Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕСНИ В КИТАЕ ХХ столетия'

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕСНИ В КИТАЕ ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
411
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм (爱国主义) / патриотические песни Китая (中国爱国歌曲) / военные песни Китая (军歌) / массовые музыкальные жанры (大众音乐类型) / patriotism (爱国主义) / patriotic songs of China (中国爱国歌曲) / military songs of China (军歌) / mass musical genres (大众音乐类型)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хо Цзинсинь

Патриотические и военные песни открывают собой новый этап развития музыкального искусства Китая ХХ столетия. Их появление было обусловлено коренными изменениями в политической, социально-экономической сферах государства, революционными и военными событиями. Принадлежащие к массовой музыкальной культуре, песни данных жанров развивались и эволюционировали на протяжении всего ХХ в. Многие из них получили широкое распространение и стали национальным достоянием (например, песни «Я люблю тебя, Китай», «Раз, два, три, четыре»). Новизна жанрового направления песен для музыкального искусства Китая ХХ в., а также их малоизученность обусловливают актуальность заявленной темы. Цель статьи – представить общую характеристику патриотической и военной песни в Китае ХХ столетия. В работе дается широкая панорама песен данного рода, рассматриваются этапы их зарождения и развития на протяжении ХХ в. Выявляется, что они исполняются во время массово-культурных мероприятий, национальных праздников. Для них характерны яркие, запоминающиеся мелодии, высокое идейное содержание. Песни данных жанров имеют большую общественно-образовательную значимость в патриотическом воспитании поколений. Они повышают в человеке чувство национальной гордости, благодарности за подвиги своих соотечественников, поднимают боевой дух, воспитывают высокое чувство любви к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC AND MILITARY SONGS IN CHINA OF THE XX century

Patriotic and military songs is a new stage of the musical art of China of the ХХ century. The cause of their’s appearance was a radical changes in the political, social, economic spheres of the state, revolutionary and military events. This songs belong to mass musical culture. They developed and evolved throughout the twentieth century. Many of them became a national treasure (for example, the songs "I love you, China", "One, Two, Three, Four, song"). The relevance of this article is links with a new genre direction of songs in China of the twentieth century and their’s little-studied in music science. The purpose of the article is the provision of a general characteristic of patriotic and military songs in China of the ХХ century. The authors present a wide panorama of this songs, consider the stages of their origin, development during the twentieth century. At the work revealed that this songs are performed during mass cultural events, national holidays. They have a bright, memorable melodies, high ideological content. The patriotic and military songs have great social significance in the patriotic education. They send a sense of national pride, gratitude for the exploits of their compatriots, raise a spirit, foster a high sense of love for the Motherland.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕСНИ В КИТАЕ ХХ столетия»

© Хо Цзинсинь, Юферова, О.А., 2023 УДК 7.08

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-176-185

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕСНИ В КИТАЕ ХХ столетия

Хо Цзинсинь1, О.А. Юферова1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Патриотические и военные песни открывают собой новый этап развития музыкального искусства Китая ХХ столетия. Их появление было обусловлено коренными изменениями в политической, социально-экономической сферах государства, революционными и военными событиями. Принадлежащие к массовой музыкальной культуре, песни данных жанров развивались и эволюционировали на протяжении всего ХХ в. Многие из них получили широкое распространение и стали национальным достоянием (например, песни «Я люблю тебя, Китай», «Раз, два, три, четыре»). Новизна жанрового направления песен для музыкального искусства Китая ХХ в., а также их малоизученность обусловливают актуальность заявленной темы. Цель статьи - представить общую характеристику патриотической и военной песни в Китае ХХ столетия. В работе дается широкая панорама песен данного рода, рассматриваются этапы их зарождения и развития на протяжении ХХ в. Выявляется, что они исполняются во время массово-культурных мероприятий, национальных праздников. Для них характерны яркие, запоминающиеся мелодии, высокое идейное содержание. Песни данных жанров имеют большую общественно-образовательную значимость в патриотическом воспитании поколений. Они повышают в человеке чувство национальной гордости, благодарности за подвиги своих соотечественников, поднимают боевой дух, воспитывают высокое чувство любви к Родине.

Ключевые слова: патриотизм (ЙД^^.), патриотические песни Китая (ФДЙД^Й), военные песни Китая массовые музыкальные жанры (^^^^^S) Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Хо Цзинсинь, Юферова О.А. Патриотические и военные песни в Китае ХХ столетия // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 176-185. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-176-185.

PATRIOTIC AND MILITARY SONGS IN CHINA OF THE XX century

Huo Jing Xin1, O.A. Yuferova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. Patriotic and military songs is a new stage of the musical art of China of the ХХ century. The cause of their's appearance was a radical changes in the political, social, economic spheres of the state, revolutionary and military events. This songs belong to mass musical culture. They developed and evolved throughout the twentieth century. Many of them became a national treasure (for example, the songs "I love you, China", "One, Two, Three, Four, song"). The relevance of this article is links with a new genre direction of songs in China of the twentieth century and their's little-studied in music science. The purpose of the article is the provision of a general characteristic of patriotic and military songs in China of the ХХ century. The authors present a wide panorama of this songs, consider the stages of their origin, development during the twentieth century. At the work revealed that this songs are performed during mass cultural events, national holidays. They have a bright, memorable

melodies, high ideological content. The patriotic and military songs have great social significance in the patriotic education. They send a sense of national pride, gratitude for the exploits of their compatriots, raise a spirit, foster a high sense of love for the Motherland. Keywords: patriotism (SH^^.), patriotic songs of China (^HSH^tt), military songs of China mass musical genres (^A^^^S)

Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Huo Jing Xin, Yuferova, O.A. (2023), "Patriotic and military songs in China of the XX century", Journal of Musical Science, Vol. 11, no. 1, pp. 176-185. DOI: 10.24412/23081031-2023-1-176-185.

Музыкальная культура Китая в XX столетии испытывает глубокие изменения в силу кардинальных политических и социально-экономических перемен. Революционные и военные события, внедрение социалистической идеологии, установление Китайской Народной Республики - все это при мощной государственной поддержке находит отражение в творческой деятельности представителей искусства и культуры. Одним из замечательных завоеваний в сфере музыкального искусства стало зарождение и развитие жанра патриотической и военной песни.

Патриотизм - одна из базовых духовных ценностей китайского народа, необходимое условие сохранения солидарности и национального единства. Воспитание народного патриотизма является неотъемлемой частью государственной политики Китая и, как следствие, одной из центральных идей китайской педагогики. Патриотизм справедливо признается «лучшей традицией и наивысшим нравственным качеством китайской нации»1. Развитие патриотических качеств в процессе музыкального обучения связывается в Китае с исполнением образцов старинной китайской традиционной музыки, игрой на старинных инструментах, и, конечно же, с пением песен патриотического жанра.

По отношению к китайским патриотическим и военным песням наблюдается определенный исследовательский интерес в современной музыкальной науке как в Китае, так и в России. О них говорится в связи с историей народно-освободительного движения в Китае (Ли Шуанцзян, 2004), в контексте патриотического воспитания в Китае средствами вокального искусства (Бессарабова И., 2019; Лю Цзэ, 2019). Песни данных жанров упоминаются в работах, посвященных песенному творчеству известного китайского композитора Ши Гуаннаня, автора множества патриотических песен (Ван Цийи, 1992; Ши Гуаннань, 1991). Кроме того, нам известны статьи, где патриотической песне уделяется специальное внимание (Лао Чжун, 2015; Ли Синь, 2013).

Следует отметить, что патриотические и военные песни в Китае ХХ столетия - это новая песенная жанровая сфера, причем малоизученная, требующая всестороннего осмысления. Это обусловливает актуальность представленной в статье тематики. Последняя имеет выход на достаточно широкий круг вопросов, связанный, например, с изучением процессов жанрообразова-ния, взаимодействия семантических и синтаксических структур, соотношения поэтического и музыкального текстов.

Цель настоящей статьи заключается в предоставлении общей характеристики патриотической и военной песни в Китае ХХ столетия. В ней предлагается краткий обзор развития песен вышеупомянутых жанров в Китае на протяжении ХХ в., затрагивается контекст изучаемого явления.

На протяжении многих веков в истории развития Китая закрепилась традиция глубокой связи государства и искусства. Идеологическая направленность китайской жизни связана не только с историческими событиями страны, но, прежде всего, с древней китайской традицией трактовать искусство в качестве одного из способов воздействия на гражданское сознание нации. Культура Китая обычно отражала происходящие социальные и политические события страны, а произведения искусства непременно реагировали на идеологические установки государства. Данный вектор мышления определял направленность творческой деятельности поэтов, композиторов и др.

Воспитательная функция музыкального искусства в Китае всегда была действенной, конкретно-ориентированной на развитие и укрепление в людях патриотизма, а произведения искусства - наполнены патриотическим содержанием. Именно в этой связи иностранные граждане воспринимают в китайских музыкальных произведениях, например, в песнях, посвященных определенным историческим событиям, чрезмерную героическую направленность, усиленное патриотическое содержание.

Важнейшее значение в воспитании патриотизма имеет приобщение

в процессе музыкального обучения к патриотическим и военным песням. Известно, что по аналогии с западноевропейской традицией, с 1910-х гг., начиная с Шанхая, в общеобразовательных школах в младших и средних классах стали вводиться уроки музыки и пения. Это послужило импульсом для зарождения и развития жанра школьной песни, которая по своему содержанию была патриотической. При создании школьных песен композиторы обращались к зарубежным мелодиям, к которым присочинялись тексты, связанные с национальной

и и и т~1 и

китайской тематикой. Г лавной целью школьных песен являлось воспитание патриотических чувств у учащихся, укрепление силы воли, национального духа, готовности к жизненным трудностям. Среди образцов данного жанра особую известность получили такие песни, как «Трудный путь» (ее мелодической основой стала русская народная песня «Эй, ухнем»), «Мы не свернем со своего пути», «Все зависит от нас», «Прощай!».

Патриотическая идея также просматривается в таких жанрах, связанных с развитием китайской музыкальной культуры, как массовая песня, «музыка спасения», камерные произведения (лирические песни, романсы), популярная музыка (эстрадные композиции), песни к кинофильмам, театральным пьесам (Лю Цзэ, 2019).

Массовые песни патриотического содержания - явление весьма показательное в Китае. Отметим, что массовая песенная культура начала формироваться в стране с 1920-х гг. в связи с усилением китайского коммунистического движения.

Массовые песни получили широкое распространение в социально-политической жизни нации, они отражали исторические события, факты общественной жизни. К массовым песням патриотической направленности будем относить собственно патриотические песни, а также непосредственно связанные с ними военные песни.

Патриотические и военные песни высоко содержательны, наполнены богатым идеологическим подтекстом. Их в литературе метафорически называют «драгоценными духовными перьями» (Ли Синь, 2013). В этих песнях воплощается национальный герой, призванный в полной мере привести свою страну к прогрессу, цивилизованному развитию. В содержании патриотических и военных песен можно обнаружить присутствие «рационального и позитивного действия», связанного с защитой интересов страны (Ли Синь, 2013). При этом, если в военных песнях находит отражение, прежде всего, военная тематика, то содержание патриотических песен представлено намного шире, многообразнее (например, тема любви к Родине, патриотического воспитания, национального возрождения).

Патриотические песни - весомая часть национального музыкального искусства Китая. Многие наполнены глубокой и ласковой любовью к родной стране («Я люблю тебя, Китай», «Хвала Родине», «Родина -мать, добрая мать», «Моя страна», «Благослови Родину»). В некоторых песнях выражается любовь к своей малой Родине - родному городу, провинции («Кто не скажет, что мой родной город лучше?», «Хвала Пе-

кину», «Я люблю Пекинскую площадь»). Главной темой этих песен является восхваление страны, выражение глубокой любви к ней. Чтобы передать свое высокое отношение к родине исполнители стремятся проявить на сцене сильные чувства, в их пении присутствует страстность, вдохновенность.

Образы Родины в патриотических песнях зачастую соотносятся с образами природы. В ряде песен воспеваются великолепные реки и горы красивой и богатой страны («Ностальгия», «Песня реки Янцзы», «Ты красива, моя дорогая Родина», «Цветение плодовых деревьев», «Я люблю синий океан»). В текстах нередко упоминаются родные поля, небо, деревья, цветы («Наши поля», «Красивые луга у моего дома», «Я люблю голубое небо», «Сливовый гимн», «Майские цветы»).

В некоторых патриотических песнях звучит призыв к национальному пробуждению, возрождению («Великая Китайская стена никогда не упадет», «Мое китайское сердце»). Восхваляя великолепную страну, песни наполнены искренними чувствами, они способствует повышению и укреплению национальной гордости. В патриотических песнях «Дом гармонии», «Китайский этикет», «Хорошая жизнь» запечатлен дух китайской цивилизации и гармонии. Это глубокие по смыслу песни, ориентирующие слушателя на высокие духовные и нравственные ценности. Их общественное влияние связано со способностью укрепить социальную атмосферу, создать гармонию в обществе.

Ряд патриотических песен отмечен революционным содержанием. Из них известны, к примеру, «Осен-

нее восстание», «Осенний бунт урожая», «Осенний цветок османтуса», «Три правила дисциплины и восемь пунктов внимания». Они призваны воспеть смелость и отвагу солдат, заключают в себе идею борьбы за свободу Родины. По словам Чжао Фэна, патриотическая песня предстает правдивым выражением жизни народа и даже может стать «настоящим оружием в его руках» (Гун Пин, 2009).

Патриотические песни исполняются во время различного рода массово-культурных мероприятий, национальных праздников. Их звучание создает особую атмосферу, посредством которой происходит усвоение национальных песенных традиций. Патриотические песни учат людей быть ответственными и внимательными по отношению друг к другу, любить страну и свой родной город, ценить жизнь и человеческое общение, прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, испытывать национальную гордость. В результате все это создает благотворную почву для формирования, развития и укрепления чувства патриотизма.

Военные песни - это боевые песни и гимны, армейские лирические песни, репрезентативные песни военного устава или обычая. Они широко распространены в армии. Военные песни исполняются, как правило, на парадах, праздничных шествиях и церемониях. Они открывают национальные и военные праздники, важные собрания, звучат в начале официальных международных мероприятий под руководством государственных деятелей. Военные песни обязательно исполняются в тот момент, когда войска поднимают национальный флаг.

В музыкальном плане для военных песен характерен энергичный характер, четкий ритм, метр на 2/4 или 4/4, маршевый характер, четкая и строгая структура, яркая запоминающаяся мелодия, которая легко поется на ходу. Большинство китайских военных песен исполняются хором бравых мужчин. Основное содержание военных песен - это события войны, военной жизни. В них затрагивается, например, тема родного города, пропавших без вести родственников, дружеских отношений между военными, сбора на войну и разлуки.

Цель военных песен - воодушевить боевой дух офицеров и солдат, воспитать в них стойкость, храбрость, настойчивость, упорство, самоотверженность. Они призваны «оживить» жизнь армии, укрепить ее мощь, вдохновить солдат к преодолению трудностей и движению к поставленным целям. В военных песнях отражаются выдающиеся качества Народно-освободительной армии Китая. Они необходимы для поддержания боевого духа народа, усиления его веры в победу. Их исполнение требует серьезности, достоинства, энтузиазма.

Отметим, что исполнение патриотических и военных песен, как правило, носит коллективный характер. Они поются взрослыми и детьми, людьми различных профессий, разного социального положения. Они очень мелодичные, легко запоминаются на слух. Их музыка общедоступна и демократична. Массовое исполнение патриотических и военных песен весьма ценно в патриотическом воспитании. Участников-исполнителей объединяет общая идея, единое чув-

ство, стремление сообща донести до слушателя красоту мелодии песни, значимость ее слов. Мощное эмоционально-психологическое воздействие оказывает на исполнителей понимание того, что они выступают как одно целое. Совместные усилия придают исполняемой песне особую выразительность и мощь.

Итак, ХХ столетие - важнейший этап, связанный с появлением и развитием жанра патриотической и военной песни. Их возникновение, несомненно, обусловлено общественно-политическими событиями века. Отметим, что знаковым явлением в истории Китая стала победа Синь-хайской революции 1911-1912 гг., в результате которой произошло крушение власти абсолютной монархии и впоследствии установление Китайской Республики.

Создание патриотических и военных песен связано с тремя историческими периодами, отражающими социально-политические события Китая: 1) демократической революции (1919-1949), 2) социалистического строительства (1949-1978) и 3) современный период реформ и открытости (с 1978 г. по настоящее время).

В первом периоде после падения династии Цин наблюдается рост национально-освободительной борьбы. Знаменательной датой является 1919 г. - время зарождения массового антиимпериалистического (преимущественно антияпонского) движения, возникшего под влиянием Октябрьской революции в России. Результатом этого стало появление патриотических и военных песен, получивших впоследствии массовое распространение, особенно среди молодежи. Известные образ-

цы песен данных жанров в Китае были созданы во второй половине 1930-х гг. Как пишет Лю Цзэ, в 1930-е гг., во время Второй япо-нокитайской войны и китайской гражданской войны сформировался жанр патриотической революционной песни (2019). Для песен данного жанра композиторами использовались древнекитайский поэтический жанр цы и мотивы традиционных песен. Известны имена авторов патриотических революционных песен: Не Эр, Тянь Хань, Чжан Шу, Ань Э, Мэн Бо, Ша Мэй.

«Отправной» датой возникновения патриотической песни можно считать 1935 г. В это время композитор Не Эр написал песню «Марш добровольцев». Благодаря красивой мелодии, вдохновляющему содержанию она полюбилась китайскому народу и даже стала его национальным символом. Так, в 1949 г. «Марш добровольцев» был принят как временный гимн Китайской Народной Республики, а с 1978 г. -провозглашен ее официальным государственным гимном.

Под впечатлением от событий на Северо-Восточной линии фронта ряд песен патриотического жанра создал Чан Кайши в 1936 г. А в следующем, 1937 г. композитор Чжан Ханьхуэей написал известную в Китае песню «Сунгари река». В ее содержании был запечатлен военный инцидент от 18 сентября 1931 г., когда японцы вторглись на территорию Китая. Это была первая знаменитая китайская военная песня. Известно, что в то время, когда китайская армия вошла в северо-восточную часть страны, солдаты начали дружно исполнять эту песню. Так, в очень тяжелое и трудное для

страны время песня «Сунгари река» явилась мощным стимулом, вдохновившим солдат на борьбу с врагами. Она быстро завоевала популярность на Севере и на Юге Великой Китайской стены.

Во время Антияпонской войны были также созданы такие военные песни, как «Добровольцы маршируют», «Армия спасения», «В горах Тайхан», «Партизанская песня», «Армия и народ», «Песня о походах» и др. Во время китайской гражданской войны были написаны песни «Говори и сражайся», «Я ношу оружие для защиты народа», «Драка», «Я солдат». Показательны для этого времени также боевые гимны Восьмой и Новой Четвертой армий, школьные песни военно-политического университета.

В 1930-1940-е гг. в патриотическом жанре были написаны песни «Человек - герой» (1938), «Празднование Яньань» (1938), «Приезжай в феврале» (1939), «Два маленьких ковбоя» (1942), «Единство - это сила» (1943), «Нет нового Китая без коммунистической партии» (1943), «Красный Восток» (1943), «В руках рабочих власть» (1947). Данный песенный репертуар воссоздает в памяти китайского народа военные годы, а также вызывает ностальгические чувства.

На данном историческом этапе, вплоть до периода реформ и открытости, в патриотических песнях преобладал революционный и воинственный характер. Они запечатлевали антиимпериалистическое и антифеодальное настроения. Патриотические и военные песни принадлежали такому направлению развития музыкального искусства Китая, как «Новая музыка»

Оно было ориентировано на широкую массовую аудиторию и отражало социально-политические процессы в стране. Патриотические и военные песни звучали как мужественный клич, призыв к борьбе. Они становились острой боевой силой, поднимающей революционный энтузиазм народа в борьбе против империализма и феодализма, способствовали сплочению китайского народа, формированию чувства национальной идентичности у молодежи, помогали в воспитании патриотических качеств.

Начало периода социалистической революции и социалистического строительства (1949-1978) было ознаменовано установлением Китайской Народной Республики (1949). С этого времени патриотизм приобрел в Китае особую форму выражения, став основой развития «социализма с китайской спецификой». С начала 1960-х гг. и в ходе «культурной революции» на музыкальные сочинения возлагалась функция «иллюстрации» политических лозунгов страны. Под влиянием коммунистической партии Китая революционная музыка вытесняет китайские традиционные и популярные музыкальные жанры. Последние находились под запретом, включая сочинения зарубежных композиторов и китайских авторов, написанные до 1966 г. В этот период была создана основная часть патриотических революционных песен. Более того, они стали главным жанром: их пели и слушали, песни вдохновляли народ к работе, собирали его в реальную единую, сплоченную силу.

С 1949 г. патриотические и военные песни регулярно транслируют-

ся государственными СМИ в пропагандистских целях. Среди них: «Боевой гимн китайских народных добровольцев», «Народная армия верна», «Партия», «Наступление Народного флота», «Наступление ВВС Народно-освободительной армии», «Возвращение к цели», «Раз, два, три, четыре», «Солдаты», «Возвращение со стрельбы», «Ностальгия по бывшим соратникам», «Боевой гимн Народно-освободительной армии Китая», «Нанниван», «Защищайте желтую реку», «Ода к Родине», «Плавание в море зависит от рулевого».

В период социалистического строительства было создано множество замечательных патриотических песен. Многие из них звучали своеобразной «мелодией любви» к Родине, среди них «Поющая Родина» (1951), «Солнце встает над степью» (1951), «Гостей издалека приглашают остаться» (1953), «Давайте грести веслами» (1955), «Народная армия предана партии» (1960), «Хвала героям» (1962), «Спой песню вечером» (1963), «Я люблю голубое небо Родины» (1964), «Доставим нефть на Родину» (1964), «Границы повсюду» (1964), «Слова председателя» (1965), «Говорить по-китайски» (1966), «Я стою на страже великой Родины» (1970), «Пограничная родниковая вода чиста» (1970), «Я люблю синий океан» (1973), «Красное отражение на горе» (1974), «Красная звезда» (1974), «Китай, Китай, яркое красное солнце никогда не заходит» (1977), «Верблюжий колокол» (1980).

С 1978 г., в период реформ и политики открытости, провозглашенной китайским лидером Дэн Сяопином, патриотические и военные

песни являют собой прогрессивное направление в развитии китайской культуры и искусства. Они выражают правдивые и искренние чувства людей. Отметим, что в 1960-1970 гг. своего расцвета достигла китайская революционная опера. В это же время стали популярными гимны Мао Цзэдуну. Они были даже выпущены китайской звукозаписывающей компанией в Шанхае. Так, музыкальный альбом, названный «Красное Солнце», мгновенно стал бестселлером.

В период реформ и открытости обнаруживается широкая панорама патриотических песен. К ним относятся, например, такие песни, как «Наша жизнь полна солнечного света» (1979), «Песня товарищей» (1979), «Ночь военного порта» (1980), «На поле надежды» (1981), «Волна Гулангю» (1981), «Родной город возле моря» (1982), «Я люблю тебя, снег на севере» (1983), «В поле надежды» (1984), «Маленький тополь» (1984), «Я и моя страна» (1985), «Пение и улыбка» (1986), «Подростки не говорят "грусти"» (1987), «Поговори с сердцем»

(1989), «Сегодня твой день рождения» (1989), «Азиатские герои»

(1990), «Люби меня, Китай» (1991), «Дорогая мама» (1992), «Весенняя история» (1992), «Самый красивый наш Синьцзян» (1992), «Будь солдатом» (1994), «Цинхай - Тибетское плато» (1994), «Большой Китай» (1995), «Долгая дружба» (1995), «Восточная жемчужина» (1997), «Красный флаг развевается» (1997), «В новую эру» (1997), «Армия Зеленый цветок» (1998), «Песнь Семи сынов Макао» (1999).

В начале XXI столетия в жанре патриотической песни созданы

такие образцы, как «Республика Любовь» (2000), «Небесная дорога»

(2001), «Родина не забудет» (2001), «Страна» (2002), «Ода флагу»

(2002), «Пятизвездочный красный флаг» (2002), «Вне снов» (2002), «Наш солдат» (2002), «Отправление Красной армии» (2003), «Яркая линия» (2005), «Красная лодка в будущее» (2006), «Страна» (2009), «Хороший парень станет солдатом» (2011), «Незабываемый вечер» (2013). Отметим, что стилистика данных патриотических и военных песен значительно обогатилась благодаря проникновению в китайскую музыку элементов западной, гонконгской и тайваньской музыкальных культур, а также различных стилей популярной музыки.

Итак, в XX столетии развитие китайского песенного искусства обнаруживает тесную взаимосвязь с общественно-политической и социально-экономической жизнью страны. Появление и развитие патриотической и военной песни неразрывно связано с историей Китая, революционными и военными событиями.

Патриотические и военные песни -это значительная составляющая массовой музыкальной культуры Китая ХХ столетия. Они любимы многими поколениями китайско-

го народа. Песни данных жанров имеют широкий общественный резонанс, обладают несомненной важностью в целях достижения общественного единства и солидарности, создания гармоничной культурной среды. Они воспитывают высокое чувство любви к Родине, уважение к ее прошлому, ответственность за ее настоящее и будущее, оказывают глубокое влияние на менталитет военнослужащих, придают им уверенность, решимость и мужество, вселяют в их сердца священное чувство высокой миссии, направляют на достижение поставленных государством целей.

Обладающие огромной значимостью в деле патриотического воспитания, патриотические и военные песни высоко содержательны, мелодичны, легко запоминаются на слух и ориентированы на коллективное, массовое исполнение. Если военные песни связаны, прежде всего, с военной тематикой, то содержание патриотических песен весьма многообразно и включает широкий спектр образов Родины, патриота-защитника своей страны, патриотического воспитания, а также национального возрождения, созидания светлого будущего Китая, прославления любви народа к великой истории своей страны.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 УШ."ЛЕШ" о (Чан Ли- минь жибао. URL: http: //rossiyanavsegda.

пин. Развивать патриотический дух. Жэнь- ru/read/812/ (дата обращения: 11.02.2021).

ЛИТЕРАТУРА

Бессарабова И.С., Лю Цзэ. Патриотическое воспитание средствами вокального искусства в КНР // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 34-40.

Лю Цзэ. Эволюция идеи патриотического воспитания обучающихся средствами во-

REFERENCES

Bessarabova, I.S., Lyu Tszeh (2019), "Patriotic education by vocal art in China", Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State University of Pedagogy], no. 1, pp. 34-40. (in Russ.)

Gong Ping (2009), Xn ymyue shiyu zhao fan

кальных произведений в КНР // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9. С. 80-84.

im т^шйшш^шл.

1992, 3о (Ван Цийи. Эстетические характеристики песенного творчества Ши Гуаннаня // Журнал китайской консерватории музыки. 1992. № 3. С. 3-5).

Ш// 2009о (Гун Пин.

История новой музыки и воззрения Чжао Фэна о новом музыкальном искусстве // Музыкальная культура: Сб. ст. / сост. Ван Хун. Пекин, 2009. С. 12-15).

^^■ШШШШ-.Х/Г^Ш.И" (Лао Чжун. Смысл патриотической песни // Чайный стол. 2015). URL: http://www.lcmlt.com (дата обращения: 12.11.2021).

2013^, №1. (Ли Синь. Патриотическая песня // Теоретическое исследование. 2013. № 1). URL: http:// www.qikan.com.cn (дата обращения: 10.11.2021).

2004^,® 325^° (Ли Шуанцзян. История музыки Народно-освободительной армии Китая. Издательство литературы и искусства Народно-освободительной армии, 2004. 325 с.)

Ш"[М],^\$М£2ЖШ±1991^„ (Ши Гуаннань. Опыт написания песен. Чанша: Издательство литературы и искусства провинции Хунань, 1991. 300 с.)

na dui xin de yinyue yishu de jianjie [The history of new music and views of Zhao Fan about the new musical art], Yinyue yishu: Wang hong [Musical Art: Wang Hong], Beijing, pp. 1215. (in Chinese)

Lao Zhong (2015), Lun aiguo gequ de yiyi [The meaning of a patriotic song], Cha zhuo wenhua [Tea table culture], Available at: http: // www.lcmlt.com (Accessed 12 November 2021) (in Chinese)

Li Shuangjiang (2004), Zhongguo renmin jiefangjun yinyue shi [The musical history of People's Liberation Army of China]. Zhongguo renmin jiefangjun wenyi chuban she [Chinese People's Liberation Army Literature and Art Publishing House], 325 p. (in Chinese)

Li Xin (2013), Aiguo gequ [A patriotic song], Lilun yanjiu [Theoretical Research], no. 1, Available at: http: // www.qikan.com. cn (Accessed 10 November 2021) (in Chinese) Lyu Tszeh (2019), "The evolution of the idea of patriotic education by vocal works in China", Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State University of Pedagogy], no. 9, pp. 80-84. (in Russ.)

Shi Guangnan (1991), Wd zenyang xie ge [The songwriting experience], Shi guangnan gequ chuangzuo jingyan tan, zhangsha, hunan wenyi chuban she [Changsha, Hunan Literature and Art Publishing House], 300 p. (in Chinese)

Wang Ciyi (1992), Lun shi guangnan gequ chuangzuo di meixue tezheng [Aesthetic characteristics of songwriting of Shi Guangnan], Zhongyang yinyue xueyuan xuebao [Journal of the Central Conservatory of Music], no. 3. pp. 3-5. (in Chinese)

Сведения об авторах

Хо Цзинсинь, преподаватель вокала университета Шанси медиа (КНР)

Юферова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: olya2113@yandex.ru

Authors Information

Ho Jingxin, Vocal music teacher of Shanxi College of Communication (PRC)

Olga A. Yuferova, Cand. Sc. (Art Criticism), associate professor at the M.I. Glinka Novosibirsk

State Conservatory

E-mail: olya2113@yandex.ru

Поступила в редакцию 27.01.2023 После доработки 02.03.2023 Принята к публикации 05.03.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 27.01.2023 Revised 02.03.2023 Accepted for publication 05.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.