ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1 2 3
Жубакова С.С. , Шарипова О.Б. , Бабиева Д.С.
1Жубакова Сауле Сайбулатовна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Шарипова Орынбасар Боранбаевна - старший преподаватель, кафедра педагогики, факультет социальных наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева;
3Бабиева Динара Сайбулатовна - учитель русского языка и литературы Skillset school, Школа-лицей № 53 им. Б. Момышулы, г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема - патриотическое воспитание учащихся начальных классов. Авторами разработана Программа патриотического воспитания учащихся начальных классов и представлены результаты апробации данной Программы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, учащиеся начальной школы, воспитательная работа, патриотическая позиция.
В условиях становления в республике Казахстан национальной идеи воспитания подрастающего поколения вопросы патриотического воспитания детей приобретают первостепенную задачу и главную стратегию государственной политики в области образования.
Цели и задачи современного патриотического воспитания детей младшего школьного возраста определяются объективными потребностями общества в патриотически настроенных гражданах Казахстана, способных трудиться на благо родины и способствовать ее процветанию. Все это ориентировано на решение таких важных биполярных задач, как - интеграция в мировое образовательное пространство, а с другой - сохранение национального кода, что невозможно вне патриотического воспитания.
Анализ педагогической литературы показал, патриотическое воспитание выступает составной частью в одних источниках нравственного воспитания (Э.А. Урунбасарова, А.А. Калюжный и др.), в других -политического воспитания (Жампеисова К.К., Жубакова С.С. и др.), третьих - гражданского воспитания (Лихачев Б.Т., Вяземский Я.Я. и др.).
Но у всех мы находим единые черты в содержании патриотического воспитания, в его сущностных характеристиках и качеств личности, которые формируются в процессе его организации. Во-первых, патриотическое воспитание - это целенаправленный и длительный процесс формирования патриотических ценностей и чувств, во-вторых, патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, гордость за ее достижения, стремление защищать Отчизну, в-третьих, патриотическое воспитание тесно связано с социализацией и формирование патриотического сознания личности, которое неразрывно связано с национальным самосознанием.
Патриотическое воспитание младших школьников - целостный педагогический процесс формирования патриотического сознания, ценностных ориентаций, патриотических идеалов, чувств, качеств и норм поведения патриота Казахстана. В процессе патриотического воспитания дети приобщаются к национальным ценностям, культуре, природе родного края, государственным символам.
Нами была разработана специальная программа патриотического воспитания младших школьников. Программа представляет собой целостную систему воспитательной работы, включающая в себя цель, содержание, формы, методы и приемы патриотического воспитания.
Цель Программы - организация непрерывного целенаправленного патриотического воспитания младших школьников, осознающего себя гражданином Казахстана, любящего свою родину, способного проявлять активность в интересах и на благо казахстанского общества.
Основные задачи:
- развитие целостной системы патриотического воспитания, которая направлена на формирование у младших школьников знаний об историческом прошлом нашей родины, культурных достижениях, патриотических чувств и сознания на основе общечеловеческих и национальных ценностях своего народа;
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
- развитие осознания учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- создание комфортной воспитательной среды для всестороннего и гармоничного развития младших школьников;
- воспитание личности гражданина-патриота Казахстана, способного в будущем встать на защиту государственных интересов страны.
Программа реализуется на основе усовершенствованных форм, методов воспитательной работы в начальной школе, а также координации деятельности всех участников образовательного процесса в целях усиления воспитательного влияния, консолидации и координации деятельности. (см. табл.1)
Прог рамма патриотического воспитания младших школьников
№ Направление Мероприятия
1 Духовно-нравственное Беседа «Ты - патриот!» Акция «День Победы» Акция «Дорога добра» Праздник «День единства народов Казахстана» Экскурсия в музей
2 Гражданско-правовое Круглый стол «Я и закон» Ролевая игра «Я гражданином быть обязан». Праздник ко Дню Независимости Конкурс сочинений «Вклад моей семьи в День Победы»
3 Историко-краеведческое Проекты «Моя родословная» Классный час «Моя малая Родина» Классный час «Моя школа» Викторина «Что? Где? Когда? (об истории своего края)» Сакральные места Казахстана: 1. Особо почитаемые памятники природного наследия: Пик Хан Тенгри, Чарынский Каньон 2. Археологические и архитектурные памятники: Археологический комплекс Танбалы (Тамгалы) 3. Крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства: Городище Отырар, I - XYIII вв. 4. Религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения: Мавзолей-комплекс Х.А. Яссави 5. Сакральные места, связанные с историческими личностями: Ставка хана -Кокшетау. Поляна Абылай хана. Окжетпес. Пещера Кенесары. 6. Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями: Мемориальный комплекс жертв политических репрессий «АЛЖИР»
4 Культурно-патриотическое Классный час «Музыкальные исполнители и группы»: Димаш, «КешУои», «Ninety one» и др. Классный час «Отечественный кинематограф», просмотр фильма «Мой добрый папа» Викторина «Знаешь ли ты культуру своего народа?» Конкурс рисунков на тему: «Мой край» Экскурсия в Национальный музей РК
5 Социально-патриотическое Круглый стол: «100 новых лиц Казахстана»: Альтаев Нуржан Бауыржанович, Сымбат Нуртазаевна, Гульмира Абдрашева, Наталья Дементьева
Ожидаемые результаты:
- внедрение в практику педагогической деятельности инновационных форм и методов патриотического воспитания;
- сохранение и развитие у младших школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
- формирование у младших школьников готовности к защите интересов Родины;
-направленность на развитие любознательности к истории и культуре Казахстана;
- вовлечение школьников в общественно-значимую деятельность;
- воспитание у младших школьников уважения к подвигу прадедов;
- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
В целях апробации Программы нами было проведено экспериментальное исследование. Мы использовали опросник «Я знаю» и анкету «Мой выбор». Обработав результаты, мы распределили учеников на три группы: 17,2% с высоким уровнем патриотической воспитанности, 38,4% со средним уровнем и 44,3% с низким. Данные результаты свидетельствуют о невысоком уровне патриотической воспитанности младших школьников, так как почти каждый второй младшеклассник характеризуются низким уровнем патриотической воспитанности. Младшие школьники не владеют необходимыми знаниями о понятиях «государство», «малая родина», «патриот», «служение государству», в силу своего возраста имеют недостаточные представления об истории и культуре родного края, великих людях своей страны. Мы начали реализацию Программы и в конце получили следующие результаты: 46,8% учеников овладели высоким уровнем патриотической воспитанности, 42,8% - средним, 10,4% остались на низком уровне. В целом, можно сказать, разработанная нами Программа патриотического воспитания младших школьников дала положительный результат.
Список литературы
1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2021.
2. Кожанов И.В. Анкета «Мой выбор»// Фундаментальные исследования, 2014. № 6-7. С. 1504-1508.
3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. 320 с.