Научная статья на тему 'ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ'

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ / ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ОТДЕЛЕНИЕ РЕАНИМАЦИИ / ПРИЧАЩЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ / ДИСФАГИЯ / НАРУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Галушкин Александр Владиславович

В данной статье рассматриваются вопросы пастырского служения в отделении реанимации. Подчеркивается большое значение христианской миссии в лечебных учреждениях. Участие в спасительных Таинствах можно считать одной из главных целей душепопечения. Особый акцент делается на рассмотрении проблемных моментов причащения пациентов в тяжелом состоянии, страдающих разнообразной патологией. На основании анализа доступной литературы можно сделать следующие выводы: Православная миссия в больницах имеет богоустановленный характер; пастырское служение в отделении реанимации и интенсивной терапии с учетом условий работы и характерным контингентом пациентов имеет определенные особенности; в особых случаях допускается причащение только Кровью Христовой, возможность совершения церковных Таинств у пациентов с нарушением сознания требует дальнейшего изучения; определяющее значение душепопечения пациентов реанимации на сегодняшний день имеет знание о воцерковлении больного, исходя из этого, необходимо доносить информацию до всех христиан, т.к. вероятность попадания на больничную койку не исключена для каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASTORAL MINISTRY IN THE INTENSIVE CARE UNIT

This article discusses the issues of pastoral ministry in the intensive care unit. The great importance of the Christian mission in medical institutions is emphasized. Participation in the saving Sacraments can be considered one of the main goals of counseling. Special emphasis is placed on the consideration of problematic moments of communion of patients in serious condition suffering from various pathologies. Based on the analysis of the available literature, the following conclusions can be drawn: The Orthodox mission in hospitals has a God-established character; pastoral ministry in the intensive care unit, taking into account the working conditions and the characteristic contingent of patients, has certain features; in special cases, communion is allowed only with Blood Christ 's, the possibility of performing church Sacraments in patients with impaired consciousness requires further study; the crucial importance of the spiritual care of intensive care patients today is the knowledge about the church formation of the patient, based on this, it is necessary to convey information to all Christians, because the probability of getting on sick leave is not excluded for every person.

Текст научной работы на тему «ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ»

РАЗДЕЛ II. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ МАГИСТРАНТОВ И СТУДЕНТОВ СЕМИНАРИИ

УДК 253:616-052

Галушкин Александр Владиславович врач-реаниматолог, магистрант Белгородской православной духовной семинарии (с м/н) Россия, г. Севастополь, galushkin_a_v@mail.ru

Пастырское служение в отделении реанимации

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы пастырского служения в отделении реанимации. Подчеркивается большое значение христианской миссии в лечебных учреждениях. Участие в спасительных Таинствах можно считать одной из главных целей душепопечения. Особый акцент делается на рассмотрении проблемных моментов причащения пациентов в тяжелом состоянии, страдающих разнообразной патологией. На основании анализа доступной литературы можно сделать следующие выводы: Православная миссия в больницах имеет богоустановленный характер; пастырское служение в отделении реанимации и интенсивной терапии с учетом условий работы и характерным контингентом пациентов имеет определенные особенности; в особых случаях допускается причащение только Кровью Христовой, возможность совершения церковных Таинств у пациентов с нарушением сознания требует дальнейшего изучения; определяющее значение душепопечения пациентов реанимации на сегодняшний день имеет знание о воцерковлении больного, исходя из этого, необходимо доносить информацию до всех христиан, т.к. вероятность попадания на больничную койку не исключена для каждого человека.

Ключевые слова: христианская миссия; пастырское служение; отделение реанимации; причащение тяжелобольных; дисфагия; нарушение сознания; во-церковление.

Galushkin Alexander.V.

resuscitator, Russia, Sevastopol, galushkin_a_v@mail.ru

Pastoral ministry in the intensive care unit

Abstract. This article discusses the issues of pastoral ministry in the intensive care unit. The great importance of the Christian mission in medical institutions is emphasized. Participation in the saving Sacraments can be considered one of the main goals of counseling. Special emphasis is placed on the consideration of problematic moments of communion of patients in serious condition suffering from various pathologies. Based on the analysis of the available literature, the following conclusions can be drawn: The Orthodox mission in hospitals has a God-established character; pastoral ministry in the intensive care unit, taking into account the working conditions and the characteristic contingent of patients, has certain features; in special cases, communion is allowed only with Blood Christ 's, the possibility of performing church Sacraments in patients with impaired consciousness requires further study; the crucial importance of the spiritual care of intensive care patients today is the knowledge about the church formation of the patient, based on this, it is necessary to convey information to all Christians, because the probability of getting on sick leave is not excluded for every person.

Keywords: Christian mission; pastoral ministry; intensive care unit; communion of the seriously ill; dysphagia; violation of consciousness; church formation.

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Мк.2,17.

Принимая во внимание слова Спасителя и учитывая православный взгляд на греховную природу большинства заболеваний, можно говорить о первоочередной необходимости христианской миссии в лечебных учреждениях.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» главе ХГ2 говорится о «провозглашении слова Божия и преподания благодати Святого Духа

страждующим и тем, кто о них заботится»[14] как о сущности душепопечитель-ства в лечебных учреждениях.

Налаживание молитвенной атмосферы и обеспечения участия в Таинствах Православной Церкви можно считать одной из важнейших задач церковной миссии в учреждениях здравоохранения.

В документе говорится о призывании Церкви к миссионерской деятельности в медицине не только пастырей, но и мирян.

Деятельность последних очень важна ввиду дефицита времени священнослужителей и возрастающих духовных потребностей пациентов и работников здравоохранения.

Работу сестер-милосердия, волонтеров и воцерковленных работников здравоохранения трудно переоценить: чтение молитв, подготовка к Таинствам, сбор информации для священника и т.п.

Одним из сложных направлений пастырского душепопечения в лечебном учреждении является служение в отделении реанимации.

Реанимация - многопрофильное отделение. Здесь встречаются пациенты с различной патологией. Объединяет всех реанимационных больных наличие жиз-неугрожающих состояний.

Преподание им Таинств Христовой Церкви составляет немалую проблему. По данному вопросу имеется значительное количество литературы. Большое значение имеют труды епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерея Сергия Филимонова, иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) и других. Однако в литературе остается ряд малоосвещенных моментов, а некоторые важные вопросы имеют диаметрально противоположные точки зрения.

Рассмотрим причащение Христовых Тайн пациентов отделения реанимации, а также коснемся связанного непосредственно с причащением покаяния.

На современном этапе развития медицины жизнь может продлеваться, несмотря на утрату многих жизненно-важных функций. «В наши дни количество таких людей возрастает, а задача Церкви - поддержать человека, находящегося в тяжелых страданиях на грани жизни и смерти, не лишить его возможности соединения с Христом в таинстве Причастия» [15,с.137].

Причащение пациентов реанимации часто сопряжено с техническими трудностями, а также вопросами соответствия той или иной ситуации, нормам канонического права.

Проанализируем технические моменты преподания Христовых Тайн реанимационным больным.

А.Б. Хмелевская выделяет механические (зонд, шины и т.п.); физиологические препятствия (нарушения глотательного рефлекса, постоянная тошнота, рвота и т.п.) [21,с.106].

Затруднение или невозможность глотания — дисфагия (dys -расстройство, phagein - есть, глотать) достаточно распространено у пациентов реанимации. Причины разнообразные: нейрогенный характер, синдром приобретенной мышечной слабости в отделении реанимации, длительное кормление через зонд (нарушение физиологического трехфазного глотания) и другие. Особо отметим постэкстубационную дисфагию, входящую в синдром последствий интенсивной терапии (ПИТ-синдром), проявляющуюся нарушением глотания ранее не страдавших им пациентов после удаления эндотрахеальной трубки. Около 60% ин-тубированных пациентов демонстрируют признаки дисфагии. У 1/3 пациентов дисфагия сохраняется после выписки [3,с.17]. Таким образом, священник может столкнуться с данной проблемой достаточно часто не только в отделении, но и после выписки подобных больных.

При дисфагии существует общепринятая церковная практика причащения только Кровью Христовой [8,15,25]. Епископ Пантелеимон (Шатов) ссылается на опыт Церкви, приводя пример причащения Кровью Христовой святого праведного Иоанна Кронштадтского незадолго до смерти.

В описании И.Н. Орнатского отец Иоанн Кронштадтский «.. .19 декабря утром уже не мог выйти в переднюю, чтобы встретить священника со Святыми Дарами, как делал это ежедневно и причастился только Святой Крови». Далее И.Н. Орнатский пишет «.около 4-х часов .Батюшка в последний раз причастился Святой Крови» [10]. О причащении Святой Крови отца Иоанна упоминается как минимум два раза.

Причащение Кровью Христовой по рекомендации епископа Пантелеимона (Ша-това) можно осуществить, внося небольшое количество в полость рта [13,20].

Причащение небольшим количеством Христовой Крови физиологически обосновано, так как процесс всасывания веществ из просвета пищеварительного тракта в кровь и лимфу «происходит на всем протяжении пищеварительного тракта, но с разной интенсивностью в различных отделах» [12,с.157]. Ротовая полость обильно васкуляризована (снабжена кровеносными сосудами), поэтому всасывание здесь интенсивно. В полости рта всасываются ионы натрия, калия, карбонаты, вода, алкоголь [22,с.5], углеводные мономеры, витамины и т.п. Здесь полностью расщепляются углеводы под влиянием ферментов амилазы и мальта_ пастырское служение в отделении реанимации

зы. Ферменты протеазы и другие находятся в меньшем количестве. Получается, если анализировать первичное вещество Проскомидии - церковное вино, которое должно быть натуральным, виноградным, красным, сладким, некрепким, неразбавленным, неиспорченным [1,с.9], то в его составе превалируют углеводы.

Каноническими правилами не установлено, какой химический состав должен быть у церковного вина [18,с.12], но в ряде исследований показано, что основной состав: алкоголь (спирт), сахар, красители, витамины [18, с.28]. Следовательно, церковное вино способно к практически полному метаболизму и в полости рта.

Конечно, говорить в случае Причастия о всасывании вина некорректно, так как причащение осуществляется уже Кровью Христовой.

По установлению Спасителя, вере Церкви и ее членов. Причастие Тела и Крови Христовой также имеют строгие научные доказательства. Примером может служить Ланчанское чудо [7,с.335].

По словам преподобного Марка Подвижника, «Как обычное вино, войдя в человека, соединяется теснейшим образом с его телом, так и Кровь Господня, принятая христианином, исполняет его Духом Божества, и он сам растворяется в совершенной душе Христа» [19,с.129].

Способ причащения малым количеством Христовой Крови можно применить в отделении реанимации в ряде случаев.

1) Если у пациента установлен желудочный зонд для питания.

Через зонд лучше не преподавать Святого Причастия, так как предмет, касае-мый святыни, во избежание поругания, должен быть впоследствии уничтожен (сожжен). Получить священнику зонд не всегда возможно, так как замена последнего происходит периодически, особенно при трудной постановке. Второй, более существенный момент в том, что у некоторых пациентов усвоения чреззондового питания и воды не происходит. Наблюдается, так называемый, «сброс» по зонду. Это ведет к поруганию святыни.

Мысль о причащении через зонд может гипотетически возникнуть только в случае обширных травм и заболеваний челюстно-лицевой области (опухоли, последствия онкологических операций, удаления языка и т.д.). В некоторых случаях возможно касание внутренней поверхности губы лжицей с Кровью Христовой.

2) Актуально причащение лиц с гастростомой (или еюностомой).

Первую успешную гастростомию выполнил английский хирург SJones в 1875 году в Лондоне. В России первая гастростомия выполнена в Москве в 1877 году В.Ф.Снегиревым [26,с.238].

Основные источники современного канонического права создавались задолго до указанного времени.

«.. .Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26,26-28).

По установлению Спасителя необходимо Святые Дары принять есть и пить. В то же время, питание и поение пациентов, которым по характеру заболевания наложена гастростома (или еюностома), осуществляется через нее. Такой способ питания не физиологичен, можно сказать противоестественен. Пища и питье не входят в уста. В таком случае также может быть приемлемо причащение только малой порцией Крови Христовой в полость рта. Из-за нарушения и невозможности пассажа пищи на уровне пищевода, причастие Тела Христова у таких больных практически невозможно.

3) Если человек находится на аппаратном дыхании, то интубационная трубка с надувной манжетой сама по себе препятствует нормальной функции глотания.

Часто пациент на ИВЛ (искусственная вентиляция легких) находится в состоянии седации или медикаментозной комы с целью обеспечения дыхательного комфорта, синхронизации с аппаратом ИВЛ, либо по характеру основного заболевания (например, в нейрохирургии) и тогда он недоступен продуктивному контакту. На вспомогательной вентиляции, например, при отлучении от аппарата ИВЛ, часто контакт (мимикой и жестами) возможен, но глотание, как указано выше, затруднено. Поэтому и в данном случае лучше причащение только Кровью Христовой.

При причащении малым количеством Крови Христовой в полости рта необходимо учитывать и согласовывать с дежурной сменой отделения:

1) время санации полости рта. Причащают после санации полости рта от избытка слюны и др. веществ. После причащения до следующей санации должен пройти определенный промежуток времени;

2) время замены зонда дыхательных трубок и т.д. Причащать следует после всех манипуляций.

Ряд заболеваний сопровождается тошнотой и рвотой, последняя может носить многократный и неукротимый характер. Имеется огромный риск поругания святыни.

По мнению церковнослужителей, «страдающих рвотой, по мнению одних, следует причащать, по мнению других - нет» [4,с.1145]. «Ни одним церковным

правилом прямо не запрещается причащать умирающих со рвотою, а в требнике Петра Могилы это запрещение относится только к тем, у кого рвота продолжается непрерывно» [4,с.1145].

В настоящее время применяется парентеральное (минуя желудочно-кишечный тракт) введение противорвотных средств. Дождавшись по времени, согласованному с реаниматологом, действия данных лекарственных средств возможна попытка причащения, имея наготове расположенный в чистом сосуде чистый плат (салфетку), чтобы в случае возобновления рвоты можно было бы собрать рвотные массы и сжечь.

Также более безопасно в случае рвоты причащение малой порцией Крови Христовой в полости рта. На фоне санации ротовой полости и противорвотных средств, в пользу причащения только Кровью Христовой в полости рта, говорит и тот факт, что по основной массе заболеваний, в результате которых возникает многократная рвота, прием пищи и других веществ запрещен. Примером заболевания может служить острый панкреатит.

Гораздо большую проблему, чем технические препятствия причащения, составляют различные виды нарушения сознания реанимационных пациентов.

Нарушения сознания принято разделять на количественные (оглушение, сопор, кома) и качественные (аменция, онейроид, делирий и т. д.)

Качественные расстройства сознания имеют определенные психиатрические эквиваленты - дезориентацию, психомоторное возбуждение, амнезию и т.д. Следует заметить, что упомянутый выше ПИТ-синдром включает в себя и когнитивные нарушения, и возможность развития делирия. При наличии психомоторного возбуждения или качественных расстройств сознания, которые могут повлечь за собой самоповреждение пациента и ухудшение состояния здоровья, или угрозу для жизни (самоудаление зондов, систем для внутривенного вливания и т.д.), а также несуших опасность медицинскому персоналу и другим пациентам - применяется медикаментозная седация и фиксация пациента.

В случае седации контакт с пациентом становится практически невозможным. Существует документ «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (2020г.). Священнику, согласно пункту 5.4. данного документа, приходится решать вопрос, связанный с причастием больных, склонных к совершению неадекватных поступков. Важным критерием участия их в таинстве Евхаристии является безопасность Христовых Тайн [16]. Хотя ряд расстройств психики в реанимационном отделении носят временный и обратимый характер,

можно полностью в данном случае ориентироваться на опыт пастырского попечения психически больных.

Недопустимо причастие больных, которые в силу неадекватного поведения, могут совершить поругание святыни. Если, несмотря на все принятые меры, пациент неадекватно повел себя и выронил Причастие изо рта, то рекомендовано протереть место падения частицы Тела или пролития капли Крови Христовой на пол спиртом и поджечь [25,с.45].

Священник Хесус Коломо Гомес на конференции в Москве 14.11.2018 года, говоря о пастырском окормлении душевнобольных, также подчеркивает, что в Евхаристии не могут участвовать только те, кто своими действиями может затруднить совершение Таинства. В случае некоторых деменций, причастие возможно. «... Можно причащать по вере Церкви» [5,с.97]. Вспоминая библейский эпизод об исцелении Христом расслабленного (по современной терминологии парализованного), в тексте нет указаний на наличие речи у больного и способности к видимым знакам. Исцеление произошло по вере окружающих его людей и милости Божьей.

В каждом случае неадекватного поведения пациента необходима предварительная беседа с дежурной сменой с принятием решения о возможности причащения Христовых Тайн конкретного человека.

Рассмотрим количественные нарушения сознания. Священник Сергий Филимонов в книге «Пастырское служение в больнице» 2003 г. приводит таблицу возможности совершения церковных Таинств при разной степени сознания. Согласно этим данным, причастие возможно в ясном сознании, в поверхностном оглушении индивидуально, в глубоком оглушении, если получилась исповедь, и невозможно в сопоре и коме.

Исповедь также невозможна в сопоре и коме. При глубоком оглушении, если отвечает на вопросы духовника [24,с.80].

В статье «Духовная помощь больным в коме» протоиерей Сергий Филимонов также подчеркивает случаи утраты сознания как препятствие к проведению церковных Таинств. Исключение - выражение желания соборования до потери сознании [23,с.53].

«Изумленным, или обмершим, т.е. потерявшим чувство и сознание, запрещается преподавать Святые Тайны, доколе не придут в сознание». [4,с.1146].; «... духовная помощь оказывается не столько телу человека, сколько его душе, и все церковные Таинства направлены как раз на нее» [23,с.55].

По христианскому учению душа человека бессмертна. В разлучении с телом она продолжает жить. Согласно 13-му канону I Вселенского Собора «всякому отходящему, просящему Евхаристии, со испытанием епископа следует преподать Святые Дары». В данном правиле есть определенный анахронизм, заключающийся в том, что в IV веке церковные территории были невелики, а епископ доступен. В современных условиях при больших площадях епархий и значительном числе верующих во всех случаях их испытание епископом невозможно. Данную функцию выполняют пресвитеры. Однако, «что же касается лиц анафематствованных, то тут слова об испытании епископа сохраняют силу и в буквальном их смысле» [26,с.590].

По Требнику умирающего можно причащать сокращенным чином, не соблюдая все условия причащения здоровых.

О необходимости причащать умирающего человека, который находится под епитимьей, свидетельствуют 7-е правило Карфагенского Собора, 2-е и 5-е правила Григория Нисского. То есть, налицо принцип максимальной икономии. Поскольку исход лечения в реанимации неизвестен и возможно также неблагоприятен, следует принимать во внимание правила причащения умирающих.

Священник, по небрежности которого христианин умер без напутствия, подвергается строгим прещениям: «Никто телам умерших Евхаристии да не преподает» - гласит 83-е правило Трулльского Собора.

Недопустима имитация Таинства Причащения с умершими. Учитывая современные возможности реаниматологии, в наше время остро стоит вопрос о границе жизни и смерти. Существует значительное число публикаций, посвященных этой теме. Большая часть статей по биоэтике рассматривает границы жизни и смерти в ракурсе возможностей трансплантологии. Мало касаются проблемы совершения церковных Таинств у бессознательных.

При наличии кровообращения и протезирования дыхательной функции некоторые исследователи придерживаются концепции смерти мозга, как смерти человека: «..при наступлении смерти мозга пациент необратимо утрачивает способность души проявлять в материальном мире свою деятельность». [6,с. 91]; «жизнь человека можно считать закончившейся после констатации смерти мозга» [6,с.89]. Другие же философы, врачи, богословы не отождествляют смерть человека со смертью мозга: «роль головного мозга сводится к управляющим функциям, прекращение которых не приводит к смерти a priori» [21,с.21].

В любом случае, даже если принять смерть мозга за смерть человека, то вегетативное состояние, малое сознание, сопор и не запредельную кому к смерти че-

ловека отнести нельзя. Следовательно, запрет на причащение умершего в данных состояниях неприменим. Остается только проблема сознательного отношения к Таинству.

О состоянии души человека, пребывающем без сознания, судить трудно. Врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) отмечает, что кроме возможного принесения покаяния человека, пришедшего в сознание, «возможно и покаяние перед Богом человека, находящегося в бессознательном состоянии, т.к. сохраняется синергия души и тела» [21,с.20].

Реаниматологию отец Феодорит считает «инструментом Промысла Божьего», так как она позволяет продлить время тяжелобольного, «отведенного для возможного покаяния».

В статье «Духовная помощь больным в коме» журнал «Церковь и медицина» протоиерей Сергий Филимонов приводит ссылки на работы Стивена Лорейза в области нейровизуализации.

В том же выпуске журнала есть статья Стивена Лорейза с соавторами «Контролируемые модуляции активности мозга при расстройствах сознания». Эти исследования, в перспективном направлении, перенеся барьер между человеком в сознании и без сознания, могут поспособствовать расширению границ глухой (точнее, двойной глухой) исповеди [23,с.56], соответственно, вообще получить свидетельство о желании проведения Церковных Таинств.

В настоящее время на сайте Пастырь от 01.08.18 в статье «В каких случаях можно крестить, причащать и соборовать людей без сознания», мнения большинства авторитетных священников заключаются в послаблении правил причащения у бессознательных пациентов в порядке исключения с возможностью причащения воцерковленных людей, регулярно исповедующихся и причащающихся [20].

Исходя из этого, для каждого актуально воцерковление, необходимое для спасения души, чтобы при тяжелой болезни или на смертном одре была возможность получения церковных Таинств.

Епископ Пантелеимон (Шатов) считает условным показателем воцерковленно-сти посещение воскресных богослужений, регулярное причащение, гармоничность церковной жизни, но главное - соответствие жизни Евангельскому учению [11].

Конечно, вызывает вопрос о возможности подтверждения воцерковленности человека, находящегося без сознания родственниками, приходскими священниками и другими лицами: «.Но что делать, когда нет свидетелей? Об этом Церковь ничего не говорит. В этом случае, представляя участь больного суду Божию,

духовный отец должен иметь мнение самое благоприятное для больного и может разрешить его» [17,с.4].

Если у больного без сознания выясняется, что он некрещен, атеист, иновер (единственным признаком принадлежности к Православному христианству у бессознательного человека в отсутствии свидетелей может служить нательный крест), невоцерковлен (не участвовал в Таинствах церкви и крайне редко посещал храм), то священник или требная сестра «объясняет родственникам - корректно и деликатно, максимально щадя их тревожное состояние - невозможностью Причащения больного»[25,с.17] и совершения других спасительных Таинств.

В качестве избегания ситуации с невозможностью исповеди и совершения других спасительных Таинств в отделении реанимации, необходимо священнику и его помощникам работать с пациентом и его родственниками во всех отделениях больницы. Другими словами, осуществлять Христианскую миссию, крещение и воцерковление у пациентов, которые не находятся в критическом состоянии.

По мнению митрополита Антония Сурожского «.. .Одна из задач священника - сделать больного восприимчивым к Таинству» [2].

На основании всего вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1) православная миссия в больницах имеет богоустановленный характер;

2) пастырское служение в отделении реанимации и интенсивной терапии с учетом условий работы и характерным контингентом пациентов имеет определенные особенности;

3) в особых случаях допускается причащение только Кровью Христовой;

4) возможность совершения церковных Таинств у пациентов с нарушением сознания, требует дальнейшего изучения;

5) у тяжелобольных и умирающих при Таинстве покаяния и Евхаристии используют принцип максимальной икономии;

6) определяющее значение душепопечения пациентов реанимации на сегодняшний день имеет знание о воцерковлении больного;

7) необходимо доносить информацию о важности воцерковления для всех христиан, т.к. вероятность попадания на больничную койку не исключена для каждого человека.

Библиография

1. Амфиногенова В.А. Каким должно быть церковное вино//Виноделие и виноградарство 2015 №3 с.9-10.

2. Антоний (Блум) Сурожский митр. Пастырь у постели больного [электронный ресурс]// https://fondvera.ru/manual/pastyir-u-posteli-bolnogo-mitropolit-surozhskiy/ antoniy (дата обращения 07.11.2022).

3. Белкин А.А. Синдром последствий интенсивной терапии (ПИТ - синдром)// Вестник интенсивной терапии им. А.И.Салтанова 2018 №2 с.12-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Булгаков С.В. Настольная книга для священно - церковнослужителей/ С.В. Булгаков-3-е, изд., исправ.и доп.- Киев:Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913 - 1772 с.

5. Гомес Хесус Коломо Психические заболевания и духовная жизнь пациента: пастырское окормление душевнобольных в современной системе здравоохране-ния//Психиатрия и религия. Материалы международной конференции. Ответственные редакторы В.Г.Каледа, Г.И.Копейко 2019 с. 86-98.

6. Дамиан (Воронов), иером. Смерть человека или смерть мозга? Христианский взгляд. Часть П:Проблема критерия смерти//Богословский вестник 2019. Т 33 №2. с.75-96.

7. Духанин В.Н. Сокровенный мир Православия.- 5-е изд. испр.- М.:Изд-во Московской Патриархии Русской Православной церкви, 2013.-536 с.

8. Золотухин В., иерей Пастырская деятельность священнослужителей в стационарных отделения медицинских учреждений/Духовный Арсенал 2021 №2(4) с.55-74.

9. Конец земного пути Св.пр.Иоанна Кронштадтского в описании И.Н.Орнатского 1909 г. [электронный ресурс] https://ornin.narod.ru (дата обращения 07.11.22)

10. Критерии воцерковленности прихожан [электронный ресурс]//Пастырь [сайт] https://priest.today (дата обращения 07.11.22)

11. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. - М.:Изд-во Сибирская Благозвонница,2008.-с.559

12. Овчаренко Н.Д. Физиология пищеварения человека и животных: норма и патология [Текст] учебное пособие/Овчаренко Н.Д., Воронина И.Ю.; Министерство образования и науки РФ, Изд-во Алтайского государственного университета, 2017.-195 с.

13. О практике причащения тяжелобольных только Святой Кровью (запасными Дарами) [электронный ресурс]// Пастырь [сайт] https://priest.today (дата обращения 07.11.22).

14. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008.

15. Пантелеимон (Шатов), епископ Больничный священник.-2-е изд.-М.:Никея, 2019.-304 с.

16. Полисадов И., иерей Во обличение тех, кто откладывает Причащение до последних минут жизни/Полисадов И.Н.-М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского: Приход храма св. Духа сошествия, 2003.-15 с.

17. Пуле А.Л. К вопросу о церковном вине: Материалы для характеристики и оценки церковного вина Московского рынка: Дис. на степ. Магистра фармации А.Л.Пуле/Изд. Гигиен. Ин-та Моск. Ин-та.-М: т-во «Печ. С.П.Яковлева», 1907185 с.

18. Таинства для людей находящихся без сознания. Как поступать священнику в сложных ситуациях у постели больного [электронный ресурс]// Пастырь [сайт] https://priest.today (дата обращения 07.11.22).

19. Тулупов В., прот. Чудо святого причащения/Тулупов В.Г. -3-е изд.доп.-Сергиев Посад: Храм Архангела Михаила, 2004-176с.

20. Феодорит (Сеньчуков), иеродиакон. Современная реаниматология: инструмент Промысла Божиего или .. ,?»//Медицина критических состояний 2013 №5-6 с.10-22.

21. Физиология системы пищеварения: учеб. пособие/Сост.:А.Ф.Каламова, О.В.Самоходова, Г.С.Тугиневич, У.Т.Аллабердин, К.Р.Зияпаева.-Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019.-64 с.

22. Филимонов С., прот. Духовная помощь больным в коме//Церковь и медицина , 2016 №2(16) с.52-60.

23. Филимонов С., свящ. Пастырское служение в больнице -СПб.: Общество святителя Василия Великого», 2003.-256 с.

24. Хмелевская А.Б. Требные сестры в больнице: помощь священнику и боль-ным/Хмелевская А.Б., Батищева Т.А. (V глава) -М.: Лепта, книга, 2013.-240 с.

25. Цыпин В., прот. Каноническое право - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009 - 864 с.

26. Эволюция гастростомы в паллиативной медицине/Гавщук М.В., Гостимский А.В., Завьялова А.Н. [и др.]//Вестник Российской Военно-медицинской академии-2018 №4(64) - с.232-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.