УДК 159.964.2 Шукуров Дмитрий Леонидович
доктор филологических наук,
профессор кафедры культурологии и литературы
Шуйского государственного
педагогического университета
Хабурова Виктория Николаевна
студентка историко-филологического факультета Шуйского государственного педагогического университета [email protected]
ПАТОГРАФИЯ АВТОРСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «ОБЭРИУ» («ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСКУССТВА»)
Shukurov Dmitry Leonidovich
D.Phil in Humanities, Professor of the Cultural Science and Literature Department, Shuya State Teachers' Training University [email protected]
Khaburova Victoria Nikolaevna
Student of the Department for the Humanities and History, Shuya State Teachers' Training University [email protected]
PATHOGRAPHY OF THE AUTHORIAL PERSONALITY IN LITERARY ACTIVITIES OF THE OBERIU GROUP (ASSOCIATION FOR REAL ART)
Аннотация:
В рамках патографии литературного творчества предполагается научное рассмотрение процесса диссоциации авторского сознания в экспериментальных произведениях представителей авангардной группы «ОБЭРИУ» («Объединение Реального Искусства»). Обращение к психоаналитическим контекстам творчества К.К. Вагинова, Д.И. Хармса, А.И. Введенского - эвристический поворот в осмыслении теории художественного слова в русском авангардизме. Одновременно такое изучение обогащает исследования в сфере психоаналитически ориентированной патографии литературного творчества. Работа выполнена в рамках научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века», поддержанного грантом Президента РФ на 2012-2013 гг. для молодых российских ученых - докторов наук (МД-420.2012.6).
Ключевые слова:
русский литературный авангард, психоанализ, автор, дискурс, диссоциация, группа «ОБЭРИУ».
Summary:
From the perspective of the literary creative works’ pathography the article presents a research of the dissociation of the authorial personality in the experimental works of the representatives of the OBERIU group (Association for Real Art). Interpretation of the psychoanalytical contexts of the creative works of K.K. Vaginov, D.I. Kharms, A.I. Vvedensky is an heuristic turn in comprehension of the declamation art theory in the Russian avant-gardism. At the same time such a study makes a contribution into researches in psychoanalyically oriented pathography of the literary activity. The work has been performed as a part of the research project "Russian literary avant-garde and psychoanalysis in the context of the Silver Age of Russian intellectual culture" supported by the grant of the president of Russian Federation for young Russian scientists with D.Phil. degree, for 2012-2013 (Mff-420.2012.6).
Keywords:
Russian literary avant-garde, psychoanalysis, author, discourse, dissociation, OBERIU group.
Психоаналитический анализ авангардных произведений авторов группы «Объединение реального искусства» (К.К. Вагинова, Д.И. Хармса, А.И. Введенского и др.) на уровне исследования механизмов диссоциации в структуре иероглифического образа (формирование метонимических конструкций иероглифического образа) закономерно приводит к необходимости рассмотрения особенностей диссоциативных процессов на уровне авторского сознания. Мы не ставим вопрос, принципиальный для психоаналитической герменевтики, - о первичности или вторичности субъекта авторского сознания: текст является филиацией автора или наоборот? Однако в контексте именно этого вопроса рассмотрим проблему диссоциированного («двойственного», «множественного», «распадающегося») авторского сознания в произведениях обэриутов. При такой постановке вопроса, безусловно, исследовательский дискурс необходимо обращен в сторону патографических категорий. Тем не менее оговоримся, что патография как жанр и метод психиатрической литературы - не самоцель нашей работы, а только методологическое средство и стратегия психографического (психоаналитического) описания образа автора в текстах обэриутов.
Итак, нашей целью является научное рассмотрение процесса диссоциации авторского сознания в экспериментальных произведениях представителей авангардной группы «ОБЭРИУ» в
рамках психоаналитически ориентированной патографии литературного творчества. Обращение к психоаналитическим контекстам творчества Д.И. Хармса, А.И. Введенского, К.К. Вагинова -эвристический поворот в осмыслении теории художественного слова в русском авангардизме. Одновременно такое изучение обогащает исследования в сфере прикладного психоанализа.
Критический словарь психоанализа Ч. Райкрофта определяет диссоциацию (^ББоааНоп) как «состояние, при котором два или более психических процесса сосуществуют, не будучи связанными или интегрированными» [1]. Под диссоциацией может пониматься и защитный процесс, ведущий к подобному состоянию. Одновременно автор словаря подчеркивает: «Трудно найти четкие отличия между диссоциацией и расщеплением, хотя имеется тенденция использовать первое в отношении процессов, а второе - в отношении структур. Так, говорят о диссоциации сознания, когда речь идет о двойственных личностях или истерических фугах... но применительно к эго говорят о его расщеплении» [2]. Н. Мак-Вильямс в монографии по психоаналитической диагностике внесла уточнения в дифференциацию диссоциации и расщепления. Благодаря четкому разграничению между уровнями развития организации личности (невротический, пограничный, психотический) и типами организации характеров (психопатические, нарциссические, шизоидные, параноидные, депрессивные и маниакальные, мазохистические, обсессивно-компульсивные, истерические (театральные), диссоциативные личности) ей удалось представить психоаналитическую концептуализацию диссоциативных расстройств на невротическом, пограничном и психотическом уровнях. Это позволило внести ясность в диагностические споры о шизоидности и множественности в структуре психической организации личности: «.недавние философские попытки разрешить проблему множественной личности имеют тенденцию к совершению принципиальной ошибки. Они основываются на мнении, что здесь действительно различаются разные личности, а не один человек с субъективным чувством множественности» [3, с. 417].
Еще раз подчеркнем, что в нашей работе мы не ставим диагноз авторам или эпохе, но, ориентируясь на эпохальные психоисторические факторы и индивидуальные психотипические особенности, объясняем принципы функционирования авторского сознания в экспериментальном тексте. Авторское сознание в текстах обэриутов реализуется в диссоциированной, то есть множественной форме. Это сознание фрагментированное и распадающееся. Степень диссоциации авторского сознания достигает максимума рассогласованности: от образов пародической авторской личности многофигурной повествовательной системы, распадающейся в авторефлексивном дискурсе исчезающего субъекта наррации, в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» до олигофрени-ческих и аутистических персонажных масок в текстах Д. Хармса и А. Введенского.
В соответствии с психодиахронологической концепцией русской литературы И.П. Смирнова [4] литература позднего авангарда (1920-е гг.) обусловлена доминированием мазохисти-ческого психотипа. Согласно онтогенетической закономерности этот психотип следует после садистической фазы поиска и трансформации объектной сферы, и самое главное в нем заключается в осуществлении процесса аутонегации (самоуничтожения, самоотрицания, исчезновения субъекта).
Дело в том, что после завершения фазы активной референциальной направленности на объект (его поиска, идентификации, опыта трансформации и деформации), обусловленной стремлением к восстановлению ранее распавшегося симбиоза, необходимо следует обращение субъекта к самому себе (вторичный нарциссизм) в попытке самоидентификации, которое в свою очередь завершается субъект-объектной переориентацией мазохистического типа, приводящей к превращению субъекта в объект и, следовательно, к устранению субъективности как таковой - аутистическому исчезновению.
В литературе авангарда этот процесс выражался в появлении авторефелексивного повествования. Диссоциация - наиболее точное определение рассогласованности авторского повествования в произведениях позднего авангарда, поскольку это понятие указывает не только на сам факт распада, зеркального раздвоения и шизоидной множественности субъекта, но учитывает динамику и процессуальность соответствующей фазы его развития. «Наиболее яркой характеристикой собственного “Я” индивида с нарушением по типу множественной личности, -отмечает в своей работе Н. Мак-Вильямс, - является следующее обстоятельство: оно фрагментировано на несколько отщепленных частичных собственных “Я”, каждое из которых представляет некоторые функции. В типичных случаях к ним относятся: личность-хозяин (она наиболее очевидна, чаще обращается за лечением и имеет тенденцию быть тревожной, дистимической и подавленной), инфантильные и детские компоненты, внутренние преследователи, жертвы, защитники и помощники, а также части собственного “Я”, предназначенные для осуществления специальных целей. “Хозяин” может знать всех, некоторых или никого из них. Это относится и к каждой из частей собственного “Я”, в свою очередь, тоже» [5, с. 429]. Данная психоаналитическая диагностическая модель диссоциации как нельзя лучше соответствует
ранней бахтинской теории эстетической деятельности автора, в которой отразилось особое понимание М.М. Бахтиным функционирования авторского сознания [6]; а также ее творческому преломлению в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» (1928) [7], представляющем многофигурную систему персонажей - «зеркальных» отражений распадающегося авторского сознания.
Ссылки:
1. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева; под редакцией С.М. Черкасова. СПб., 1995.
2. Там же.
3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / пер. с англ. М., 2007.
4. См.: Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
5. Мак-Вильямс Н. Указ. соч.
6. См.: Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /
М.М. Бахтин; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М., 1986. С. 9-191.
7. См.: Вагинов К.К. Козлиная песнь: романы / вступ. ст. Т.Л. Никольской, примеч. Т.Л. Никольской и В.И. Эрля. М., 1991.
References (transliterated):
1. Raykroft C. Kriticheskiy slovar' psikhoanaliza / transl. from Engl. by L.V. Toporova, S.V. Voronin and I.N. Gvozdev; ed. by S.M. Cherkasova. SPb., 1995.
2. Ibid.
3. Mak-Vil'yams N. Psikhoanaliticheskaya diagnostika: po-nimanie struktury lichnosti v klinicheskom protsesse / transl. from English. M., 2007.
4. See: Smirnov I.P. Psikhodiakhronologika. Psikhoistoriya russkoy literatury ot romantizma do nashikh dney. M., 1994.
5. Mak-Vil'yams N. Op. cit.
6. See: Bakhtin M.M. Avtor i geroy v esteticheskoy deya-tel'nosti // Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva /
M.M. Bakhtin; notes of S.S. Averintsev, S.G. Bocharov. M., 1986. P. 9-191.
7. See.: Vaginov K.K. Kozlinaya pesn': romany / introductory article of T.L. Nikol'skaya, notes of T.L. Nikol'skaya ana V.I. Erl.
M., 1991.