Научная статья на тему 'ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОССИИ В XVIII-XIX вв.'

ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОССИИ В XVIII-XIX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3901
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТЕРНАЛИЗМ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОКРОВИТЕЛЬСТВО / ОПЕКА / ЦЕРКОВЬ / КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ / КНЯЗЬЯ ГОЛИЦЫНЫ / СЕЛЬСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА / PATERNALISM / CHARITY / PATRONAGE / GUARDIANSHIP / CHURCH / SERFS / PRINCES GALLITZIN / MANORIAL COUNTRY ESTATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горянов Антон Валентинович

В статье затронута заявленная в историографии усадьбоведения, но мало изученная проблема особенности патерналистских отношений между владельцами усадеб и их крестьянским населением на примере помещиков-усадьбовладельцев князей Голицыных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches the problem, which is stated, but is poorly known in the historiography of homestead studies. That is a specific character of paternalistic relations between the owners of manorial country estates and farmers based on the example of landowners the princes Gallitzin.

Текст научной работы на тему «ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОССИИ В XVIII-XIX вв.»

Антон ГОРЯНОВ

ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОССИИ В XVIII-XIX вв.

В статье затронута заявленная в историографии усадьбоведения, но мапо изученная проблема - особенности патерналистских отношений между владельцами усадеб и их крестьянским населением на примере помещиков-усадьбовпадепьцев князей Голицыных.

The article touches the problem, which is stated, but is poorly known in the historiography of homestead studies. That is a specific character of paternalistic relations between the owners of manorial country estates and farmers based on the example of landowners the princes Gallitzin.

Ключевые слова:

патернализм, благотворительность, покровительство, опека, церковь, крепостные крестьяне, князья Голицыны, сельская дворянская усадьба; paternalism, charity, patronage, guardianship, church, serfs, princes Gallitzin, manorial country estate.

ГОРЯНОВ

Антон

Валентинович — начальник отдела музейновыставочной работы Департамента культуры города Москвы

agoryanov@mail.ru

Ключевым вопросом благополучного существования и развития сельской дворянской усадьбы и связанного с ней усадебного хозяйства — «домашней экономии» — являлось умение землевладельца рационально и бесконфликтно строить взаимоотношения с крестьянами, проживающими на его землях. В период горячего обсуждения всем российским обществом проблемы необходимости отмены крепостного права Н.В. Гоголь писал: «У нас дворянство есть цвет нашего же населения... Дворянству нашему досталась прекрасная участь заботиться о благосостоянии низших. Они не должны попустить между собой такого помещика, который жесток или несправедлив: он делает им пятно. Последний в государстве и многочисленный класс — крестьяне составляют также сословие и имеют много о чем совещаться между собою. Он также должен лучше чувствовать свое сословие, что имеет право законно требовать помещик, за что должен заплатить ему и нанимать, как вольного человека, и переговариваться с помещиком целым миром»1.

Отношения князей Голицыных с крепостными крестьянами в полной мере отвечали духу времени, в котором они жили, а также тем законодательным актам, которые регулировали эти отношения. Суть их заключалась в покровительственной политике, которая сопровождала крепостнические отношения, и в известной степени демпфировала классовую напряженность в сельской местности, помогая избегать крестьянских бунтов и других возмущений в дворянской усадьбе.

Верховная власть издавна поддерживала патернализм дворянского сословия. Император Петр I откровенно говорил: «Наш народ яко дети» и титул «Отец Отечества», который он принял в 1721 г., адекватно отражал его взгляды. В XVIII в. — первой половине XIX в. патернализм являлся общей парадигмой для социальных отношений в целом обществе как между царем и народом2, так и между низшими и высшими классами. Князья Голицыны в полной мере были носителями этой идеологии.

Эпистолярные источники конца XVIII в. раскрывают сложную систему внутренней мотивации, побуждающей дворянина думать

1 Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 т. - М., 1978, т. 6, с. 415-419.

2 Миронов Б.Н. Социальная история России. — СПб., 2003, т. 2, с. 132.

о состоянии крестьянства. Помещики «дорожили рабочей силой и из соображений хозяйского расчета и из патриархальных стремлений быть для своих людей более “отцом”, чем “господином”, и из чувства уверенности, что “добрый помещик” — великое благо для крестьянина, и руководствуясь инстинктом сословного самосохранения, желанием оградить себя от бунта изнуренных непосильным трудом рабов, и в силу существовавшей, особенно в среде чиновной аристократии, ответственности перед государством и престолом за вверенное им, как представителям высшего благородного сословия, зависимое население»1.

Выводы, сделанные Е.Н. Марасиновой, свидетельствуют, что идея «доброго барина» оказалась одной из прочно укоренившихся в сознании элиты российского дворянства, к которой принадлежали и князья Голицыны. Они разделяли мнение, что плохие помещики «власть над крестьянами употребляют во зло», а добрые — «облагодетельствуют своих людей». Крепостное право выгодно не только для дворянина, но и для крестьянина, потому что образованный душевладелец вносит в жизнь низшего сословия «порядок, просвещение, привычку к трудолюбию <...> — эти соображения не только укрепляли традицию патриархально-покровительственного взгляда на крепостного, но и поддерживали у дворянина ощущение социальной эйфории»2.

Личных записей и размышлений князей Голицыных на тему крепостничества не сохранилось, но в документах Московской домовой конторы, хранящихся в РГАДА и в других архивах, Голицыны предстают властными помещиками — вершителями крестьянских судеб, какими являлись и цари «всея Руси» в отношении своего народа; они позиционировали себя строгими, но справедливыми, следующими христианским заповедям.

Нотки покровительства можно найти, например, в завещании владельца имения Ильинское (Барятино) князя А.М. Голицына (1730—1805). «Крестьян же и оставшихся дворовых людей прошу тебя содержать як отец детей и лишними налогами их сверх сил человеческих не

1 Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в. (По материалам переписки). — М., 1999, с. 207.

2 Там же, с. 209.

отягощать и покупкой ими на имя мое, на собственные деньги, земли у них не отбирать и другим в раздел не отдавать, а оставить их в собственном потомственном владении»3.

Идеи патернализма проявляются в инструкции князя С.М. Голицына (1774—1859) приказчику загородного имения — усадьбы Кузьминки-Влахернское: «Себя вести тебе во всегдашней трезвости и исправности, как должно верному и честному человеку, и чрез то быть лучшим примером своим подчиненным, в хорошей их жизни, не обходится с ними без нужды со строгос-тию, но всегда наблюдать справедливость»4. Вместе с тем князь С.М. Голицын писал владимирскому губернатору: «Опыт и время доказывают, что кроткого управления они [крестьяне] не чувствуют и оное служит им только поводом к буйству и неповиновению»5. Таковых он, как отец непокорных сыновей, не задумываясь отправлял на поселение «сколько бы их ни было», приказывал отдавать в рекруты. Для таких крестьян существовало и специальное место ссылки — пермские вотчины. Существовала и целая система наказаний «более мягких»: к ним относились плети, розги и т.д.

С.М. Голицын умел представить себя в глазах крестьян отцом — «твердым и справедливым». Он искренне верил, что он и есть всех крестьян и отец родной, и благодетель. Ходоков от крестьян часто принимал лично, однако часто сам приказывал их высечь «на съезжем дворе, дабы не было повадно другим являться с жалобами»6. Такое поведение помещиков до 1861 г. не выходило за рамки закона.

При императоре Петре I и его преемниках регулярно повторялись указы об устройстве заведений, исключающих нищенство, — богаделен, которые должны были содержаться государством или представителями богатых слоев общества.

Призрение старых и больных являлось для многих из Голицыных важным лич-

3 Государственный архив Калужской области (ГАКО), ф. 111, оп. 4, д. 34а, л. 111.

4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.1263, оп.2, д. 96, л. 357—358.

5 Владимирский областной архив, ф. 14, д. 2681, л. 1—2.

6 Введенский Р.М. Бюджеты помещика-пред-принимателя в первой половине XIX в. МГПИ., Депонированная рукопись. — М., 1976, с. 18.

ным вкладом в дела богоугодного мироустройства на селе.

В начале XIX в. во Влахернском для вдов крепостных, работавших в усадьбе, была открыта богадельня на 26 чел., каждому из которых ежегодно выплачивалось по 50 руб.1 Такая же богадельня была в другом имении Голицыных — Дубровицы Подольского уезда Московской губер-нии2.

В первой трети XIX в. хозяева устроили в усадьбе Влахернское для крепостных крестьян больницу3 и специальное здание аптеки. В больнице были мужское и женское отделения, в которых одновременно могли разместиться 27 больных. Ежегодно медицинское обслуживание получали более 500 крестьян не только села Влахернского, но и близлежащих к усадьбе сел — Котельников, Мотякова, а также деревни Чагино4.

Патерналистская деятельность не прекращалась Голицыными и в пореформенный период, что способствовало установлению и сохранению здесь добрых отношений владельцев со служащими усадьбы и крестьянами.

В пореформенное время в усадьбе Зубриловка в конце XIX в. при М.А. Голицыной-Прозоровской (1892— 1983) были построены кирпичные избы для крестьян, работавших в усадьбе, амбулатория, больница с акушерским отделением, содержались мужские и женские богадельни.

Князь А.Б. Голицын (1792—1865) в память о своей рано умершей дочери Зенаиде (1818—1845), «особенно отличавшейся состраданием и попечитель-ностью об участии страждущих», устроил больницу в усадьбе Сима, названную «Зенаидинской». Позднее его племянник А.Б. Голицын (1855—1916) материально поддерживал там же аптеку и медпункт, а в 1883 г. им была открыта в отдельном здании женская богадельня на десять чел. Примерно в это же время в имении Д.В. Голицына Большие Вяземы появляется аптека, больница, «родильня».

Подобная деятельность Голицыных

1 РГАДА, ф. 1263, оп.10, д. 899, л. 166-166(об).

2 Порецкий Н.А. Село Влахернское имение Князя С.М. Голицына. - М., 1913, с. 59-60.

3 Там же, с. 57-59.

4 Отдел письменных источников Госу-

дарственного исторического музея (ОПИ ГИМ),

ф. 14, оп. 3, д. 3462, л. 45-49.

продолжалась и в начале ХХ в. В тульском имении Бучалки был открыт детский приют с патронатом по деревням. Во время Первой мировой войны во многих усадьбах Голицыных были открыты военные госпитали. В 1915 г. в Б. Вяземах был создан госпиталь на 20 раненых5, а в имении Влахернское для этих целей был приспособлен господский дом с флигелями.

Патернализм проявлялся также и в создании школ для крестьян и крестьянских детей в сельских дворянских усадьбах князей Голицыных.

Князь М. М. Голицын (1731-1804) еще в середине XVIII в. в своей подмосковной усадьбе Влахернское обучал крепостных самым различным специальностям. В своих гжатских имениях в 1791 г. князь Д.М. Голицын основал в деревнях «для малолетних училище, а для увечных и престарелых богадельни»6. В имении Гостилицы Т.Б. Голицына открыла сельскую школу, где около 60 мальчиков из усадьбы и окрестных селений учились чтению и грамоте по ланкастерской методике.

В имении Ильинское князь Л.М. Голицын (1806-1860) стал обучать крестьян различным ремеслам: столяр -ному, слесарному, кузнечному, золочению по дереву, разнообразному плетению из соломы. Для того чтобы эти промыслы сохранились надолго и передавались из поколения в поколение, он открыл мастерские, в которых детей обучали указанным профессиям7. Кроме этого, Л.М. Голицын завел двухклассную школу с интернатом. В первом классе обучали чтению и письму, а во втором - Закону Божьему и арифметике. Мастерские и школа помешались в бывшем здании конного двора. Детей крестьян также обучали пению и танцам.

Открытие школ и обучение ремеслам обеспечивало рост общей культуры населения и эволюцию устоявшихся знаний и представлений о производственной культуре.

Образование в сельской дворянской усадьбе виделось помещикам как широкая миссия Слова Божьего вкупе с обучением

5 Голицын М.В., кн. Мои воспоминания. 1873— 1917. - М. : Русский мир. Жизнь и мысль, 2007, с. 765.

6 РГАДА, ф. 1263, оп. 1, д. 6729.

7 Никитин В.Д., Кутимов В.А. Голицыны в Ильинском // Материалы X Голицынских чтений «Хозяева и гости усадьбы Вяземы». - Б. Вяземы, 2003, ч. 2, с. 180-183.

профессиональным знаниям для улучшения благосостояния связанного с ними низшего сословия. В учителя выбирались лучшие специалисты, которые могли дать самые современные знания в текущий момент времени.

Д.В. Голицыным (1771—1844) в имении Б. Вяземы была открыта школа, где кроме грамоты детей обучали плетению из прутьев, а учителей-мастеров приглашали из-за границы1.

Обучение приобщало крестьянских детей к христианской вере, ее правилам и морали, было рассчитано на воспитание умиротворенных людей низшего сословия, вкладывало в головы крестьян то понимание справедливости, которое проповедовала православная церковь2.

Общими для владельцев и крестьян были усадебные церковные праздники — Рождество, Троицын день, Пасха, где патернализм нашел свое подтверждение как естественная и привычная форма сосуществования дворян и крестьян в единой среде обитания — сельской дворянской усадьбе. Сама жизнь в усадьбе предполагала близость к народным праздникам и традициям.

Забота об обучении крестьян продолжилась и в пореформенное время. В 1869 г. школа в усадьбе Б. Вяземы стала земской и получила собственное помещение. К1904 г. эта школа стала самой крупной в уезде, в ней обучалось до 140 учащихся и преподавали четверо учителей.

В 1860 г. в усадьбе Петровское на личные средства М.Ф. Голицына (1800—1873) его сыном А.М. Голицыным3 (1838—1919) было открыто училище для 35 мальчиков и 21 девочки, в котором предполагалось безвозмездно «обучать крестьянских детей чтению, чистописанию, церковному пению, счислению и Закону Божию».

Это лишь небольшая часть примеров —

1 Московский Губернский Статистический комитет : сборник. — М., 1858.

2 Миронов Б.М. Социальная история России. — СПб., 2003, т. 1, с. 454.

3 Брат А.М. Голицына Владимир Михайлович

Голицын (1847—1932) в 1887—1905 гг. был губернатором, затем городским головой Москвы. Находясь на государственной службе, князь не мог уделять управлению имениями постоянного внимания. Все свои усилия направлял на развитие города и улучшение жизни горожан. При нем был пущен первый трамвай, расширен водопровод, введена нумерация домов, открыты новые учебные заведения и больницы, производилось мощение улиц, строились тротуары и др.

сведений о патерналистском отношении князей Голицыных к крестьянам. Но князья Голицыны оставались крепостниками по своему статусу и сословной принадлежности. Патернализм для князей Голицыных являлся, в первую очередь, механизмом построения «справедливых» отношений со своими крепостными, важнейшим из которых было беспрекословное подчинение воле хозяина и покорность. Именно поэтому князья уделяли такое большое внимание христианскому воспитанию детей и строительству храмов в усадьбах, видя в христианских добродетелях залог своего благополучия и безопасности.

Деятельность подавляющего большинства представителей княжеского рода Голицыных являлась реализацией основной государственной доктрины, сформулированной С.С. Уваровым в виде триединой формулы: «самодержавие — православие — народность»4, что отражало общие тенденции и характерные особенности, было краеугольным камнем развития усадеб как до 1861 г., так и после.

Основные мотивы, которые заставляли князей Голицыных задумываться над положением крестьянина, определялись в первую очередь не благотворительностью, а прагматичным расчетом собственника.

Сложившаяся система управления способствовала созданию и сохранению устойчивого усадебного мира. На его развитии сказывалось влияние многочисленных системных факторов. В период с 1861 по 1917 г. сочетание патерналистских взглядов владельцев усадеб и общинного менталитета крестьянства позволяло усадьбам находиться в относительном равновесии и обеспечивало устойчивое развитие их экономики, способствовало росту крестьянского населения имений, увеличению зажиточности значительного числа крестьянских хозяйств на селе при увеличении имущественного расслоения крестьянской массы. Даже накануне грозных революционных событий 1917 г. усадебный мир князей Голицыных все еще представлял собой экономически развитый многофункциональный экономический комплекс.

4 Миронов Б.Н. Указ. соч., т. 2, с.149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.