Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
743
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ТРАДИЦИИ / TRADITION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МУЗЫКА / MUSIC / ОПЕРА / OPERA / АРИЯ / ARIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лозовская Н. А.

Статья посвящена вопросам формирования патриотических качеств младших школьников на уроках музыки. Проанализированы характерные особенности речитатива и арии главного героя, рассмотрены музыкально-выразительные средства, с помощью которых композитор достигает высокого эмоционального накала, что способствует наиболее эффективному формированию патриотических качеств у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Лозовская Н.А.

Учитель музыки МБОУ «СОШ №24»

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования патриотических качеств младших школьников на уроках музыки.

Проанализированы характерные особенности речитатива и арии главного героя, рассмотрены музыкально-выразительные средства, с помощью которых композитор достигает высокого эмоционального накала, что способствует наиболее эффективному формированию патриотических качеств у детей.

Ключевые слова: патриотизм, традиции, воспитание, музыка, опера, ария. Keywords: patriotism, tradition, education, music, Opera, Aria.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Россия - страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей - воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников - это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. [1]

Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников велико. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.

В ребенке через слушание-восприятие музыки легче пробудить такие ощущения как восприятие, мышление, эстетические суждения, патриотические чувства.

Для воспитания патриотических качеств у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки, рассматривании картин, литературных произведений и побуждение их к оценке этих

произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям [3, 17].

Важнейший компонент слушания-восприятия музыки - эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, 170].

Одним из ярких произведений патриотического направления является опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Учитель рассказывает об опере Михаила Ивановича Глинки, что она в 4 актах с эпилогом, речь идет о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто - барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина из села Домнино - Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

В основу работы на уроке берется речитатив и ария Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия, в основе арии лежит русская песенность, ее лиризм, глубина, драматизм. Особое значение в воспитании патриотизма школьников на уроках музыки принадлежит русскому композитору, создавшему первую национальную оперу М.И. Глинке.

Задачи: Побудить детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через

речь.

Перед прослушиванием речитатива и арии Сусанина важно уточнить значение слова патриотизм, затем сравнить высказывания детей с определением из словаря Ожегова

Согласившись быть проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную пущу, откуда им нет выхода. Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по эмоциональному накалу музыка арии «Чуют правду».

Учитель спрашивает: Какие краски использует композитор в арии?

Дети: В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Тёмные, сумрачные краски.

Учитель: Сусанин понимает, что враги подозревают его, и гнев их будет ужасен, его ждет смерть. Но он смело смотрит ей в глаза: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я». Во второй части арии Иван Сусанин подмогу и опору находит в обращении к Богу, звучит проникновенная, одухотворенная мольба: «Господь, в душе моей, ты не оставь меня...»

Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Каким вам кажется финал оперы?

Дети: Финал оперы драматичен, потому что погибает главный герой.

Учитель: Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву, завёл поляков в глубокий лес?

Дети: Он любил свою Родину, свой народ и не хотел, чтобы по Руси гуляли и нашей Родиной правили иноземцы.

Учитель: Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин -всенародный герой? Дети: Да, о нем помнят и подвигом его восхищаются до сих пор. Учитель: Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, - истинная Православная вера.

На произведениях русских композиторов, вобравших в себя все лучшие образцы русской народной песни, тонко подмеченного народного характера необходимо воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795

2. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. - 2008. - № 5. - С. 14-15.

3. Кудина, Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Знание, 1988. - 79с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.