Научная статья на тему 'Пашинян: новый подход к карабахскому вопросу?'

Пашинян: новый подход к карабахскому вопросу? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
518
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Армения / Азербайджан / Нагорный Карабах / Никол Пашинян / перего-ворный процесс / Armenia / Azerbaijan / Nagorno Karabakh / Pashinyan / negotiations process

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анна Айвазян

В январе 2019 г. Никол Пашинян вступил в должность премьер-министра Армении. Этому событию предшествовали массовые протесты, начавшиеся в апреле 2018 г. Они были направлены против нахождения представителей Республиканской партии у вла-сти. Н. Пашинян стал лидером оппозиционного движения: его приход ознаменовал смену по-литической элиты, которая десять лет была доминирующей политической силой в стране. В статье анализируется позиция действующего премьер-министра Армении по решению на-горно-карабахского конфликта как одного из ключевых пунктов внешнеполитической пове-стки страны. Сделан вывод о том, что политика Пашиняна вряд ли приведёт к существен-ным сдвигам в переговорном процессе. Тем не менее, она может способствовать большей открытости дискуссии об Арцахе (Нагорном Карабахе) в армянском обществе, будучи од-ним из краеугольных камней внутриполитического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pashinyan: new approach to the Karabakh issue?

In January 2019 Nikol Pashinyan has become the prime-minister of Armenia. This was preceded by mass protests that started in April 2018 and were directed against the Republican Party of Armenia. Nikol Pashinyan was the leader of the opposition movement: his appearance as a political figure symbolises a change in the political elite that has been dominating political process for the last decade. The article analyses the position of Pashinyan on Nagorno-Karabakh conflict, being one of the key issues in the Armenian external policy. Conclusion is made that Pashinyan’s policy is unlikely to bring to substantial change in negotiations. Nevertheless, it could provoke a more open discussion on Artsakh (Nagorno Karabakh) in the Armenian society, being one of the key questions driving the inner political process.

Текст научной работы на тему «Пашинян: новый подход к карабахскому вопросу?»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3

УДК 327

Анна АЙВАЗЯН

ПАШИНЯН: НОВЫЙ ПОДХОД К КАРАБАХСКОМУ ВОПРОСУ?

Аннотация. В январе 2019 г. Никол Пашинян вступил в должность премьер-министра Армении. Этому событию предшествовали массовые протесты, начавшиеся в апреле 2018 г. Они были направлены против нахождения представителей Республиканской партии у власти. Н. Пашинян стал лидером оппозиционного движения: его приход ознаменовал смену политической элиты, которая десять лет была доминирующей политической силой в стране. В статье анализируется позиция действующего премьер-министра Армении по решению на-горно-карабахского конфликта как одного из ключевых пунктов внешнеполитической повестки страны. Сделан вывод о том, что политика Пашиняна вряд ли приведёт к существенным сдвигам в переговорном процессе. Тем не менее, она может способствовать большей открытости дискуссии об Арцахе (Нагорном Карабахе) в армянском обществе, будучи одним из краеугольных камней внутриполитического процесса.

Ключевые слова: Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Никол Пашинян, переговорный процесс.

За время пребывания в должности исполняющего премьер-министра и будучи избранным премьер-министром Армении, Никол Пашинян участвовал в нескольких встречах, касающихся нагорно-карабахского вопроса. Среди них: встреча Н. Пашиняна и президента Азербайджана И. Алиева 29 марта 2019 г. в Вене, состоявшаяся по инициативе минской группы ОБСЕ; встречи на полях саммитов СНГ в Душанбе и Санкт-Петербурге в сентябре и декабре 2018 г.; встреча в Давосе во время Всемирного экономического форума 22 января 2019 г. Все они сопровождались публичными выступлениями Пашиняна и разъяснениями собственной позиции по ключевому для армянского общества вопросу.

Таким образом, можно говорить об основных опорных точках внешнеполитического курса премьер-министра Армении как переговорщика с армянской стороны. Одна из них -выход из старой инерции переговорного процесса, что означает большую открытость и публичное освещение результатов переговоров; отход от риторики конкуренции и стремления выявить победившего на каждом очередном раунде встреч1. Ранее армянская сторона более склонялась к выводу о том, что вести диалог невозможно ввиду безальтернативной агрессивной позиции Азербайджана: его официальные представители открыто угрожали военной эскалацией. Пашинян более прагматичен: его призыв заключается в том, что нужна последовательная работа по созданию конкретной мирной платформы для решения проблемы. Он также заявляет о возможности смягчить позицию армянской стороны, но лишь в том случае, если на аналогичный шаг пойдут и азербайджанские партнеры. Этот подход вызвал критику Респуб-

© Айвазян Анна Степановна - научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320196468

1 Премьер-министр коснулся переговорного процесса вокруг регулирования нагорно-карабахского конфликта. 15.04.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2019/04/15/Nikol-Pashinyan-answered-iourna lists-questions/ (дата обращения: 23.04.2019).

ликанской партии Армении, ранее находившейся у власти. Так, в частности, Пашиняна обвиняют в излишней мягкости, готовности идти на диалог со стороной, заведомо не признающей независимость Нагорного Карабаха, а также в том, что он принимает требование азербайджанской стороны о сдаче территорий в обмен на мир1. Тем не менее, на данный момент ин-струментализация во внутриполитической борьбе карабахского вопроса малоэффективна: Республиканская партия окончательно потеряла вотум доверия избирателей, а новый лидер пользуется широкой поддержкой населения. На практике подход действующего премьер-министра Армении ориентирован на гарантию безопасности и сохранения статус-кво столь долго, сколько длятся переговоры. В таком случае диалог уже может восприниматься как результат, без перспективы решения конфликта в виде соглашений о передаче территорий или признания какого-либо статуса Нагорного Карабаха.

Пашинян настаивает на возвращении Арцаха (Нагорного Карабаха) за стол переговоров как главном условии решения конфликта. Эта повестка дня сформировалась в мае 2018 г. в ходе публичных слушаний в Национальном Собрании, на которых Пашинян выступал в качестве кандидата на пост премьер-министра. Выступив с таким аргументом, он столкнулся с обвинениями в уходе от ответственности за решение карабахского вопроса и изменении устоявшегося формата переговоров. Тем не менее, сам Пашинян в ходе пресс-конференции заявил о том, что тем самым он, наоборот, хотел бы вернуться к изначальным договорённостям. Премьер-министр ссылается на участие представителей Нагорного Карабаха в формировании Минской группы в 1992 г., а также на то, что стороны конфликта были указаны в Соглашении о прекращении огня 1994 г. Соглашение было подписано министром обороны Армении Саргсяном, министром обороны Азербайджана Мамедовым и командующим армии Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Бабаяном . Таким образом, по мнению премьер-министра Армении, НКР приняла участие в подписании официальных договоров, получив некоторую легитимизацию в качестве стороны конфликта и участника переговорного процесса.

Дебаты перед парламентскими выборами в Армении показали, что в армянском обществе нет консенсуса по поводу того, стоит ли рассматривать Арцах (Нагорный Карабах) в качестве части Армении или отдельного государства . Международные акторы, включая Европейский союз, как правило, формально придерживаются позиции территориальной целостности Азербайджана, включающего в себя и Нагорный Карабах. Сопредседатели минской группы ОБСЕ, предваряя встречу Пашиняна и Алиева 29 марта 2019 г., в своём совместном заявлении призвали стороны не менять формат переговоров без согласования друг с другом. В заявлении Степанакерт никаким образом не указан, а в качестве сторон диалога упоминаются лишь Баку и Ереван. Тем не менее, сопредседатели выразили мнение, что взгляды сторон, пострадавших в конфликте, должны быть приняты во внимание при обсуждении любого реше-

4

ния .

Формальное признание конфликтной территории в качестве одной из сторон переговоров всегда было спорным вопросом. На данный момент за этим предложением Пашиняна, по

1 Встречи Пашинян-Алиев не обслуживают наши интересы - Эдуард Шармазанов. 23.01.2019. URL: https:// www.avsor.am/ru/news/2019/01/23/%D0%AD%D0%B4%Dl%83%D0%B0%Dl%80%D0%B4-%D0%A8%D0%B0% pi%80%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/1516468 (дата обращения: 23.04.2019).

2 Вступительное слово премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна в ходе пресс-конференции. 19.03.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/interviews-and-press-conferences/item/2019/03/19/Nikol-PashinY an-Conference/ (дата обращения: 23.04.2019).

3 Айвазян А.С. Парламентские выборы 2018 года в Армении: перспективы блока «мой шаг». Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №6, 2018. С. 61-64.

4 Press Statement by the Co-Chairs of the OSCE Minsk Group. 09.03.2019. URL: https://www.osce.org/minsk-group/4 13813 (дата обращения: 23.04.2019).

всей видимости, стоит осознание того, что Арцах (Нагорный Карабах) в действительности имеет институционально развитую систему государственной власти, институт выборов, свою собственную политическую элиту. К последней премьер-министр Армении не принадлежит и себя с ней не ассоциирует, в отличие от прежних глав государства - Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна, которые сыграли ключевую роль в карабахском движении. В ходе политического лидерства Пашиняна предполагается пересмотр самих основ карабахского вопроса.

С этим также связано введение до того беспрецедентной практики совместных заседаний Советов безопасности Республики Армении и Республики Арцах (Нагорный Карабах). Рассуждая о легитимности процесса переговоров, Пашинян заявил, что т.к. народ Арцаха (Нагорного Карабаха) не участвовал в выборах премьер-министра Армении, он не может взять на себя полномочия представлять Арцах в качестве стороны конфликта. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев, публично заявляющий о том, что его кандидатуру поддерживает азербайджанская община Нагорного Карабаха, представляет как позицию Азербайджана, так и нынешних граждан Азербайджана, ранее проживавших на конфликтной территории. Иначе вопрос формального переговорщика со стороны Нагорного Карабаха формулируется как вопрос интересов армян Карабаха в переговорном процессе. В этом случае армяне Карабаха, даже зачастую имея армянское гражданство, тем не менее, рассматриваются как отдельная группа населения, чей голос должен быть услышан и может отличаться от мнения армян, проживающих непосредственно на территории Армении.

Пашинян, вступив в должность премьер-министра, также высказал мнение о том, что мадридские принципы необходимо пересматривать для того, чтобы согласовать множество существующих интерпретаций на государственном уровне в Армении и Азербайджане. Разночтениям, в частности, подвергается принцип о промежуточном статусе Нагорного Карабаха и его определении через законное выражение воли народа1. По словам премьер-министра Армении, для Азербайджана существует единственная интерпретация мадридских принципов. Она заключается в том, что Нагорный Карабах - часть Азербайджана. В соответствии с альтернативными трактовками, Карабах может быть независимым государством либо частью Армении, а также территорией с отдельным статусом. Пашинян заявил, что, как новый человек на переговорах, он хотел бы «понять кто прав, кто не прав»2. Тем не менее, азербайджанская сторона пока никак не выразила готовность пересмотреть сложившийся формат и понимание переговорного процесса.

Осенью 2018 г. в Национальном собрании Пашинян сделал заявление о том, что любое решение карабахской проблемы должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. Далее он заявил, что в подготовке азербайджанского общества к миру должны принимать участие не только власти Азербайджана, но и также Армении3. Премьер-министр Армении подчеркнул, что важно сформировать атмосферу мира, внедрять механизмы по снижению рисков, предупреждению инцидентов и укреплению взаимодоверия, что это было закреплено в рамках саммита в Душанбе, а ранее - в Вене и Санкт-Петербурге. Народ Азербайджана в меньшей степени фигурировал в выступлениях официальных лиц Армении; в этом отношении усиление контактов между людьми и прекращение информационного противо-

1 Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair countries. 10.07.2009. URL: https://www.osce.org/mg/51152 (дата обращения: 23.04.2019)

2 Вступительное слово премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна в ходе пресс-конференции. 19.03.2019. URL: http://www.primeminister.am/rU/interviews-and-press-conferences/item/2019/03/19/ Nikol-Pashiny an-Conference/ (дата обращения: 23.04.2019).

3 Под сопредседательством Никола Пашиняна и Бако Саакяна состоялось совместное заседание Советов безопасности Армении и Арцаха. 12.03.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2019/03/12/ Nikol-Pashinyan-meeting-Security-Council/ (дата обращения: 23.04.2019).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3

стояния - повестка «мягкой силы», которую ранее армянская сторона не акцентировала. В условиях закрытой границы она вряд ли может быть реализована, но важна как призыв к армянскому и азербайджанскому обществу минимизировать поляризацию конфликта.

Россия, как сопредседатель минской группы ОБСЕ, традиционно играла роль главного посредника в переговорах. Однако попытки взять на себя инициативу и предложить практическое решение конфликта провалились. Так, в 2011 г. в Казани Ильхам Алиев отказался подписать документ, согласованный в результате встреч, инициированных Дмитрием Медведевым. Россия, как и другие глобальные акторы, заинтересована в поддержке переговорного процесса, главную роль в котором играют сами стороны конфликта. Так, Сергей Ларов высказал убеждение в том, что договорённости сторон не останутся на бумаге. Заявление последовало после встречи министров иностранных дел РФ, Армении и Азербайджана о принятии мер по допуску родных к заключённым с обеих сторон1.

Выводы

Приход Пашиняна вряд ли существенно повлияет на решение конфликта: для этого его инициативы должна принять азербайджанская сторона, что пока не произошло. Альтернативой военным действиям остаётся продолжение переговоров с сохранением статус-кво. Тем не менее, действующий премьер-министр Армении принципиально отличается от прежней политической элиты. Он иначе выстраивает сам процесс формирования позиции Армении по карабахскому вопросу, в большей степени вовлекая в него общественность Армении и Арцаха (Нагорного Карабаха), что на данный момент ещё больше выявило отсутствие однозначного консенсуса в армянском обществе касательно подхода к карабахскому вопросу.

Список литературы

Айвазян А.С. Парламентские выборы 2018 года в Армении: перспективы блока «мой шаг». Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №6, 2018. С. 61-64.

Встречи Пашинян-Алиев не обслуживают наши интересы - Эдуард Шармазанов. 23.01. 2019. URL: https://www.aysor.am/ru/news/2019/01/23/% D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0% D 1%80%D0%B4%D0%A8%D0%B0%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD %D0%BE%D0%B2/1516468 (дата обращения: 23.04.2019).

Вступительное слово премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна в ходе пресс-конференции. 19.03.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/interviews-and-press-con ferences/item/2019/03/19/Nikol-Pashinyan-Conference/ (дата обращения: 23.04.2019).

Лавров прокомментировал ситуацию вокруг Карабаха. 17.04.2019. URL: https://ria.ru/2019 0417/1552768144.html (дата обращения: 23.04.2019).

Под сопредседательством Никола Пашиняна и Бако Саакяна состоялось совместное заседание Советов безопасности Армении и Арцаха. 12.03.2019. URL: http://www.primeminister. am/ru/press-release/item/2019/03/12/Nikol-Pashinyan-meeting-Security-Council/ (дата обращения: 23.04.2019).

Премьер-министр коснулся переговорного процесса вокруг регулирования нагорно-кара-бахского конфликта. 15.04.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2019/ 04/15/Nikol-Pashinyan-answered-journalists-questions/ (дата обращения: 23.04.2019).

1 Лавров прокомментировал ситуацию вокруг Карабаха. 17.04.2019. URL: https://ria.ru/20190417/1552768144. html (дата обращения: 23.04.2019).

References

Ajvazyan A.S. «Parlamentskie vybory 2018 goda v Armenii: perspektivy bloka "moj shag"», Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №6, 2018. Р. 61-64.

Lavrov prokommentiroval situaciyu vokrug Karabaha. 17.04.2019. URL: https://ria.ru/2019041 7/1552768144.html (дата обращения: 23.04.2019).

Pod sopredsedatel'stvom Nikola Pashinyana i Bako Saakyana sostoyalos' sovmestnoe zasedanie Sovetov bezopasnosti Armenii i Arcaha. 12.03.2019. URL:http://www.primeminister.am/ru/press-re lease/item/2019/03/12/Nikol-Pashinyan-meeting-Security-Council/ (дата обращения: 23.04.2019).

Prem'er-ministr kosnulsya peregovornogo processa vokrug regulirovaniya nagorno-karabahsko-go konflikta. 15.04.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2019/04/15/ Nikol-Pashinyan-answered-journalists-questions/ (дата обращения: 23.04.2019).

Press Statement by the Co-Chairs of the OSCE Minsk Group. 09.03.2019. URL: https://www. osce.org/minsk-group/413813 (дата обращения: 23.04.2019).

Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair countries. 10.07.2009. URL: https://www. osce.org/mg/51152 (дата обращения: 23.04.2019).

Vstrechi Pashinyan-Aliev ne obsluzhivayut nashi interesy - Eduard Shcharmazanov. 23.01. 2019. URL: %D0%B4%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0 %BD%D0%BE%D0%B2/1516468 (дата обращения: 23.04.2019).

Vstupitel'noe slovo prem'er-ministra Respubliki Armeniya Nikola Pashinyana v hode press-konferencii. 19.03.2019. URL: http://www.primeminister.am/ru/interviews-and-press-conferences/ item/2019/03/19/Nikol-Pashinyan-Conference/ (дата обращения: 23.04.2019).

Pashinyan: new approach to the Karabakh issue?

Author. Anna Ayvazyan, Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: anna.ayvazyan@gmail .com.

Abstract. In January 2019 Nikol Pashinyan has become the prime-minister of Armenia. This was preceded by mass protests that started in April 2018 and were directed against the Republican Party of Armenia. Nikol Pashinyan was the leader of the opposition movement: his appearance as a political figure symbolises a change in the political elite that has been dominating political process for the last decade. The article analyses the position of Pashinyan on Nagorno-Karabakh conflict, being one of the key issues in the Armenian external policy. Conclusion is made that Pashinyan's policy is unlikely to bring to substantial change in negotiations. Nevertheless, it could provoke a more open discussion on Artsakh (Nagorno Karabakh) in the Armenian society, being one of the key questions driving the inner political process.

Keywords: Armenia, Azerbaijan, Nagorno Karabakh, Pashinyan, negotiations process.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320196468

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.