Научная статья на тему 'Патриарх Никон - просветитель мордовского народа'

Патриарх Никон - просветитель мордовского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
752
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / КРЕСТЬЯНЕ / ПАТРИАРХ / ЦЕРКОВЬ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБРЯДЫ / ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Николай Федорович

В статье рассматривается вклад выдающегося выходца из мордвы в дело просветительства родного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIARCH NIKON - THE ENLIGHTENER OF THE MORDVINIANS

The article examines the contribution of an outstanding Mordvinian native patriarch Nikon to the cause of enlightenment of the native people.

Текст научной работы на тему «Патриарх Никон - просветитель мордовского народа»

Социально-политические науки

2'2017

12. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ

12.1. ПАТРИАРХ НИКОН - ПРОСВЕТИТЕЛЬ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России. Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается вклад выдающегося выходца из мордвы в дело просветительства родного народа.

Ключевые слова: мордва, крестьяне, патриарх, церковь, христианизация, православие, обряды, церковная реформа, церковный раскол, старообрядчество.

PATRIARCH NIKON - THE ENLIGHTENER OF THE MORDVINIANS

Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

[email protected]

Abstract: The article examines the contribution of an outstanding Mordvinian native patriarch Nikon to the cause of enlightenment of the native people.

Keywords: Mordvinians, peasants, patriarch, church, Christianization, Orthodoxy, rites, church reform, church schism, oldbe-lievers.

Личность патриарха Московского и всея Руси Никона (годы жизни 1605-1681) - мордвина, крестьянского сына, ставшего выдающимся не только церковным, но и государственным деятелем России, поныне вызывает пристальное внимание широкой общественности нашей страны. И это понятно, ибо страна наша ныне, как и в XVII в., при царе Алексее Михайловиче Романове, хотя и прозванном «Тишайшим», на самом деле переживает кардинальные перемены, в том числе в образе жизни россиян, которые никак нельзя назвать тишайшими. И в этих переменах велика была роль человека, который в официальных российских документах того времени именовался не иначе как «великий государь и отец наш святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России»1. Именно он, как отмечал один из видных церковных историков Макарий (в 18791885 гг. епископ Нижегородский и Арзамасский), «около 15 лет управлял своей родной страной, твердый в правилах веры и благочестия»2.

Будущего религиозно-политического деятеля России, патриарха РПЦ, церковного реформатора и просветителя Никона до принятия им духовного сана звали Никитой, а по фамилии Миновым. Родился он в мае 1605 г. в семье крестьянина-новокрещена эрзя-мордовского с. Вельдеманова Княгининского уезда, что ныне в Перево-зовском районе Нижегородской области. С 12 лет он становится послушником Макарьев-Желтоводского монастыря, что на Средней Волге, с 1625 г. - священником.

Во второй половине 40-х гг. XVII в. в среде духовенства возник кружок «ревнителей благочестия», среди которых был и архимандрит (с 1946 г.) московского Новоспасского монастыря Никон, вскоре (в 1649 г.) возведенный в сан митрополита Новгородского. Кружок ставил перед собой задачу оздоровления церковного быта, исправления богослужебных книг по

1 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1940. С. 297.

2 Архимандрит Макарий. История Нижегородской епархии // Памятники церковных древностей. Нижегородская ярмарка. 1999. С. 20.

древним рукописям, а также искоренения язычества в сознании и быту русского и других народов страны. Кружок пользовался вниманием и покровительством царя Алексея Михайловича Романова (годы правления 1645-1676). Он лично знал и принимал у себя «ревнителей», прислушивался к их советам.

Так, в 1648 г. был разослан воеводам на места указ царя, которым под угрозой батогов и даже ссылки в окраинные города запрещались всякие затеи скоморохов с домрами, гуслями, волынками, медвежьими плясками, «а где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие чудесные бесовские сосуды, и те бы вынимать и, изломав, жечь»3.

Инициатором реформы был сам царь. По его замыслу, реформированная церковь должна была стать более мощным средством упрочения державы, поднятия авторитета Русской православной церкви, объединения ее с церковью Украины (Малой Руси) и Белоруссии (Белой Руси), воцерковления воссоединившихся в разное время с народами Российского государства языческих народов Волго-Камья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей) и защиты их от исламизации, ибо мусульманские активисты пропагандировали ислам в любой ситуации. По этой причине воеводам, а затем и губернаторам на местах не раз повелевалось «смотреть накрепко», чтобы «махометане мордву, чувашей, черемис, вотяков и прочих тому подобных иноверцев в свою веру не превращали и не обрезывали»4.

Этим отчасти объясняется стремление Никона ускорить воцерковление не только родного ему мордовского народа, но и других народов «Низовской земли». Еще будучи митрополитом Новгородским, он, как «со-бинный друг царя», уговорил его назначить архиепископом в Рязань Мисаила - ревностного миссионера, иеромонаха Деревяницкого монастыря. 13 апреля 1651 г. Мисаил был рукоположен в архиепископы пат-

3 Житие протопопа Аввакума. М., 1960. С. 356.

4 Российский государственный архив древних актов. Ф. 248

(Правительствующий Сенат). Оп. 14. Д. 782. Л. 162-162 оборот.

риархом Иосифом и прибыл в Переяславль Рязанский.

В этом же году царской грамотой на него была возложена миссионерская деятельность по крещению мордвы и татар в Шацке, Кадоме, Тамбове, Касимове и соответствующих уездах. В своей челобитной патриарху Никону, ставшему таковым 25 июля 1652 г. после скончавшегося 15 апреля этого же года Иосифа, в 1655 г. Мисаил докладывал, что он «в те городы ездил» и крестил «четыре тысячи двести человек». «А еще осталось в моем же владычестве, - сообщал он, - в Щацком уезде некре-щенной мордвы двесте пятьдесят дворов, а в них по числу будет две тысячи слишком человек, да в Кадомском уезде татарских и мордовских пятьсот двадцать дворов, а по числу будет четыре тысячи двесте человек. Смилуйся, великий государь и отец наш святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Росии, сотвори, государь, совет по благодати, данной ти от святого духа, о возлюбленным своим сыном благоверным и благочестивым и христолюбивым государем, царем и великим князем Алексеем Михайловичем всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, пожалуй меня, богомольца своего, благослови ехати моего владычества в Касимов, и в Шацкое, и в Тамбов татар и мордву крестить... »5.

Получив соответствующее благословение, Мисаил продолжил миссионерское дело в Шацком уезде. «И егда учал архиепископ крестити мордву и татар, - показывал сын боярский Акиндин Бахолдин, - и они, мордва, учинились сильны и непослушны и во крещение не пошли. И преосвященный Мисаил архиепископ писал к великому государю к Москве, что оне, мордва, учинились непослушны и креститься не восхотели. И великий государь указал послать свою, великого государя, грамоту, и с ним посланы были думной дворянин Иван Павлович Матюшкин с товарищи крестить мордву и татар, и крестил много мордвы и татар. И после того поехал в третие преосвященный Мисаил архиепископ мордву и татар во крещение приводити, и они мордва, учинились ему, великому господину, непослушны и во крещение не пошли»6.

Когда архиепископ Мисаил в сопровождении служилых людей «поехал наперед сам к мордве и хотел великого государя указ прочесть, что указал великий государь их, мордву и татар, крестить., вышли многие люди мордва и с ружьем и дубьем из струбов и нас, домовых людей, всех разогнали. А в то время был снег глубок, от них, мордвы, было убежать немочно, а они все гонят на лыжах с ружьем, - показывал сын боярский Акиндин Бахолдин. - И учале по архиепископе Мисаиле из луков стрелять. И в то время один мордвин преосвященного архиепископа из лука прострелил и убил в левую руку, и пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце. А убит он, преосвященный архиепископ, во вторник страстей христовых, и волею божиею в четверток на светлой неделе преставился.»7.

Указом царя Алексея Михайловича мощи Мисаила были перенесены в Архангельский собор Переяславля Рязанского. Забрызганная кровью голубая походная мантия священномученика хранится сейчас в Свято-Богословском монастыре г. Рязани. По благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена 12 января 1987 г. святитель-мученик Мисаил был причислен к

5 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1940. С. 297-298.

6 Там же. С. 298.

7 Там же. С. 299-300; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 276-277.

лику рязанских местночтимых святых. Проведенное позднее в с. Конобееве расследование обстоятельств убийства архиепископа показало, что убил его мордвин по имени Гаричушка8. Думается, однако, что Гари-чушка, скорее прозвище, чем подлинное имя, поскольку такого имени в мордовском дохристианском онома-стиконе, по крайней мере, пока не обнаружено.

После такого события царскому правительству и церковному руководству стало яснее, что одними принудительными мерами привести мордву в лоно РПЦ невозможно. Поэтому 16 мая 1681 г. через двадцать лет после кончины опального патриарха, царем Федором Алексеевичем Романовым (годы правления 16761682) был подписан указ о предоставлении мордве льгот в случае крещения. «Да и мордве сказать, -повелевалось в указе, - чтоб они, поискав благочестивые христианские веры греческого закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет. А буде они креститься не похотят и им сказать, что они отданы, будут в поместья и в вотчины некрещенным мурзам и татарам.»9.

Главной целью Никона было не просто исправление богослужебных книг и приведение в соответствие с каноническими некоторых обрядовых мелочей: замена двуперстного крестного знамения на трехперстное, «сугубого аллилуйя трегубой» (пения «аллилуйя» не дважды, а трижды), земных поклонов поясными, написание имени «Исус» на «Иисус», замена обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу, по часовой стрелке, «посолонь» обхождением против движения солнца и др., хотя за эти мелочи фанатики старой веры бесстрашно шли в ссылку, на казнь, самосожжение. Старообрядчество, в рядах которого несколько позже оказалась и некоторая часть мордвы10, было узаконено только в 1905 году.

Никон, прежде всего, желал независимости церковной власти от царя. Он считал неприемлемым для церкви порядок, когда царь созывал церковные соборы, ставил архиереев, издавал распоряжения о соблюдении постов, о служении молебнов, о порядке в церквах, вмешивался в финансовые, судебные и административные дела церкви. Будучи первоначально советником и другом царя, он обладал большой властью не только в церкви, но и в государственных делах. Он вывел архиереев из-под юрисдикции светского судопроизводства, в отсутствие царя председательствовал в боярской думе, принимал челобитные (прошения) на царское имя, вел дипломатическую переписку. По особому повелению царя получил право официально титуловаться «великий государь»11. По Никону, как луна получает свет от солнца, так государь получает, через венчание на царство, власть от пер-восвятителя, в данном случае патриарха. По замыслу Никона священство должно быть выше царства, поскольку последнему поручено земное, временное, а первому - вечное, небесное.

Патриарх Никон укреплял не только личную и церковную независимость, но и церковное имущество, в том числе, землевладение. В его личное владение царь пожаловал земли, на которых были воздвигнуты

8 Потапов А. Город-страж на засечной черте. Рязань, 2002. С. 40.

9 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 2. Саранск, 1940. С. 47.

10 Данилко Е. «Склонность к расколу»: история распространения старообядчества среди мордвы // Финно-угроведение. 2009. № 2. С. 22-34.

11 История религии. М., 2004. С. 213.

Социально-политические науки

2 '2017

три монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестовый. Первый из них был любимейшим для патриарха. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы, и все силы употребил для воплощения своего замысла - создать в Подмосковье на р. Истре точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, тем самым дать возможность российскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Монастырский собор имел пять престолов для всех пяти православных патриархов (Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского, Московского и всея Руси). Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования12.

Конечная цель программы Никона состояла в утверждении РПЦ как вселенской церкви во вселенском православном царстве, что весьма нравилось молодому царю - приверженцу концепции «Москва - третий Рим», мечтавшему занять место византийских императоров и превратить Русское государство во Вселенскую Греко-Российскую Восточную империю.

Однако всевластие Никона вызвало недовольство многих представителей духовенства и светских кругов, в том числе самого царя, инициировало раскол, движение за сохранение старой веры и традиционных церковных обрядов. Реформа воспринималась как вторжение «латинской ереси», покушение на этническую мен-тальность, национальную самобытность. Никон и его последователи объявлялись «немцами русскими».

И Никон, вынужденный еще в 1658 г. оставить патриаршество, после неудавшейся в 1664 г. попытки вернуть себе патриарший престол, собором 1666-1667 гг. был лишен сана и осужден на ссылку простым монахом. В декабре 1666 г. был отправлен в Ферапонтов монастырь, а в 1676 г. по указу царя Федора Алексеевича переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич приказал вернуть Никона в Москву с разрешением поселиться в НовоИерусалимском монастыре, но Никон, будучи уже совершенно больным, скончался по пути близ Ярославля на пристани Толгского Богородичного монастыря 27 августа 1681 года. После похорон вселенские патриархи признали незаконность суда над Никоном и вернули ему патриарший сан.

Для мордовской историографии представляет интерес информация о Никоне и мордве, содержащаяся в книге голландского дипломата и ученого, впоследствии бургомистра города Амстердама Николаса Кор-нелиссона Витсена (годы жизни 1641-1717) «Nord er Oost Tartarie» («Северная и Восточная Татария»), вышедшая в свет в Амстердаме в 1692 г, полученная автором во время его путешествия в 1664-1667 гг. в Москву в составе свиты нидерландского посланника Якова Бореля. Не занимая какого-либо официального поста при посольстве, Витсен составлял карты, чертил и рисовал планы и виды городов, собирал сведения по этнографии и языкам народов России.

Витсена можно по праву считать первым лексикографом - создателем мордовского словаря, а точнее, мордовско-голландского словаря, ибо в конце раздела «Мордвины» своего обширного труда он приводит словник, состоящий из 325 голландско-мордовских соответ-

ствий, который сам по себе является важнейшим этнолингвистическим источником. В словаре приведены лексемы, обозначающие многие элементы материальной и духовной культуры, общественной и семейной жизни: названия деревьев и растений, поселений, термины родства, названия времен года, животных и др. Словарь свидетельствует о том, что Витсен, будучи в России, ис-торико-этнографические и лингвистические материалы о мордве собирал, встречаясь, непосредственно с представителями мордовского народа.

Из людей российских, с которыми Н. Витсен познакомился наиболее близко, он называет патриарха Никона. Можно поэтому предположить, что весьма точные, обстоятельные, оригинальные сведения о мордве, компактно изложенные им в главе «Мордвины» своей книги «Nord er Oost Tartarie», он получил от Никона и других информаторов из мордвы, рекомендованных ему патриархом13. Как сообщает Н. Витсен, его визит к патриарху состоялся в 1665 г. в еще тогда строившемся Новом Иерусалиме (Воскресенском монастыре) в 10 милях от Москвы, куда они выехали на двух даровых подводах, полученных от патриарших монахов. Возводившийся стараниями самого Никона, указанный монастырь голландец называет красивейшим в Московии, хотя и отмечает, что русские более горазды строить не каменные, а деревянные строения.

Одним из первых Витсен описал внешность патриарха, некоторые манеры его поведения. В частности, он обратил внимание на любознательность Никона, его неподдельный интерес к событиям за рубежом, сопровождавшийся подчас непринужденной шуткой. Так, говоря о чертах, как бы сейчас сказали, этнического или национального характера немцев, Никон, принимая собеседника за немца, спросил его: « Говорят, немцы хорошо знают счет: сосчитайте-ка, сколько у меня тут пчел в моих ульях»14.

Естественно, общаясь с высшим духовным лицом России, Витсену хотелось, в первую очередь, выяснить этноконфессиональную ситуацию в стране. И приводимые им сведения оказались весьма любопытными. Он отмечает, что мордвины «зажиточные люди, гостеприимные и хорошие, живут в хороших селах, а также в хижинах, разбросанных по их территории. Занимаются земледелием. Молятся редко, но преимущественно этим занимаются, когда они пьют или когда режут животных, тогда они молятся Богу, который создал небо и землю и все, что там есть. Они благодарят его, что он дает возможность жить. Молятся, чтобы он их по окончании этой жизни повел в вечную радостную жизнь. Они живут мирно и без священников... При погребении ставят знак, показывающий профессию умершего. Кладут в могилу топоры и кремни, чтобы мертвецы могли ими воспользоваться; для всадников кладут лошадиный хвост, для пчеловода - улей и т.д. Они не молятся идолам, но шкуры убитых животных вешают на деревья и перед ними становятся на колени. Живут по законам природы. Верят в единого бога, создателя всего мира, которому они жертвуют при еде и питье первые куски и глотки.»15.

12 Новый Иерусалим: сохраним и приумножим // Этносфера. 2010. № 3 (138). С. 8-9.

13 Феоктистов А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков. Ранний период. М., 1976. С. 10-11.

14 Ловягин А. М. Николай Витсен из Амстердама у патриарха Никона. Из неизвестной голландской рукописи XVII века // Исторический вестник. 1899. Сентябрь. С. 878.

15 Феоктистов А. П. Мордовские языки и диалекты в историко-этнографической литературе XVII-XVШ вв. // Очерки мордовских диалектов. Т. 2. Саранск. 1963. С. 5; Мокшин Н. Ф.

Витсен в основном верно охарактеризовал как способы селитьбы, хозяйственные занятия, так и религиозные верования мордвы. Особенно ценными можно считать его указания на то, что мордва «не молятся идолам», что в традиционных ее воззрениях имела место вера в единого верховного бога. Во второй половине XVII в. большинство мордвы еще не было крещено, и она действительно не имела священников (христианских - Н. М.). Те или иные дохристианские обряды исполнялись особыми стариками и старухами (мокш., эрз. озкс-атя, озкс-баба), избираемыми для этого на общинных собраниях.

Наконец, нельзя не затронуть вопрос об участии Никона, обладавшего большим влиянием не только в церковных, но и государственных делах, по особому повелению царя Алексея Михайловича Романова, получившего право официально титуловаться как «великий государь», в укреплении российских границ и, в частности, в возведении в 1648-1654 гг. Симбирской засечной черты (от Тамбова до Симбирска), на которой был заложен ряд пограничных острогов-крепостей, в том числе и Саранск -ныне столица Республики Мордовия. Симбирская засечная черта стала продолжением Белгородской (от Белгорода до Тамбова), прокладывавшейся в 1635-1646 годах16. Так что приписывать заслугу основания Саранска в 1641 г., ставшему в 1651 г. уездным городом, только первому его воеводе не следует.

Список литературы:

1. Архимандрит Макарий. История Нижегородской епархии // Памятники церковных древностей. Нижегородская ярмарка. 1999.

2. Воронина О. Столичная история // Столица С. 2010. № 15 (912). 13 апреля.

3. Данилко Е. «Склонность к расколу»: история распространения старообядчества среди мордвы // Финно-угроведение. 2009. № 2. С. 22-34.

4. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1940.

5. Житие протопопа Аввакума. М., 1960.

6. История религии. М.: Высшая школа, 2004.

7. Ловягин А. М. Николай Витсен из Амстердама у патриарха Никона. Из неизвестной голландской рукописи XVII века // Исторический вестник. 1899. Сентябрь.

8. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993.

9. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005.

10. Новый Иерусалим: сохраним и приумножим // Этносфера. 2010. № 3 (138). С. 8-9.

11. Потапов А. Город-страж на засечной черте. Рязань: Узорочье, 2002.

12. Российский государственный архив древних актов. Ф. 248 (Правительствующий Сенат). Оп. 14. Д. 782. Л. 162-162 оборот.

13. Феоктистов А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков. Ранний период. М., 1976.

14. Феоктистов А. П. Мордовские языки и диалекты в историко-этнографической литературе XVII-XVIII вв. // Очерки мордовских диалектов. Т. 2. Саранск. 1963.

Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993. С. 24-27.

16 Воронина О. Столичная история // Столица С. 2010. № 15 (912). 13 апреля. С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.