Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в школе и в социуме'

Патриотическое воспитание в школе и в социуме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
653
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирсанова Ирина Петровна

Автором раскрывается организация работы в школе по патриотическому воспитанию учащихся. Описывается деятельность музейного комплекса, являющегося структурным подразделением школы. Автором приводится сценарий традиционной молодёжной акции-митинга «Спасибо за Победу!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в школе и в социуме»

ф

Эксперимент и инновации в школе

Педагоги России против фашизма

И.П. Кирсанова

Патриотическое воспитание в школе и в социуме

№ 6/2015

Аннотация

Автором раскрывается организация работы в школе по патриотическому воспитанию учащихся. Описывается деятельность музейного комплекса, являющегося структурным подразделением школы. Автором приводится сценарий традиционной молодёжной акции-митинга «Спасибо за Победу!»

Ключевые слова

патриотическое воспитание, гражданственности

музейная педагогика, сценарий мероприятия, воспитание

С утратой духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия российской культуры, искусства на молодое поколение возросла необходимость патриотического воспитания детей. Как отмечают многие педагоги, эта проблема сегодня приобрела особую остроту[1,2,3].

В нашей школе работа по патриотическому воспитанию ведется в рамках программы «Патриотическое воспитание учащихся», разработанной на основе общероссийских национальных программ. Приоритетное направление программы — воспитание личности, обладающей качествами гражданина, патриота России.

Патриотизм проявляется в поступках, в деятельности человека. Образно говоря, патриотизм — это восхождение, а патриот — это тот, кто достиг вершины осознанной любви к своему Отечеству. Но для восхождения нужны духовные силы, основу которых составляют вера и нравственные ориентиры.

Неоценимую помощь в работе по этой программе оказывает школьный музейный комплекс, который состоит из четырёх музеев, Галереи Славы, и представляет собой четкую систему воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать её процветанию. Программа музейного комплекса рассчитана на одиннадцать лет, т.е. на период обучения ребенка в школе.

Музейный комплекс — структурное подразделение школы. Его деятельность — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и строится на основе изучения, поиска, исследования и попу-

ляризации быта русского народа (музей «Русский дом» и музей «Игрушки и игрушки-забавы»), а также сохранения традиций родной школы («Музей истории школы») и музей «За Родину!» — об истории героической борьбы советских людей в фашистских лагерях смерти. Именно об этом музее расскажу подробнее. Мы обладаем уникальным музеем, рассказывающим о сопротивлении, о подпольной борьбе узников фашистских концлагерей. Наша школа единственное учебное заведение в Москве, хранящее подлинные экспонаты, рассказывающие об ужасах фашистского рабства и героической стойкости «борцов за колючей проволокой». Музей основан в 1993 году. Инициатором его создания стал житель микрорайона Люблино, бывший узник фашистского концлагеря «Бухенвальд-Дора» Николай Максимович Дегтярёв. Его инициативу мы поддержали всем педагогическим коллективом. Музейный комплекс сотрудничает со «Школой мира» (г. Крагуевац в Сербии) и мемориальными комплексами «Бухенвальд» (г. Веймар в Германии). Коллеги по музейной работе из Сербии и Германии частые гости школы. Мы принимали немецкую писательницу Фрау Хейдерик Вотке, которая подарила музею свою книгу об ужасах фашизма и стойкости людей разных национальностей.

В фондах музея — оружие, армейская форма, карты, схемы, газеты и книги времён Великой Отечественной войны, одежда и личные вещи, макет фашистского концлагеря, фотовыставка, письма и воспоминания узников; письма и документы о деятельности антифашистского подполья. Особый

фонд — произведения искусства (скульптуры, картины), подаренные участниками войны и бывшими узниками. Среди них — картина партизана-узника, народного художника Югославии Милана Стефановича.

Активисты музея — постоянные участники акций Памяти жертв Холокоста, походов по местам боевой Славы, вахт и поездов Памяти. Обладая возможностью встречаться с теми, кто не понаслышке знает, что такое фашистские застенки, мы по крупицам собираем материалы и рассказываем об этих людях. Поисковая работа учащихся получила высокую оценку жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России ХХ век».

Работа с ветеранами — это не единичные встречи по праздничным датам,— а система тесного сотрудничества и взаимодействия, в котором нуждаются обе стороны. Во дворе школы стоит памятник героическому Люблинскому батальону 17-й стрелковой дивизии, установленный на средства, заработанные учащимися. Уже много лет ветераны приходят в нашу школу не как гости, а как друзья, соратники, коллеги, проводящие уроки мужества, нравственности, доблести, гражданственности и добра.

Музей «За Родину!» стал для ветеранов традиционным местом встречи в Международный День освобождения узников фашизма. 11 апреля ветераны приходят в школу, и этот день наши ученики ждут с нетерпением, ведь со многими из гостей они хорошо знакомы и уроки мужества, которые они проводят, помогают осмыслить услышанное. Ребята преподносят ветеранам необычный подарок — концерт или театрализованную постановку.

Военно-патриотический клуб «Любомир» и ежегодный конкурс допризывной молодежи «А ну-ка, парни!», в жюри которого ветераны — еще один способ вовлечь ветеранов в школьную жизнь, в патриотическое воспитание подростков. Особое место в работе с ветеранами занимает детская общественная организация «Юный люблинец», созданная в 1997 году, заполнившая пустоту, образовавшуюся с роспуском Всесоюзной пионерской организации. Вместе с ветеранами юные люблинцы участвовали в торжественных Маршах на Красной Площади, посвящённых историческому Параду 1941 года, в «Поездах Памяти», в возложении цветов и венков к могиле Неизвестного Солдата.

Ежегодно с 2000-го года, в канун великого Дня Победы 8 мая воспитанники военно-патриотического клуба и детской организации проводят молодёжную акцию-митинг «Спасибо за Победу!». Сценарий этого праздника предлагаю вашему вниманию уважаемые коллеги.

В будущем году мы отмечаем 70-ю годовщину со дня Великой Победы. Может, кому-то этот сценарий поможет разработать свой, посвящённый годовщине Победы.

Сценарий традиционной молодёжной

акции-митинга «Спасибо за Победу!»,

посвящённой дню Великой Победы

Место проведения: сквер у памятника Герою Советского Союза М.П. Судакову Время проведения: 8 мая 2014 г. 11.15-11.30 — построение, 11.30-12.10 — торжественный митинг.

Сигнал «Внимание! Слушайте все!» (фанфары)

1-й ведущий: Внимание! Говорит и показывает район Люблино Юго-Восточного административного округа города Москвы!

2-й ведущий: Митинг, посвященный 69-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявляется открытым!

Звучит Гимн Российской Федерации

1-й ведущий:

Победа! Победа! Победа! Проносится весть по стране. Конец испытаньям и бедам, Конец долголетней войне.

2-й ведущий:

Разрушено логово зверя, Войны очаги сметены. И с вестью в раскрытые двери Врывается солнце весны.

1-й ведущий: Слово предоставляется главе Управы района Люблино Алексею Петровичу Бирюкову.

(Выступает глава Управы.)

2-й ведущий: Слово предоставляется депутату Московской городской Думы (выступает депутат).

2-й ведущий:

Да, память поколений существует... Недаром часто снится мне война Так ярко, будто кто-то мне рисует, Какой ужасной может быть она.

1-й ведущий:

В разрывах бомб и беге эшелонов, Сквозь крик бойцов: «За Родину, вперед!» Я вижу лица сотен, миллионов, Я чувствую, как вся страна встает.

2-й ведущий:

На смертный бой, не думая о славе, За руки матери в мозолях, за детей, Идут полки, подобно горной лаве, За тех, кто дома ждет от них вестей.

1-й ведущий:

За тех, чьи лица, словно на иконе, Навек врастают в память и сердца, За тех, кого по страшным тем законам Война застала прямо у крыльца.

2-й ведущий: Слово предоставляется ветерану, участнику Великой Отечественной войны (выступает ветеран).

1-й ведущий:

Народных героев прославят в веках.

Пусть долгие годы пройдут. И подвиги в песнях, легендах, стихах И детских улыбках живут... Отвага героев во все времена, Достойна любой из наград. Пусть золотом доблести их имена На карте столицы горят.

2-й ведущий:

Затеплится в окнах московских домов Немеркнущей памяти свет. Вот это — награда во веки веков. И лучшей, наверное, нет. Пусть мирного неба шатер голубой Окрасится светом зарниц, Сиянием звезд над ночною Москвой И белыми крыльями птиц.

1-й ведущий: Слово предоставляется главе муниципального округа Люблино г. Москвы Юрию Александровичу Андрианову (выступает глава муниципального округа).

2-й ведущий:

Солнце радостно разливается В майском празднестве по планете Счастье мирное не кончается, Счастье мирное — это дети!

1-й ведущий: Нам дарована жизнь Победою

И не надо иных наград. Только помнят отцы и деды Сколько их не пришло назад.

2-й ведущий: Сегодня, по сложившейся традиции, мы принимаем в ряды детской организации «Юный люблинец», имени Героя Советского Союза Александра Фёдоровича Авдеева учащихся средней общеобразовательной школы № 1877 «Люблино».

1-й ведущий: Внимание! К торжественному обещанию «Юных люблинцев» — смирно!

(Звучит торжественное обещание.)

1-й ведущий: Право повязать галстуки юным люблинцам предоставляется ветеранам Великой Отечественной Войны и руководству района.

Звучит Гимн района Люблино (детям повязывают галстуки).

1-й ведущий: Юные люблинцы! К делам и свершениям во имя славы и мощи России — будьте готовы!

(Ответ — Всегда готовы!).

1-й ведущий: Вольно.

2-й ведущий:

В тот день,

когда окончилась война И все стволы палили В счет салюта, В тот час

на торжестве была одна Особая для наших душ минута. В конце пути, в далекой стороне, Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми,

что погибли на войне, Как с мертвыми, прощаются живые. 1-й ведущий: В память о тех, кто пал, защищая нашу Родину, кто в годы тяжёлых испытаний ковал нашу Победу в тылу, в память всех тех, кто не дожил до этого светлого дня, объявляется минута молчания.

Звучит «Аппассионата» Л. Бетховена.

1-й ведущий: Мы — память, мы — ваш генетический код,

Мы — то, что вложили отцы в нас и деды, Мы — это многострадальный народ, Приведший Россию к Великой Побед

2-й ведущий:

Мы чувствуем кровью и сердцем своим, Как много досталось на долю России. Мы землю в обиду врагу не дадим. Нам хватит на это и воли, и силы. 1-й ведущий: Цветы к памятнику Герою Советского Союза Михаилу Павловичу Судакову возлагают ветераны войны, руководство района, учащиеся и воспитанники образовательных организаций. Возложение цветов, звучит музыка.

1-й ведущий:

Победа, добытая кровью, Ты сердцу дороже стократ! Ты с нами была в Подмосковье, Ты помнишь Кавказ, Сталинград.

2-й ведущий:

Ты с нами ходила в колоннах, Вела нас в решительный бой. Сегодня на наших знамёнах Ты солнце затмила собой.

1-й ведущий:

Весной 45-го года Повержен зловещий Рейхстаг. Как символ Победы народной Над куполом — реющий флаг

2-й ведущий: Внимание! Под знамя Победы Смирно! Равнение на знамя!

Звучит военный марш, военно-патриотический клуб школы «<Любомир» проносит Знамя Победы. 2-й ведущий: Вольно!

1-й ведущий:

Потом всё было. Знамя над Рейхстагом, Победный залп салюта над Москвой, Рассвет, встающий в поле над оврагом, И небо голубое над тобой.

2-й ведущий:

И нежные слова из уст любимых, И встречи с хлебом-солью у дверей, И свист мальчишек, пробегавших мимо, Гоняющих, как прежде, голубей. 1-й ведущий:

Потом всё было.

Жизнь, любовь, потери.

Всё с возрастом пришлось вам испытать

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 6, 2015

Так незаметно годы пролетели.

Вам есть что вспомнить, внукам рассказать.

2-й ведущий:

Потом всё было.

Жизнь делили строго

На «до, и после» страшной той войны,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря — кто партию, кто Бога,

Что до победной дожили весны.

1-й ведущий:

Потом всё было.

Радости и беды,

Разлуки, встречи фронтовых друзей.

Потом.

Сначала же была Победа!

Как символ жизни и грядущих дней.

2-й ведущий: Дорогие наши ветераны! Поздравляем вас с самым светлым праздником — Днем Победы!

1-й ведущий: Желаем вам крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия!

2-й ведущий: Митинг, посвящённый 69-й годовщине Великой Победы, объявляется закрытым.

Звучит песня «День Победы» (в небо отпускают воздушные шары цвета флага России).

Основная цель школы — готовить своих воспитанников к будущей жизни в обществе. Подчёркиваю: воспитанников! Вот почему приоритетом учебно-воспитательного процесса стало у нас

воспитание гражданственности, нравственности, патриотизма.

Считаем, что школа должна брать на себя ответственность за будущее выпускников. Многие из них поступают в педагогические вузы и возвращаются к нам уже коллегами — учителями. Приходят в гости бывшие ученики не для того, чтобы «поплакаться в жилетку», а с вопросом: «Помощь нужна?». И помогают на субботниках, в ремонте классов, в постановке спектаклей, в подготовке любых мероприятий не требуя вознаграждения. А главное — приводят к нам первого сентября своих детей, веря, что отдают их в самую лучшую школу. Это ли не патриотизм?

Литература

1. Афанасьев Д.А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6..С. 67-69.

2. Васильева С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 16-19.

3. Кузьменко Н.А. Проект «Патриоты России». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.