Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ЗАБВЕНИЮ ИТОГОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ЗАБВЕНИЮ ИТОГОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / 75 ЛЕТ ПОБЕДЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцов А.В.

В статье дается критика попыток фальсификации и забвения итогов Великой Отечественной и Второй Мировой войн со стороны США и западных стран. Дается отпор попыткам возложить в одинаковой степени ответственность за войны как на фашистскую Германию, так и на СССР. Раскрыты источники нашей великой победы, которые не всегда объективно излагаются и в нашей литературе. Показаны истинные цели нацисткой Германии в войне против СССР. Особое внимание уделено патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Представлены некоторые рекомендации в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ЗАБВЕНИЮ ИТОГОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Воронцов А.В,

д-р филос. наук, профессор, Президент Петровской академии наук и искусств

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ЗАБВЕНИЮ ИТОГОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Аннотация: в статье дается критика попыток фальсификации и забвения итогов Великой Отечественной и Второй Мировой войн со стороны США и западных стран. Дается отпор попыткам возложить в одинаковой степени ответственность за войны как на фашистскую Германию, так и на СССР. Раскрыты источники нашей великой победы, которые не всегда объективно излагаются и в нашей литературе. Показаны истинные цели нацисткой Германии в войне против СССР. Особое внимание уделено патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Представлены некоторые рекомендации в этой сфере. Ключевые слова: фальсификация истории, патриотическое воспитание, 75 лет победы, Великая Отечественная война.

Я хотел бы обозначить важность проблемы борьбы с фальсификацией истории Попытки такой фальсификации начались сразу после окончания Второй мировой и начала войны Холодной. Однако следует отметить, что до поры до времени наиболее наглым фальсификациям препятствовало существование мощных ветеранских организаций, в которые входили люди, которые непосредственно воевали, причем не только в СССР, но и в странах-союзницах по антигитлеровской коалиции. Я помню, как во время службы в вооруженных силах встречался с представителями армий Англии и США, и они прекрасно знали, как все было на самом деле. Позднее встречался с ветеранами Франции (участниками авиационного полка Нормандия — Неман), живыми свидетелями той войны. К сожалению, ветеранское движение как у нас, так и за рубежом, значительно ослабло в силу естественных причин.

После же развала СССР, в основе которого прежде всего лежали внутренние причины, в частности перерождение в руководстве самой КПСС, рост бюрократизма и стремление к обогащению административно-государственного

аппарата, предательство стало чуть ли не нормой. Оно буквально навязывалось массовому сознанию такими лицами, как Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе и др. К сожалению, мы первыми осудили пакт Молотова-Риббентропа. Верхушка КПСС заставила Верховный совет СССР принять соответствующее постановление и предать союзников по Варшавскому договору. И только относительно недавно начался обратный процесс, — процесс реабилитации исторической правды. А историческая правда состоит в том, что войну развязала нацистская Германия, при той или иной помощи со стороны практически всех стран Европы, за исключением, возможно, Англии, которая, впрочем, тоже приняла участие в Мюнхенском сговоре, — жестоком и циничном разделе Чехословакии.

Об этом очень хорошо говорит в своей статье «75 лет Великой Победы — общая ответственность перед историей и будущим» президент нашей страны В. В. Путин. Он дал достойную отповедь клеветникам нашей истории, как за рубежом, так и внутри страны. «Важно передать потомкам память о том, что победа над нацизмом была одержана прежде всего советским народом, что в этой героической борьбе - на фронте и в тылу, плечом к плечу - стояли представители всех республик Советского Союза»31. В этой статье он вскрыл глубинные причины Второй мировой — в частности, целенаправленное унижение Германии Соединенными Штатами Америки, Англией и Францией, которые подготовили Версальский договор, тем самым унизив немецкую нацию. Поэтому после Первой мировой наступил не мир, а временное перемирие. Более того, это стало одной из причин появления раковой опухоли нацизма. Кстати, Гитлер был рукоположен на Западе до 1940 года. С ним встречались почти все руководители западных стран — в отличие от Сталина. Приятно слышать от нашего президента, что «Сталин не запятнал себя личной встречей с Гитлером». Западные пропагандисты утверждают, что война началась из-за пакта Молотова-Риббентропа. Самый главный ложный тезис, разворачиваемый в рамках фальсификации итогов Второй мировой — это тезис о якобы равной ответственности СССР и Германии за начало Второй мировой войны. На самом же деле, виновниками войны являются прежде всего гитлеровская Германия и западные державы, которые, по сути дела, этому способствовали. В октябре 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения

31 Путин В.В. «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. -М.: 2020. С. - 6

исторической памяти для будущего Европы», где в равной степени обвиняет в развязывании Второй мировой войны нацистскую Германию и СССР. Официальный представитель МИД М.В. Захарова таким образом охарактеризовала данный документ — «Речь идет об очередном витке грубой фальсификации истории. Данная резолюция не что иное, как набор ревизионистских утверждений. Европарламент отметился еще одной возмутительной попыткой поставить знак равенства между нацистской Германией — страной-агрессором — и СССР, народы которого ценой огромных жертв освободили Европу от фашизма»32.

К сожалению, и в нашей стране предпринимается усиленная попытка противопоставить руководству страны во время Великой Отечественной войны, народ и даже армию. Оправдать даже открытых предателей как Власов, представить его как борца против сталинского режима, а не против народа и страны. Помню, как в институте истории РАН защищал докторскую диссертацию Александрова К.М. о Власове и по сути дела оправдывал его предательство, поскольку предатели всех мастей выступали не против народа, а против Сталина. Достойный бой власовщине дали академики ПАНИ А.Л. Вассоевич, А.И. Суббетто, генерал-майор В.Т. Волобуев и многие другие. Удивительно, ученый совет за исключением одного поддержал «научные изыскания» Александрова. Но в итоге решение о присуждении Александрову степени доктора наук было отменено.

Война давно закончилась, и молодежь постепенно забывает о ней. Все это приводит к плачевным последствиям. Опрос ВЦИОМ 2018 года показал, что только 69% опрошенных знают дату начала Великой Отечественной войны. При этом среди 18-24 летних таких всего 40%, а среди 45-59 летних уже 83%33. Фальсификация проходит и по таким вопросам, как причина нашей Великой победы, иначе говоря, почему именно Советский Союз победил фашизм. Казалось бы, что для победы у нас не было объективных причин. Ведь поработившая всю Европу Германия и ее союзники превосходили Вооруженные силы СССР в 1,6 раза, по танкам в 3 раза, самолетам — в 3,7 раза. На Вермахт

32 Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос агентства «РИА Новости» в связи с принятием Европарламентом резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» Электронный ресурс -https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3793247

33 Опрос ВЦИОМ «Память о войне: история и мифы» Электронный ресурс -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9176

работала, по сути дела, вся промышленность Европы. Надо также учитывать и фактор внезапности.

Почему же мы победили? Объективные источники нашей великой победы, к сожалению, замалчиваются не только за рубежом, но и внутри страны. Все время чувствуется уход от исторической правды, в лучшем случае замалчивание. А вот известный философ и социолог, «диссидент» А. Зиновьев, живший в Мюнхене, и которого я хорошо знал и приглашал к нам в ЛГПИ им. А.И. Герцена, справедливо отмечает: «Идеологически и психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было»34. Первым из ведущих факторов нашей Победы А. Зиновьев называет социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы в невероятно сложных условиях он выделяет в качестве второго фактора и третий фактор -духовно-нравственный. Состояние населения можно выразить как «дух народа». По его мнению, Ленинград отстояли во многом потому, что он носил имя Ленина. В Сталинграде одержали победу, потому что он носил имя Сталина. Слова «За Родину — за Сталина» впитались в сознание и психологию большинства советских людей, с ними поднимались в атаку сотни тысяч солдат. Заметим, что эти призывы шли снизу. «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». Эти проникновенные, знаменитые слова политрука Василия Клочкова стали девизом защитников столицы. Слова и символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайне мере, в самой активной части населения, сложилось такое психологическое состояние, которое сломить было невозможно. Было бы насилием над исторической правдой не видеть исключительной роли большевистской партии и как фактора, обеспечившего единство советского народа, и как ведущую политическую и социальную систему, позволившую поднять всю страну. Это второй фактор нашей победы - организационно-мобилизующий. И решающее слово здесь было за большевистской партией.

Между тем, факты таковы. К началу 1941 года в ВКП(б) насчитывалось более 3,5 млн. членов и кандидатов. За годы войны её ряды пополнились более чем на 5 млн. кандидатов и 3,5 млн. членов партии - это почти столько же, сколько вступило в партию за 12 предвоенных лет. Пополнение шло главным образом за счёт тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях. Только в армии

34 Красная Звезда. - 2005г. - №70 (23 апреля).

кандидатами в члены партии стали 4 млн. и членами партии - 2,4 млн. человек. Около 140 тыс. коммунистов сражались на территории, оккупированной фашистами.

Быть коммунистом в ту пору означало не только высокую ответственность и служение, будь то ратный труд или работа в тылу, на пределе человеческих возможностей, но и готовность жертвовать собой. И это не просто патетика. Три миллиона коммунистов сложили свои головы на полях сражений, защищая Родину. Причем, комиссаров, как и евреев даже не брали в плен, а расстреливали перед строем. О роли коммунистов в годы Великой Отечественной войны, которые были подвергнуты первые геноциду в Германии, Италии и многих других странах. На это упущение в упомянутой мною статье В.В.Путина указал израильский политолог Яков Кедми, который критиковал нас за умалчивание о подвиге коммунистов в годы Второй мировой войны. Ибо «это была война против большевизма. Война против идеологии, на которой основывался СССР. Если бы на тот момент не было Советского Союза, то войну бы не выиграли. А Советский Союз победил в войне, потому что они (люди) воевали не только за свою страну, а во многом потому, что они воевали именно за СОВЕТСКИМ Союз. Потому что эта идеология спасла Советский Союз и вместе с ним Россию от той катастрофы, которая после Первой мировой войны случилась с Германской, Австро-Венгерской и Османской империями. А всё это не упоминается... Ни одним словом, ни одним намёком. А это была основная часть войны. Идеология была и со стороны Германии, и со стороны СССР. И движение сопротивление воевало против гитлеровской Германии, так как в нём в основном были коммунисты»35.

В организации всенародного отпора фашистским захватчикам выдающиеся заслуги принадлежали И.В. Сталину и высшему военно-политическому руководству. Умалять и тем более отрицать эти заслуги — значит проявлять неуважение к подлинной истории своей страны. Репрессии и раскулачивание -самые болезненные проблемы при оценке деятельности Сталина. Высказываются различные, в т.ч. полярные точки зрения. Одни авторы, настроенные в большинстве случаев антисоветски, указывают на масштабы репрессий, характеризуя их как чудовищные и недопустимые. Все достижения при этом замалчиваются или преподносятся в мрачных красках. Другие,

35Эксперт Кедми рассказал об «упущении» в статье Путина о Второй мировой войне. Электронный ресурс - https://topwar.ru/172456-jekspert-kedmi-rasskazal-ob-upuschenii-v-state-putina-o-vtoroj -mirovoj -vojne.html

ссылаясь на чрезвычайно сложное положение в тот период, доказывают, что репрессии и чистки позволили разгромить деструктивную, представляющую опасность для молодого государства оппозицию и ликвидировать «пятую колонну». Даже для меня явились неожиданностью недавние беседы корреспондента Белорусского телевидения с живыми свидетелями блокады Ленинграда, которые говоря о великом и неповторимом мужестве Ленинградцев женщин, детей, стариков, отмечали, как они обессиленные от голода, боролись с провокаторами и шпионами, которыми был напичкан город как выявляли «сигнальщиков» для ориентиров немецким самолетам.

Личная диктатура Сталина, в тот период, оказалась наиболее приемлемой формой организации власти и ведения тотальной войны против фашизма. Об этом свидетельствует ход военных действий и их конечный результат. Третья причина победы, о которой я уже говорил, духовно-нравственная. «Это и есть сила «духа народа» - символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайней мере в самой активной части населения, сложилось такое психическое состояние, которое сломить было невозможно»36. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской, бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть эту войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна политически ещё до начала военных действий»9. Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология, основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей. Но, быть может, самая главная специфика советского социогуманитарного образования заключалась в его духовно-идеологической направленности. Именно благодаря этому выросло целое поколение, воспитанное на идеях коллективизма и патриотизма, получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. Была создана народная интеллигенция. Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач.

36 Красная Звезда. - 2005г. - №70 (23 апреля).

Особенно значимой была роль советского учителя. Когда-то германский канцлер О. Бисмарк высказал мысль, ставшую крылатой, о том, что под Садовой победила не столько прусская армия, сколько прусский народный учитель, который оказался выше австрийского. Если это так, то надо признать: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. Поэт Вл. Луговской в стихотворении «В сельской школе» нисколько не преувеличивал, утверждая, что школа - «оплот государства и наше бессмертие». Приходится с горечью констатировать, что в современной России власть, именующая себя демократической, не до конца это понимает, проводя губительные эксперименты в области образования, называя их «реформами», «модернизацией» и т.д.

В России и мире проходит ползучая реабилитация фашизма. Даже Нюрнбергский процесс придается забвению. Если 1946 году 80% немцев считали трибунал справедливым, то сейчас в Германии говорят о великих страданиях немецкого народа. На западе все чаще звучат обвинения, что жертвы сами виноваты в развязывании Второй мировой войны. Что Германия как бы предопределила готовящееся нападение СССР. Это утверждение предателя Суворова (Резуна), бежавшего из СССР в Англию прозвучало в ряде его книг, которые широко тиражируются на западе. Западная пропаганда широко использует эту фальшивку. Как будто не замечая предательского мюнхенского сговора и полулояльную позицию ведущих европейских стран. Кстати сказать, Сталин больше всего опасался именно этого обвинения. Поэтому он так осторожно и реагировал на все сигналы, свидетельствовавшие, что Германия готовиться напасть на СССР. Он дорожил общественным мнением. Поэтому напомню, что всеобщую мобилизацию Сталин объявил только 23 июня, то есть на второй день начала войны.

Да, фашизм проявил свое звериное лицо ко многим странам и народам, и, тем не менее, сопротивление фашизму оказала, по сути дела, только одна Югославия и французские партизаны, и коммунисты всех оккупированных стран. Остальные были заняты работой на немецкую военную машину и проявляли определенную лояльность.

Совсем другое отношение было у нацистов к народам Советского Союза. По плану ОСТ фашисты предполагали уничтожить 30 миллионов славян. «В восточные земли нацисты хотели переселить 10 млн. немцев, а оттуда выселить в Сибирь 30 млн. человек. Ленинград из трехмиллионного города должен был превратиться в немецкое поселение на 200 тыс. жителей. Миллионы людей

1254

должны были погибнуть от голода и болезней»37. Германские войска получили инструкцию проводить политику геноцида по отношению к славянскому и еврейскому населению. И в своих целях они много преуспели: в годы Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов человек и из них 18 миллионов -мирное население.

Мировая история войн не знает такого массового зверского истребления мирных жителей: женщин, детей, стариков, мужчин. Изуверских жестокостей, по отношению к военнопленным советским гражданам, угнанным в фашистское рабство. Для уничтожения людей фашистские бандиты применяли пытки, расстрелы, «душегубки», виселицы, газовые «бани», костры, кремационные печи. Перед лицом всего мира, гитлеровская Германия, предстала как вертеп профессиональных убийц и палачей38. Вы спросите, почему я об этом говорю, да потому что недооценивать современные тенденции в ряде стран, к воинствующему национализму, экстремизму ненависти к другим народам, их языкам, как это происходит на Украине под предлогом самостийности, ведет на самом деле к фашизации общественного сознания и созданию полуфашистских организаций (к примеру, запрещенный в России «правый сектор»). Немыслимые зверства немецко-фашистских захватчиков в Харькове, массовое убийство евреев в Дробицком яру (15 000), Мариуполе, но в школах Украины об этом не говорят. А вот книги о голодоморе, который якобы возник по вине России, вышли тиражом в сотни тысяч экземпляров. Разве это не фальсификация истории? Активную роль в этом сыграло американское посольство, а вот наше посольство под руководством Зурабова, молчало, когда еще многое можно было сделать для спасения Русского мира на Украине.

В заключение хочу заметить, что необходимо не отступать, а наступать. Практика показывает, что само отступление опрометчиво. Учитывая все это, главная наша задача - формирование патриотического сознания людей. Если эта работа проводиться целенаправленно в ведомственных образовательных учреждениях, в том числе академии следственного комитета, то в гражданских вузах она проводиться формально. Больше направленная на развлечения и

37 Бузикова В. Д. План «Ост» в действии //Вестник Московского государственного университета печати. - 2011. - №. 6.

38 Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их союзников. Документы обвиняют. Сборник документов о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков на советской территории. Выпуск 2. ОГИЗ Из-во Политическая литература, 1945. С.3

1255

волонтёрскую деятельность, а не на серьезное патриотическое воспитание. У нас сейчас в России складывается ситуация, напоминающая 90-е годы: молодежь находится в социальных сетях и какому воздействию она там подвергается, невозможно проконтролировать. Мы можем наблюдать как телеграмм канал NEXTA (нехта), транслируя лживую информацию из Польши про события в Республике Белоруссия, провоцировал молодежь. Если брать внешнеполитический аспект, то обстановка для России является наихудшей, надеяться на наших друзей не приходится, скорее им нужна наша помощь. США и Европа занимают антироссийскую позицию, не может не тревожить пантюрксские настроения в Турции. Поэтому для нас наиважнейшим лозунгом текущего момента является «опора на собственные ресурсы». Поскольку очевидно, что ни "общечеловеческие ценности", ни особенности "национальной идеи" не стали конструктивными факторами в консолидации современной России. Идея конкурентоспособности носит скорее инструментальный характер и вряд ли будет воспринята обществом как главная идея новой России. На наш взгляд, общим основанием новой идеологии (а значит и основой воспитания) сегодня могут выступить идеи патриотизма и гражданственности. Русский человек, россиянин, всегда доверял государству больше, чем обществу (часто просто не разделяя их), и идею служения связывал с отношением к Родине. Стремление к социальному порядку, справедливости, защищенности, национальное самосознание всегда сопрягались с сильным государством, возлагая на него решение важнейших для людей проблем. Высшая заслуга человека традиционно воспринималась как способность быть гражданином своей страны, патриотом, деятельность которого приносит ей пользу и славу. Наивысшие достижения (в спорте, искусстве, науке, в труде) всегда служили способом демонстрации гражданственности39. Особое внимание во внутренней политике нашей страны надо уделить духовно-нравственному, физическому и патриотическому воспитанию. К сожалению, у нас отсутствует национальная идея. Но президент подчёркивал, что объединительной идеей может служить идея государственного патриотизма. Учитывая внешнюю и внутреннюю обстановку, нам надо в какой-то степени военизировать систему нашего образования.

В частности, надо не сокращать военное образование и военные кафедры, а

39 См.: Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи //Социологические исследования. - 2007. - №. 4. - С. 44-50. С.44

1256

наоборот ввести их во всех высших учебных заведений. Обучать наших парней военной подготовке, тем более многие из них отлынивают от армии, а кто будет защищать свой дом, свою семью, свое отечество? Необходимо расширить подготовку в высших учебных заведениях и медсестер, так как это было в советских институтах и университетах. Это потребность нашего времени. Жизнь показывает, что их не хватает даже сейчас, в период пандемии и борьбы с коронавирусом. Но главное - это тоже будет работать на наше объединение. Нельзя рассчитывать на внешнюю поддержку, нужно развивать свои внутренние резервы, опираться на себя и поддерживать мощь государства.

УДК 61:007/615.47:616-072.7

Калужский А.Д.

О ЕДИНОМ ПОДХОДЕ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Санкт-Петербург, Россия, sakak@mail.ru

Резюме. Работа посвящена рассмотрению вопроса качества жизни человека, приводятся показатели, характеризующие качество жизни, и примеры расчета Ключевые слова: оценка, качество, жизнь, эффективность, человек

Summary. A. Kaluzhskii On a unified approach to determining the main elements human potential.

The work is devoted to considering the issue of the quality of human life, indicators characterizing the quality of life are given, and examples of calculation Keywords: evaluation, quality, life, efficiency, human

1. О качестве жизни человека

Одним из аспектов жизни человека, как отмечено в Программе конференции, является "Неразрывное единство трех элементов человеческого потенциала (здоровье, образование, материальный достаток)", оценка которых с некоторым дополнением представляет собой оценку качества жизни (КЖ) человека; отметим, что для каждого индивида каждый из этих элементов оценивается индивидуально, также, как и уровень качества жизни (что будет показано ниже). В [1] проведен анализ определений понятия "Качество жизни" человека; с учетом

1257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.