Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в образовательной среде педагогического вуза'

Патриотическое воспитание в образовательной среде педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / педагогический вуз / студент / духовно-нравственные ценности / патриотизм / патриотическое воспитание / educational environment / pedagogical university / student / spiritual and moral values / patriotism / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

Социальные, экономические, демографические, геополитические вызовы, с которыми сталкиваются сегодня различные сферы нашего общества, в значительной степени способствуют обострению проблем в современной отечественной системе образования. Унификация как стратегическая цель глобализации обусловливает увеличение угроз национальным ценностям, суверенным системам воспитания. Сегодня жизненно важно уделять пристальное внимание организации патриотического воспитания в педагогических вузах, поскольку именно в них осуществляется комплексная подготовка студентов к будущей педагогической деятельности, важнейшим компонентом которой является воспитательная работа. Подготовка специалистов в педагогическом вузе должна быть направлена на формирование у студентов не только теоретических знаний, но и умений, и навыков, необходимых для успешного решения воспитательных задач в образовательных учреждениях различных типов. Целью исследования является выявление существующих проблем в системе современного патриотического воспитания, а также осмысление опыта организации патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе. Результаты статьи: выявлено, что существующие проблемы в организации патриотического воспитания могут быть устранены в процессе проектирования воспитательной работы в педагогическом вузе на основе краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education in the educational environment of a pedagogical university

The social, economic, demographic, and geopolitical challenges that various spheres of our society are facing today largely contribute to the aggravation of issues in the modern national education system. Unification as a strategic goal of globalization causes an increase in threats to national values and sovereign education systems. Today, it is vital to pay close attention to the organization of patriotic education in pedagogical universities, since students are comprehensively trained for future teaching activities with educational work as the most important component. The training of specialists at a pedagogical university should be aimed at the formation not only theoretical knowledge, but also the skills and abilities necessary for the successful solution of educational tasks in educational institutions of various types. The purpose of the research is to identify existing issues in the system of modern patriotic education, as well as to comprehend the experience of organizing patriotic education of students at a pedagogical university. Results: it is revealed that the existing challenges in the organization of patriotic education can be eliminated in the process of designing educational work in a pedagogical university based on local history material.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в образовательной среде педагогического вуза»

УДК 37.015.3

DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-76-82

Поступила в редакцию / Received 05.12.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.01.2024 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Патриотическое воспитание в образовательной

среде педагогического вуза

Баудер Галина Анатольевна н Ф , Полунина Людмила Игоревна О

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 н bavder59@mail.ru

Аннотация. Социальные, экономические, демографические, геополитические вызовы, с которыми сталкиваются сегодня различные сферы нашего общества, в значительной степени способствуют обострению проблем в современной отечественной системе образования. Унификация как стратегическая цель глобализации обусловливает увеличение угроз национальным ценностям, суверенным системам воспитания. Сегодня жизненно важно уделять пристальное внимание организации патриотического воспитания в педагогических вузах, поскольку именно в них осуществляется комплексная подготовка студентов к будущей педагогической деятельности, важнейшим компонентом которой является воспитательная работа. Подготовка специалистов в педагогическом вузе должна быть направлена на формирование у студентов не только теоретических знаний, но и умений, и навыков, необходимых для успешного решения воспитательных задач в образовательных учреждениях различных типов. Целью исследования является выявление существующих проблем в системе современного патриотического воспитания, а также осмысление опыта организации патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе. Результаты статьи: выявлено, что существующие проблемы в организации патриотического воспитания могут быть устранены в процессе проектирования воспитательной работы в педагогическом вузе на основе краеведческого материала.

Ключевые слова: образовательная среда; педагогический вуз; студент; духовно-нравственные ценности; патриотизм; патриотическое воспитание

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Баудер Г.А., Полунина Л.И. Патриотическое воспитание в образовательной среде педагогического вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 76-82. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-76-82

© Баудер Г.А., Полунина Л.И., 2024

original article

Patriotic education in the educational environment

of a pedagogical university

Galina A. Bauder ® © , Lyudmila I. Polunina ©

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ® bayder59@ mail.ru

Abstract. The social, economic, demographic, and geopolitical challenges that various spheres of our society are facing today largely contribute to the aggravation of issues in the modern national education system. Unification as a strategic goal of globalization causes an increase in threats to national values and sovereign education systems. Today, it is vital to pay close attention to the organization of patriotic education in pedagogical universities, since students are comprehensively trained for future teaching activities with educational work as the most important component. The training of specialists at a pedagogical university should be aimed at the formation not only theoretical knowledge, but also the skills and abilities necessary for the successful solution of educational tasks in educational institutions of various types. The purpose of the research is to identify existing issues in the system of modern patriotic education, as well as to comprehend the experience of organizing patriotic education of students at a pedagogical university. Results: it is revealed that the existing challenges in the organization of patriotic education can be eliminated in the process of designing educational work in a pedagogical university based on local history material.

Keywords: educational environment; pedagogical university; student; spiritual and moral values; patriotism; patriotic education

There is no conflict of interest

For citation: Bauder G.A., Polunina L.I. Patriotic education in the educational environment of a pedagogical university. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 76-82. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-76-82

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость усвоения новых приоритетных ценностей, понятие их разумности и ценности беспрецедентно для каждого человека. Сегодня перед русскими стоит задача выживания как нации в мировой истории. Произошедшие в России изменения сформировали новые ориентиры на процесс воспитания. Анализ педагогической литературы позволяет утверждать, что вопросу патриотического воспитания уделялось в России постоянное внимание в теоретическом и практическом планах.

В конце ХХ века преобразования отмечены во многих сферах деятельности России. Система образования также претерпела изменения. К сожалению, ослаблена система патриотического воспитания студенчества, что породило проблемы, связанные с ценностной

переориентацией студентов. Необходимость формирования у них высокого уровня нравственности очевидна, причиной чему является слабая общероссийская идентичность (гражданское сознание). Высшая школа обязана формировать у студентов патриотическую грамотность, беря во внимание то, что студенческий возраст особенно уязвим и подвержен пропаганде псевдоценностей. Именно в высших образовательных учреждениях происходит развитие умений и навыков, формирующих жизненные ценности.

При анализе особенностей патриотического воспитания мы имеем в виду взаимодействие национального и регионального уровней между университетом и студенчеством. Необходимо развивать научную базу знаний о патриотизме, достойно финансировать ее из средств Федерального бюджета, разрабатывать и проводить тематические ме-

роприятия [1, с. 4]. К сожалению, в РФ отсутствует организация, формирующая и контролирующая развитие патриотических качеств у студентов. Необходимо масштабнее рекламировать патриотическое воспитание в средствах массовой информации. Считаем целесообразным в каждом вузе разработать годовой комплексный план мероприятий по данному направлению воспитания, обращаем внимание на необходимость повышения уровня патриотической грамотности и гуманитарного образования (особенно для вузов технической направленности).

Как отмечают Е.В. Григорьева и О.А. Ми-хеева, в настоящее время уделяется большое внимание исследованию различных аспектов патриотического воспитания молодежи [2, с. 30]. Это объясняется многочисленными изменениями в РФ, произошедшими за последнее десятилетие. Педагоги в большей степени испытывают ответственность, работая в системе «человек - человек», так как эти профессии характеризуются высокой психоэмоциональной интенсивностью и напряженностью. От правильного поведения молодежи зависит судьба России. На студенчество в нашей стране возлагаются серьезные надежды, что находит отражение в нормативно-правовых документах различного уровня. Очевидно, что сегодня перед высшей школой ставится задача воспитания патриота, для которого понятия «Родина», «честь», «любовь», «история», «память» и другие стояли бы во главе всех жизненных ценностей [3].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ исторического опыта XXI века, осмысление этнических конфликтов, оценка реалий современности сделали актуальной проблему патриотического воспитания. Россия, испытав социальные перемены, столкнулась с проблемой частичного разрушения жизненных ценностей, что связано с их несоответствием новым жизненным реальностям [4, с. 33]. Как отмечают исследователи, целью патриотического воспитания у студентов является формирование высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовных ценностей и качеств, способности проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества и укрепления государства [5-7].

В работе использованы теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение и др.) и эмпирические (наблюдение за поведением студентов, устный вопрос, анкетирование) методы исследования. Апробирование разработанной нами программы проводилось на базе социально-педагогического института Мичуринского аграрного университета в апреле 2023 г. Средний возраст участников исследования - 20 лет. В работе участвовали 50 студентов 2 курса, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Целью нашего исследования явилось определение уровня патриотического воспитания студентов, а также существующих в настоящее время проблем в анализируемом направлении, апробирование программы патриотического воспитания в образовательном пространстве педагогического вуза.

Работа по патриотическому воспитанию включала краеведческую деятельность, предполагающую организацию исследовательской работы, посещение музеев, выставок, проведение викторин, подготовку публикаций. Примером деятельности по формированию патриотизма в социально-педагогическом институте Мичуринского государственного аграрного университета служит работа творческого объединения «Веретье», к основным направлениям работы которого относятся мероприятия, расширяющие теоретические и практические знания, формирующие универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, совершенствующие гражданскую культуру поведения студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Понятие «патриотизм» в педагогической литературе трактуется неоднозначно: как одно из наиболее значимых качеств личности [8, с. 131], вершинное духовно религиозное проявление личности [9], глубокое чувство любви к Родине, стремление к миру, достоинство, способность к автономной деятельности [10, с. 62]. Многочисленные подходы к определению сущности понятия «патриотизм» объединяет то, что исследователи рассматриваемой в настоящей статье проблемы

сходятся в следующем: патриотизм является не только важным компонентом духовно-нравственной сферы личности, но и определяющим фактором личностного развития вообще. Сегодня жизненно важно воспитывать молодежь в духе патриотизма и гражданственности, формируя у них в значительной степени гражданско-правовую культуру в процессе поликультурного образования [11, с. 75].

Очевидно, что патриотическое воспитание должно быть организовано на основе аксиологического, гуманистического, культурно-исторического, деятельностного подходов. Велика роль данного вида воспитания в развитии и успешной жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, поэтому патриотическое воспитание должно опираться на комплекс наиболее эффективных современных воспитательных технологий [12, с. 66].

На основе комплексного изучения различных подходов к цели патриотического воспитания - патриотизму - мы рассматриваем его как основное качество личности, гражданина, предполагающее глубокую любовь к родине и Отечеству, уважение к их истории, традициям, преданность им, готовность к беззаветному служению. В структуре патриотического воспитания возможно выделить мотивационный, когнитивный и дея-тельностный компоненты.

Наша экспериментальная работа со студентами второго курса по авторской программе патриотического воспитания началась с диагностики сформированности у них приоритетных ценностей, являющихся основой духовно-нравственного развития их личности. Анализ результатов проведенного диагностического исследования позволил нам сделать вывод о невысоком уровне сформи-рованности изучаемых ценностей. Данный факт обусловлен тем, что в настоящее время наблюдается прагматическое отношение студентов к образованию, выражающееся в перспективе получения престижной специальности, стремлении к получению высокого социального статуса, достижению материальных благ. Образование в данном случае не рассматривается студентами как способ приобретения новых знаний и компетенций, а только как способ обогащения. Можно

встретить проявление потребительского и пассивного отношения студентов к культуре.

М.А. Пронина также отмечает, что ценностные ориентации молодежи переменились [13, с. 22]. Особенно это выявляется в отношении трудовой деятельности: раньше интерес к труду в нашей стране стоял у молодежи на первом месте, а сейчас - на четвертом. Анализ полученных нами экспериментальных данных выявил, что 35 % анкетируемых студентов способны нарушить моральные установки, добиваясь поставленных целей. Вместе с тем следует отметить, что 60-65 % молодежи не принимают в жизни измену, алкоголизм, взяточничество, наркоманию.

Мы рассматриваем патриотическое воспитание как один из показателей серьезного уровня подготовки современного выпускника высшего учебного заведения. В нашем институте налажен процесс взаимодействия педагогов, администрации учебного заведения и обучающихся, целью которого является формирование и развитие патриотических чувств, убеждений и норм патриотического поведения. Добавим к вышесказанному, что в 2022/2023 учебном году преподаватели и студенты приняли активное участие в митингах в дни памятных дат; во Всероссийской акции «Бессмертный полк»; в конкурсе сочинений «Спасибо за победу»; в патриотической викторине «Здесь нет ни одной персональной судьбы»; в организации фотовыставки «Наш институт в годы Великой отечественной войны»; в проведении круглого стола «Б.А. Быстров: страницы великой жизни», посвященного памяти ректора нашего института, героя Великой отечественной войны.

В 2022/2023 учебном году в рамках реализации разработанной нами программы студенты провели мероприятия, оказавшие положительное влияние на формирование у них патриотических чувств: встречу с подполковником А.Д. Анпилоговым «Мы нашей памятью сильны»; посещение музея воинской славы в МБОУ СОШ № 7 г. Мичуринск; литературный конкурс «Герои великой победы»; встречу с заслуженной артисткой РФ В.Л. Дзидзан «Прекрасных женщин имена» (к 125-летию мичуринского театра); музыкальные среды, посвященные юбилею С.В. Рах-

манинова; приняли участие в городских мероприятиях гражданско-патриотического содержания. Патриотическая работа осуществлялась в ходе проведения запланированных мероприятий и на протяжении учебного года во время аудиторных занятий. Студенты во время учебных практик моделировали фрагменты школьных уроков с использованием информации по патриотическому воспитанию. Патриотическая работа проводилась в форме бесед со студентами во время работы в общежитии.

Представляем экспериментальные результаты, демонстрирующие положительные изменения в плане формирования патриотических качеств у студентов, принимавших участие в реализации разработанной программы:

- 40 % анкетированных студентов продемонстрировали, что патриотизм выражается в бизнесе; 25 % - в хорошей учебе; 20 % - в служении Родине; 15 % - в отечественном отношении к воинскому долгу,

- самым важным в жизни считают: 45 % - любовь к близким; 22 % - материальность; 20 % - самостоятельность страны, 13 %

- самовоспитание;

- источниками информации, оказывающими влияние на формирование патриотизма в студенческой среде, считают: 30 % -близких; 20 % - педагогов; 20 % - друзей, отслуживших в армии; 20 % - книги; 10 % -средства массовой информации;

- негативное влияние на развитие патриотических чувств студентов оказывают: 30 % - противоречивая обстановка в государстве; 20 % - непонимание национальной идеи в обществе; 20 % - недоработки преподавателей в воспитательной работе; 15 % - одно-группники; 15 % - невозможность проявить себя в положительных делах;

- степень участия в мероприятиях патриотического воспитания: 45 % - постоянное; 35 % - частое; 15 % - эпизодическое; 5 % -неучастие из-за отсутствия желания;

- патриотическое воспитание надо начинать: 40 % - с дошкольного возраста; 35 %

- с раннего школьного возраста, 25 % - в течение жизни с привлечением родителей.

Полученные результаты проведенной работы подтвердили, что краеведческая деятельность является эффективной формой патриотического воспитания молодежи, способствующей развитию у них гражданской позиции, нравственных ценностей, коммуникативных и социально-личностных компетенций. После проведения запланированных в нашей программе мероприятий, мы выявили, что социальная активность, работоспособность, культура труда и общения у анкетируемых студентов позитивно изменились. Отмечаем, что у большинства студентов сформировано чувство патриотизма, что проявляется в их мировоззрении, рассуждениях, поступках. Сложности в системе воспитания всегда были, есть и будут, т.к. мы воспитываем людей. Но именно педагоги обязаны корректировать их поступки, делиться накопленным опытом, эффективно готовить к профессии и жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты представляют собой активный социальный слой населения, имеющий высокий интеллектуальный потенциал. Патриотическое воспитание студентов высшей школы должно формироваться социальным заказом общества. Мы уверены в том, что в наше время вузы способны плодотворно заниматься патриотическим воспитанием студентов. Данная деятельность чрезвычайно многогранна: поисковая деятельность, вахта памяти, уроки мужества, спартакиады. Студенты имеют возможность познакомиться с элективными курсами по патриотическому воспитанию молодежи, современными методиками воспитательной работы и т. д. Считаем, что в работе по данному направлению желательно тесное сотрудничество администрации вузов с органами внутренних дел, войсковыми частями, музеями, поисковыми отрядами и т. д.

Не вызывает сомнений тот факт, что патриотическое воспитание в вузе представляет собой серьезное направление воспитательной работы, имеющее плановый, системный, деятельностный характер. Оно органично осуществляется в процессе социализации студентов и вносит существенный вклад в гармонизацию их личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронина И.К. Значение, методы и формы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 7.3 (87.3). С. 4-5. EDN: TNZYEJ

2. Григорьева Е.В., Михеева О.А Патриотическое воспитание студенческой молодежи: анализ проблемы и поиск новых форм работы в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 30-35. EDN: XEPJAD

3. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 386-388. EDN: PHDXQZ

4. Фролова Е.А. Проблема патриотизма в молодежной среде: современное состояние и тенденции развития // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. М.: Ин-т непрерыв. образования, 2020. С. 33-43. EDN: LVIIAL

5. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 87-90. EDN: TTGDHP

6. Яровова Т.В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2. С. 107-112. EDN: TSLYBL

7. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 4 (104). С. 106-109. EDN: OPGTCN

8. Скобина Е.А., Севостьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 131-140. DOI 10.7256/2454-0676.2018.4.27676; EDN: YYHYXJ

9. Лутовинов В.И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. С. 18. EDN: RSVZFX

10. Молчанова Е.В., Мошкин С.В. Патриотическое воспитание студентов: Педагогический аспект // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 1. С. 62-65. EDN: MJZLEC

11. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: «Педагогика и психология образования». 2015. № 1. С. 75-78. EDN: TZGWLV

12. Зятева Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. С. 66-70. EDN: UYYMNV

13. Пронина М.А. Формирование правовой культуры посредством развития системы патриотического воспитания и гражданского обучения // Культура: управление, экономика, право. 2017. № 1. С. 22-27. EDN: YIPCFP

REFERENCES

1. Voronina I.K. The meaning, methods and forms of civic and patriotic education of student youth. Molodoy uchenyy, 2015, no. 7.3 (87.3), pp. 4-5. (In Russian).

2. Grigoreva E.V., Mikheeva O.A Patriotic education of students: analysis of the problem and the search for new forms of work in high school. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 3035. (In Russian).

3. Shlykov A.V. Patriotism and patriotic education at the university. Molodoy uchenyy, 2012, no. 8 (43), pp. 386-388. (In Russian).

4. Frolova E.A. The problem of patriotism in youth: current status and development trends. In: Science and Technology: Current Issues, Achievements, Innovations. Moscow, Institute of Continuous Education Publ., 2020, pp. 33-43. (In Russian).

5. Kvasnyh G.S., Sarzhanova A.N. Patriotic education of students in the modern university. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015, no. 1, pp. 87-90. (In Russian).

6. Yarovova T.V. Patriotic education of student youth in modern conditions. Central Russian Journal of Social Sciences, 2015, no. 2, pp. 107-112. (In Russian).

7. Zaitseva O.A. Patriotism among young people. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2011, no. 4 (104), pp. 106-109. (In Russian).

8. Skobina E.A., Sevostyanova E.V. The experience of patriotic education of university students: structural components and content. Pedagogy and Education, 2018, no. 4, pp. 131-140. (In Russian). DOI 10.7256/2454-0676.2018.4.27676

9. Lutovinov V.I. Current Russian patriotism: matter, features, main directions. Studia Humanitatis, 2013, no. 2, pp. 18. (In Russian).

10. Molchanova E.V., Moshkin S.V. Patriotic education of students: pedagogical aspect. Economical and Humanitarical Researches of the Regions, 2020, no. 1, pp. 62-65. (In Russian).

11. Shilova V.S. Patriotic education of students: the essence, goals and objectives. Research Result: Pedagogy and Psychology of Education, 2015, no. 1, pp. 75-78. (In Russian).

12. Ziateva L.A. Civic and patriotic education of students in sociocultural environment of the university. The Bryansk State University Herald, 2015, no. 2, pp. 66-70. (In Russian).

13. Pronina M.A. Formation of legal culture through the development of patriotic and civic education. Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo, 2017, no. 1, pp. 22-27. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Баудер Галина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация.

E-mail: bavder59@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9595-928X Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, подготовка и корректировка текста статьи.

Полунина Людмила Игоревна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация. E-mail: mila.polunina.80@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-6206-2652 Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание и оформление статьи.

Galina A. Bauder - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: bayder59 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9595-928X Contribution: main study concept, literature analysis, article text preparation and editing.

Lyudmila I Polunina - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: mila.polunina.80@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-6206-2652 Contribution: literature analysis and evaluation, article text writing and design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.