Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний / подросток / девиантное поведение / профилактическая работа / патриотическое воспитание / minor / teenager / deviant behavior / preventive work / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев В.В., Нечаева С.Л., Новацкий В.В.

Девиантное поведение несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной проблемой, требующей особого подхода в связи с возрастными и психологическими особенностями формирования личности подростка. В статье рассматривается непростая задача воспитания молодежи с девиантным поведением патриотизму и любви к Родине. Проблема состоит в том, что глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей, в связи с чем постоянная угроза экстремизма формируют асоциальное и девиантное поведение молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION AS DIRECTION OF PREVENTION DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Deviant behavior of minors continues to be an urgent problem that requires a special approach due to the age and psychological characteristics of the formation of a teenager's personality. The article considers the difficult task of educating young people with deviant behavior patriotism and love for the Motherland. The problem is that globalization, the desire for civilizational unification, and economic transformations lead to the fact that Russian national culture, being the basis of patriotism, is perceived as peripheral and is in danger due to the expansion of European and American values, and therefore the constant threat of extremism forms the antisocial and deviant behavior of young people.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159 Нечаев В.В., Нечаева С.Л., Новацкий В.В.

Нечаев В.В.

педагог-психолог

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,

студент- магистрант Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Нечаева С.Л.

педагог-психолог

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,

студент- магистрант Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Новацкий В.В.

педагог-психолог

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,

студент- магистрант Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: девиантное поведение несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной проблемой, требующей особого подхода в связи с возрастными и психологическими особенностями формирования личности подростка. В статье рассматривается непростая задача воспитания молодежи с девиантным поведением -патриотизму и любви к Родине. Проблема состоит в том, что глобализация, стремление к

цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей, в связи с чем постоянная угроза экстремизма формируют асоциальное и девиантное поведение молодежи.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подросток, девиантное поведение, профилактическая работа, патриотическое воспитание.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей нашего государства. Законопослушность, правопорядок, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей его полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания и культурно-исторической эпохи.

В современной жизни патриотическое воспитание — это целенаправленный, морально обусловленный процесс подготовки молодежи к труду и взаимодействия в критериях современного общества, к успешной работе, участию в управлении государственными делами, к реализации собственных обязательств и прав. Усиление ответственности за свой политический, моральный выбор, за лучшее развитие своих возможностей к достижению успеха. Патриотическое воспитание сопровождает развитие и становление человека, обладающего свойствами гражданина и патриота своей страны.

В семье, в образовательных учреждениях закладывается духовно-нравственная основа личности ребенка. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего рода, а впоследствии на более высоком уровне, всего народа, а также прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Главная задача современного

воспитания как в семье, так и в школе - раскрыть способности молодых россиян, подготовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

В общеобразовательных учреждениях в России приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности выступает нравственно-патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ориентировано не столько на накопление очередных знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости за его принадлежность к своей Родине. Особую педагогическую значимость приобретает формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения в нашей стране.

Каждый подросток должен ощущать свою принадлежность к сообществу граждан того или иного государства, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, должен принимать активное участие в жизни государства. В результате совместной взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.

Общеобразовательные учреждения должны сотрудничать и постоянно взаимодействовать с семьями. Потому фактором развития патриотических эмоций должна стать специально сконструированная такая ситуация, когда подросток гордится за своих близких, свою семью, за окружающих его коллег, которые должны стать для его второй семьей, за успех дела, который они сделали совместно и за заслуги других членов окружающего его общества, городских жителей, россиян [1]. Если говорить о воспитании у молодежи патриотизма, следует отметить, что, пока есть у нас время, нужно биться за подростков, не скупясь на средства и силы. Всё хорошее, что мы вложим в наших детей сейчас, завтра даст положительные результаты иначе мы породим лентяев, дураков и наркоманов, и это будет означать, что мы своими же руками загубим нашу страну, наше, и их будущее. Если же мы будем воспитывать патриотов, дельных и здоровых людей, то мы будем убеждены в развитии и формировании

стабильного полноценного общества и великой страны. Так должен подходить каждый родитель и каждый педагог к воспитанию подростков. Ситуация усложняется, если речь идет о подростках, оставшихся без попечения родителей, лишенных семьи, поддержки со стороны близких. Попадая в трудные жизненные ситуации, не имея поддержки родителей, такие подростки отчуждаются от школы и семьи, усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках. Они имеют поведенческие отклонения, которые выражаются в частом нарушении социальных норм, стандартов и установок социума. Причина такого поведения зачастую связана с наследственностью, ошибками воспитания, семейными проблемами.

Патриотическое воспитание подростков - это важная составляющая духовно-нравственного воспитания. Привитие старшим поколением любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии призвано помочь подрастающей молодёжи глубже понять культурные особенности своей страны, оценить величие её народа и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным её гражданином. Конечно, работа эта проблемная и сложная. При работе с девиантными подростками сказываются негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста. С другой стороны, в подростковом возрасте ребёнок поднимается на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о духовно - нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. В этот период взросления происходит становление ценностных ориентаций и набирает силу социальная активность. Значимость прививаемых подростку нравственно - патриотических ценностей в этот период очень велика, так как оказывает определяющее воздействие на формирование личности. Огромную роль играет духовная культура той среды, в которой живёт и развивается подросток.

Глобализация, рвение к цивилизационному объединению, экономические преобразования в нашем современном обществе приводят к тому, что Российская государственная культура, являясь основой патриотизма, все же

воспринимается отдельными членами нашего общества как периферийная, и находится в опасности в связи с навязыванием иностранных ценностей, а неизменная угроза экстремизма сформировывает антисоциальное и девиантное поведение молодых людей.

Возникать девиантное поведения у подростков может в связи с:

1. Индивидуально-психологическими особенностями молодых людей, содействующие созданию девиантного поведения: нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Такие признаки в большинстве случаев, если они не патологические, формируются в итоге неверного воспитания в семье, в итоге всевозможных нарушений родительско-детских отношений.

2. Акцентуации (чрезвычайно выделенные черты) характера молодого человека как последняя разновидность нормы, при этой норме какие-то черты характера подростка больше всего увеличены, при всем этом есть какая-то выборочная слабость к каким-то духовным влияниям при неплохой и даже завышенной стойкости к прочим. В некоторых ситуациях, такие ребята иначе, чем другие реагируют на проявления окружающей жизни, делают непонятные другим поступки, казалось бы, в простых житейских ситуациях. А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, К. Леонхард отмечали, что девиантное поведение подростка не всегда связана с акцентуаций характера, но они владеют наименьшей стойкостью против негативного воздействия из вне [3]. Родители, педагоги и другие взрослые, которые более тесно ведут взаимодействие с молодежью, должны учесть, что, обычно, большая часть подростков имеют соответствующие акцентуации.

3. Стремительно проходящим кризисом подростка, рвением к взрослой жизни, на фоне разногласий в психике и физиологии (сюда и неадекватность реакций в отношениях с кем общается этот подросток и непоследовательность в поступках и деяниях). Нередко неадекватное, вызывающее поведение подростков (что практически является нормой в этом возрасте) в результате ненадлежащего и безграмотной реакции родителей, педагогов и других окружающих взрослых закрепляется. При всем этом необходимо подчеркнуть,

что взрослые нередко не в состоянии верно реагировать на поведение подростков из-за собственных комплексов. Молодежный возраст изначально обнажает психологические трудности их родителей.

4. Плохим воздействием общения в подростковых группах которое влияет на развитие личности подростка. Главным видом деятельности молодежи является общение, хотя большая часть из них не знают, как это делать хорошо и правильно. Скажем также, что никто не учит подростков хорошо и конструктивно разговаривать, потому основными источниками обучения являются семь, кино, телевизор. В то же время воздействие группы молодежи достаточно большое, так как дело овладения правилами поведения у молодежи происходит через их общение между собой в их неформальном коллективе. Неприятие в семье, изоляция в коллективе класса или группы принуждают детей находить среду обитания вне огромных, организованных обществ, в кругу на себя похожих, в сфере стихийно групповое общение. Это является одним из самых главных принципов социализации молодежи, тут молодежь находит способности для реализации и утверждения себя. Самопроизвольно-групповое общение приводит к усилению девиантного поведения, но, как указывает практика и исследования, все находится в зависимости от характера и направления деятельности группы: если групповое общение является антисоциальной, криминальной направленностью, то характер девиантного поведения ребенка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, социально небезопасной. Для подростков с девиантным поведением свойственны пробелы в познаниях, развращенное представление о моральных нормах, выраженное в неверном героизме, товариществе, основанное на круговой поруке, не зрелости, сопровождающейся безразличием к острым социальным проблемам и в рамках общественной жизни. Все это ухудшает отношение ребенка к окружающим, противостоит его команде, близким людям. В итоге отношения личности деформируются [4]. Размывание понятий "долг", "честь", " духовность", " патриотизм " вносит свой плохой вклад в нравственно-психологическое состояние подростка. Значит, особенности подростков с

девиантным поведением таковы, что у них нередко нет опыта патриотического воспитания, потому что они часто прогуливали ш колу или ее не посещали вообще и, как следует, патриотическая работа с ними никогда не велась, либо проводилась без системно. Эта работа, естественно, актуальна как раз таки среди девиантов. В современной жизни явно необходимо вы работать и реализовать подходы к определению ценностей и основополагающих принципов патриотического воспитания.

Образовательный процесс, лишенный аксиологических принципов, поддерживает дезинтеграционные процессы в патриотическом развитии человека. Применяющиеся формы и способы патриотического воспитания не учитывают развитие в личности сегодняшнего молодого человека. Нередко формально проводимая образовательная деятельность не сформировывает чувства гордости за свою Отчизну и собственный народ, почтения к ее величавы м достижениям и геройским страничкам прошедшего. Отметим, что патриотическое сознание формируется под воздействием огромного количества внешних и внутренних причин. Внутренние причины включают:

- эмоциональный момент (он выражен в различных эмоциональных состояниях, таких как: верности и любви к своей Отчизне, уважение к культуре, языку, традиций своего народа),

- когнитивный фактор (она связана с познавательной активностью и отражает психическую активность человека),

- волевые причины (она связанна с исследованием практической деятельности, быть готовым к каким-то патриотическим деяниям, которые в процессе познания сохранят природу),

- праксиологический момент (эта причина включает человека в активную защитную деятельность).

Внешние причины включают:

- государственной политики (основной задачей страны является обеспечение личной и имущественной безопасности людей, укреплению их убежденности в завтрашнем дне),

- социальные потребности, выраженные в виде образования личности и адаптации системы образования,

- родители, родственники, друзья как группа (их социально-экономические предпочтения, интересы, стиль жизни и сфера деятельности, отношение к рыночным реалиям, текущая социально-экономическая ситуация почти во всем определяют процесс образования),

- семья.

Необходимость защиты Российских национальных ценностей от засилья иностранных ценностей, побудила наше высшее политическое руководство принять жесткую позицию в области патриотического воспитания: "нельзя сделать здоровое общество, сильную страну, руководствуясь принципом "каждый сам за себя", следуя простым инстинктам нетерпимости, эгоизм и иждивенчества. Мы должны строить свое будущее на крепком фундаменте. И таковой основой является патриотизм [5]. Поэтому идет речь о профилактике молодежной преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и др. Сейчас в мире очень большое количество тяжких преступлений, таких как кражи, грабежи, нелегальный оборот наркотических средств, совершаемых подростками, не достигшими совершеннолетия. В то же время эта статистика не отражают реальной картины преступности, так как большая часть преступлений остаются сокрытыми, нередко наблюдается рецидив молодых правонарушителей. Как правило, для подростков с девиантным поведением характерна деформированность нравственно-правовых ориентиров. Они по-своему, причем в искаженной форме, понимают смысл таких понятий, как долг, честь, достоинство, патриотизм, героизм, справедливость, свобода и ответственность, в их сознании обесценены такие категории, как совесть, скромность, дисциплинированность [7].

Потребности подростков-девиантов характеризуются наличием развитых примитивных и общественно отрицательных потребностей, сочетающихся с отсутствием положительной перспективы. Необходимо констатировать тот факт, что их внутренний мир отличается относительной бедностью,

ограниченностью, пониженной рефлексией ценностно-смысловых приоритетов собственной жизни. Поведение этих несовершеннолетних ориентировано в большей степени на внешние критерии оценки, на непринятие навязываемых значимым социумом норм, эталонов и стереотипов. С психолого-педагогической точки зрения подросток-девиант представляется как несовершеннолетний с явными отклонениями в психическом развитии, с проявлениями агрессии в поведении, наличием акцентуаций характера. Кроме того, у подростка-девианта неадекватная, часто заниженная самооценка, инфантилизм, неустойчивое эмоциональное развитие, потребностно-мотивационные деформации, наличие страхов, тревожность, повышенная зависимость от взрослого окружения, низкий уровень интеллекта, а вместе с тем и негативное отношение к учебному процессу, повышенная возбудимость, неспособность разрешать сложные жизненные ситуации, отсутствие самоконтроля [6].

В связи с тем, что в подростковом возрасте происходит усвоение нравственных представлений, ценностей и знаний, то именно в этот период развития необходимо формировать у ребенка высокий уровень нравственных оценок, а также механизм положительного образа себя.

Имея различные комплексы, неуверенность в себе, не всегда дети быстро включаются в работу данных учреждений. Некоторые воспитанники проявляют апатию и нежелание познавать мир. Но давление на подростка в этом случае неприемлемо. Работая в данном направлении, важно знать и применять опыт великого педагога А.С Макаренко, который весь педагогический процесс подчинил единой цели - воспитанию достойного гражданина.

На сегодняшний день в России открыто и еще открывается великое множество таких учреждений - Центров, клубов, кружков по работе с подростками. Основным направлением работы таких учреждений есть патриотическое воспитание подрастающего поколения. На базе учебных заведений и школ патриотическое воспитание должно стать военным направлением, в которое входят:

- исследование военной истории России, познание дней воинской славы,

боевых и трудовых подвигов жителей России в годы Великой Отечественной войны,

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций,

- развивать положительный образ армии России, и быть готовым к выполнению воинского долга.

Патриотическое воспитание может проводиться в различных формах, в которых задействуются воспитанники: торжественные мероприятия по увековечиванию памяти героев, проявивших себя в годы войны, возложение венков к памятникам и мемориалам, классные часы, викторины, конкурсы, деловые и ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, празднование памятных дат, туристическо-краеведческая и поисковая работа, просмотр художественных и документальных фильмов патриотической направленности и т. д.

Базу применения вышеперечисленных форм составляет повышение уровня гражданско-патриотической информированности населения путем передачи сведений о политических, исторических и правовых событиях и процессах, происходящих в обществе и государстве. В педагогических исследованиях по патриотическому воспитанию особое внимание акцентируется на проблеме познания малой родины, т. е. изучение географических особенностей, истории своего населенного пункта, биографии знаменитых личностей, прославивших край. Эффективность управления процессом повышения уровня гражданско-патриотического образования обеспечивается доступностью к информационным источникам и доведения до подростков сведений о данной возможности. Значительную роль в патриотическом воспитании играет процесс обучения, в котором наиболее актуальным является развитие индивидуальных характеристик и жизненных ценностей у несовершеннолетнего, направленных на формирование чувства патриотизма, товарищества, любви к Родине [2]. В результате организации

вышеперечисленных мероприятий можно наблюдать усиление у подростков с отклоняющимся поведением ориентации на ценности гражданско-патриотической направленности. Важно, чтобы патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью процесса профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.

Следующий важный вопрос, который возникает в направлении патриотического воспитания как способа профилактики девиантного поведения, - это работа с родителями и их активное включение в профилактический процесс, искренне откликаться на просьбы и пожелания педагогов, интересоваться проблемами своих детей. При этом стратегия семейного патриотического воспитания должна совпадать с той, которой придерживаются в учреждении образования, иначе ребенок будет выбирать свой собственный вариант поведения в жизни, не всегда правомерный.

Таким образом, профилактическая работа в форме патриотического воспитания в учреждениях образования должна вестись педагогами совместно с родителями подростков в условиях их взаимодействия и взаимопомощи с целью устранения или смягчения действия негативных факторов на личность ребенка и формирования социально здоровой, самостоятельной личности с развитым чувством долга и патриотизма по отношению к ближайшему окружению, обществу и государству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. - Волгоград, 2016;

2. Воробьева, О. А. Правовое воспитание несовершеннолетних / О. А. Воробьева // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2006. - № 22. - С. 171-173;

3. З.Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2016. С.51-56;

4. Бурукин В. В., Волков Е. П., Дядченко Е. А. Профилактика проявления экстремизма в молодежной среде Академии ФСИН России: метод. пособие. Рязань, 2013. С. 38;

5. Вырщиков А.Н., Кусамарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Серия: Воспитательная работа. - М.: издательство Глобус, 2015. С. 39;

6. Данькова, И. В. Портрет подростка-девианта: психолого-педагогический аспект / И. В. Данькова // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. тр. - Могилев: Могилев. ин-т М-ва внутренних дел Респ. Беларусь, 2019. - Вып. 7. - С. 111-115;

7. Профилактика правонарушений и формирование правовой культуры учащихся / Сост. И. В. Журлова. - Минск : Красико-Принт, 2014. - С. 69

Nechaev V. V., Nechaeva S.L., Novatsky V. V.

Nechaev V.V.

Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance,

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Nechaeva S.L.

Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance,

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Novatsky V.V.

Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance,

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

PATRIOTIC EDUCATION AS DIRECTION OF PREVENTION DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Abstract: deviant behavior of minors continues to be an urgent problem that requires a special approach due to the age and psychological characteristics of the formation of a teenager's personality. The article considers the difficult task of educating young people with deviant behavior - patriotism and love for the Motherland. The problem is that globalization, the desire for civilizational unification, and economic transformations lead to the fact that Russian national culture, being the basis of patriotism, is perceived as peripheral and is in danger due to the expansion of European and American values, and therefore the constant threat of extremism forms the antisocial and deviant behavior of young people.

Keywords: minor, teenager, deviant behavior, preventive work, patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.