УДК 94
НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • № 3 2 0 1 8 DOI: 10.23683/2500-3224-2018-3-186-190
PAST INDEFINITE:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
А.Е. Иванеско, А.Т. Урушадзе
Аннотация. Дискуссия посвящена проблемам исторической памяти и мемориальной политики на Северном Кавказе. Участники обсуждают несколько взаимосвязанных вопросов. Во-первых, участники дискуссии пытаются определить причины регулярной актуализации прошлого в политическом и публичном дискурсе региона Во-вторых, дискуссанты выявляют символическую эффективность использования прошлого в качестве политического ресурса. В-третьих, оценивают перспективы завершения историографических войн. В-четвертых, обсуждают необходимость мемориальной политики на Северном Кавказе. В-пятых, рассуждают о том, как этническая память различных народов Северного Кавказа соотносится с большим нарративом Российской истории.
Ключевые слова: Северный Кавказ, историческая память, историческая политика, Кавказская война.
Иванеско Антон Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, [email protected].
Урушадзе Амиран Тариелович, кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д.105/42, [email protected].
THE PAST INDEFINITE: HISTORICAL MEMORY AND POLITICS IN THE NORTH CAUCASUS
A.E. Ivanesko, A.T. Urushadze
Abstract. The discussion is devoted to the problems of historical memory and memorial policy in the North Caucasus. Participants discuss several interrelated issues. First, the participants of the discussion try to determine the reasons for the regular updating of the past in the political and public discourse of the region. Second, the debaters reveal the symbolic effectiveness of using the past as a political resource. Third, they assess the prospects for the end of historiographical wars. Fourth, they discuss the need for a memorial policy in the North Caucasus. Fifth, they talk about the correlations between the ethnic memory of the various peoples of the North Caucasus and the great narrative of Russian history.
Keywords: North Caucasus, historical memory, historical policy, Caucasian war.
Ivanesko Anton E., Candidate of Science (History), Associate Professor, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].
Urushadze Amiran T., Candidate of Science (History), Associate Professor, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].
Очень жаль, если не соберутся великие имена свободы Дагестанской, свободы галлов до кесаря, свободы азиатской Швейцарии, для потомства и истории. Желательно, чтоб героям горной войны Кавказской Илиады в продолжение многих десятков лет, была бы отдана должная честь. История должна быть беспристрастна.
Она великодушнее людей, враголюбива.
Платон Иоселиани. Путевые записки по Дагестану в 1861 году.
Краткое предисловие
Прошлое, как известно, уходит безвозвратно, и судить о нем нам остается только по следам, оставленным его бурным или, напротив, тихоходным потоком. Перед нами предстает лишь часть картины, невозможно сложить паззл прошлого, используя только оригинальные компоненты. Пропуски, лакуны историки заполняют собственными интерпретациями того, что оставило ушедшее от нас прошлое. Именно поэтому каждый раз история того или иного события, явления или личности выходит новой, словно заново сложенной из деталей-остатков. Иногда вместо научной интерпретации используются политико-идеологические конструкты, призванные доказать преимущественные права на историю определенной социальной или этнической группы. В этом случае прошлое становится одним из полей политических столкновений.
Историческое прошлое народов Северного Кавказа не раз становилось предметом манипуляций в угоду политическому моменту. История здесь часто подвергалась «этнической мобилизации». Многочисленные конфликты, возникавшие в регионе в постсоветскую эпоху, почти всегда сопровождались появлением новых версий прошлого, которые символически легитимировали очередной виток насилия.
Профессиональное сообщество оказалось не в силах противостоять волне исторического презентизма. Среди историков разгорелась ожесточенная «кавказская война историографий», которая, как и Кавказская война XIX столетия, отличается беспрецедентной длительностью.
Противостояние Российской империи и горцев, длившееся, по разным оценкам, от полутора веков до пятидесяти лет, оставило трагический след в историческом сознании коренных народов региона. Для адыгов Кавказская война завершилась демографической катастрофой, именуемой мухаджирством; не менее полумиллиона черкесов покинули землю предков. 21 мая - День памяти адыгов - жертв Кавказской войны и насильственного выселения - важнейшая дата как для российских адыгов, так и для многочисленной черкесской диаспоры. Самые многочисленные памятные мероприятия в этот день проходят в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии. С самого утра люди собираются в сквере Свободы у
мемориала «Древо жизни». Его переплетенные ветви символизируют единство двенадцати адыгских племен. Схожие памятные мероприятия проходят в Карачаево-Черкессии, Адыгее и Краснодарском крае.
За пределами национальных республик Северного Кавказа почти ничего не напоминает россиянину о покорении Кавказа, которое далось империи Романовых экстремальным напряжением сил и ценой большой крови. Университетские учебники сообщают о Кавказской войне коротко, облекая ее трагическое содержание в бесформенные одежды небольших параграфов «Кавказ и Россия», «Россия на Кавказе». В школьных учебниках до Кавказской войны не дотягивается даже подстрочник.
Все эти многочисленные противоречия исторической памяти и мемориальной политики на Северном Кавказе стали вопросами, которые были предложены участникам дискуссии. Мы не надеемся преодолеть неопределенность северокавказского прошлого, но уверены, что публикуемая дискуссия поможет найти ее причины и следствия.
Эпиграфом к дискуссии стали слова историка П.И. Иоселиани, которые как актуальны и сегодня. История Северного Кавказа и Кавказской войны как ее центрального события по-прежнему нуждаются в глубоком изучении. Последней концептуальной работой о Кавказской войне стала книга М.М. Блиева и В.В. Дегоева «Кавказская война», вышедшая в свет в Москве в 1994 г., двадцать четыре года назад.
Современная наука невозможна без полноценной научной коммуникации, свободной от стереотипов и «партийности». Признавая это, мы пригласили к участию в дискуссии ученых, профессиональные взгляды которых разнятся. Что из этого получилось - судить заинтересованному читателю.
Вопросы дискуссии:
1. Почему прошлое региона регулярно актуализируется в политическом и публичном дискурсе?
2. Каковы эффекты (политические, общественно-психологические, историографические) использования прошлого в качестве символического ресурса федеральными и региональными властями?
3. Закончилась ли «кавказская война историографий»? Возможно ли ее окончание?
4. Какая мемориальная политика нужна современному Северному Кавказу? И нужна ли она вообще?
5. Как этническая память различных народов Северного Кавказа соотносится с большим нарративом Российской истории? Можно ли говорить о случае комме-моративной асимметрии?
Участники:
Алексей Абазов - д.и.н., старший научный сотрудник сектора средневековой и новой истории, Института гуманитарных исследований - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»;
Юрий Клычников - д.и.н., профессор, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета;
Евгений Кринко - д.и.н., главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН»;
Вероника Цибенко - к.и.н., директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета;
Виктор Шнирельман - д.и.н., главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.