DOI: 10.17805/trudy.2023.1.2 ФИЛОСОФИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТИКА СОПРОТИВЛЕНИЯ
А.А. Горелов Институт философии РАН
Аннотация: В статье рассматривается возможность и необходимость патриотического воспитания и его сущностные основы. В настоящее время во всех школах нашей страны введен предмет «Разговоры о важном», в котором осуществляется диалог с учащимися об истории и культуре России и ее роли в мировых процессах. В ближайшее время аналогичный предмет готовится к введению в высшей школе. Показано, что в основе данного предмета должна находиться патриотическая мобилизационная этика сопротивления как императив российского государства и русского мира в целом.
Ключевые слова: патриотизм; воспитание; ненасилие; сопротивление; мобилизация
PATRIOTIC EDUCATION AND ETHICS OF RESISTANCE
A.A. Gorelov
Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
Abstract: The article discusses the possibility and necessity of patriotic education and its essential foundations. Currently, the subject "Conversations about important things" has been introduced in all schools of our country, in which a dialogue with students about the history and culture of Russia and its role in world processes is carried out. In the nearfuture, a similar subject is being preparedfor introduction in higher education. It is shown that the basis of this subject should be the patriotic mobilization ethics of resistance as an imperative of the Russian state and the Russian world as a whole.
Keywords: patriotism; education; nonviolence; resistance; mobilization
Данная тема была актуальна всегда, но актуальность ее возросла в период перестройки и разрушения СССР, когда в школах, вузах, детских садах и семьях патриотическое воспитание фактически прекратилось, а место его заняла пропаганда индивидуализма, гедонизма и эгоизма, пренебрежение долгом перед обществом, семьей и другими социальными институтами. Как к нынешней ситуации относится население нашей страны? Необходимость патриотического воспитания подчеркивается в опросах общественного мнения, проводимых в последнее время. Например, в октябре 2022 г. газета «Комсомольская правда» провела опрос общественного мнения о том, нужно ли преподавать основы патриотического воспитания в школах и вузах (Комсомольская правда, 2022: 5). 67% опрошенных ответили, что прививать патриотизм нужно всему населению, а не только школьникам и студентам. 16% ответили на данный вопрос положительно, что именно детей нужно обязательно учить патриотизму. 13% ответили, что школы и вузы должны учить, но не навязывать детям определенное мнение. Такой ответ выглядит не вполне логичным. Разве патриотизм можно лишь навязывать, а нельзя учить ему без обязательного навязывания? В то же время обучение предполагает и убеждение учеников в том, что преподавателю и обществу в целом представляется правильным.
Я вспоминаю, что 90-х годах ХХ в. проводил на семинарских занятиях по предмету «Социология» опросы студентов, предложив им расположить в определенном порядке то, что признается ими главными социальными ценностями. С точки зрения отношения к патриотизму, результаты были удручающими. Любовь к Родине в этих ответах занимала, как правило, места в конце списка. Я спросил у одного из студентов, почему он поставил патриотизм на последнее место. Немного подумав, он ответил: «Нельзя высоко ценить что-то, если не знаешь, что это такое». Оказывается, можно не знать и не понимать, что такое патриотизм. Стало быть, учить тому, какое значение имеет для человека Отчизна, надо, но это обучение не обязательно сводится к навязыванию. Если мы сложим три первых ответа на тесты из «Комсомольской правды», то получим 96%. Еще 2% опрошенных ответили на поставленный вопрос отрицательно, а 2% затруднились ответить (Там же). Ответы, с одной стороны, как будто очевидны, а, с другой, вызывают и удивление, поскольку еще 30 лет назад о патриотическом воспитании было накрепко забыто. Была принята установка на воспитание не творческих людей, сознающих, что надо любить родину, служить ей и быть готовым к ее защите, а на создание потребителей, ориентированных на индивидуальное достижение материальных благ. И это произошло не случайно, а внедрялось с самого начала перестройки.
В моду тогда вошла этика ненасилия. Как грибы после дождя стали появляться всевозможные миротворческие организации - «Общество мира», «Общество ненасилия», «Этика ненасилия» и т.д. Все бы хорошо, но мы живем в глобальном мире, в котором государства не существуют сами по себе по собственным законам, а являются частью глобального целого. И вот наше государство в одностороннем порядке начало разоружаться, отказалось от собственных военных баз, ликвидировало оборонительный «Варшавский договор» и т.д. Это поразительное миролюбие стало важной составляющей частью провозглашенного тогдашними нашими правителями «нового мышления». Еще одной его основой стала концепция «национального самоотречения» философа В.С. Соловьева. Если бы это было не одностороннее разоружение перед рвущимся к власти над миром бывшего нашего противника в холодной войне, а двусторонним процессом взаимного сближения, то почему бы и не пойти навстречу. А так получилось по Ежи Лецу: «Не встречайте людей с распростертыми объятьями. Не помогайте им распять вас». А мы помогли.
В данном процессе нас активно поддержало «мировое сообщество», т.е. ведущие государства Запада по эту и ту сторону Атлантики. Всевозможные религиозные объединения от квакеров до буддистов и толпы проповедников всех мастей зачастили в Советский Союз, а затем и в Россию с «миротворческой» пропагандой. Западные фонды, в том числе «Открытое общество» и другие, стали обильно финансировать советских «ненасильников», которых появилось огромное количество. Эта поддержка со стороны бывших врагов в холодной войне, ставших теперь в одночасье «друзьями», могла показаться чересчур назойливой. Все бы ничего, если бы страны Запада также заботились о собственном разору-
жении. Увы, воспользовавшись отказом от борьбы своего главного соперника, США и НАТО подвергли бомбардировкам и расчленению Югославию, захватили Афганистан, Ирак, Ливию, попытались уничтожить Сирию руками террористических группировок, расширили агрессивный блок НАТО по всем направлениям, а особенно - на Восток. Логика Запада проста: мы будем подчинять себе мир, а вы развивайте у себя ненасилие, и не по Ганди или Кингу, а по Шарпу, который давно уже стал, по сути дела, пособником «цветных революций».
Апофеозом западного давления стал переворот на Украине, в результате которого к власти пришли оголтелые неонацисты и бандеровцы. Это была новая фаза наступления Запада на Россию, к которой открыто и рьяно призвал Ж. Бжезинский. Спланированный и организованный Западом госпереворот начался под лозунгами мирного майдана. Людей призывали выходить на улицы, завозили в Киев жителей западных областей, а параллельно готовили свержение законной власти. Участников майдана подкармливали «печеньками» и другой едой, подпаивали алкоголем и другими возбуждающими напитками, обещая райскую жизнь под крылом Запада, призывали власти не стрелять в народ и к мирному разрешению возникших проблем, в то же время готовя снайперов и боевиков. Было заключено соглашение под гарантии западноевропейских стран о том, что внутренние войска не будут защищать порядок в Киеве и пройдут свободные выборы нового президента. Это оказалось обманом. Как только законные власти перестали контролировать ситуацию в столице, так последовали провокации, приведшие к вооруженному перевороту. Произошла очередная «цветная революция» по отработанному ранее в других странах сценарию. Затем началась усиленная информационная обработка населения, с пропагандой нацистских идей и превращение Украины в Анти-Россию, что дало свои плоды - Украина превратилась в милитаристское нацифицированное общество.
Ко времени начала нашей военной спецоперации все было подготовлено к массированному нападению на Донецк и Луганск с целью уничтожения с помощью западной техники жителей непризнанных Западом республик, восставших за свою свободу и возможность общаться на родном языке.
После начала упреждающей спецоперации сторонники этики ненасилия стали кричать об агрессии, забыв, что помимо этики ненасилия существует этика сопротивления, призывающая народы вставать на защиту своей независимости, принципов справедливости и сопротивления врагу, покушающегося на твою свободу и существование на Земле.
Чтобы понять хитрость противника, надо встать на более широкую точку зрения на войну и врагов, с которыми приходится сражаться. Война началась не с российской спецоперации, а когда был совершен вооруженный переворот на Украине и даже фактически с того момента, когда произошел распад СССР и во вновь возникших на постсоветском пространстве государствах стали усиленно внедряться западные и националистические ценности, дошедшие до открыто фашистских взглядов. Власти нашей страны уповали на то, что все как-нибудь само собой устроится, но нынешние СМИ, находящиеся в руках западных «денежных
мешков», научились переформатировать сознание больших масс населения с помощью откровенной лжи и разжигать межнациональную рознь среди народов по принципу «разделяй и властвуй».
В этих условиях спецоперация в защиту не покорившихся русских людей в Донецкой и Луганской республиках и защита национальных интересов России и русского мира стала вынужденной реальностью. Ее успешное окончание зависит не только от силы русского оружия, но и от духа народа и армии. Врагом России в этой войне, если называть вещи своими именами, является не Украина, а по сути весь объединенный Запад, который со времен тевтонских рыцарей и вплоть до фашистских захватчиков стремился к уничтожению русского народа и его культуры. Ныне чтобы выжить, нужны не увещания повара из басни Крылова, в ответ на которые «Васька слушает да ест», а воспитание патриотизма, духовная мобилизация и этика сопротивления.
После начала СВО и обнаруживающихся массовых попыток «откосить» от мобилизации, вроде бы схватились за голову. В 2022 г. в российских школах введен предмет «Разговоры о важном». В Минпросвещения заявили, что ученики школ обязаны посещать эти занятия и осваивать подготовленные материалы, поскольку уроки входят в обязательную программу и предполагают диалог с учащимися об истории и культуре России, о ее роли в мировых процессах. Это многообещающее нововведение, которое может стать переломным в жизни нашего государства. На очереди - высшая школа. И там готовятся ввести аналогичный курс для студентов всех специальностей, тем более, что в вузах работает немало педагогов, которые прививают молодежи взгляды и ценности далекие от патриотических. Не последнюю роль сыграли здесь обильные финансовые вливания в различные вузы на территории РФ от фондов иностранных государств, которые мы долго называли «нашими коллегами и партнерами», а они в своих «Стратегиях национальной безопасности» открыто называют Россию врагом. Эти средства шли прежде всего на внедрение чуждых нашей стране идеологических установок, сыгравших большую роль в разрушении СССР, а теперь нацеленных на распад РФ.
Этика сопротивления, которая всегда была важным моментом мобилизационной системы, основывалась на героизме вождей и подъеме духовного уровня широких слоев населения. Народные массы всегда ценили тех, кто вставал на защиту страны. В России испокон веков вспоминают имена святого благоверного князя Александра Невского, боровшегося со шведскими и немецкими завоевателями, святого Сергия Радонежского благословившего московского князя Дмитрия Донского на борьбу с татаро-монгольской ордой, Минина и Пожарского, освободивших Москву от польских захватчиков, советских военачальников времен Великой Отечественной войны и многих других. Во всем мире славят имена Махатмы Ганди, провозгласившего путь ненасильственного сопротивления индийского народа британскому владычеству, Че Гевары, вставшего на борьбу против американского неоколониализма и других защитников мира и свободы. Сила, соединенная со справедливостью, способна творить чудеса.
Приведем простой житейский пример. Что делать, если на вас напали бандиты. Можно подчиниться насилию, а можно сопротивляться и даже нанести первый удар. Возможен и такой вариант. Вы подчинились насилию, но когда поняли, что вас хотят убить, а не просто ограбить, то с неизвестно откуда взявшейся силой сами наносите напавшим смертельный удар. Каждый решает сам, что ему делать в реальной ситуации.
Враги мира и свободы всегда будут пытаться, сбивая с толку простых людей, превратить даже правильные идеи в злые дела. Так может быть и с принципами ненасилия. Последний и решительный бой на Земле продолжается ныне, и каждый современный человек решает, на чьей он стороне в этой схватке. Сейчас перед человечеством стоят невиданные прежде угрозы его существованию. Наступает эпоха создания новых искусственных форм жизни, призванных для борьбы одной части человечества с другой, и уже вполне определилась эпоха постправды, когда возможно с помощью фейков переформатировать сознание больших масс населения.
Высокий процент уклонистов от участия в военных действиях, которые сейчас ведет РФ, заставляет задуматься о том, кого мы воспитываем: мужественных защитников Родины и правого дела или трусливых рабов, выше всего ставящих свое личное благосостояние. Возвращаясь к патриотическому воспитанию, зададим вопрос: какая этика больше всего подходит к патриотическому воспитанию в России в настоящий момент? Учитывая современное положение в стране и мире, это, несомненно, этика сопротивления.
Ситуация представляется крайне сложной. Вспомним, что в советское время существовала одна из лучших в мире мобилизационных систем подготовки граждан. В нее входили как физические - БГТО, ГТО, ДОСААФ, так и духовные подсистемы - пионерия, комсомол, общество «Знание» и т.п. Все это было разрушено, что называется, до основания.
Помимо восстановления мобилизационных институций, существуют и содержательные аспекты, нуждающиеся в теоретическом разъяснении. Важным является понимание соотношения этики ненасилия и этики сопротивления. Негативное отношение Запада к России вызывает нахождение ее, говоря геополитическим языком, в «сердце мира», ее неисчислимые природные богатства и циви-лизационные отличия. Только великий дух сопротивления может преодолеть это давление и сохранить себя и то, что мы имеем, включая традиционные ценности как адекватный способ нашего дальнейшего развития.
Гениальный русский ученый и патриот своей родины Д.И. Менделеев писал более 100 лет назад в «Заветных мыслях»: «Я противник всяких войн, но Россия -«лакомый кусочек» для соседей с Запада и Востока. Поэтому России необходимо держать наготове сильнейшую сухопутную и морскую оборону в виде организованного войска» (Менделеев, 1905: 4-5). Дальше выдающийся ученый пишет: «Вся наша история показывает: три четверти наших войн были защитными - от половцев, от татар, от тевтонских рыцарей, поляков и шведов, да турок, от на-
бегов черкесских, киргизских и хивинских, да от посягательств западных европейцев, и если мы после этих войн часто расширялись, то лишь для того, чтобы оберегать себя от дальнейших покушений на наши земли <.. .> мы ничего другого и впереди не видим, как войны да войны <.> важнее всего оборона страны и крепкая организация ее вооруженных сил <.> мы должны быть готовы каждую минуту к войне» (Там же: 202-205). Железная реалистическая логика выдающегося ученого вполне оправдала себя в ХХ в. и подтверждается в веке XXI.
Главные вопросы патриотического воспитания в тезисном плане ныне таковы:
1) показать историю взаимоотношений русского государства и русского мира в целом с другими, в том числе сопредельными, странами и народами;
2) показать ценность российской цивилизации и ее значение для нашей страны и мира (Горелов, 2022а: 157-158);
3) показать особенности русского национального характера и то, какие качества необходимы жителям русского мира для того, чтобы противостоять давлению извне и избежать уничтожения (Горелов, 2022b: 27-84);
4) показать, что Россию неминуемо ждет распад и уничтожение, если она проиграет в нынешнем противостоянии с Западом;
5) показать, что нужно делать после победы в нынешнем противостоянии и как совершать работу над допущенными ошибками.
Нам необходима патриотическая мобилизационная этика сопротивления. Это - императив существования российского государства и русского мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горелов А.А. (2022а) Контуры Российского проекта цивилизационного развития. М.: Летний сад. 218 с.
Горелов А. А. (2022b) Русский национальный характер и два лика русской идеи. М. Горячая линия - Телеком. 170 с.
Комсомольская правда (2022) № 162, 28 октября.
Менделеев Д.И. (1903-1905) Заветные мысли. СПб.: Типо-лит. М.П. Фроловой. 280 с.
Горелов Анатолий Алексеевич - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Адрес: 119842, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12. Тел.: +7 (495) 697-91-28. Эл. адрес: [email protected]
Gorelov Anatoly Alekseevich is a Doctor of Philosophy, a leading researcher at the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. Address: 12 Goncharnaya str., Moscow, 119842, Russia. Tel.: +7 (495) 697-91-28. Email: [email protected]
Для цитирования:
Горелов А.А. Патриотическое воспитание и этика сопротивления. 2023. № 1. С. 10-15. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.2