УДК 371.4
Д. Г. ЗИМА, соискатель НОУ ВПО «ОмГА»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Автор рассматривает опыт патриотического воспитания в военных корпусах и училищах царской России на рубеже XIX — XX веков. Патриотическое воспитание в Советской России в довоенный период, сыгравшее положительную роль в борьбе советского народа против фашистских захватчиков. В послевоенные годы патриотическое воспитание стали рассматривать как часть общего обучения и воспитания.
Нравственность. Патриотизм. Патриотическое воспитание.
Patriotic education of military men as a guarantee of preservation of national safety of russia
The author examines the experience of patriotic education in military cases and schools of imperial Russia on a boundary of XIX - XX centuries. Patriotic education in the Soviet Russia during the pre-war period, played a positive role in struggle of Soviet people against fascist aggressors. In post-war years patriotic education began to examine as a part of the common training and education.
Morals. Patriotism. Patriotic education.
На рубеже XIX - XX веков, несмотря на целый ряд проблем и противоречий в обучении и воспитании войск русской армии, передовые представители русской армии продолжали на практике отстаивать положение о решающей роли нравственности и патриотизма на войне. Полковник Генерального штаба П.И. Изместьев, рассматривая в 1906 г. проблему морального воспитания солдата, отмечает: «Наша задача - развить в солдате чувство долга и любви к Отечеству, развить в нем глубокое понятие о чувстве чести, развить в нем самолюбие, презрение к опасности, привить ему убеждение в пользе разумной дисциплины, твердой воли, духа преданности, готовности отдать свою жизнь за Родину... Мы слишком увлеклись внешней стороной дела, мы слишком мало заботились о духовном мире нашего солдата. Имеет ли наш солдат должное понятие о том, что такое Отечество? А между тем освоение этой идеи необходимо, так как иначе он не может сознательно выполнить долг свой перед Родиной...»1.
Огромную роль в воспитании юнкеров играла организация тщательного отбора офицеров-воспитателей для военных училищ. Офицер, желавший служить в военном училище, должен был иметь выслугу лет: пять лет офицерской службы, из них непосредственно перед назначением - не менее двух лет в командной должности. Помимо этого он должен был представить отличную аттестацию за последние два аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера. Избранные начальником училища кандидаты прикомандировывались к училищу на испытание в течение двух лет, числясь на этот срок во временной командировке от своих частей. В целом преподаватели и воспитатели в офицерских корпусах царской России хорошо знали, кого им следует воспитывать и что при этом необходимо использовать.
С детских лет в военных корпусах или училищах будущие офицеры воспитывались в духе преданности вере, царю и любви к Отечеству. Известная всем формула «За веру, царя и Отечество» определила собою официальную политическую идеологию
1 О долге и чести воинской в Российской армии : собрание материалов, документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. - М. : Воениздат, 1981. - С. 212.
офицерства . В основе офицерской морали лежало выполнение воинского долга, и в этом отношении русский офицерский корпус изучаемого нами периода был на высоте. Так, по официальным данным, с ноября 1904 г. по сентябрь 1905 г. убитыми, ранеными и пропавшими без вести среди офицеров числилось 30%, а среди солдат - 20%. При этом процент убитых среди офицеров составлял 4,1, среди солдат - 2,5 . Особое внимание к вопросам обучения и воспитания войск стали проявлять в России после бесславного поражения в Русско-Японской войне.
В те годы большинство работ, посвященных военно-педагогической тематике, касалось вопросов взаимосвязи морально-этических отношений офицера и солдата с боевым духом войск. Целая система реформ в вопросах обучения, воспитания и службы офицеров и солдат русской армии развернута в работах генерала Д.Н. Парского. Фундаментальные труды и статьи, опубликованные в периодической печати России, имели одну направленность - они обобщали мысли офицеров и генералов, искавших эффективные возможности повышения боеспособности русской армии на путях существенного улучшения воспитания и обучения офицеров и солдат. Большой вклад в воспитание солдата внесли своими научными трудами военные педагоги конца XIX -начала XX веков: В.А. Самсонов («Мысль современного офицера»), П.И. Изместьев («Из области военной психологии»), В.Л. Райковский («Военное воспитание»), М. Левитский («Воспитание солдата»)4. В своих работах они подчеркивали необходимость патриотического воспитания солдат и офицеров. Особое внимание они уделяли воспитанию молодых офицеров, ибо это передовой отряд армии, ее будущее лицо, им учить своих подчиненных.
Так как официальная система подготовки офицеров носила ярко выраженный классовый характер и страдала всеми пороками социального строя дореволюционной России, ценные педагогические мысли передовых людей того времени в значительной мере не могли быть реализованы. Генерал-лейтенант Л.Н. Макаров в то время в одном из своих писем Д.А. Малютину писал: «Настоящее положение наших кадетских корпусов, напоминающее старые военно-учебные заведения, требует самых серьезных мер для поднятия в них дела воспитания. В основу учебно-воспитательного дела современных кадетских корпусов необходимо снова положить те разумные серьезные
педагогические начала, какие признавались необходимыми для бывших военных гимназий...; не придавая надлежащего значения делу обучения и думая, что успех нравственного воспитания может быть достигнут независимо от учения, мы доведем наши военно-учебные заведения до полного растления»5.
С приходом в Россию советской власти государство во многом взяло на себя функции воспитания граждан. Большое значение стали играть СМИ (кино, газеты, журналы), Россия перестала быть безграмотной страной. Началась подлинно научная разработка педагогических и военно-педагогических основ патриотического воспитания в процессе обучения. Был взят курс на создание новой общественно-экономической формации, превратившей высшую школу в проводника идей общечеловеческого содержания, в орудие перестройки общества на гуманистических началах. Были разработаны важнейшие методологические вопросы воспитания и обучения молодежи. Специалисты, оканчивающие вуз, должны быть не только профессионально подготовленными людьми, но и высококультурными, с развитым мировоззрением гражданами.
Выдающиеся военачальники того времени подчеркивали важность воспитания в области подготовки военных кадров. М.И. Фрунзе и М.Н. Тухачевский, как и многие
2 Драгомиров, М. И. Избранные труды / М.И. Драгомиров. - М. : Воениздат, 1956. - С. 134.
3 Кривицкий, А. Ю. Традиции русского офицерства / А.Ю. Кривицкий. - М. : Воениздат, 1945. - С. 176.
4 О долге и чести воинской в Российской армии : собрание материалов документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. - М. : Воениздат, 1981.
5 Зайончковский, П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий (1881-1903 гг.) / П.А. Зайончковский. - М. : Мысль, 1973. - С. 306.
другие, поддерживали положение о том, что для воспитания красных командиров необходимо использовать весь комплекс учебных дисциплин в ходе их изучения.
Настоящим испытанием для таких черт человеческого характера как нравственность и патриотизм, стали годы Великой Отечественной войны. Российский народ покрыл себя неувядаемой славой народа-освободителя человечества от фашистской чумы. Как и в годы Отечественной войны столетней давности, русский солдат шел в бой, проявляя чудеса героизма, за родную землю, за Отчизну. Что давало силы совсем юным, вчерашним школьникам, невзирая на смерть, идти на врага и ценой собственной жизни отстаивать свободу своей Родины? Конечно же, должным образом организованная работа по патриотическому воспитанию молодого поколения в довоенной Советской России, именно она являлась важнейшим фактором в борьбе советского народа против фашистской Германии. Повсеместно проводимая во всех школах, вузах и общественных организациях данная воспитательная деятельность сыграла в годы Великой Отечественной войны огромную положительную роль в борьбе народа против фашистских захватчиков. Миллионы людей с высоким духовным порывом, горячо любящих свое Отечество, истинных патриотов вставали на защиту Родины.
В послевоенное время в нашей стране были открыты военно-педагогические институты, появились кафедры педагогики и психологии в военных академиях и училищах. Вопросы воспитания по-прежнему занимали ведущее место в педагогической науке. С 60-х годов проблема воспитания в процессе обучения, его патриотической составляющей стала рассматриваться с позиции личностного подхода, то есть не только со стороны внешних воздействий, осуществляемых педагогом посредством содержания, методов и организации обучения, но и со стороны особенностей умственной деятельности обучаемых, усвоения ими знаний, навыков, умений, привычек поведения в зависимости от реального отношения обучаемого к обучению, к нормам поведения, влияния личного жизненного опыта, мотивов деятельности и т.д.
И.Ф. Харламов определяет сущность патриотизма как личностной характеристики человека через наименьшую единицу его поведения - поступок. Поступок обычно выражается в каком-либо действии или состоянии человека при определенных условиях.
«...Всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно
6
рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности» . Известный педагог И.А. Каиров писал: «Одной из важнейших задач воспитания является
7
развитие патриотического сознания, чувств и поведения человека» .
И.С. Марьенко считает, что в патриотическом становлении и развитии личности решающую роль играет единство внешних и внутренних условий. Он утверждает, что у каждого обучаемого как сложного и непрерывно развивающегося социального существа имеется множество черт, которые в тесном взаимодействии составляют ценность его личности, свойства, которые определяются системой общественных отношений.
По мнению Н.И. Рейнвальд, патриотический долг - это осознанная потребность поступать в соответствии с той или иной этической (нравственной) нормой поведения, или, другими словами, осознание своих обязанностей перед обществом. Человек, проникшийся чувством долга, считает себя обязанным действовать должным образом. В своих работах автор утверждает, что любовь к Отечеству выражается в наличии потребности в других людях и стремление принести им пользу, быть нужным; чувство долга перед Отечеством является проявлением любви к Отечеству и ею обусловливается .
А.В. Усова рассматривает вопросы нравственного и патриотического воспитания в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в комплексе с гражданским воспитанием. В ее работах дается подробный анализ состояния этих качеств на
6 Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - М. : Юрист, 1997. - С. 282.
7 Каиров, И. А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания. Проблемы социалистической педагогики / И.А. Каиров. - М. : Просвещение, 1973. - С. 393.
8 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1975. -С. 160-161.
современном этапе развития нашего общества, анализ воспитанности у личности данных качеств, подчеркивается огромное значение наличия этих общечеловеческих качеств для развития общества, рассматриваются возможные методологические пути привития этих качеств учащимся в ходе их обучения9.
B.А. Черкасов исследует проблему становления современной личности в русле практического направления поиска возможных путей ее решения с учетом выдвигаемой концепции образования в современном учебном заведении, указывающей на возможные пути решения проблемы сущности личности в общем образовательном пространстве. Методологической основой исследований в данном направлении является использование цивилизационного, культурологического, формационного, комплексно-деятельного и системно-оптимизацион-ного педагогических подходов.
О.Р. Шефер в своих работах раскрывает методологические и дидактические аспекты проблемы, связанные с нравственным и патриотическим воспитанием учащихся в процессе их обучения. Она подробно рассматривает теоретические основы деятельности педагогов в решении воспитательных задач по привитию обучаемым патриотических и гражданских качеств личности, рассматривает возможные основные направления в деятельности педагогов по реализации воспитательных функций процесса обучения физике, а также факторы, определяющие воспитательные функции данного воспитания.
А.И. Сопочкин рассматривает проблему формирования педагогических условий нравственного развития личности курсантов военного вуза и аспекты нравственного и патриотического формирования личности офицера.
C.М. Ковалев утверждает, что патриотическое воспитание в демократическом обществе предполагает целенаправленное формирование в каждом человеке высоких нравственных и патриотических качеств, основанных на глубоком знании моральных норм, принципов и идеалов, на уверенности в их истинности и исторической правоте и, наконец, на потребности неуклонно следовать им в своем поведении10.
Армия с точки зрения внешних функций является специфической организацией, которая с помощью вооруженных средств обеспечивает осуществление общенациональных интересов, прежде всего защиту Отечества. Необходимо отметить, что патриотизм - любовь к Родине, преданность, стремление своими действиями служить ее интересам - является определяющим патриотическим качеством военнослужащих и относится, как показывает история человечества, к группе так называемых общечеловеческих качеств.
Рецензент: А. А. Головин, д-р мед. наук, профессор
9 Усова, А. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. - М. Просвещение, 1984. - С. 198.
10 Ковалев, С. М. Воспитание и самовоспитание / С.М. Ковалев. - М. : Мысль, 1986. - С. 152.