роль музеев в патриотическом воспитании молодежи -пшу
нистрации города по доставке ветеранам, пенсионерам продуктовых наборов.
В прошлом году совместно с ветеранами ВОВ наши ребята посадили молодые кедры на территории училища. Было решено назвать эту аллею «Аллеей Победы».
В честь празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне совместно с Отделом по делам молодежи и советом ветеранов г Киселевска было принято решение не оставить без внимания ни одного ветерана войны и труженика тыла. Наш отряд поддержал такую инициативу. Волонтеры встречаются с ветеранами, выясняют, в чем они нуждаются, оказывают им посильную помощь. Помимо оказания безвозмезд-
ной помощи, члены волонтерского отряда участвуют в акции «Солдатский платок»: собирают информацию о том, где и как воевали наши ветераны. Самые яркие и интересные факты будут записываться на косынках синего, белого и красного цветов. Из этих косынок, собранных волонтерами всех учебных заведений города, будет сшито единое полотнище, которое пронесут по площади Победы 9 мая. Хотелось бы отметить, что независимо от того, юбилейная дата или нет, подвиг ветеранов останется в нашей памяти навсегда. Всегда найдутся люди, которые способны подарить часть своей души тем, кто отвоевал для нас Победу, так как в основе волонтерства лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ
Е. В. Ефременко, методист ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»
Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно устремляли свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу и государству, патриотически настроенных людей. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию студентов и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В последнее время значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров и систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм - это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда Родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм
связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие студентов с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы. Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на ее защиту в чрезвычайных ситуациях, в том числе с оружием в руках и, в конечном счете, оказаться победителем врага и стихии.
Ощущение подлинных русских корней во многом способствует тому, что преподаватели нашего техникума среди важнейших духовных ценностей выделяют патриотизм и продолжают считать патриотическое воспитание необходимым компонентом в составе исторического образования.
Именно история свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось находить выход из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война и др.).
^шу — роль музеев в патриотическом воспитании молодежи
История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее.
Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения студентов к миру духовных ценностей истории и культуры.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у студентов патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли -роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать нашим студентам. Тем более что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание музея техникума. Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом.
Да, молодое поколение старается оправдать доверие старших добрыми делами, верностью традициям своего родного города. На счету ребят немало интересных и полезных дел. Они встречаются с фронтовиками, собирают материал о подвигах земляков, ежегодно оказывают посильную помощь ветеранам. Именно в этом мы видим преемственность между поколениями.
В целях создания условий для гражданской и патриотической самореализации подрастающего поколения через развитие исследовательских способностей студентов в Мариинском лесотехническом техникуме ежегодно проводится конкурс среди студентов на лучший исследовательский проект (работу), посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
Исследовательские работы студентов проиллюстрированы ксерокопиями документов, записями воспоминаний и фотографиями героев исследований. Высокий уровень краеведческих работ показали юные краеведы Кейль Александр, Буянова Олеся, Дубинина Нина, Торгунаков Евгений и др.
В этом учебном году конкурс проводится в целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы.
Цель конкурса - формирование у студентов патриотического сознания, уважительного отношения к историческому прошлому родного края, активной жизненной и гражданской позиции.
Задачи:
• выявить студентов, занимающихся учебно-исследовательской краеведческой деятельностью;
• привлечь молодежь к краеведческой, поисково-исследовательской и экскурсионной деятельности.
Номинации конкурса: «Военная история»; «Великая Отечественная война» ( изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков: «Военные пути земляков-ветеранов», «Судьбы погибших героев-сибиряков», «Боевая награда», «Их именами названы улицы нашего города»); «Они отстояли право на жизнь» (отражение повседневной жизни воинов и тружеников тыла через устные и письменные повествования, с использованием фото- и видеоматериалов, газетных и журнальных публикаций); «Дети и война» ( «Детство, опаленное войной» - рассказы и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны, судьбы детей-участников боевых действий после войны; дети войны).
Центром патриотического воспитания, боевой и трудовой славы является музей техникума. Деятельность музея техникума заключается в содействии развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы студентов, поддержке творческих способностей студентов, формировании интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Работа музея помогает ребятам приблизиться к героизму грозных лет войны, дает возможность глубже почувствовать дыхание этих грозных дней. Великий подвиг народа становится для студентов более ощутим. Имеющиеся экспонаты напоминают, что герои отдали свою жизнь за родную землю, чтобы на ней мирно жили люди, которые всегда были готовы отстоять ее так же мужественно, как их предшественники.
В практику просветительной деятельности нашего музея вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности: тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и пр. В нашем музее разработаны и успешно проводятся тематические классные часы, организуются уроки памяти, проходят встречи с ветеранами войн, ветеранами педагогического труда.
Музей способствует развитию исследовательских навыков студентов. Для написания рефератов, сочинений, докладов, сообщений студенты используют материалы музея. Выполненные исследовательские работы систематически пополняются и бережно хранятся.
Музей играет большую роль в патриотическом воспитании студентов, а патриотизм - это, прежде всего, отношение подрастающего поколения к своей Родине вообще и в частности к малой Родине, где он родился, вырос, учится; к её историческому прошлому.