УДК 208
Пономаренко И. Н.
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРЕЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ.
Греция продолжительное время находилась под влиянием чуждых культур и это имело определенное значение для всего развития общества, культуры и в частности музыки, стимулировало ее патриотическую направленность._
Национальная профессиональная музыка в Греции складывается с 30-х годов, после провозглашения независимости страны. Перестройка общества актуализировала интерес к художественному наследию прошлого, обусловила необходимость пересмотра сложившихся представлений о музыке, новой оценке ее воспитательного воздействия на общество. Греция продолжительное время находилась под влиянием османского владычества и это имело определенное значение для всего развития общества, культуры и в частности музыки, так как она практически не развивалась Только на Ионических островах, где это влияние не распространялось, делались попытки создания профессиональных музыкальных произведений. Так, например, Н. Мандзарос стал автором музыки "Гимна свободы", фрагмент из которого в 1869 году утвержден в качестве национального гимна.
Под воздействием Греческой национально-освободительной революции (1890-1930гг.) создавал оперы и песни П. Карер. С. Самарос явился первым греческим композитором, творчество которого получило широкую известность. Он автор Гимна Олимпийских игр, который был исполнен впервые в 1896 году в Афинах.
В последней четверти 19 века и в начале 20 века греческие музыканты-профессионалы проявляют большой интерес к народной песне. На ее основе создается новый для Греции жанр музыкальных спектаклей-водевилей, первыми авторами которых явились Д. Коромилас и Д. Кокос. Один из основоположников новой греческой национальной школы М. Коломирис создавал профессиональную музыку на основе греческого фольклора и достижений музыкальной культуры. Он — основатель Греческой Национальной консерватории в Афинах, автор опер и симфонических произведений. К числу основателей греческой музыкальной школы относится Д. Лавринга — организатор первой греческой оперной группы (1911 год) — М. Варналис, Г. Ламбелет, Э. Риадис и др. Большое значение для развития греческой музыки имела деятельность и других композиторов, среди них: Н. Ламбелет, Г. Склавос, Н. Лавдас, основатель Салоникской консерватории Л. Маргаритис, дирижер и композитор Д. Митрополос. Начиная с 1920 - 1930 годов в Греции появились композиторы, музыкальные общественные деятели, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения: А. Назаридио, А. Евангалотос, Т. Кариотакис, С. Михаилидис, А. Ксанос и др.
События второй Мировой войны, борьба против фашистских оккупантов получила отражение в симфоническом творчестве А. Коламириса, А. Ксеноса и других. В середине 40-х - начале 50-х годов выдвинулись композиторы, главной областью творчества которых стала песня, среди них — М. Хадзидикис и М. Теодоракис. Среди греческих исполнителей и дирижеров Ф. Вавалнис, А. Поридис, певица М. Каллас, певец Д. Масхонас, пианисты Г. Гемелес, В. Девецис, скрипач Н. Диксос и др.
В Греции функционирует Национальный оперный театр (Афины), пять симфонических оркестров, государственные хоры и ансамбли, а также Государственная консерватория в Салониках, ряд консерваторий в других городах (Афины, Пирей), существует несколько филиалов консерваторий в крупных городах и ряд средних музыкальных учебных заведений. Следовательно, становление современного национального музыкально-эстетического воспитания в Греции было подготовлено всем ходом его исторического развития, в котором существенная роль принадлежит прогрессивным композиторам, исполнителям, музыкальным учебным заведениям.