Научная статья на тему 'Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза'

Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА / ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME OF A HIGHER SCHOOL / LOG OF COMPETENCE / PROGRAMME OF COMPETENCE FORMATION / RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна

Обосновывается необходимость разработки по основным образовательным программам вуза паспорта и программы формирования компетенции у студентов; предлагается их примерная структура и раскрывается содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the necessity of development of the basic educational programmes of a higher school, the log and the programmes of students competence formation; suggested the structure and revealed the contents of the log and the programmes of students competence formation.

Текст научной работы на тему «Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза»

Таким образом, формирование профессиональной коммуникативной компетентности менеджеров в практике целевого обучения будет эффективно, если субъекты образовательной деятельности осознают данный феномен как целостную и универсальную личностную характеристику, стержневое значение в которой имеют направленность и позиция личности по отношению к культуре общества, культуре языка и профессиональной речевой деятельности в целом. В социально-педагогическом плане формирование коммуникативной компетентности есть процесс и результат профессионального образования. В организационно-педагогическом аспекте проектирование образовательного процесса целесообразно осуществлять на основе системнодеятельностного, компетентностного и студен-тоцентрированного подходов, с применением методик и технологий эвристического и проблемного обучения.

Литература

1. Голованова Е.И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный

подход // Изв. Урал. гос. ун-та. 2004. № 33. С. 18-25.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение. Л. : Изд-во ЛГУ, 1985.

3. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М. : Флинта : Наука, 2010.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. : Феникс, 2001.

5. Информационный портал Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. URL : http:// pprog.ru.

6. Информационный портал Института современных технологий и экономики. URL : http://www. kuban-istek.ru/index.php/obrazovanie/dopolnitelnoe-obrazovanie/prezidentskaya-programma.html.

Formation of professional communicative competence in the experience of manager teaching

There is suggested the author’s understanding ofprofessional communicative competence; defined the essence and contents of its main components: substantiated the necessity of its formation in the course of teaching manager as the main component of the strategy of personal and professional establishment of an individual.

Key words: professionalization, professional communication, communicative competence, methodological approach, principles of education.

м.ю. чандра

(Волгоград)

ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Обосновывается необходимость разработки по основным образовательным программам вуза паспорта и программы формирования компетенции у студентов; предлагается их примерная структура и раскрывается содержание.

Ключевые слова: основная образовательная программа вуза, паспорт компетенции, программа формирования компетенции, результаты образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) наблюдается смещение акцента требований с содержания образования (входные данные, выраженные в дидактических единицах) на его результаты (выходные данные, выраженные в форме компетенций). При этом новое поколение стандартов устанавливает общий рамочный характер результатов образования. Вузам предоставляется реальная возможность конкретизации и дополнения базового состава компетенций основной образовательной программы (ооП) с учетом актуальных потребностей регионального рынка труда, миссии вуза, специфики научных школ, его образовательных и культурных традиций. Вузы также свободны в выборе содержания и условий формирования компетенций ООП: в определении дисциплин/ модулей, образовательных технологий, оценочных средств и др.

В связи с этим при проектировании ООП вуза необходимо достичь однозначного понимания всеми заинтересованными сторонами (государство, работодатели, абитуриенты, студенты, преподаватели и др.), какие результаты образования должен продемонстрировать выпускник вуза, чтобы подтвердить сформиро-ванность у него компетенций заданного уровня, а также каким образом это будет достигаться. Для представления максимально полного, комплексного описания результатов образования в форме компетенций, определения альтернативных способов их формирования и средств контроля над уровнем их сформированности у

© Чандра М.Ю., 2012

студентов возникает потребность в разработке на вузовском уровне паспорта и программы формирования компетенции. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы о том, какими должны быть структура и содержание паспорта и программы формирования компетенции у студентов при освоении ООП.

В первую очередь рассмотрим понятия «паспорт компетенции» и «программа формирования компетенции», а также определим их назначение в общей структуре ООП вуза. Паспорт компетенции определяется учеными (Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева и др.) как «обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения ООП» [1, с. 6]. Под программой формирования компетенции понимается обоснованная совокупность содержания образования и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня [2]. Таким образом, программа формирования компетенции конкретизирует содержание паспорта в трех взаимосвязанных аспектах: результаты образования - образовательные технологии - оценочные средства.

В общей структуре (макете) ООП вуза паспорт компетенции и программа ее формирования представляют собой единый документ, содержащий в соответствии с названием две составные части (паспорт и программу) и разрабатываемый на каждую компетенцию ООП в отдельности. Его преимущества заключаются в следующем. Академическому сообществу вуза разработка паспорта и программы формирования компетенции позволяет:

- систематизировать информацию о значимости конкретной компетенции для выпускника ООП вуза;

- сформировать состав учебных дисциплин, курсов по выбору и практик;

- определить структурно-логическую последовательность изучения дисциплин в процессе реализации ООП;

- разработать согласованные учебные программы дисциплин;

- определить образовательные технологии, позволяющие формировать конкретную компетенцию;

- выявить уровни сформированности компетенции у студентов;

- определить оценочные средства и формы контроля сформированности компетенции у студентов;

- четко распределить ответственность и полномочия между кафедрами, осознать личный вклад каждого преподавателя в формирование конкретной компетенции.

Для студентов вуза паспорт и программа формирования компетенции могут служить путеводителем по планированию индивидуальной траектории освоения компетенции, инструментом оценки уровня ее сформированно-сти на различных этапах обучения в вузе. Для вуза в целом паспорт и программа формирования компетенции выступают гарантом выполнения требований внешних заинтересованных сторон (государство, работодатели, абитуриенты и их родители) к качеству проектирования, реализации и результатам ООП в вузе.

Вопрос о структуре и содержании паспорта и программы формирования компетенции у студентов в настоящее время остается открытым. Ученые исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы по этому вопросу отмечают следующее: «Разработчики ООП в вузах свободны в выборе конкретной структуры такого документа. Важно только, чтобы в нем были ответы на следующие вопросы:

- каковы содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника;

- как (при помощи какого содержания, образовательных технологий и др.) можно сформировать ее в условиях вуза;

- как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сфор-мированности конкретной компетенции у студентов вуза» [3, с. 22].

С учетом данных требований мы предлагаем следующую структуру паспорта и программы формирования компетенции у студентов.

1-й раздел - «Паспорт компетенции»

1.1. Основные характеристики компетенции.

1.2. Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника по завершении освоения ООП по направлению подготовки.

1.3. Структура компетенции.

1.4. Уровни сформированности компетенции.

2-й раздел - «Программа формирования компетенции»

2.1. Содержание образования, необходимое для формирования компетенции.

2.2. Образовательные технологии формирования компетенции.

2.3. Календарный график формирования компетенции.

2.4. Матрица оценки сформированности компетенции у студентов.

Рассмотрим содержание каждого подраздела паспорта и программы формирования компетенции у студентов. В ФГОС ВПО компетенции сформулированы широко, что требует на вузовском уровне их уточнения с учетом конкретного профиля, актуальных потребностей регионального рынка труда, специфики научных школ вуза и др. Данным обстоятельством обусловлено введение подраздела 1.1. «Основные характеристики компетенции», в котором важно указать не только наименование формируемой у студентов компетенции, но и ее определение. В качестве примера представим, как это может выглядеть в документе: «Под компетенцией ОК-07 “Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе” понимается готовность выпускника к конструктивному диалогу, общению с коллегами, способность соотносить личные и коллективные ценности/интересы, проявлять инициативу в коллективной работе, выполнять определенные роли и нести ответственность за общий результат».

В подразделе 1.2. «Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника по завершении освоения ООП по направлению подготовки» характеризуется взаимосвязь данной компетенции с другими значимыми компетенциями ООП. Установление связей между компетенциями позволяет в дальнейшем оптимизировать междисциплинарные связи.

В том случае, если определенная компетенция добавлена вузом самостоятельно, целесообразно представить в данном подразделе оценку значимости компетенции по результатам мониторинговых обследований работодателей, профессорско-преподавательского состава или выпускников вуза. Понимание значимости компетенции позволяет при проектировании ООП вуза рационально распределить ресурсы. Приведем пример описания профессиональной компетенции, добавленной вузом самостоятельно: «ПКВ-1 “Способен демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания” включена в компетентностную модель выпускника на основе результатов проведенного мониторингового обследования, посвященного выявлению актуального состава компетенций, с привлечением мнений работодателей, академического сообщества вуза и наиболее успешных выпускников прошлых лет. Анализ результатов мониторинга показал, что большая часть респондентов (85%) считает данную компетенцию значимой для выпускника ООП “Педагогическое образование” по профилю “Ма-

тематическое образование”. Компетенция ПКВ-1 обусловлена профилем “Математическое образование” и необходима для формирования других профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО. В частности, она способствует формированию компетенции ПК-1 “Способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях”, которая является базовой профессиональной компетенцией по данному направлению».

Содержание подраздела 1.3. «Структура компетенции» позволяет достичь однозначного понимания того, какие именно демонстрируемые студентом действия являются свидетельством проявления у него уровня сформи-рованности конкретной компетенции. Для этого необходимо определить результаты освоения студентом компетенции, сформулированные в терминах знать, уметь и владеть.

В том случае, если в ФГОС ВПО и, соответственно, в ООП конкретная компетенция имеет «сложную» структуру, т.е. состоит из нескольких действий (например, «умеет работать в команде, руководить людьми и подчиняться»), необходимо разделить такую компетенцию на части. Для каждой выделенной части определяются свои результаты обучения, выраженные в терминах знать, уметь, владеть. Такое системное описание компетенции позволяет более четко охарактеризовать уровни сформированности компетенции, осуществить подбор адекватных образовательных технологий и методов оценки сформированности компетенции у студентов, а также закрепить дисциплины, имеющие отношение к формированию каждой отдельной части компетенции, распределить ответственность между кафедрами и преподавателями.

Если в ФГОС ВПО ( и в ООП) конкретная компетенция сформулирована четко и не требует дальнейшей трансформации (деления на составные части), достаточно осуществить ее декомпозицию в терминах знать, уметь, владеть в сочетании с конкретными видами действия, которые должен продемонстрировать студент после освоения компетенции: «знать основные понятия..., принципы..., методы.... критерии и др.», «уметь прогнозировать..., диагностировать..., моделировать., контролировать. и др.», «владеть опытом..., способностью..., технологией..., методикой... и др.».

В подразделе 1.4. «Уровни сформирован-ности компетенции» представляется важным дать описание признаков как минимум двух уровней сформированности компетенции:

- порогового уровня, являющегося обязательным по отношению ко всем студентам к моменту завершения ими обучения по ООП и предполагающего отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»;

- повышенного уровня, который превосходит пороговый по одному или нескольким существенным признакам и предполагает, что сформированная у студента компетенция позволяет ему креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний, умений и навыков для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки.

Для описания признаков уровней используется таксономия целевых результатов обучения - знает, умеет, владеет.

В подразделе 2.1. «Содержание образования, необходимое для формирования компетенции» приводится перечень учебных дисциплин, курсов по выбору и практик, необходимых для формирования данной компетенции. В подразделе 2.2. «Образовательные технологии формирования компетенции» по всем учебным дисциплинам, курсам по выбору и практикам, участвующим в формировании заданной компетенции, определяются образовательные технологии, применение которых обеспечивает формирование у студента соответствующих знаний, умений, опыта и компетенции в целом. При выборе образовательных технологий следует учитывать, что реализация компетентностно-ориентированных ООП предполагает широкое использование в учебном процессе современных интерактивных форм обучения. Согласно требованиям ФГОС ВПО, доля занятий в интерактивной форме должна составлять не менее 20% для бакалавриата и специалитета, не менее 40% - для магистратуры.

В подразделе 2.3. «Календарный график формирования компетенции» определяется наиболее предпочтительная траектория формирования компетенции в рамках конкретной ООП с указанием перечня учебных дисциплин, курсов по выбору и практик, участвующих в формировании компетенции, а также последовательности их освоения по курсам и семестрам.

В подразделе 2.4. «Матрица оценки сфор-мированности компетенции» необходимо:

- закрепить содержание учебных дисциплин, курсов по выбору и практик за формированием у студентов компетенции (в терминах знать, уметь, владеть);

- определить, на каких этапах контроля (текущий контроль, промежуточная и итоговая государственная аттестация) будет проверяться сформированность у студентов указанных знаний, умений, владений и уровня приобретенной компетенции в целом;

- определить оценочные средства, с помощью которых студент сможет продемонстрировать сформированность у него знаний, умений, владений и уровня приобретенной компетенции в целом.

Форма матрицы оценки сформированно-сти компетенции у студентов представлена в таблице.

Наименование учебных дисциплин, курсов по выбору и практик, участвующих в формировании компетенции Знания, умения и навыки, формируемые в рамках освоения учебных дисциплин, курсов по выбору и практик Формы контроля: Т - текущий контроль П - промежуточная аттестация ИГА -итоговая аттестация Оценочные средства

Т

Знать П

ИГА

Т

Уметь П

ИГА

Т

Владеть П

ИГА

Т

Знать П

ИГА

Т

Уметь П

ИГА

Т

Владеть П

ИГА

В заключение отметим, что разработка паспорта и программы формирования компетенции как основного структурного элемента ООП нового поколения, формируемого на стыке разных наук, требует организации коллективной работы. В ней должны принять участие не только преподаватели различных кафедр вуза, предположительно задействован-

ные в формировании компетенции, но и работодатели, заинтересованные в выпускниках конкретной ООП, а также студенты, обучающиеся по соответствующему направлению и уровню подготовки.

Не менее важным является и актуализация разработанного паспорта и программы формирования компетенции. Его систематическое обновление обеспечит гибкое реагирование содержания ООП на потребности внешних (государство, региональный рынок труда, абитуриенты, выпускники) и внутренних (студенты, преподаватели и сотрудники университета) заинтересованных сторон, учет новых достижений науки и образовательной практики.

литература

1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: метод. реком. для организаторов проектных работ и проф.-преп. кол. вузов. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2010.

2. Кузнецова Е.М., Михалева Л.В. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса // Язык и культура: науч. журн. Том. гос. ун-та. 2011. № 3 (15). С. 115-124.

3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: метод. реком. для рук. и актива учеб.-метод. объединений вузов / науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2009.

Log and programme of higher school students’ competence formation

There is substantiated the necessity of development of the basic educational programmes of a higher school, the log and the programmes of students’ competence formation; suggested the structure and revealed the contents of the log and the programmes of students’ competence formation.

Key words: basic educational programme of a higher school, log of competence, programme of competence formation, results of education.

В.М. РОСТОВЦЕВА (Томск)

педагогическое сопровождение развития преподавательских кадров инновационного университета: концептуальный аспект

Применительно к контексту диверсификации образования на материале современных научных исследований проводится анализ отдельных концептуальных положений по использованию педагогического сопровождения развития преподавательских кадров инновационного университета.

Ключевые слова: теория сопровождения, педагогическое сопровождение, инновационный университет, кадровый ресурс, преподавательский кадровый потенциал.

Вопросы формирования, становления, развития педагогических кадров всегда привлекали внимание ученых широкого комплекса гуманитарных наук. В настоящее время разработаны теоретико-методологические основы современных концепций воспроизводства педагогических кадров, философско-концептуальные, социокультурные, психолого-педагогические, историко-педагогические аспекты совершенствования постдипломной подготовки педагогов. За последние полтора десятилетия появилось почти 200 научных исследований, посвященных этой теме. В большинстве работ данные вопросы поднимаются применительно к подготовке будущих учителей и повышению квалификации педагогов системы общего среднего образования: рассматривается их готовность реализации какого-либо подхода к обучению, использованию передовых педагогических технологий, к воспитанию обучающихся средствами конкретного предмета. Современный преподаватель должен быть открыт инновациям образовательной сферы и профессионально готов принять их.

Большая группа диссертационных исследований связана с проблематикой видов готовности и путями формирования в педагогическом вузе профессиональной готовности будущих учителей на материале разных предметных областей (Г.Н. Тынник, 2008; Т.М. Толкачева, 2009; М.В. Козуб, 2007; С.Л. Мищенко, 2003; И.Н. Смирнова, 2007; И.Н. Тарака-

© Ростовцева В.М., 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.