Научная статья на тему 'Патентная экспансия в России'

Патентная экспансия в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5652
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНАЯ ЭКСПАНСИЯ / МОНИТОРИНГ ПАТЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Дмитрий

В статье приведены результаты мониторинга патентов, опубликованных в 2005 г.The analysis of the patent situation in Russia of 2005 has been conducted. Compared to the preceding years the positions of foreign firms have strengthened in all categories of patents. This is the development of the previously formed tendency. Dmitry POPOV. Patent expansion in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патентная экспансия в России»

Дмитрий ПОПОВ

Патентная экспансия в России

В СТАТЬЕ ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПАТЕНТОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2005 г.*

ПАТЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

После проведенного анализа, который позволяет сделать вывод, что Россия еще не скоро займет лидирующие позиции в мировой экономике по разработкам новых продуктов, можно перейти к исследованию локального фарм-рынка.

Проведенный патентный поиск позволил систематизировать сведения о 855 новых фармацевтических патентах, официально опубликованных в бюллетене Патентного ведомства РФ в январе-декабре 2005 г. Для дальнейшего анализа патенты классифицировались по следующим категориям:

♦ ПРЕПАРАТЫ — фармпрепараты (композиции), отличительным признаком которых является качественный и количественный состав.

♦ СПОСОБЫ — технологии получения лекарственных препаратов или веществ, используемых в фармпромыш-ленности.

♦ ПРИМЕНЕНИЕ — изобретения, касающиеся использования ранее известных в фармации веществ по новым показаниям.

The analysis of the patent situation in Russia of 2005 has been conducted. Compared to the preceding years the positions of foreign firms have strengthened in all categories of patents. This is the development of the previously formed tendency.

Dmitry POPOV. Patent expansion in Russia.

♦ СОЕДИНЕНИЯ — впервые синтезированные химические соединения, проявляющие биологическую активность или имеющие перспективы для применения в фармации.

♦ БИОТЕХНОЛОГИЯ — микроорганизмы, используемые для синтеза лекарственных соединений, получение мутаций, генная инженерия, векторы.

Как видно из рисунка 1, иностранные компании активно патентуют новые соединения, проявляющие фармаколо-

* Продолжение статьи, начало - в №1, 2006 г.

гическую активность. Этот объект изобретения является наиболее выгодным с точки зрения патентного права, поскольку последующие патенты на лекарственные формы и новые способы получения активного соединения будут зависимы от первоначального патента на химическое соединение до тех пор, пока он будет действовать.

По сравнению с предыдущими годами имеет место явное усиление позиций иностранных фирм во всех категориях, это продолжение ранее наметившейся тенденции. В 2004 г. по количеству патентов, защищающих новое применение ранее известных лекарственных веществ, иностранцы опередили отечественных патентообладателей. В 2005 г. аналогичная судьба постигла категорию «способы получения лекарственных веществ».

В целом патентную ситуацию можно назвать достаточно стабильной. Наблюдается продолжение тенденций, наметившихся за последние годы. Количество охранных документов на впервые синтезированные вещества в период 1999—2005 гг. колеблется в районе 230—270 патентов в год (при

РИСУНОК 1

| Распределение патентов РФ по объектам изобретения

229

134

59

47 33 38 30 40 —

1 ,1 .1 1

68

препараты способы применение соединения биотехнология

■ — патенты, выданные россииским заявителям □ — патенты, выданные иностранным заявителям

РИСУНОК 2

Распределение патентов РФ по стране местонахождения владельца

11

1 — США, 109

2 — Германия, 93

3 — Япония, 66

4 — Швейцария, 54

5 — Швеция, 33

6 — Италия, 31

7 — Франция, 20

8 — Нидерланды, 15

9 — Дания, 11

10 — Украина, 11

11 — остальные страны, 71

58

ПАТЕНТНАЯ ЭКСПАНСИЯ В РОССИИ

ТАБЛИЦА 1

№ Патентообладатель (названия иностранных фирм даны в транслитерации Патентного ведомства РФ) Общее число патентов, опубликованных в 2005 г. Место в рейтинге за 2004 г. Место в рейтинге за 2003 г.

1 АВЕНТИСФАРМА 31 1 2

2 АСТРАЗЕНЕКА 30 2 1

3 НОВАРТИС 21 7 3

4 Ф.ХОФФМАН-ЛЯ РОШ 20 3 4

5 БАЙЕР 13 8 -

6 МЕРК ПАТЕНТ ГМБХ 12 5 -

7 АКЦО НОБЕЛЬ Н.В. 9 9 -

8 САНКИО 8 4 10

9 БРИСТОЛЬ-МЕЙЕРЗ СКВИББ КОМПАНИ 8 - 9

10 ЭЙСАЙ 8 - -

увеличении инновационной активности как в мире, так и в России). С учетом возросшей капитализации крупнейших фармкомпаний, усилением позиций «дженериковых» фирм и увеличением объема фармрынка такие показатели свидетельствуют о стагнации фармисследований в области поиска новых биологически активных соединений.

Из всех фармацевтических патентов РФ, опубликованных в 2005 г., большинство — 62% принадлежат иностранным владельцам. С 1998—1999 гг. сохраняется тенденция по превосходству нерезидентов в количестве охранных документов. Причем доля иностранных владельцев патентов РФ из года в год увеличивается.

Распределение охранных документов, выданных иностранным владельцам, иллюстрируется на рисунке 2. В виде отдельного сектора диаграммы выделены страны, на долю которых приходится наибольшее количество патентов РФ (более 10 охранных документов, полученных за 2005 г.).

Существенных изменений в составе стран, лидирующих по количеству полученных патентов, не происходит. «Лидирующая тройка» — США, Германия, Япония остается без изменений много лет. Единственная неожиданность — появление в лидерах Украины. Подобная инноваторская активность наших соседей уже давно не наблюдалась.

Наиболее активные иностранные фирмы указаны в таблице 1. В 2005 г., наряду с постоянными лидерами, в рейтинге «закрепились» «МЕРК ПАТЕНТ ГМБХ (Германия), АКЦО НОБЕЛЬ Н.В. (Нидерланды).

Можно также отметить, что политика крупных зарубежных фармфирм отличается выраженным консерватизмом: есть фирмы, активно патентующие свои инновации в России, а есть корпорации, которые защищают свои разработки в нашей стране только в «крайнем случае», когда вещество явно попадет в лидеры продаж.

ПОИСКИННОВАЦИОННЫХ I ПРЕПАРАТОВ НА ФАРМРЫНКЕ

Анализируя данные официальных бюллетеней Патентного ведомства РФ, очень легко выявлять тенденции и строить графики. Безусловно, каждый выданный патент представляет собой инновацию, не важно — «большую» или «маленькую». В связи с этим очень интересно проследить их дальнейшую судьбу на фармрынке.

Во времена СССР количество патентов, выданных фармацевтическим инноваторам, было несколько меньше, чем сейчас, но речь идет о цифрах одного порядка. Авторских свидетельств выдавалось гораздо больше, чем сейчас патентов. Однако приобрести «дефицитные новые» лекарства в аптеках было довольно проблематично.

таблица 2| Топ-20 торговых

наименований ГЛС по объему

аптечных продаж в России в 2005 г.

№ п/п Торговое

наименование

1 Виагра

2 Боярышник

3 Актовегин

4 Мезим форте

5 Энап

6 Витрум

7 Эссенциале

8 Но-шпа

9 Терафлю

10 Терпинкод

11 Пенталгин

12 Кавинтон

13 Ксеникал

14 Колдрекс

15 Линекс

16 Предуктал

17 Виферон

18 Простамол уно

19 Церебролизин

20 Дюфастон

При изучении рыночной ситуации в 2005 г. напрашивается неутешительный вывод — «дефицитных» лекарств практически нет, но вот с приобретением «новых» лекарств у населения возникают явные проблемы. Для этого достаточно взглянуть на Топ-20 торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в России в 2005 г., приведенных в таблице 2 (данные DSM Group).

Не надо быть патентным специалистом, чтобы понять — среди Топ-20 присутствуют от силы 2—3 патентованных ЛС. Остальные препараты достаточно давно существуют на рынке, многие имеют аналоги.

Выбор, который делает посетитель аптеки в России, наводит на размышления. В других странах на первых местах в рейтинге стоят ЛС, которые незаменимы при заболеваниях, создающих угрозу для жизни. У нас ситуация иная. При всем уважении к разработке фирмы «Пфайзер», мне кажется, это лекарство не первой необходимости. Хотя, конеч-

но, клиент всегда прав — и ему виднее, что надо лечить в первую очередь.

По препаратам боярышника претензий нет, можно только порадоваться за отечественных производителей. Прошлая зима была достаточно холодной, что вызывало некоторое беспокойство относительно урожая боярышника, но ничего, вроде обошлось.

Анализ остальных препаратов (за исключением одного) дает однозначный вывод — доминирующее положение на рынке достигается массированной рекламой и привязанностью потребителя к торговой марке.

В госпитальном сегменте рынка ситуация более вменяемая, хотя препаратов, которые находятся под защитой первоначального патента на химическое соединение, на верхних строчках рейтинга тоже немного.

Между тем в РФ зарегистрировано большинство недавно разработанных ЛС. При этом самые современные препараты занимают незначительную долю рынка. Скорее всего, на данный момент имеется несколько причин привязанности россиян к препаратам, разра-

ботанным в 70-х гг. прошлого века. Весьма существенными факторами являются недостаточные финансовые возможности потребителей и непринятие большинством населения «западных стандартов жизни».

Как известно, в 2005 г. (данные DSM Group) отечественный фармрынок показал небывалый рост — 35%, что позволило России подняться в мировом рейтинге на 12-ю позицию. Несмотря на это, можно говорить о сформировавшемся рынке «дефицитных» патентованных лекарств, «дефицитных» из-за отсутствия средств на их приобретение. В РФ дифференциация населения по денежным доходам гораздо выше, чем в западных странах, очень велики различия между регионами по уровню среднедушевых доходов, о размерах пенсии лучше просто промолчать. Патентная монополия не должна бесконтрольно пролонгироваться, особенно в нашей стране. Между тем злоупотребление патентными правами в настоящее время довольно распространенное явление. Конечно, никто не призывает отменять патентную моно-

полию, инновационный путь развития общества — единственно возможный на современном этапе. Это особенно актуально для фармпромышленности, которая является реальным сектором экономики и основывается на прикладных исследованиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненно другое — отсутствие конкуренции в области патентования изобретений и поиска путей обхода многочисленных патентов, принадлежащих крупным фармфирмам, приводит к негативной ситуации на фармрынке. Рынок растет, а основной спрос сосредоточен в области недорогих препаратов с истекшим сроком патентной защиты.

По-видимому, дженериковым предприятиям необходимо проводить продуманную патентную политику, изначально агрессивную и конкурирующую с «юридическими изысками» западных патентоведов. Иначе, определенные успехи некоторых отечественных фармфирм, имеющие место на растущем рынке РФ, могут оказаться временными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.