Научная статья на тему 'Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся через внеклассные мероприятия'

Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся через внеклассные мероприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся через внеклассные мероприятия»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Н. А. Фвсикова

П. Д. Ввдрова

Н. А. Фесикова, методист ГЪсударственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово

П. Д. Ведрова, преподаватель

Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся в современных условиях является одним из приоритетных направлений политики в образовании.

Государственное профессиональное образовательное учреждение г. Кемерово осуществляет профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с интеллектуальными нарушениями. Это подростки, наиболее подверженные негативному влиянию окружающей среды. И наша задача — предостеречь их от асоциальных поступков, пагубных привычек через вовлечение в активную внеурочную деятельность.

Участие обучающихся в подготовке и успешном проведении различных классных часов мотивирует их на организацию новых тематических мероприятий. И как оказалось, совсем не обязательна военная тематика для воспитания патриотизма.

Классный час «Дарите людям радость», посвященный композитору Александре Пахмутовой и ее творчеству, раскрыл перед подростками историю комсомольских народных строек, освоения целины, спортивных олимпиад, полета человека в космос, любви к Родине и человеку-труженику. Самые великие подвиги народов Советского Союза отражены в песнях талантливого композитора А. Н. Пахмутовой. На доске были написаны слова М. Пришвина: «Все прекрасное на Земле от солнца, и все хорошее от человека». Задачей классного часа было не только познакомиться с творчеством композитора, но и через душевные песни воспитывать любовь к людям, труду, Родине, к прекрасной музыке. В конце классного часа прозвучали слова Э. А. Асадова: «А вот сейчас судьбу решать пора и надо пробиваться в мастера. Во всяком деле только в мастера — такое время, что нельзя иначе».

Тематический классный час «Великие русские математики» познакомил обучающихся с биографией и открытиями Н.И. Лобачевского, М.В. Келдыша, С. В. Ковалевской и других замечательных русских и советских математиков, которые свою жизнь посвятили науке на благо Родины. На аукцион знаний обучающиеся подгото-

вили сообщения о 10 великих математиках мира. Биографии ученых, их открытия учат нравственности, преданности своему делу, упорству и настойчивости в достижении цели. Эндрю Уайлс всемирно известен тем, что доказал последнюю теорему Ферма. А чтобы найти решение, он буквально заточил себя в четырех стенах на семь лет. Когда оказалось, что в решении была ошибка, он закрылся еще на год, чтобы найти ее. Труд, настойчивость и упорство в достижении цели — хороший пример для современного поколения.

На каждом уроке можно воспитывать патриотические и нравственные чувства. Казалось бы, о каком патриотизме может идти речь на уроках математики? Слушая рассказы о русских ученых-математиках, об их открытиях, подростки иначе стали относиться к предмету. Они удивлены, что без математики нельзя построить дом, мост и другие сооружения, что без нее не полетят в космос ракеты, не поплывут корабли и даже не поедет велосипед.

Ребята делают доклады и сообщения о математиках для внеклассных мероприятий.Один из докладов был о Льве Семеновиче Понтря-гине, который в 13 лет потерял зрение, но это не помешало ему успешно закончить школу, университет, стать ученым-академиком. Вся жизнь Л. С. Понтрягина — замечательный пример торжества, несгибаемой воли и необычайного упорства русского человека, гражданина. Такие жизненные примеры учат подростков трудолюбию, желанию закончить начатое депо, пусть даже

самое малое, быть полезным своим родным, стране.

«Путешествие в страну трех К» — беседа об ученых М. В. Келдыше, С. П. Королеве и И. В. Курчатове — прошла так быстро, что возникло желание остаться и еще пообщаться. Советские ученые руководили подготовкой первого выхода человека в космос. Знаменитые слова М.В.Келдыша: «Именно молодости свойственен дух искания, творчества, дух обновления, самопожертвования в служении своему народу...». Биографии и научные работы ученых — яркие примеры патриотизма и служения своей стране и народу.

Экскурсии в музей боевой славы формируют у подростков социально активную жизненную позицию — готовность служить интересам своей страны, защищать Отечество. В музее обучающиеся знакомятся с историей Кузбасса в годы Великой Отечественной войны, с экспонатами. С интересом слушают о хирурге М.А. Подгор-бунском, который спасал на фронте раненных солдат, об участии кузбассовцев в прекращении локальных вооруженных конфликтов в дружественных нам странах. С удовольствием задерживаются в зале, где экспонируются доспехи воинов средневековья. Их разрешают примерять на себя. Ребята с удивлением отмечают значительный вес доспехов, которые говорят о физическом развитии и силе воинов средневековья.

В конце первого полугодия во всех группах был проведен урок города «Кемерово — город многонациональный» под девизом «Земля открыла людям свой талант». В каждой группе обучающиеся представляли свои национальности в костюмах, обычаях, традициях, песнях. Подробно рассказывали о коренных народах Западной Сибири (шорцы, телеуты, кал маки, сибирские татары). Мероприятие сопровождалось красочными слайдами праздников дружбы наро-

дов. К удивлению всех, группы у нас оказались многонациональными: немцы, украинцы, белорусы, шорцы, татары, чуваши, якуты и даже креолы.Многие хорошо знают свои народные традиции. Подобные уроки развивают уважение к традициям разных народов, способствуют сплочению в группах.

Важным направлением в формировании личности обучающегося является духовно-нрав-ственное воспитание, которое формирует такие качества, как добросовестность, трудолюбие, коллективизм, уважение к старшим. Об этих важных качествах с подростками вел беседу отец Павел, который поведал об истории православной веры, об обрядах и церковных праздниках, о тайне крещения. Разговор проходил за чаепитием. Обучающиеся задавали интересующие их вопросы и получали полные ответы. Стеснение ушло само собой, что привело к откровенным дискуссиям. В конце встречи отец Павел раздал всем свечи и предложил зажечь их за здравие близких людей. А перед нашим уходом всем подарил нательные крестики. Ребята их тут же и надели. По дороге к общежитию подростки обменивались положительными эмоциями и впечатлениями. А на следующий день другая группа выразила желание пообщаться с отцом Павлом.

Внеурочные мероприятия, о которых велась речь, играют важную роль в воспитании и становлении личности обучающихся и не проходят даром. Каждый классный час или тематическое мероприятие, экскурсия создают благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности. Они раскрывают и воспитывают патриотические и нравственные качества обучающихся, развивают интерес к историческому прошлому и вселяют уверенность в будущем. А с таким багажом и профессией можно смело входить в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.