Научная статья на тему 'Патентный анализ как инструмент стратегической диагностики'

Патентный анализ как инструмент стратегической диагностики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1609
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Светлана Вадимовна

Рассмотрены проблемы практической реализации методики патентного анализа. Определена экономическая значимость и место патентного анализа в системе стратегического управления деятельностью предприятия, предложены этапы и направления патентного анализа, а также представлены недостатки описанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of practical realization of methods of the patent analysis are considered. The economic significance of the patent analysis and its place in the system of strategic management of economic activity of the industrial enterprise are defined, phases and directions of the patent analysis are offered, and as are presented of the described methods are designated.

Текст научной работы на тему «Патентный анализ как инструмент стратегической диагностики»

С. В. Гришина

Патентный анализ как инструмент стратегической диагностики

Патентный анализ - это уникальный инструмент стратегической диагностики, позволяющий анализировать состояние внешней конкурентной среды и технологии предприятия и упорядочивать процесс проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью укрепления позиций на рынке. Анализ патентных данных предоставляет предприятию конкурентную информацию, помогающую завоевать текущую техническую конкурентоспособность и спрогнозировать развитие потенциальной конкуренции, основанной на технологических тенденциях и новых технологиях.

В современном мире патенты уже признаны мощным средством усиления конкурентных преимуществ, а базы данных патентной документации - ценным источником конкурентной информации. В то время как многие управленческие инструменты и методы предоставляют поддержку в принятии маркетинговых решений по поводу удовлетворения покупательских потребностей, патентный анализ оказывает помощь в формулировании технологической стратегии, направленной на удовлетворение потребностей рынков, создающих технический прогресс.

Как показывает опыт, даже если технология и является доминантным фактором на рынке, зачастую специалист не обладает достаточным количеством информации о потенциальных воздействиях технологических процессов на конкурентоспособность своего предприятия. Стратегическое управление технологией затруднено недостатком информации, а также может быть «ослеплено» революционной технологией, разработанной вне фирмы или вне отрасли. Большая часть конкурентной технологической информации хранится в собственности предприятия-разработчика и усиленно охраняется в течение инкубационного периода, растягивающегося на долгие годы от разработки в лаборатории до списания с производства.

До недавнего времени патентный анализ не имел полного развития, что было связано с ограничениями в доступе к базам данных патентов, наличием неполных и бессвязных баз данных, необходимостью поиска и обработки патентов вручную. Сегодня аналитик обладает доступом к исчерпывающим патентным базам

данных через сеть Интернет и информационным технологиям, позволяющим эффективно анализировать массивные объемы информации. Преимущество патентного анализа заключается в использовании правдоподобной и объективной технической информации, представленной в виде структурированной базы эксклюзивных технических данных, доступной на многих языках и в интернациональном масштабе и способной обеспечить перекрестную классификацию по широкому спектру аналитических критериев.

Ценность патентного анализа состоит в способности косвенно обеспечивать недостающей технической информацией посредством использования библиометрических методов, суть которых сводится к применению количественных методов математики и статистики для анализа источников информации, найденной в книгах, журналах и других библиографических единицах. Основная функция патентного анализа - использование библиометрии для анализа информации патентных баз данных с целью выявления ведущих индикаторов технологических изменений, непостоянства и тенденций в развитии технологий.

На первом этапе патентного анализа определяется технологическая область, которая будет предметом анализа и может включать в себя: общеэкономические тенденции, интернациональные, континентальные и национальные тенденции, общеотраслевые тенденции и отраслевые сегменты. Аналитик может сфокусировать свое внимание на определенных фирмах независимо от применяемых ими технологий или, наоборот, исследовать определенную технологию независимо от применяющих защищающие ее патенты фирм.

Второй этап является поисковым и включает знакомство аналитика со структурой патентных документов, изучение существующих патентных баз данных или печатных источников, формирование информации о патентах для последующего анализа. Данный этап требует больших затрат времени и специального опыта, поэтому для поиска патентов предпочтительно нанимать консультантов.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ № 1'2008. Экономические науки

Все последующие этапы требуют экономико-статистической обработки неорганизованного информационного материала о патентах.

Третий этап диагностики патентов состоит в исследовании динамики присуждения патентов и их содержания. При проведении патентного анализа важно учитывать, что барьеры для получения патентов не являются чрезмерно высокими, причем одинаково патентоспособными могут быть не только радикально новые изобретения, но и технологические изменения. В частности, для получения патента достаточно провести изменение:

- действующего метода или процесса;

- физической структуры;

- характерных свойств товара.

Уникальная последовательность этапов технологического процесса может быть патентоспособной даже в том случае, если отдельные этапы этого процесса уже хорошо известны, а товар -если его старое свойство или структура используются в новом контексте.

На четвертом этапе проводится анализ частоты цитирования, структуры и качества новизны патентов посредством анализа ссылок на патенты, что позволяет оценить степень аналогичности изобретений с выделением следующих групп патентов:

1) «изначальные патенты» - патенты, отражающие разработку исключительной инновационной технологии и обладающие наибольшим количеством ссылок;

2) «последующие патенты» - патенты, основанные на цитировании предыдущих изобретений и по сути являющиеся их усовершенствованными аналогами.

Для оценки частоты цитирования патентов обычно используются следующие индикаторы [1; 2; 4]:

- абсолютное число раз, которое патент цитировался в последующих патентах;

- индекс текущего воздействия:

Индекс текущего воздействия = Среднее число цитирований патента фирмы ежегодно / Среднее число цитирований всех патентов в базе данных за год

- индекс технического воздействия:

Индекс технического воздействия = = Среднее число цитирований патента фирмы ежегодно / Среднее число цитирований 10% наиболее часто цитируемых патентов

- время технологического цикла:

Время технологического цикла = = Общий возраст более ранних патентов, цитируемых в самых последних патентах фирмы / Общее количество более ранних патентов, цитируемых в самых последних патентах фирмы

- технологическая сила - отражает устойчивость технологической конкурентоспособности фирмы:

Технологическая сила = Число патентов фирмы * Индекс текущего воздействия

- показатели доминирования и масштаба -показывают конкурентную позицию фирмы в области технологии, разрабатываются индивидуально для проводимого исследования.

По оценкам экспертов, 70% патентов никогда не цитируются [4], 27% патентов цитируются шесть или более раз [5], приблизительно 30% предложенных научных исследований и разработок уже выполнены [3], а информация, содержащаяся в 80% ссылок на новые патенты, не доступна где-либо еще [3].

Следующим этапом патентного анализа является технологическая сегментация внешней среды - установление того, какие отрасли и какие конкуренты активно следуют «изначальным патентам», а какие вступили на путь инновационного развития. Патентная сегментация внешней среды может проводиться по следующим направлениям (предложено автором на основе детализации и доработки [2. С. 416-417]):

1) анализ технологической конкуренции -определение конкурентной силы соперников посредством анализа имеющихся у них патентов. Помогает оценить рыночную и технологическую стратегии конкурентов, предвидеть выход на рынок нового конкурента или внедрение нового товара;

2) исследование тенденций в развитии технологии (или товара), независимо от того, являются ли располагающие патентами фирмы конкурентами. Позволяет рассмотреть возможности для перевода технологий из других отраслей или с других рынков, наметить направления собственных изобретений, получить предупреждение о потенциальных крупных научных достижениях;

3) оценка необходимости расширения и диверсификации производства посредством покупки или разработки подходящих технологий, сопоставление эффективности эволюционного и революционного пути развития предприятия;

4) управление научными исследованиями и опытными разработками - оптимизация направленности и содержания программ научных исследований и опытных разработок, поиск возможностей усовершенствования товара или технологического процесса вместо выработки инновационных решений, оценка потенциальных возможностей реализуемой или приобретаемой технологии;

5) анализ возможности слияния или приобретения - оценка возможности слияния/приобретения с целью улучшения технологической базы предприятия и сокращения технологических угроз, основанного на технологической схожести фирм, имеющих оригинальные и дополнительные патенты, основанные на одной и той же научной идее или концепции;

6) анализ стоимостной цепочки - патентный анализ поставщиков с точки зрения угрозы их прямой или обратной интеграции;

7) обследование патентного рынка - определение товарных областей, защищенных патентами, анализ предложения на рынке патентов, выявление потенциальных технических покупателей, исследование возможности коммерческого управления патентами;

8) анализ случаев нарушений исключительных прав владельца патента.

Конечный этап анализа состоит в переводе патентного анализа на периодическую основу с целью достижения задачи наблюдения за конкурентной технической информацией на рынке и в отрасли.

Таким образом, патентный анализ может использоваться в качестве основного индикатора технологических изменений в отрасли или на рынке, создавая аналитическую поддержку стратегическому управлению технологическими разрывами. Эффективный патентный анализ помогает защитить предприятие от ошибок в области выбора технологии, предсказать воздействие патента на развитие предприятия, оценить возможные результаты деятельности конкурента, получить конкурентное преимущество в области технологий.

К недостаткам патентного анализа можно отнести [2]:

- патенты не образуют полную картину инновационного развития рынка или отрасли, поскольку не каждый патент проявляется в коммерческой инновации, а многие фирмы предпочитают тщательно охранять свои внутренние разработки и не подавать заявки на патенты;

- патенты жестко ограничены рамками технологии и применимы в основном для оценки прикладных исследований, тогда как фундаментальные исследования, определяющие долгосрочные технологические изменения, остаются скрытыми от взора аналитика;

- частота цитирования патентов имеет различную степень значимости: патент, имеющий малое количество ссылок, может быть как дополнительным технологическим усовершенствованием, так и нести в себе революционно новую технологическую парадигму;

- время создания патента не является однозначным критерием его устареваемости;

- существует разрыв во времени между подачей заявки на патент и моментом его публикации, причем задержка может растянуться на несколько лет (например, в США на два года, в Европе на 1,5 года).

Как показало проведенное исследование, корпоративное управление, основанное исключительно на покупательской ценности, является недостаточным и требует корректировки с учетом стремительности технологических изменений внешней среды. Патентный анализ предоставляет возможность для технологического прогнозирования поведения предприятия на длительную перспективу. Результаты патентного анализа используются для разработки стратегии развития технологии предприятия и корректировки кривой жизненного цикла его развития. Подготавливаемая им информация имеет огромное значение для предупреждения технологического разрыва между развитием предприятия и его ведущими конкурентами, предоставляет время для подготовки к конкуренции по инновационным технологиям и их усовершенствованиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Campbell R. S. Patenting the future: a new way to forecast changing technology. The futurist, 12(6), 62-67.

2. Fleisher Craig S., Bensoussan Babette E. Strategic and competitive analysis. Methods and techniques for analyzing business competition. Pearson Education., Inc., Prentice Hall, New Jersey, 2003, 540 p.

3. Ganguli P., Blackman M. J. R. Patent documents: A multi-edge tool. World Patent Information, 1995, 17(4), p. 245-256.

4. Karki M. M. S. Patent citation analysis: A policy analysis tool. World Patent Information, 1997, 19(4), p. 269-272.

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ № 1'2008. Экономические науки

5. Narin F., Olivastro D. Technology indicators based on patents and patent citations. In A.F.J. Van Raan (Ed.),

Handbook of quantitative studies of science and technology. Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1998.

А. А. Курилов

Структурные преобразования как способ эффективного управления информационными потоками на промышленных предприятиях

Информация на современном этапе развития стала играть решающую роль при организации управления. Это связано как с развитием новых информационных технологий, так и с изменениями в технологии управления (процессы обоснования и принятия решений, а также организация их выполнения).

Соответственно, информационная составляющая затрат на осуществление управления стала более значительной. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности системы управления в целом, и информационной составляющей этой системы в частности.

Проблемы эффективности и оптимизации информационных потоков рассматривали в своих работах В. В. Ефстафьев, Р. Ямбаева, Д. В. Колосов, Е. А. Голиков, А. М. Гаджинский, А. Д. Чудаков. Однако методы оптимизации, предложенные в этих работах, не в полной мере позволяют решать проблемы, имеющиеся на предприятиях машиностроительной отрасли, так как недостаточно формализованы, предполагают участие привлеченных специалистов высокой квалификации или консалтинговых фирм, что слишком дорого для предприятий среднего масштаба.

Предложенная публикация направлена на совершенствование системы управления путем организации информационных потоков, которые обеспечивают горизонтальные и вертикальные связи системы, не нарушая основные принципы рационального управления, необходимые для эффективного функционирования предприятия.

В данном случае речь идет о снижении затрат на организацию информационных потоков. Предложенные автором методы позволяют силами собственных специалистов предприятия повысить эффективность системы управления.

Экономические проблемы перераспределения информационных потоков на предприятии.

В настоящее время традиционный рыночный тип хозяйствования, основу которого составляет индустриальный способ производства, отмирает и постепенно трансформируется в новый тип, адекватный современному состоянию общества эпохи научно-технической и информационно-коммуникационной революции».

«Процесс принятия решений рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации. Характером информации, которой располагает принимающая решение система, определяются также классификация и модели принятия решений. Любой процесс и этап принятия решений можно трактовать в терминах движения и переработки информации.

Для принятия управленческих решений требуется обработка больших массивов информации, причем сроки такой обработки сильно лимитированы по времени или другими объективными условиями, поэтому эффективность управления -это, прежде всего, рациональная организация информационных потоков. В связи с этим авторами предлагается, используя методы комбинаторики (задача о построении гамильтонова цикла минимального веса для заданной сети), формализовать информационные потоки и оптимизировать движение документов согласно стоимостной оценке документооборота.

Формализация задачи перераспределения информационных потоков

Представим движение информационных потоков предприятия в виде ориентированного графа. Вершинами графа являются подразделения предприятия, а его дуги служат для указания движения документопотоков. Каждый отдельный документ проходит определенную часть подразделений и не проходит через оставшиеся подразделения. Поэтому можно рассмотреть следование документа только по подграфу, соответствующему указанным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.