Научная статья на тему 'Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный аспект'

Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE STUDENTS' PATRIOTIC VALUES / PATRIOTISM / PATRIOTIC ORIENTATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Баландин Михаил Анатольевич

В статье рассматривается ценностный аспект патриотической направленности студентов колледжа. Анализируется понятие патриотической направленности, выявляются факторы, способствующие эффективному формированию патриотических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

College Students' Patriotic Orientation: Axiological Aspect

The article considers axiological aspect of the college students' patriotic orientation. The notion of patriotic orientation is analyzed and factors contributing to efficient forming of patriotic values are revealed

Текст научной работы на тему «Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный аспект»

УДК 377.5 ББК 74.57

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

г. Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk Баландин Михаил Анатольевич соискатель кафедра педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

г. Магнитогорск Balandin Mikhail Anatolievich Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk

Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный

аспект1

College Students’ Patriotic Orientation: Axiological Aspect

В статье рассматривается ценностный аспект патриотической направленности студентов колледжа. Анализируется понятие патриотической направленности, выявляются факторы, способствующие эффективному формированию патриотических ценностей.

The article considers axiological aspect of the college students’ patriotic orientation. The notion of patriotic orientation is analyzed and factors contributing to efficient forming of patriotic values are revealed.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая направленность, ценности, патриотические ценности студентов колледжа.

Key words: patriotism, patriotic orientation, values, college students’ patriotic values.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современного социума является актуальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями всех типов, отмечается в государственной программе

1 Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [2].

Изучение научной литературы по проблеме патриотического воспитания студентов позволяет сделать вывод о том, что система патриотического воспитания в процессе профессиональной подготовки не остается в неизменном виде. Ее совершенствование обусловлено как реализацией первоочередных задач самой системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями существования современного мира.

Радикальные изменения в направлениях развития России привели к значительному смещению ценностных приоритетов молодежи с духовных на материальные, что обусловило изменение ее отношения к социальным взаимосвязям. Исследования ученых-социологов, педагогов, результаты, полученные нами, свидетельствуют о том, что в настоящее время возросло стремление молодежи к индивидуализму, личному успеху, несмотря на сопутствующие обстоятельства, отрицательно влияющие на жизнь других людей. Это, в частности, проявляется в готовности к достижению личных целей любыми средствами и сопровождается в большинстве случаев снижением влияния моральнонравственных ценностей.

В современном российском обществе интенсифицировались миграционные процессы, приведшие к значительному увеличению количества межнациональных контактов, зачастую сопровождаемых неподготовленностью их участников к толерантному взаимодействию.

Отмечаемые выше процессы протекают на фоне появления большого числа идеологических организаций националистической направленности, активно ведущих пропаганду своих идей.

Проводимое нами исследование позволяет утверждать, что возрастные особенности студентов колледжа характеризуются недостаточной сформиро-ванностью ценностных ориентаций, убеждений, мировоззрения, позволяющих им принимать правильные решения в ситуациях выбора, что подтверждает ак-

туальность организации целенаправленной работы по развитию патриотической направленности молодежи, в частности, студентов колледжей.

Направленность личности трактуется психологами как интегральное и генерализированное свойство, опирающееся на совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Она характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, выражающими ее мировоззрение. [8].

Рассматривая патриотическую направленность студентов, мы характеризуем ее как интегративное личностное образование, обусловливающее тенденции развития патриотического мировоззрения, отношений и поведения, совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах и ориентирующих, направляющих соответствующую деятельность.

В свою очередь мировоззрение, как отмечает В.М. Полонский, это целостное представление, система обобщенных взглядов на объективный мир, природу и общество, миропонимание и мировосприятие, выражающееся в системе убеждений, ценностей и идеалов личности или социальной группы [7].

Мировоззрение оказывает непосредственное влияние на отношения и поведение студентов. При этом отношения, разделяя точку зрения Г.М. Коджаспировой, мы трактуем как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [4]. Именно осознание своих отношений к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности, отмечает С.Ю. Головин [8].

Отношения студентов, как известно, проявляются в соответствующем поведении - системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых ими при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.

Отмеченные выше категории лежат в основе развития патриотической направленности, которая согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации представляет собой особую направленность самореализации и социального поведения граждан, ее ядром выступает патриотизм, критериями которого являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [6].

Уточняя понятие патриотизма, Р.А.Зобов отмечает важность такого чувства, как любовь к Родине (как большой, так и малой), к обычаям и традициям, коренящимся в историческом прошлом того или иного народа, а значит, и к языку, религии, мифам, литературе и искусству и пр., а также к достижениям в таких сферах, как наука, техника, философия и т.п. [3].

Приведенные рассуждения позволяют сделать вывод о том, что патриотическая направленность студентов колледжа, обусловливаемая их мировоззрением, содержит ряд специфических компонентов, при этом одним из ключевых является ценностный, включающий в себя ценности и ценностные ориентации, определяющие предпочтительный выбор целей, путей и средств деятельности студентов.

Ценности и ценностные ориентации лежат в основе установления взаимодействий личности с окружающей средой, они позволяют оценивать приемлемость или неприемлемость целей и средств в процессе выстраивания отношений. Этот выбор и определяет в значительной степени особенности поведения студентов в конкретной ситуации, конкретных условиях.

Таким образом, содержательную сторону патриотической направленности студента определяет система ценностных ориентаций, регулирующая направление и степень усилий субъекта в процессе достижения целей деятельности, определяя вектор направленности.

Рассматривая ценностный аспект патриотической направленности сту-

дентов колледжа, мы учитывали, что формирование патриотических ценностей, ориентация в них - процесс сложный и длительный. Для выявления существенных факторов развития у студентов патриотических ценностей нами были проанализированы исследования, в которых рассматриваются этапы развития личности студентов и процесс становления у них ценностных ориентаций.

В частности, авторами отмечается особое значение такого фактора как позитивный характер личностного развития, прежде всего в юношеском возрасте, и формирование такого базового основания, как чувство любви, лежащее в основе патриотизма [5].

Следует отметить, что пробуждение и укрепление чувства любви начинается у обучаемых в семье, становится системообразующей частью их ценностно-эмоциональной сферы. В студенческом возрасте патриотические ценности обретают в сознании молодых людей достаточную определенность, а сам молодой человек получает способность относительно самостоятельно оценивать себя в качестве патриота.

У части из них, отмечают исследователи, в этом возрастном периоде проявляется стремление к социальной активности, которая реализуется в общественных организациях и разного рода инициативах. Поэтому социальную активность в этот период можно оценить как важнейший фактор, воздействующий на формирование патриотизма, закрепляющий ценностный багаж личности [5].

Кроме того, в процессе социального становления молодой человек рано или поздно осознает необходимость найти свое место в историческом процессе, идентифицировать себя с определенной социальной группой, осознать свою значимость как члена конкретного общества. В таком случае он должен стать носителем таких его особенностей, как соответствующий тип ментальности, традиции, язык и пр. [3].

Анализируя особенности ценностной сферы студентов колледжа, мы выяснили, что патриотизм как ценность находится на ее периферии.

Доминирующими ценностями являются такие как: семья, безопасность, совесть, порядок, труд, законность, права человека, деньги, свобода, духовность, собственность, гуманизм, личное достоинство, справедливость, трудо-

любие, чувство долга, образованность, профессионализм, равенство всех граждан перед законом.

Анкетный опрос, проведенный нами, показал, что студенты колледжа слабо представляют, что такое патриотизм и как он связан с другими ценностями.

Поэтому нами была разработана экспериментальная программа, целью которой, являлось развитие патриотической направленности студентов колледжа: расширение ее ценностной базы, формирование патриотических отношений студентов и патриотического поведения.

Для ее успешной реализации на основе анализа нормативных документов [1,2,6], а также опыта практической работы ряда субъектов Федерации были определены патриотические ценности, к которым нами отнесены следующие: семья, друзья, родная страна, родная природа, родной дом, стабильность, целостность, объединение, взаимопомощь, поддержка, совместная работа, сплоченность, успех, достижения, героизм, безопасность, достоинство, преданность, национальное согласие, социальное согласие, социальная справедливость, духовная безопасность, способность противостоять угрозам, духовное здоровье, духовный иммунитет, национальное сознание, сильная страна, богатство страны.

В нашем исследовании мы связывали развитие ценностного аспекта патриотической направленности студентов с проявлениями личности в различных областях и сферах деятельности, устанавливая ассоциативные взаимосвязи общечеловеческих ценностей с патриотическими.

В частности, строились ценностные цепочки, например: совместная работа - поддержка - взаимопомощь - сплоченность - достижения - деньги - свобода; духовная безопасность - способность противостоять угрозам - духовное здоровье - духовный иммунитет - законность - права человека - справедливость с использованием ряда методов и приемов, включенных в авторскую методику.

Такой подход позволил нам расширить ценностную основу патриотической направленности, связать патриотические ценности студентов с иными, уже имеющимися у них.

Библиографический список

1. Г осударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [Эл. источник]: http://www.redstar.ru/2001/03/02_03/ document.html

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». // Красная звезда. - 2005, 31 августа.

3. Зобов Р. А. Патриотизм и культура // [Эл. источник]:

http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2265

4. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас-пиров — М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

5. Козлов А.А. Формирование гражданственности и патриотизма в контексте развития

личности молодого человека // [Эл. источник]: http://nravstvennost.info/library/

news_detail.php? ID=2288

6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

7. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М. Высшая школа, 2004. - 512 с.

8. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. -

800 с.

Bibliography

1. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary / G.M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspi-rov. - M: "MarT" PBC; Rostov on/D: "MarT" Publishing Centre, 2005. - 448 p.

2. Kozlov A.A. Civicism and Patriotism Forming in the Context of a Young Man Personality Development // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://nravstvennost.info/library/ news_detail.php? ID=2288

3. Polonsky, V.M. Education and Pedagogical Dictionary /V.M. Polonsky. - M.: Higher School, 2004. - 512 p.

4. Practical Psychologist’s Dictionary / Comp. by S.Yu. Golovin. - Minsk: Harvest, 1997. -

800 p.

5. The State Program "The Russian Federation Citizens’ Patriotic Upbringing for 20012005" [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.redstar.ru/2001/03/02_03/ document.html

6. The State Program "The Russian Federation Citizens’ Patriotic Upbringing for 20062010" // Krasnaya Zvezda. - 2005. - August 31.

7. The Concept of the Russian Federation Citizens’ Patriotic Upbringing. Approved on the Meeting of the Governmental Commission on Social Questions of the Military Personnel, People Dismissed from Military Service and Members of Their Families (Record 2(12)-P4, May, 21, 2003).

8. Zobov R.A. Patriotism and Culture // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.