Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи'

Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИНА / РОССИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ / CITIZENSHIP / SPIRITUALITY / LOVE FOR THE FATHERLAND / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / MOTHERLAND / RUSSIA / RUSSIAN IDEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы многоплановости и сложности понимания сущности патриотизма и патриотического воспитания в России многонациональной стране как воплощение в жизнь Русской идеи. Возрождение российского патриотизма в стране, имеющей великую историю и культуру, большие достижения, являющиеся достоянием не только отечественной, но и мировой цивилизации, должно основываться на обращении к глубинным источникам духовной и нравственной силы предшествующих поколений и все это обязывает нас учитывать факты наличия у патриотизма множественные обличия и разновидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA AS AN EMBODIMENT IN THE LIFE OF THE RUSSIAN IDEA

The article deals with the issues of multiplicity and complexity of understanding the essence of patriotism and patriotic education in Russia a multinational country as an embodiment of the Russian idea. The revival of Russian patriotism in a country with a great history and culture, great achievements that are not only the property of the national, but also world civilization, should be based on turning to the deep sources of spiritual and moral power of previous generations and all this makes us take into account the facts of patriotism multiple appearances and varieties.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи»

Мы полностью разделяем мнение Д.С.Лихачева, который в своей работе «Заметки о русском» говорит о том, что утраты памятников культуры «невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно» [3, т. 2, 493].

Арзамас обладает и культурно-просветительским потенциалом, который составляют, в частности, различные музеи: историко-художественный музей г. Арзамаса, мемориально-бытовой дом-музей А.П.Гайдара, литературный музей А.П.Гайдара, мемориальный музей М.Горького, Общественный музей им. И.П.Склярова, частный музей «Мир старины», выставочный отдел историко-художественного музея. Кроме того, заслуживают отдельного внимания находящиеся в Арзамасском районе Чернухинский музей природы им. С.И.Трофимова, Пешеланский музей горного дела, геологии и спелеологии, Выездновский Центр ремесел. Посещение с экскурсиями подобных объектов позволяет не только расширять и углублять краеведческие знания, но и воспитывать у молодого поколения чувство патриотизма.

Выводы. Таким образом, даже беглый обзор природных и культурно-исторических объектов, находящихся на Арзамасской земле, позволяет нам утверждать, что патриотическое воспитание молодежи может быть реализовано даже в условиях небольшого по территории региона.

Любой регион России, без исключения, располагает природно-культурным наследием, которое педагогически целесообразно реализовывать в рамках как традиционных форм обучения, так и посредством инновационных методов обучения.

Литература:

1. Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Т.2. - М.: Правда, 1986.

2. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред А.В.Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

3. Лихачев Д.С. Избранные работы. В трех томах. Т.2. - Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1987.

4. Любов М.С. География Арзамасского края: учебное пособие. - Арзамас: АГПИ, 2007. - 186 с.

5. Николина В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: Межвузовский сборник научных трудов. -Нижний Новгород: НГПУ, 1997. - С. 223-231.

6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. соч. в трех томах. - М.: Педагогика, 1979.

Педагогика

УДК 37.035.6

доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» (г. Тула) ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ РУССКОЙ ИДЕИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы многоплановости и сложности понимания сущности патриотизма и патриотического воспитания в России - многонациональной стране как воплощение в жизнь Русской идеи. Возрождение российского патриотизма в стране, имеющей великую историю и культуру, большие достижения, являющиеся достоянием не только отечественной, но и мировой цивилизации, должно основываться на обращении к глубинным источникам духовной и нравственной силы предшествующих поколений и все это обязывает нас учитывать факты наличия у патриотизма множественные обличия и разновидности.

Ключевые слова: гражданственность, духовность, любовь к Отечеству, патриотизм, патриотическое воспитание, Родина, Россия, Русская идея.

Annotation. The article deals with the issues of multiplicity and complexity of understanding the essence of patriotism and patriotic education in Russia - a multinational country as an embodiment of the Russian idea. The revival of Russian patriotism in a country with a great history and culture, great achievements that are not only the property of the national, but also world civilization, should be based on turning to the deep sources of spiritual and moral power of previous generations and all this makes us take into account the facts of patriotism multiple appearances and varieties.

Keywords: citizenship, spirituality, love for the Fatherland, patriotism, patriotic education, Motherland, Russia, Russian idea.

Введение. Современное российское общество испытывает большие трудности и сложности на данном этапе своего развития. В результате происшедших изменений, связанных с действием целого ряда негативных, в том числе и разрушительных процессов в важнейших сферах жизни общества и государства, резко обострилась проблема патриотизма. Несмотря на объективное возрастание его роли и значения в условиях деятельности, осуществляемой в интересах возрождения России, патриотизм, тем не менее, не является атрибутом нашей действительности, существенным элементом сознания и чувств россиян, особенно молодежи. Вследствие этого все более неотложной становится необходимость возрождения патриотизма в России, поскольку от решения этой проблемы в огромной степени зависит успех всех дальнейших преобразований в нашем обществе.

Многоплановость и сложность понятия патриотизма, неоднозначность его трактовки требуют уточнения и определения. Мы считаем, что следует четко понимать содержание понятия «патриотизм», его содержательную характеристику, а также процесс его формирования.

Цель статьи - проанализировать современное понимание сущности патриотизма и патриотического воспитания в России как воплощение в жизнь Русской идеи.

Изложение основного материала статьи. Выделение основных признаков патриотизма является отправной точкой в выяснении сущности патриотизма. К ним можно отнести:

• чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданность ей;

• чувство долга перед Родиной (готовность к защите Отечества);

• деятельная, практическая любовь к Родине и народу;

• гордость за символы государства, за свой народ и за свое Отечество;

• личная ответственность за судьбу России и своего народа;

• служение священным интересам Отечества, включающую физическую защиту территориальной и культурной целостности государства;

• гуманизм и милосердие как общечеловеческие ценности;

• преодоление личного и национального эгоизма, высокая личная духовность;

• приверженность ценностям, идеалам и традициям своего народа;

• готовность применить все свои собственные силы для сохранения и приумножения величия Отечества;

• представление о России как о субъекте мировой системы, как о целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;

• отсутствие антиподов патриотизма, таких как: измена Родине, потребительский космополитизм, личный и групповой эгоизм, национальная ограниченность, замкнутость, шовинизм, самолюбование и др. [2; 3; 14 и др.].

По мнению С.И. Ожегова, патриотизм - важнейшее духовно-нравственное качество, предполагающее преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, гражданственность, выраженные в активной деятельности на благо Родины [11].

Данное определение по нашему мнению не в полной мере отражает важную составляющую сути патриотизма - его исторической основы. Более объемным и содержательным в этом смысле представляется следующая формулировка.

Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся социально-философская категория, отражающая осознанное положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженное в чувствах и идеях любви к нему, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого участвуют государственные и общественные организации [12].

В то же время, анализ научных источников показывает, что патриотизм необходимо рассматривать в качестве стройной системы ценностей, которые сформированы у человека и которые приняты в обществе. Исследования философами, историками, социологами, педагогами и др. учеными современного общества, говорят о наличии, так называемого, «идеологического вакуума», поэтому, будет правомерным тезис о том, что в данный исторический период особое место отводится гражданскому патриотизму, в основе которого лежат равноправие и свобода, чувство сопричастности гражданина к общественным проблемам и проблемам государства, а также чувство гражданского долга и высокая гражданская мораль [1; 4; 6; 13; 16 и др.].

Наша Россия - многонациональная страна, и это обязывает нас учитывать факты наличия у патриотизма множественные обличия и разновидности. Например, сегодня можно смело выделить наш российский патриотизм, который исторически формировался на базе общих интересов и ценностей России, как федеративного государства и патриотизм региональный или местный, который ярко характеризуется привязанностью и любовью к родному краю, своей деревне, улице, семье, отчему дому, школе и т.д.

Возрождение российского патриотизма в стране, имеющей великую историю и культуру, большие достижения, являющиеся достоянием не только отечественной, но и мировой цивилизации, должно основываться на обращении к глубинным источникам духовной и нравственной силы предшествующих поколений. Одним из таких источников является «ИДЕЯ», особенно плодотворно разрабатывавшаяся замечательной плеядой наших отечественных мыслителей с начала XIX века до середины XX века (В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, П.Б. Струве и др.). Что же такое «Русская идея»?

Евгений Сергеевич Троицкий в своей книге «О русской идее: Очерк теории возрождения нации» писал: «Русская идея - многоплановый термин, объем и содержание которого имеют конкретно-исторический характер. Русская идея является не просто отражением истории России, но главным образом ходом развития национального самосознания русского и российских народов, их духовности и патриотизма» [19].

Патриотизм проявляется, как доказывает история России, в духовно-нравственной сфере и жизни общества. Неоспоримым считается факт повышения роли и значения патриотизма, его роста, когда объективные тенденции, обусловливающие развитие общества, начинают сопровождаться повышением напряжения физических и моральных сил его граждан (например, война, конфликты: территориальные, национальные или религиозные, обострение различных кризисных и дестабилизационных явлений в жизни страны, региона и т.д.). Этот исторический этап, по нашему мнению, представляет собой этап общенационального испытания, этап потребности в возрождении и нормальном развитии, который переживает российское общество [2; 3; 8; 15 и др.].

Мировоззрение индивида определяет в целом и идеологию общества, в том числе, как мы считаем, идеологию воспитания нового поколения. Эта идеология воспитания формируется и развивается как некая совокупность взглядов, идей и принципов, составляющих основы общественного строя России. Название у нее - государственная идеология. Именно государственная идеология и должна представлять собой свод законов, совокупность официально признанных доктрин, стратегий концепций во всех основных (ведущих) сферах жизнедеятельности российского общества [3; 12; 16 и др.].

Таким образом, возрождение национального самосознания России является той доминирующей тенденцией ее современного развития, на основе которой была сформирована несколько веков тому назад государственная идеология России, имевшая уже тогда глубокие исторические корни. Поэтому важнейшей предпосылкой российской государственной идеологии может и должна рассматриваться «Русская идея», являвшаяся ранее и на сегодняшний день являющейся основой единства и исторического предназначения России в мире [4; 8; 18 и др.].

В результате анализа научных источников, мы установили: основу содержания и структуры общенациональной идеи должны составлять духовный и нравственный компоненты сознания нашего народа.

Базовой составляющей и основой общенациональной идеи являются: федерализм и государственность, уважение к народным традициям и гуманизм, национальная и конфессиональная терпимость, социальная справедливость и милосердие, законность и правопорядок, мир и благополучие в обществе и каждой семье и т.д. Эта идея обновленной России должна стать полноправной наследницей нашей «Русской идеи» еще дореволюционного периода. В этом смысле, по глубокому нашему убеждению, нельзя отбрасывать и отказываться бездумно от многих идей послереволюционного периода развития нашей истории, т.е. принимаемых сегодня положений «Советской идеи» [12; 13; 18].

Исторический опыт говорит о том, что в политической деятельности многих известных государственных деятелей всех времен и народов можно найти много ярких и наглядных примеров обращения их к патриотизму для решения политических задач и достижения наиболее сложных целей, что, несомненно, предполагало как сплочение, так и объединение нации. Ведь не только угроза иностранного порабощения, но и страх перед гибелью своих сограждан, страх перед захватом и разрушением национальных, материальных и культурных ценностей, обращение к святым для каждого гражданина чувствам всегда являлись мощным средством мобилизации самых различных слоев российского общества. В подтверждение этого хочется привести слова безвременно погибшего журналиста Павла (Пола) Хлебникова, который в книге «Разговор с варваром» писал: «Русская идея - это любовь к России и русской истории, русской культуре и русским героям. Всё. Точка». Точнее и короче сказать очень сложно!

В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, патриотизм становится именно тем стержнем, вокруг которого будут объединяться лучшие силы общества. Именно патриотизм способен наполнить смыслом жизнь людей и их деятельность, помогает им определиться с ценностями и слиться воедино во имя служения России.

В этой связи, остановимся более подробно на рассмотрении сущности и содержания патриотического воспитания в России.

Опыт работы с современной молодежью подтверждает тезис о том, что процесс становления и развития действенной системы патриотического воспитания молодого поколения, как и любого другого практического вопроса, требует детального анализа и многостороннего изучения научно-теоретических и практических основ проблемы, четкого формулирования понятийного аппарата и установления основных принципов, задач и цели.

Как современная молодежь понимает и относится к патриотическому воспитанию? Как это понятие трактуется на государственном уровне?

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» говорится: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [7; 13; 16].

Как показывают наши исследования и научные работы, система патриотического воспитания граждан, должна включать в обязательном порядке ряд основополагающих элементов, таких как: субъект патриотического воспитания в виде соответствующих государственных структур; объект патриотического воспитания - совокупность граждан, представляющих определенные возрастные или социальные группы населения (семья, дошкольники, школьники, студенты и т.д.); законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность на всех уровнях власти; комплекс мероприятий, реализующий цель и задачи формирования патриотических чувств и гражданского сознания российских граждан.

Целью патриотического воспитания является формирование высокого уровня гражданственности и патриотизма, становление социально-активной личности - патриота Родины, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, готовой успешно выполнять свои гражданские обязанности, как в мирное, так и военное время [10; 14].

Достижение данной цели возможно при решении целого ряда основных задач патриотического воспитания граждан: формирование духовных ценностей и нравственных идеалов; повышения уровня социальной ответственности и активной гражданской позиции; пробуждение чувства гордости и устойчивого интереса к культурному, научному, историческому и духовному наследию; широкое привлечение граждан к участию в программах военно-патриотической и патриотической направленности; повышение престижа военной службы и т.д.

Реализация цели и задач патриотического воспитания основывается на основополагающих принципах: научности; системности; демократизма; гуманности и уважения к личности; ориентирования на историческое наследие, культурные и духовные ценности России, ее общечеловеческих ценностей и традиций; взаимообусловленности и неразрывной связи с другими видами воспитания и др.

К особенностям патриотического воспитания можно отнести: обусловленность характера воспитания интересами и потребностями общества; обязательное включение воспитуемого в активную практическую деятельность; осуществление воспитания в коллективе и через коллектив с опорой на самовоспитание и саморазвитие личности; учет ценностно-ориентационных, возрастных и индивидуальных особенностей личности; учет влияния факторов многонациональности, разнообразия культур, длительного исторического сосуществования народов [2; 8; 13 и др.].

Воспитание граждан, в том числе детей и основной массы молодежи в духе патриотизма это не просто -сложный и многогранный процесс, это процесс, который должен быть правильно понят и осуществлен при четком осмыслении его содержания и сущности. Приведенные ниже группы населения в целом отличаются друг от друга уровнем интеллектуального, психологического, физического развития, образом жизни, родом занятий, мировоззрением и т.д., следовательно, различными будут и приемы, методы, формы и механизмы воспитания. Поэтому, не претендуя на авторство, но, опираясь на мнения ведущих отечественных педагогов при разработке программ патриотического воспитания граждан и их практической реализации, считаем целесообразным исходить из блоков, представленных нами ниже.

Дошкольники. Патриотическое воспитание осуществляется через формирование представлений о своей малой Родине; понимание добра и призыв к добру, победы над злом (сказки) и т.д.

Младшие школьники. У этой группы населения страны патриотическое воспитание идет через формирование у них элементарных знаний о России и понимание Родины, Отечества, представлений о Российском государстве, его исторических, патриотических, военных, трудовых и других традициях.

Подростки. У них идет активное формирование целостного понимания Родины как закономерного процесса развития Российского государства и народа; любви к родной земле и национальной территории, гордости за великую Россию т т.д.

Учащаяся молодежь. Патриотическое воспитание учащейся молодежи целесообразно осуществлять посредством формирования понятия «Родина» как явления исторического, патриотического сознания и самосознания, патриотических отношений, психологической готовности к патриотическому поведению и др.

Взрослое население. Особая группа населения страны, для которой воспитание должно проходить через возрождение гордости за свою Россию, желания использовать свои физические и интеллектуальные возможности и силы в сохранении и приумножении величия России.

В зависимости от сферы и форм патриотического воспитания, опираясь на «Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи», можно выделить основополагающие направления воспитательного процесса: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое, воспитание на воинских традициях и др. [10].

Подытоживая выше сказанное, хотелось бы вспомнить слова легендарного Командующего ВДВ генерала армии В.Ф. Маргелова: «Сбили с ног - сражайся на коленях, встать не можешь - лежа наступай!». Эти слова говорят о многом, и в первую очередь, конечно же, о любви к Родине, к России и своему народу!

Выводы. Таким образом, сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание» отличаются глубиной и многогранностью. Творческий и научный подход к определению теоретических основ и практических мероприятий в значительной мере будет способствовать созданию эффективной, жизнеспособной системы патриотического воспитания молодого поколения России.

Каждый из блоков и направлений патриотического воспитания, построенных по деятельностно-возрастному признаку или в зависимости от сферы и форм воспитания, имеет свои специфические подцели и функциональное содержание. Но для достижения стратегической цели - формирования массового, общероссийского гражданско-патриотического сознания у молодого поколения России, - необходимо, чтобы вся деятельность по патриотическому воспитанию носила системный характер, была непрерывной, и взаимоувязанной.

Патриотизм в целом представляется как обобщенная, многоаспектная системообразующая характеристика личности, имеющая не только генетические корни, но и отражающая исторически объективно сложившуюся связь в системе «Человек-Родина». Система «Человек-Родина» подразумевает нравственную и эмоциональную связь названных субъектов с комплексом исторических, культурных, этнических, религиозных, географических и иных представлений, собственно и сведенных в такое широкое понятие «Родина», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении отстаивать, защищать и приумножать данные ценности.

Литература:

1. Romanov V.A. Alphabetical list of doctoral dissertations on pedagogy and psychology (1937-2017). -Tula: OOO TPPO, 2018. - 420 p.

2. Афонин А.И. Политические основы патриотизма // Безопасность Евразии: журнал личной, национальной и коллективной безопасности. - 2004. - № 3. - С. 48-154.

3. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.

4. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2011. - 51 с.

5. Глузман Н.А. Высшая школа и система компетенций педагога / Н.А. Глузман // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=52 (дата обращения: 14.01.2019).

6. Глузман Н.А. Педагогический анализ проблем социализации и воспитания // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Симферополь: Ариал, 2017. - С. 395-399.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 14.01.2019).

8. Данилов П.В. Формирование и воспитание патриотических чувств / П.В. Данилов // Организация работы с молодежью. - 2013. - № 9. - С. 35-40.

9. Зубков А.А. Формирование военно-патриотической воспитанности военнослужащих в советский и постсоветский периоды: 1941-2004 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Калининград, 2004. - 172 с.

10. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // 1998. http://www.old.nasledie.ru/voenpol/14_1/article.php?art=34 (дата обращения: 14.01.2019).

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.

12. Политическая энциклопедия: в 2-х томах / Науч. ред. Г.Ю. Семигин. - М: Мысль. - 2003. - 750 с.

13. Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. - М., 2002. - 343 с.

14. Романов В.А. Военно-патриотическое воспитание: система и основополагающие принципы / В.А. Романов, Н.В. Бочкин // Проблемы управления в современных социально-экономических условиях: взгляд молодых: Материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции (Омск-Тула, 16 апреля 2011 г.) - Омск-Тула: ГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, 2011. - С. 278-282.

15. Романов В.А. Компетентность учителя как фактор эффективности патриотического воспитания современной молодежи // Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях: Материалы Всероссийской межвузовской науч.-практ. конф.: М., МПГУ, 2006. - С. 187-189.

16. Романов В.А. Основные формы патриотического воспитания в школе / В.А. Романов, А.Б. Данилкина // Молодёжь и наука: Материалы межвуз. науч. конф. - Электросталь: НГИ, 2008. - С. 192-194.

17. Романов В.А. Подготовка учителя начальных классов в аспекте новой образовательной парадигмы: монография / В.А. Романов. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2016. - 208 с.

18. Романов В.А., Сафонова Т.С. Особенности деятельности театрально-исторического кружка как средства патриотического воспитания учащихся / В.А. Романов, Т.С. Сафонова // Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей X Международной научно-практической конференции (20 января 2019). Пенза, 2019. С. 283-286.

19. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. - М., 1994. - 313 с.

20. Patrioticheskoe vospitanie molodyozhi v sovremennom rossijskom obshhestve / A.N. Vy'rshhikov, M.B. Kusmarcev. Volgograd: Avtorskoe pero, 2006. - 172 s.

Педагогика

УДК 377

старший научный сотрудник НИЦ-2,

доктор педагогических наук, доцент Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва);

аспирант кафедры социальной педагогики Мачехина Наталия Александровна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с цифровизацией отечественного образования и необходимостью перехода российского учительства на новую ступень профессионально-педагогической деятельности, предполагающую свободное владение информационно-коммуникационные технологиями в целях обеспечения эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, цифровое общество, профессионально-педагогическая деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Article is devoted to the problems connected with digitalization of domestic education and need of transition of the Russian teaching to the new step of professional and pedagogical activity assuming free possession information and communication technologies for ensuring efficiency of educational process.

Keywords: pedagogical modeling, digital society, professional and pedagogical activity.

Введение. Рассматривая вопросы педагогического моделирования необходимо отметить, что на протяжении последнего времени, они находятся в фокусе исследовательского дискурса, как в мировой педагогике, так и в нашей стране. Среди российских ученых, уделяющих внимание вопросам педагогического моделирования, следует упомянуть О. Козыреву, В. Зубанова, В. Свинаренко и др. В свою очередь, среди иностранных ученых вопросам моделирование в последнее время уделили внимание: Дж. Джарвис, Дж. Коноле, Р. Хэйлингер, Р. Ле Корну и др. [6]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) без профессионала-преподавателя не имеют никакого значения и могут оставаться только теоретическим достоянием образования. Поэтому возникает вопрос практической интеграции ИКТ в педагогические модели, а это, в свою очередь, зависит от их влияния на эпистемологию и личное мировоззрение учителей, внедряющих технологию в свою педагогическую деятельность.

Наиболее эффективным способом реализации изменений в трансформации содержания преподавания в новых условиях, как показывает практика, выступает формирование своего рода «концептуальной карты», которая руководит принятием педагогических решений относительно отбора материала для каждой темы и, далее, косвенно определяет форму и стиль представления отобранного материала учащимся. Почему здесь именно предлагается такой концепт как карта. Действительно, привычным для нас является линейное планирование и отбор материала, представляемое, в лучшем случае, в виде простой линейной схемы алгоритма. Такая форма диктуется тем, что ранее учебный материал вытекал из одного источника (учебника), где имела место сквозная идеологическая линия, тогда как дополнительные материалы использовались ограниченно. Сегодня же, при активной эволюции учебного контента с использованием информационных технологий, для каждой темы материал может подбираться из разных источников, что требует схемы подбора существенно более сложной, имеющей сегодня вид «концептуальной карты» [4, 9, 12].

Изложение основного материала статьи. Концептуальная карта объединяет в себе последовательность источников информации для каждой темы учебного предмета, цель набора которых не только дать ученикам некий усредненный объём знаний, но и отразить различные мнения и позиции, формируя у учащихся обобщенную и, по возможности, законченную картину. Исходя из того, что для каждой темы могут использоваться различные и не совпадающие между собой источники, расположенные на разных сайтах и страницах, поэтому этот концепт и получил название карта [14].

Рассматривая её практическую реализацию, необходимо отметить главное, что, исходя из практики, следует сделать одно главное замечание: концептуальная карта не является незыблемым монолитом и может, а, в некоторых случаях, и должна меняться практически ежегодно, в связи с появлением новых исследований, информационных источников и т.п. В остальном же, её составление и, закономерно, определение содержания преподавания, вытекает из личностной профессиональной ориентации учителя, которая отражает набор знаний и убеждений в контексте определенной эпистемологии и предметной субкультуре с традициями и предшественниками. Здесь, с одной стороны, выявляется определенная субъективность, в рамках чего практически все учителя предметники, представители одного поколения, за редким исключением, работают примерно в единой парадигме, в тоже время, имея большие возможности для индивидуальных вариаций на практике. Здесь же необходимо отметить одну важную черту педагогического сообщества -сопротивляемость навязываемому, как в отношении содержания предмета, так и способов его донесения до учащихся. В этом случае, упомянутая ориентация становится своего рода интуитивным мерилом, через который интерпретируются и профессиональное развитие, и реформы обучения. Исследования в практических предметных областях показали, что учителя склонны применять новые материалы и методы, только если эти инновации соответствуют их эпистемологическим убеждениям и личному профессиональному мировоззрению.

Рассматривая ориентации, следует отметить, что они бывают двух типов - эпистемологические и методологические. Так, учителя, обладающие более конструктивисткой ориентацией более открыты к внедрению ИКТ и, более того стремятся выбирать открытое программное обеспечение, отличающееся большим количеством практических возможностей. В свою очередь, приверженцы трансмиссионной педагогики, склонны к дозированной интеграции, когда ИКТ применяются ограниченно, скорее как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.