицу его поведения - поступок. Поступок обычно выражается в каком-либо действии или состоянии человека при определенных условиях.

«...Всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно

6

рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности» . Известный педагог И.А. Каиров писал: «Одной из важнейших задач воспитания является

7

развитие патриотического сознания, чувств и поведения человека» .

И.С. Марьенко считает, что в патриотическом становлении и развитии личности решающую роль играет единство внешних и внутренних условий. Он утверждает, что у каждого обучаемого как сложного и непрерывно развивающегося социального существа имеется множество черт, которые в тесном взаимодействии составляют ценность его личности, свойства, которые определяются системой общественных отношений.

По мнению Н.И. Рейнвальд, патриотический долг - это осознанная потребность поступать в соответствии с той или иной этической (нравственной) нормой поведения, или, другими словами, осознание своих обязанностей перед обществом. Человек, проникшийся чувством долга, считает себя обязанным действовать должным образом. В своих работах автор утверждает, что любовь к Отечеству выражается в наличии потребности в других людях и стремление принести им пользу, быть нужным; чувство долга перед Отечеством является проявлением любви к Отечеству и ею обусловливается .

А.В. Усова рассматривает вопросы нравственного и патриотического воспитания в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в комплексе с гражданским воспитанием. В ее работах дается подробный анализ состояния этих качеств на

6 Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - М. : Юрист, 1997. - С. 282.

7 Каиров, И. А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания. Проблемы социалистической педагогики / И.А. Каиров. - М. : Просвещение, 1973. - С. 393.

8 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1975. -С. 160-161.

современном этапе развития нашего общества, анализ воспитанности у личности данных качеств, подчеркивается огромное значение наличия этих общечеловеческих качеств для развития общества, рассматриваются возможные методологические пути привития этих качеств учащимся в ходе их обучения9.

B.А. Черкасов исследует проблему становления современной личности в русле практического направления поиска возможных путей ее решения с учетом выдвигаемой концепции образования в современном учебном заведении, указывающей на возможные пути решения проблемы сущности личности в общем образовательном пространстве. Методологической основой исследований в данном направлении является использование цивилизационного, культурологического, формационного, комплексно-деятельного и системно-оптимизацион-ного педагогических подходов.

О.Р. Шефер в своих работах раскрывает методологические и дидактические аспекты проблемы, связанные с нравственным и патриотическим воспитанием учащихся в процессе их обучения. Она подробно рассматривает теоретические основы деятельности педагогов в решении воспитательных задач по привитию обучаемым патриотических и гражданских качеств личности, рассматривает возможные основные направления в деятельности педагогов по реализации воспитательных функций процесса обучения физике, а также факторы, определяющие воспитательные функции данного воспитания.

А.И. Сопочкин рассматривает проблему формирования педагогических условий нравственного развития личности курсантов военного вуза и аспекты нравственного и патриотического формирования личности офицера.

C.М. Ковалев утверждает, что патриотическое воспитание в демократическом обществе предполагает целенаправленное формирование в каждом человеке высоких нравственных и патриотических качеств, основанных на глубоком знании моральных норм, принципов и идеалов, на уверенности в их истинности и исторической правоте и, наконец, на потребности неуклонно следовать им в своем поведении10.

Армия с точки зрения внешних функций является специфической организацией, которая с помощью вооруженных средств обеспечивает осуществление общенациональных интересов, прежде всего защиту Отечества. Необходимо отметить, что патриотизм - любовь к Родине, преданность, стремление своими действиями служить ее интересам - является определяющим патриотическим качеством военнослужащих и относится, как показывает история человечества, к группе так называемых общечеловеческих качеств.

Рецензент: А. А. Головин, д-р мед. наук, профессор

9 Усова, А. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. - М. Просвещение, 1984. - С. 198.

10 Ковалев, С. М. Воспитание и самовоспитание / С.М. Ковалев. - М. : Мысль, 1986. - С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.