Научная статья на тему 'Паспорт стандартного процесса'

Паспорт стандартного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паспорт стандартного процесса»

системного тестирования), а также метрики, специально установленные для фазы тестирования. Все метрики должны сохраняться в метрической базе данных группы тестирования.

Фаза {6} является заключительной в разработке программного изделия, на ней заканчиваются все работы по проекту ПИ. На этой фазе осуществляется сдача разработанного ПИ заказчику и проводится ретроспективный обзор проекта в целом.

Для корректного выполнения поставок заказчику в организации должен быть разработан и строго соблюдаться документ, который определяет классификацию поставок продуктов, обязательный для каждой поставки набор требований, процедуру формирования и передачи поставки заказчику.

Следует помнить, что даты поставок определяются на фазе планирования, утверждаются заказчиком и руководством компании. Как правило, на протяжении проекта планируется не менее трех поставок. К первой поставке обычно предъявляется минимальный из имеющихся набор требований, к завершающей - максимальный.

Отправка поставки ПИ должна предваряться обзором поставки, проводимым с участием группы, ответственной за СП, ответственного системного тес-тировщика по ПИ и представителя руководства компании. Для проведения обзора поставки назначается руководитель обзора, который отвечает за его подготовку и проведение в соответствии с процедурой, определенной в СП. В ходе обзора проверяется полнота поставляемого продукта, наличие необходимых документов, рассматривается содержание документов и качество поставляемого ПИ.

Еще одним обязательным создаваемым на фазе {6} документом является ретроспективный отчет по проекту ПИ. На протяжении фазы {6} также собираются установленные метрики, которые должны сохраняться в метрической базе данных.

Сопровождение

Сопровождение ПИ - это процесс адаптации поставленного ПИ к новым условиям использования при сохранении неизменными основных функций.

При сопровождении ПИ обычно производится его исправление, не затрагивающее функционального назначения ПИ и включающее в себя локализацию и устранение обнаруженных дефектов в программных

модулях ПИ, переработку интерфейсных программных модулей, модификацию кодов, документации или структуры баз данных ПИ и т.п.

В результате сопровождения может возникнуть необходимость обновления ПИ, приводящего к изменениям функциональных возможностей. В этом случае следует подавать в поставляющую ПИ организацию заявки на его обновление, которое осуществляется по специальной процедуре, определенной в СП.

В организации должна быть установлена постоянно обновляемая база данных сопровождения, в которую следует заносить выявленные на фазе сопровождения дефекты, результаты анализа причин возникновения дефектов, метрики фазы, предложения по улучшению некоторых характеристик ПИ и т.п.

В настоящей статье приведен пример некоторых составляющих реального СП организации ИДУ, строгое соблюдение всех компонент которого позволило ИДУ за полтора года успешно пройти оценивание внешней компетентной комиссией на соответствие третьему уровню зрелости по модели СММ. К этому времени в ИДУ было выпущено несколько ПИ по требованиям заказчика для различных предметных областей с качеством пять сигма.

Авторы статьи надеются, что описанный опыт поможет руководителям предприятий, специализирующихся на выпуске ПИ для рынка программного обеспечения, и отдельным программистам правильно сориентироваться и сократить время при переходе на работу в соответствии с СП по модели СММ.

Список литературы

1. Paulk M.C., Curtis B., Chrissis M.B., Weber Ch.V. Capability Maturity Model for Software, Version 1.1. CMU/SEI-93-TR-24; ESC-TR-93-177. Key Practices of the Capability Maturity Model, Version 1.1. CMU/SEI-93-TR-25; ESC-TR-93-178. - Pittsburgh: Software Engineering Institute, 1993. - 533 p.

2. Humphrey G. Managing the Software Process - Reading: Addison-Wesley, 1989. - 494 p.

3. Boehm B.W. Software Engineering Economics. -Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1981. - 767 p. - Русс. пер.: Боэм Б.У. Инженерное проектирование программного обеспечения /Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1985. - 512 с.

4. Ruskin A.M., Estes W.E. What Every Engineer Should Know about Project Management. - New York: Marcel Dekker, Inc., 1994. - 276 p.

5. Myers G.J. The Art of Software Testing. - New York: John Wiley & Sons, 1979, 177p.

ПАСПОРТ СТАНДАРТНОГО ПРОЦЕССА

А.Н. Домарацкий, В.П. Морозов

Паспорт стандартного процесса (СП) является документом, разработанным в АОЗТ "Информационные деловые услуги" (ИДУ), содержащим основные характеристики статуса СП в соответствии с моде-

лью СММ.* Он используется в ИДУ для самооценивания степени достижения отдельными проектными

* Paulk, M.C., B.Curtis, M.B.Chrissis, Ch.V.Weber (1993) Capability Maturity Model for Software, Version 1.1. CMU/SEI-93-TR-24; ESC-TR-93-177. Key Practices of the Capability Maturity Model, Version 1.1. CMU/SEI-93-TR-25; ESC-TR-93-178. Software

группами (ПГ) и организацией в целом требуемой величины оценки уровней зрелости по модели СММ.

Паспорт СП в ИДУ ведется в каждой ПГ отдельно. Оценка успехов организации ИДУ на пути достижения уровней зрелости по модели СММ определяется группой процесса (ГП) по усредненным показателям паспортов проектных процессов всех ПГ с использованием специальной шкалы баллов. Способ усреднения оценок ПГ определяется ГП каждый раз отдельно в зависимости от времени работы ПГ в ИДУ.

Основные характеристики статуса СП второго уровня зрелости СММ

1. Для выполнения любой плановой задачи существует документированный организационный порядок, который выполняется.

2. Установлены основные характеристики каждой плановой задачи (цели, трудоемкость, ограничения по времени и ресурсам, риски и т.п.). Установлена ответственность по каждой плановой задаче (ответственность включает управление и документирование, контроль за изменениями и проверку выполнения).

3. Выполнение каждой плановой задачи обеспечено финансами и ресурсами (имеются все необходимые инструментальные средства, а руководство и разработчики достаточно подготовлены).

4. Один или несколько связанных планов по созданию ПИ или любой другой план деятельности в ПГ и ИДУ документируются, сохраняются, утверждаются, управляются и контролируются в соответствии с формальными процедурами, определенными в книге процесса (КП).

5. В соответствии с определенными в КП формальными процедурами регулярно отслеживаются и уточняются основные плановые показатели (трудоемкость ключевых работ, создание документации и кодов, финансовые затраты, людские и технические ресурсы, критические ресурсы и риски, временные характеристики выполнения, отклонения от графика выполнения и пр.).

6. По формальным процедурам идентифицируются продукты, охватываемые управлением конфигурацией, отслеживается их состояние, создаются, сохраняются, утверждаются и отслеживаются запросы на изменения, готовятся и проводятся обзоры продуктов.

7. Для хранения базовых версий создана библиотека, по определенным в КП формальным процедурам контролируются текущие версии и изменения базовых версий, осуществляется проверка базовых версий с использованием библиотеки. Ведется создание сборок версий ПИ, создана база исторических данных.

8. В соответствии с метрической программой производится сбор, сохранение в базе данных и анализ метрик, результаты анализа используются для определения состояния и повышения качества СП и проектов ПИ.

9. Создана ГП, которая проверяет и отслеживает деятельность по оценке статуса СП, прогресса проектов во всех подразделениях и регулярно сообщает результаты проверок всем заинтересованным лицам и группам. Деятельность ГП периодически проверяется независимыми экспертами, ГП регулярно отчитывается перед администрацией ИДУ. Действия по определению статуса СП и прогресса проектов регулярно проверяются администрацией ИДУ.

Основные характеристики статуса СП третьего уровня зрелости СММ

10. В организации работает ГП, координирующая деятельность всех ПГ по разработке и улучшению СП организации. Имеются доступные к использованию описания процессов.

11. Определены и утверждены необходимый уровень знаний для каждого участника программных проектов и средства обучения для приобретения этих знаний. Определена и обучена группа (или сотрудник), ответственная за обучение и повышение квалификации всех сотрудников организации, существует программа обучения для всей организации, средства обучения доступны всем учащимся, все специалисты и руководство получают необходимый объем новых знаний.

12. Каждая ПГ разрабатывает и отслеживает собственный план обучения, который определяет необходимые курсы обучения, кому и когда они требуются, на основе этих планов создается план обучения организации, который управляется, контролируется и доступен всем заинтересованным группам и специалистам.

13. При необходимости осуществляется подгонка СП для каждого проекта ПИ - определяется проектный процесс, который документируется, утверждается и исполняется при выполнении всех работ по проекту ПИ. Проектный процесс проверяется и обозревается ГП, утверждается администрацией, управляется и контролируется. Для планирования и оценки размеров рабочих продуктов используется предыстория из базы данных СП в соответствии с проектным процессом: определяются, оцениваются, документируются и управляются эффективность, стоимость и риски проекта ПИ, разрабатываются, документируются, проверяются, управляются и контролируются все задачи и продукты всех фаз жизненного цикла (ЖЦ) ПИ.

14. ГП, ПГ, все вовлеченные в проекты подразделения и руководители всех уровней координируют свою деятельность и свои планы.

Определены, утверждены, имеются в наличии и доступны инструментальные средства для выполнения задач планирования, составления, анализа и отслеживания требований, проектирования, разработки и тестирования ПИ, изготовления документации и т.д.

15. Существует план улучшения СП организации, осуществляется координация деятельности ПГ по улучшению проектных процессов и использованию базы данных СП.

16. В соответствии с планом и документированной процедурой ГП, ПГ и вовлеченные в программные проекты группы взаимодействуют между собой, с заказчиком и конечным пользователем с целью решения, координации, отслеживания технических проблем и разрешения возникающих межгрупповых или иных вопросов. Планируются общие обзоры продуктов. Такие обзоры проводятся обученными сотрудниками, данные и результаты проведения общих

обзоров сохраняются, отслеживаются, контролируются и доступны всем заинтересованным группам и специалистам.

17. Производятся сбор и анализ метрик для определения состояния деятельности организации по соблюдению и улучшению СП, выполнению программы обучения, эффективности интегрированного управления, качества рабочих и поставляемых продуктов, межгрупповой координации и общих обзоров.

18. Деятельность по разработке, улучшению СП, по управлению программными проектами и по разработке поставляемых ПИ, межгрупповой координации и проведению общих обзоров периодически обозревается, проверяется и оценивается ГП и администрацией.

Основные характеристики статуса СП четвертого уровня зрелости СММ

19. Количественное управление СП и управление качеством ПИ следуют документированным правилам, каждая ПГ составляет и выполняет план количественного управления проектным процессом, определяет количественные цели по улучшению качества ПИ, определяет и собирает необходимые для управления качеством данные. Метрики проектов ПИ и отдельных сотрудников собираются и анализируются для поддержки базовой версии СП, которая используется для определения трудоемкости новых проектов ПИ. Метрическая база данных защищена, и доступ к ним контролируется.

20. В ПГ и ГП распределены обязанности по количественному управлению СП и управлению качеством ПИ. Количественное управление СП и управление качеством ПИ обеспечены необходимым финансированием и ресурсами, сотрудники, выполняющие эту работу, должным образом обучены.

21. Существует метрическая программа организации, поддерживается сбор, хранение и анализ данных по производительности СП и качеству ПИ, имеются и используются средства автоматизации количественного управления СП и качества ПИ (средства сбора данных, СУБД, электронные таблицы, средства количественного анализа, анализаторы программного кода и охвата тестированием и т.п.).

22. На основе документированных процедур разработаны планы количественного управления СП и обеспечения качества ПИ, которые обозреваются и утверждаются ГП и администрацией, доводятся до сведения всех вовлеченных групп. Эти планы отслеживаются и являются основой деятельности ПГ по количественному управлению СП и управлению качеством ПИ.

23. Цели по управлению СП и качеством ПИ определены, отслеживаются и проверяются на протяжении всего ЖЦ. Готовятся и распространяются отчеты о деятельности по количественному управлению СП и управлению качеством ПИ. По мере развития ЖЦ показатели по производительности СП и качеству ПИ оцениваются и сравниваются с целями.

24. Базовая версия СП определена и отслеживается на основе документированной процедуры, проектный процесс анализируется и находится под количественным управлением на основе документированной процедуры.

25. Для определения состояния деятельности по количественному управлению СП, управлению качеством ПИ собираются, анализируются и используются метрики.

26. Деятельность по количественному управлению СП, управлению качеством ПИ регулярно проверяется руководителем проекта, ГП и администрацией (проверке подвергаются соблюдение планов управления, документированных процедур, правильность сбора и анализа данных, достижение установленных целей по количественному управлению СП и управлению качеством ПИ).

Основные характеристики статуса СП пятого уровня зрелости СММ

27. Действия по предотвращению дефектов, управлению улучшением стандартного и проектных процессов, обновлению технологий планируются, они следуют документированным правилам; организация в целом и каждая ПГ составляют и выполняют соответствующие согласованные планы.

28. Определены метрики и достижимые цели по качеству продуктов, производительности и сокращению ЖЦ ПИ. В организации выделены необходимые ресурсы для проведения технических и организационных мероприятий по предотвращению дефектов, управлению улучшением СП, управлению введением новых технологий.

29. Результаты деятельности отдельных сотрудников, ПГ и организации в целом по предотвращению дефектов, управлению обновлением технологий и улучшению СП подвергаются формальным и неформальным обзорам на всех уровнях управления с целью повышения эффективности этой деятельности.

30. В организации существует группа (в ИДУ -это ГП), координирующая деятельность по предотвращению дефектов, обновлению технологий и улучшению СП; в каждой проектной группе имеется сотрудник, ответственный за указанную деятельность, который может входить или привлекаться по необходимости в координирующую группу. Координирующая группа обеспечена необходимыми ресурсами и финансированием. В распоряжении группы инструментальные средства, требуемые для выполнения мероприятий по предотвращению дефектов, обновлению технологий, улучшению стандартного и проектных процессов, доступны все имеющиеся в организации данные по СП и программным продуктам для проведения анализа с целью обеспечения эффективности выполняемых мероприятий.

31. Руководство организации, члены всех ПГ и группы, координирующей деятельность по предотвращению дефектов, обновлению технологии и улучшению процессов прошли необходимое обучение.

32. На основе документированных процедур разработаны планы и распределена ответственность по предотвращению дефектов, обновлению технологий и улучшению стандартного и проектных процессов. Эти планы проходят обзоры, утверждаются, управляются и контролируются в установленном порядке, все действия и мероприятия осуществляются в соответствии с планами.

33. Координирующая группа работает со всеми проектными группами, систематически анализирует СП и проектные процессы с целью выявления областей, требующих улучшения каких-либо показателей СП, обновления технологий, мероприятий по предотвращению дефектов.

34. Во всех ПГ проводятся семинары с причинно-следственным анализом. Предложенные мероприятия и действия по предотвращению дефектов, обновлению технологий и улучшению СП утверждаются, обозреваются и документируются; устанавливаются приоритеты по осуществлению мероприятий и действий.

35. Определяется проектная группа (или группы) для проверки эффективности предложенных действий и мероприятий по предотвращению дефектов, обновлению технологий и улучшению СП. Полученные результаты собираются, документируются и анализируются в соответствии с документированной процедурой, положительный результат распространяется на всю организацию. Вносятся документированные, согласованные и утвержденные улучшения в СП, обновленные версии стандартного и проектных процессов поддерживаются в установленном порядке.

36. Для определения состояния результатов мероприятий и деятельности по предотвращению дефектов, введения новых технологий и улучшения стандартного и проектных процессов собираются, анализируются и используются метрики.

37. Деятельность по предотвращению дефектов, обновлению технологий, улучшению стандартного и проектных процессов регулярно проверяется руководством всех уровней и ГП (проверке подвергаются соблюдение утвержденных планов, документированных процедур, правильность сбора и анализа метрик, сроки достижения установленных целей по предотвращению дефектов, эффективность внедрения новых технологий и использования обновленных версий процессов).

Шкала баллов для оценки статуса СП

Слабо (2 балла)

Соблюдены некоторые общие правила и созданы некоторые необходимые условия, начинают выполняться действия по соблюдению установленного организационного порядка, измерения и метрический анализ не производятся. Средне (4 балла)

Соблюдены почти все общие правила и необходимые условия, выполняются почти все деятельности по соблюдению организационного порядка, который еще слабо документирован, начинают производиться

Достаточная оценка (цель)

Уровень2

Ъбг/ ' // ••'а'1"""

/ / г,- Гг —

.л/ *' А.

/ / / •

Уровень 3 Уровень 4 Уровень 5

График изменений статуса стандартного процесса АОЗТ ИДУ, _полученный в результате самооценивания_

8,00

7,00

6

5,00

4,00

3,00

2,00

1,00

0,00

измерения и метрический анализ, наблюдается некоторое улучшение процесса управления проектом.

Удовлетворительно (6 баллов)

Организационный порядок полностью документирован (имеется книга СП), соблюдаются и выполняются почти все обязательные деятельности в ключевых областях процесса, производятся измерения, метрический анализ и оценка хода выполнения проектов, по результатам внедрения СП имеются положительные результаты.

Хорошо (8 баллов)

Имеются явные признаки успеха предпринимаемых действий, предписанных книгой СП, налицо множество положительных результатов по улучшению управления проектом ПИ, по улучшению качества ПИ, выполняются все требования СП и принятых стандартов.

Отлично (10 баллов)

Имеется существенный прогресс (повышены производительность и качество, снижена стоимость, сокращена длительность ЖЦ ПИ), все поставленные цели достигнуты, имеется задел на будущее. Увеличена точность прогнозирования оценок основных характеристик новых проектов ПИ.

Методика самооценивания

Для получения статуса СП в каждой ПГ производится самооценивание по шкале баллов всех перечисленных пунктов, определяющих статус СП по каждому уровню зрелости СММ в отдельности (каждому пункту присваивается одно значение из 2, 4, 6, 8, 10). Полученные таким образом баллы суммируются и усредняются по количеству пунктов для каждого уровня зрелости в отдельности. После усреднения баллов выводится оценка статуса проектного процесса по уровням зрелости СММ.

Оценка статуса СП по уровням зрелости СММ получается путем усреднения статусов соответствующих уровней всех проектных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

График изменений оценок статуса СП организации ИДУ с начала 1995 г. по октябрь 1997 г., полученный с использованием паспорта процесса, представлен на рисунке.

Как видно из рисунка, на графиках статуса СП наблюдается, начиная с марта 1995 г., резкий подъем статуса второго уровня СП. Примерно в то же время наблюдается интенсивное увеличение значений самооценки статуса третьего уровня СП.

Это объясняется тем, что в этот период в ИДУ активно внедрялись новые технологии для автоматизации выполнения работ по проектам ПИ. Была введена в эксплуатацию локальная вычислительная сеть, объединившая все автоматизированные места в проектных группах и в администрации. Началось постоянное использование многих стандартных инструментальных средств, позволивших автоматизировать процессы планирования, сбор и анализ метрик, отслеживания прогресса в проектах ПИ и т.п.

С мая 1995 г. в ИДУ началось самооценивание статуса четвертого уровня СП. Выполнение требований ключевых областей четвертого уровня зрелости СММ (параметрическое управление СП и управление качеством ПИ) позволило создать в организации условия для активного и систематического улучшения статуса второго и третьего уровней СП и СП в целом, что в свою очередь обеспечило ИДУ в ноябре 1995 г. успешное внешнее оценивание авторитетной комиссией на соответствие третьему уровню зрелости.

С марта 1996 г. в ИДУ добавилось самооценивание статуса пятого уровня СП. Дальнейшее наблюдение графиков изменения статуса СП организации ИДУ показывает, что рост значений самооценки замедлился и практически остановился (зашел в область насыщения). Это свидетельствует о том, что сказывается человеческий фактор и что необходим качественный скачок в области автоматизации деятельности по управлению и улучшению СП.

Опыт ИДУ показывает, что без внедрения эффективных средств автоматизации планирования, сбора и анализа метрик, автоматической генерации отчетов о ходе выполнения проектов (автоматических средств отслеживания хода выполнения проектов ПИ), управления проектом и качеством ПИ невозможно осуществить требуемый качественный скачок во внедрении методологии СММ в повседневную деятельность организации. Поэтому в ИДУ разработана и передана в опытную эксплуатацию в середине 1998 г. специализированная система-советчик руководителя проекта, обеспечивающая автоматизацию деятельности руководителя проекта ПИ по управлению проектом ПИ.

В заключение отметим, что определение ГП достигнутой величины оценки уровня зрелости по результатам самооценивания, проводимого в каждой ПГ с использованием паспорта СП, явилось удобным, наглядным и, как показала практика, эффективным средством отслеживания хода понимания, освоения и выполнения требований СП всеми сотрудниками ИДУ. По результатам самооценивания ГП имела возможность своевременно определять и ставить новые задачи по улучшению СП, включая отказ от обнаруженных неудачных свойств СП.

ГП, определяя набор основных характеристик статуса СП по уровням зрелости для паспорта СП,

руководствовалась принципом разумной достаточности и исходила из обеспечения возможности упрощенного самооценивания по сравнению с оцениванием внешней комиссией. При этом в ГП не ставилась задача доказательства полноты и достаточности набора характеристик статуса СП, включенного в его паспорт. Успешное завершение оценивания ИДУ на достижение третьего уровня зрелости внешней авторитетной комиссией в ноябре 1995 г. подтвердило разумность такого подхода к определению способа отслеживания хода внедрения СП в повседневную работу по выполнению проектов ПИ в ИДУ.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФИГУРАЦИЕЙ В ПРОЕКТЕ ПРОГРАММНЫХ ИЗДЕЛИЙ

С.Н. Баранов, А.Н. Домарацкий, Н.К. Ласточкин

Современные программные изделия (ПИ) представляют собой очень сложные программные системы, для которых только одно составление однозначных и хорошо понятных требований заказчика является трудной задачей. Поэтому важное значение при проведении проектов ПИ имеет набор средств и процедур, обеспечивающих однозначную классификацию компонентов ПИ, однозначное определение конфигурации будущего ПИ, контроль за принятой конфигурацией и ее изменениями. При этом предполагается необходимость в постоянной отчетности о состоянии конфигурации создаваемого ПИ.

Набор таких средств и процедур принято называть системой управления конфигурацией (системой конфигурационного управления (КУ)). Чтобы извлечь максимум пользы из имеющихся в мировой практике [1-3] методологии и методов ее построения, требуется приспособить их к конкретным условиям, то есть в каждой организации, выпускающей качественные ПИ и стремящейся избежать неисчислимые ошибки при их разработке и сопровождении, должна быть создана своя система КУ.

Содержание деятельности по управлению конфигурацией показано на рисунке 1.

Рассмотрим сначала функцию идентификации конфигурации. Для точной идентификации конфигурации ПИ необходимо ввести процедуру классификации выпускаемых продуктов и идентификационного контроля (контроля за соблюдением правил именования файлов и присвоения идентификаторов компонентам ПИ).

В ИДУ в эту процедуру были введены такие понятия, как

программное изделие, версия и сборка ПИ, отражающие специфику работы именно ИДУ. В соответствии с принятой процедурой разные ПИ предназначены для получения различных возможностей, разные версии одного ПИ обеспечивают различные свойства при равных возможностях, а разные сборки одной версии ПИ обеспечивают различную степень корректности выполнения требований заказчика.

При организации идентификационного контроля следует исходить из необходимости обеспечения возможности однозначного определения уникального идентификатора каждого компонента ПИ и из того, что идентификаторы должны служить еще и для управления базой данных компонентов ПИ.

На практике оправдала себя иерархическая структура идентификаторов [1]. Определение идентификаторов компонентов ПИ в этом случае осуще-

Отчет о состоянии конфигурации ПИ

К1 К2

Версия А

Недостатки

Улучшения ^ -►

Запрос

на изменения^ Ид ентификацга

конфигурации

Идентификация изменений

В архив

Подготовка изменений

Оценивание

1

Управление конфигурацией

Совет по управлению

конфигурацией

_Да_

Разрешение

на изменение

_±_

Верс

Версия Б

Рис. 2. Укрупненная структура системы КУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.