3. Волков В.В. Гендерные особенности восприятия русского менталитета (в контексте проблемы духовного здоровья) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2010. - № 1. - С. 84-103.
4. Волков В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие / Тверской госун -т. - Тверь: Издатель Кондратьев А.Н., 2013. - 220 с.
5. Волкова Н.В. Концепты Судьба и Путь в поэзии В.С. Высоцкого // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. -2013. - № 1. - С. 216-121.
6. Волкова Н.В. Реконструкция антропонимического поля как один из методов исследования поэтической философии В.С. Высоцкого // Языковая система и художественный текст: Сборник научных трудов. - Тверь, 2001. -С. 123-130.
7. Волкова Н.В. Русский национальный характер в поэзии В.С. Высоцкого: учебное пособие / Тверской госун-т. - Тверь: Издатель Кондратьев А.Н., 2011. - 97 с.
8. Высоцкий B.C. Сочинения: в 2 т. - Екатеринбург, 1996.
9. Гумилев Н.С. Золотое сердце России: Сочинения. - Кишинев: Литература артистикэ, 1990. - 734 с.
10. Словарь русского языка: в 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. Т. 1. - М.: Рус. яз., 1981. - 696 с.
11. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. - М., 1979. Вып. 2. - С. 142-148.
ПАСТОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ж. ДЕ ЛАФОНТЕНА
© Жукова А.В.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов
* Старший преподаватель кафедры Русского языка и литературы.
(в первую очередь - Эзопа и Федра; кроме того, Лафонтен черпал из «Панчатантры» и некоторых итальянских и латинских авторов Возрождения). Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу.
Ключевые слова басни, Ж. де Лафонтен, жанровые традиции, лирика, пастораль, топос.
Пасторальные мотивы являются важной составляющей художественного мира Ж. де Лафонтена (1621-1625), хотя его зрелое творчество относится к периоду, когда пастораль постепенно уходит на периферию литературного развития и вытесняется в область оперного и балетного искусства [1].
Любимым пасторальным произведением Лафонтена в течение всей жизни был, по его собственному признанию, роман О д'Юрфе «Астрея». Его поэт упоминает, в частности, в балладе, завершающей первый сборник сказок, и в знаменитом послании Юэ, где, излагая свои взгляды по поводу спора о древних и новых авторах, Лафонтен называет роман д'Юрфе одним из произведений, прославивших французскую литературу [2].
Функции пасторальных мотивов в творчестве писателя разнообразны и связаны с жанровой природой произведения. В лирике пасторальное начало выступает прежде всего как символ мирной жизни, безоблачного «золотого века» и служит в качестве антитезы теме войны. В двух принадлежащих Ла-фонтену «Одах Миру» пастухи славят наступление мирной жизни, любовные игры и забавы на лоне природы, сменившие военные тревоги и скорби. В «Элегии нимфам Во» нимфы оплакивают былые счастливые времена, сочувствуя Оронту (элегия написана в защиту опального суперинтенданта Фуке).
В пасторальных тонах описываются в лирике Лафонтена придворные развлечения. Пастораль предстает как утопический мир блаженства и сладкого забвения, неги и наслаждений. Это мир, в котором пребывает поэт, где он счастлив (послание герцогу Бульонскому, баллада для герцога Бургундского).
Персонажи д'Юрфе Селадон и Гилас олицетворяют для поэта основные разновидности любовного чувства (ответ на балладу мадам Дезульер). Эк-
лога в виде сценки между пастушками Клименой и Анеттой и их возлюбленными, в соответствии с традицией пасторальных любовных дебатов, касается проблем постоянства и изменчивости в любви, включает мотивы ревности, ссоры и примирения, эротические намеки. В изящную пьеску, принадлежащую легкой поэзии, Лафонтен вводит философскую тему времени, сопоставляя понятия мгновения и вечности, которые в любви оказываются равноценными.
Уже в лирике возникает ирония по поводу несовместимости идеального мира пасторали и грубой, прозаической реальности, элемент полемики с традиционным жанром. Так, в послании Реймону де Кур Лафонтен сравнивает светские развлечения с играми пасторальных пастухов и при этом замечает, что пастораль чуждается вульгарных бытовых тем, избегая жизненной прозы.
Подобное противопоставление пасторали и прозаической реальности пронизывает «Письма из Лиможа». Описывая лес, например, автор подчеркивает, что речь идет не о пасторальном лесе, обиталище нимф, а о реальном, где живут лишь волки и чумазые дровосеки. В той или иной степени, игра с жанровой традицией и попытки ее трансформации присутствуют в большинстве произведений Лафонтена.
Пастухи являются персонажами ряда басен Лафонтена. В некоторых из них обыгрываются пасторальные мотивы. В басне второй книги четвертой «Пастух и море» противопоставляются различные типы пасторальных персонажей. Герои эклог Коридон и Тирсис представлены как достойные, зажиточные пастухи, владеющие собственными стадами. Им противостоит фольклорный персонаж Пьеро - бедняк и простак.
Поэмы Лафонтена создаются на пасторальной основе и представляют собой различные ее модификации. Первым произведением в подобном роде была написанная в 1658 году героическая идиллия «Адонис», жанровое определение которой заимствовано у Сент-Амана, автора героической идиллии «Спасенный Моисей», и подразумевает соединение в поэме признаков несовместимых, на первый взгляд, жанров - пасторального и героического.
Сент-Аман создает свои идиллии под влиянием Марино, название поэмы Лафонтена также напоминает об одноименной поэме знаменитого италь-
янца, однако Лафонтен скорее всего опирается не на нее, а на поэму Овидия «Метаморфозы» [3].
В поэме мы находим такие основополагающие признаки пасторали, как диалогичность (рассуждения Венеры и Адониса о любви), идиллические картины любви на лоне природы, характерный сюжетный мотив смерти героя и так же традиционно завершающий поэму плач Венеры. Идиллия включает важную для поэта антитезу бренности и вечности, которая привносит в пасторальный сюжет драматическую напряженность, конфликтность, трагизм. В идиллических сценах любовных утех Венеры и Адониса возникает тема трагической обреченности красоты и любви, в неразрешимом конфликте сталкиваются понятия любви и смерти. Эпизод с описанием смерти Адониса и плача Венеры не снимает трагического напряжения, как это свойственно было античному пасторальному жанру [4].
Другие поэмы Лафонтена также включают пасторальные мотивы и образы. В поэме 1673 г. «Святой Малх в плену», написанной по заказу янсе-нистских кругов, с которыми поэт связан в этот период, пасторальные мотивы «выворачиваются наизнанку». Пасторальный фон не является здесь утопическим символом свободы, так как Малх и его подруга по несчастью, будучи рабами, пленниками, играют роль пастухов поневоле. Также принудителен для них и приказ хозяина вступить в брак.
В борьбе с искушением они проявляют нравственную стойкость, христианский стоицизм в духе янсенизма.
Пасторальное начало присутствует в поэме 1682 г. «Хина», написанной по заказу герцогини Бульонской «в манере Лукреция», т.е. в жанре «философской», «дидактической» поэмы. Две песни поэмы контрастны по содержанию. Первая песнь, рассказывающая о страданиях больного и его семьи, описывающая бред умирающего, считается средоточием трагического начала в творчестве Лафонтена. Вторая песнь, рисующая исцеление больного с помощью чудесных лекарств, написана в шутливом тоне и включает пасторальный эпизод - шутливый «миф» о происхождении василька, в который превращается безответно влюбленная в пастуха нимфа.
В кратком предисловии к пасторали «Галатея», два акта которой были опубликованы в 1682 году, Лафонтен дает определение пасторали как «ко-
медии или трагедии с музыкальными номерами», подчеркивая, что эти жанры равноправны и взаимообратимы. Влюбленный циклоп Полифем, бывший в идиллиях Феокрита комическим персонажем, превращается в пьесе в жестокого «тирана», угрожающего счастью влюбленных нимфы Галатеи и пастуха Асиза. Трагическая коллизия заключается в противопоставлении любви и смерти, которые одинаково правят миром, но враждебны друг другу, ибо любовь - это счастливое мгновение, смерть же длится вечность. Трагическую коллизию оказывается возможным разрешить только с помощью символической смерти и последующего обновляющего воскресения влюбленных [4], причем автор доводит до предела драматическое напряжение и лишь после этого разрешает его счастливым финалом.
В пасторальной трагедии «Астрея» безосновательная ревность Астреи становится причиной гибели влюбленных, но затем чудесная метаморфоза возвращает им жизнь, обновляя их и освобождая от порока ревности. Как в барочной трагикомедии, антиномичные начала соединяются в одном произведении. Причиной трагического конфликта, как в поэме «Адонис», становится любовь богини и смертного.
Таким образом, в драматической пасторали Лафонтена ключевыми являются два традиционных топоса, выступающие в новой функции: тематическая антитеза любви и смерти, питающая трагический пафос пьесы, и сюжетный мотив метаморфозы, позволяющий снять неразрешимое напряжение трагического конфликта.
Разрабатывая пасторальные мотивы в разных жанрах, Лафонтен сводит их к двум основным концепциям пасторали: 1) пасторальный универсум как символ «золотого века», пастораль как бесконфликтная утопия, вызывающая чаще всего иронию автора, и 2) пастораль как диалогический жанр, подразумевающий скрытую конфликтность, основанный на антитезе философских тем бренности и вечности, красоты и смерти, утопический характер в этом случае возвращает пасторали финал в виде «метаморфозы» воскрешения влюбленных.
Надо признать, что в творчестве Лафонтена пасторальные мотивы разрабатываются исключительно разнообразно. При этом автор опирается на возможности различных жанров, экспериментирует в области трагического
и комического, использует многовековые традиции пасторального жанра от античных эклог и поэмы Овидия «Метаморфозы» до пасторалей эпохи Возрождения и романа д'Юрфе «Астрея».
Список литературы:
1. Levrault L. Le genre pastoral. - P., 1914. - P. 95.
2. La Fontaine. Oeuvres completes. - P., 1965. - P. 191.
3. Grimm J. L'Adone de Marino et l'Adonis de La Fontaine // Grimm J. Le «dire sans dire» et le dit: Etudes lafontainiennes II. - P., Seattle-Tubingen, 1996. -P. 8.
4. Lanson G Le role de l'experience dans la formation de la philosophie du XVII s. En France // Essais de methode, de critique et d'histoire litteraire. - P., 1965. - P. 310-312.
ПУШКИН И ПРАВОСЛАВИЕ © Зубенко Т.И.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Оскудение религиозной веры началось не в XX в. И во всех европейских странах оно охватывало прежде всего высший класс (сословие), т.е. наиболее образованных людей. Тем более важен для осмысления тот факт, что в русской культуре XIX в. есть несколько великих имен, которые в своем духовном развитии прошли путь от нейтрального или даже критического отношения к православию до полного его признания и в некоторых случаях - воцерковления. Это прежде всего А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.
Ключевые слова: воцерковление человека, духовность, культура, мировоззрение человека, православие, А.С. Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин - явление в жизни России. Он не просто гениальный русский поэт, которого любит и чтит вся Россия, он не просто
* Старший преподаватель кафедры Русского языка и литературы.