Политическая социология
М.Ю. Милованова
ПАРТНЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается состояние политической системы в современной России накануне активного политического сезона 2011-2012 гг., затрагиваются вопросы теоретического обоснования деятельности общественных движений и практические примеры партнерства политических партий и общественных объединений, ресурс их взаимодействия для модернизации властных и общественных институтов.
Ключевые слова: модернизация, гражданское общество, политические партии, гражданские инициативы, мобилизация ресурсов, легитимность политической власти, выборы.
Модернизация в России невозможна без опоры на структуры гражданского общества, создающие социальную базу модернизации. В современных условиях эффективность решения общественных задач должна определяться не столько бюрократической иерархией или рыночно-государственным менеджментом, сколько совместными действиями государства и общества, политических структур с разнообразными группами интересов, представленных гражданскими инициативами. Наряду с государством в новую систему управления попадают бизнес-структуры, ассоциации гражданского общества, структуры местного самоуправления, международные организации. Возрастает роль гражданских инициатив, особенно в нестабильных обществах, создающих почву для возникновения массовых общественных и политических движений в будущем. Они преодолевают атомизированность и отчуждение современного общества через установление неформальных социальных связей и формируют новые практики - активного и
© Милованова М.Ю., 2012
непосредственного участия населения в локальной политике. А при кризисе властных отношений становятся питательной средой для появления новых лидеров, идей.
В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах одним из главных связующих звеньев между населением и властью, делят свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего общественными организациями и движениями. В России партийная система существует в условиях снижения конкурентности выборов, повышения уровня их предсказуемости и управляемости и как следствие отсутствия реальной многопартийнос-ти1. В рамках уходящего политического цикла активно проходили процессы «поглощения» действующими политическими игроками общественно-политических структур. Например, партия «Единая Россия» объединилась с «Российской объединенной промышленной партией» (РОПП), с Аграрной партией России - крупнейшим политическим представителем интересов сельскохозяйственных производителей страны. В партию «Справедливая Россия» вошли Народная партия Российской Федерации, Социалистическая единая партия России, «Развитие предпринимательства», Партия конституционных демократов (до выборов в декабре 2007 г.), Партия социальной справедливости, партия «Зеленые». Как правило, после «слияния» происходит дальнейшая перерегистрация партий в общественные движения и организации, а также стремление их лидеров сохранить сетевые структуры. Следует принимать в расчет и те факты, что в условиях господства «суверенной демократии» многие общественные силы, претендовавшие на регистрацию в качестве политических партий, так и не сумели отстоять свою субъектность и вынуждены довольствоваться статусом общественных организаций (Сельская Россия, Аграрии России, «ВОЛЯ», «Партия народной свободы», «За Россию без произвола и коррупции» и др.). В докладе Института современного развития «Обретение будущего» поставлен следующий социально-политический диагноз: «моноцентрический, вертикальный характер власти, глухота власти и забитость каналов общественного влияния»2, что стало серьезным вызовом накануне активного политического сезона - парламентской кампании в декабре 2011 г. и президентской в 2012 г. - как для партийной системы, так для правящей элиты.
Очевидно, что власти бюрократии может противостоять только гражданин, только гражданское общество. Однако современное общество - от глобального уровня до небольших социальных групп -переживает главный дефицит - дефицит «социального капитала» как способности людей ради реализации общей цели работать вместе в одном коллективе. Этого требует и пока еще «государственный»,
но не социальный заказ на модернизацию. Очевидно, что выиграет тот, кто не только способен к капитализации нефтедолларов, но и придаст новое значение безусловной ценности социального капитала в условиях глобальных трансформаций.
Выявление предпосылок и оснований для взаимодействия политических партий и общественных организаций и определение конкретных ответов на обозначенный вызов времени действующей политической системы в России требует предметного рассмотрения.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что модернизация есть необходимость с точки зрения изменений политической системы общества. Однако прежде чем анализировать возможности и перспективы политической модернизации попробуем ответить на вопрос: «Кто заинтересован в модернизации?» И в политике модернизации, и в модернизации политики. Вспомним классика немецкой философии Гегеля, который считал, что развитие есть тяжелая неблагодарная работа против самого себя, что означает по меньшей мере то, что всякая модернизация связана с ограничениями, а никак не с благами «манны небесной» рентного общества и сырьевой экономики. В целом общество в отношении модернизации настроено скорее негативно, чем позитивно. По оценкам ученых, сегодня не готовы к модернизации сырьевой бизнес, потребители (общество потребления), интеллектуальный класс, превратившийся в обслуживающий персонал бизнес-элит. Заинтересованными в модернизации является узкий слой инновационного бизнеса, политические деятели, выигрывающие от модернизационной риторики, инновационно ориентированный средний класс, часть интеллектуального класса3.
В условиях фактической бессубъектности политики, а значит, фактической бессубъектности российского социума в модернизации политики, политической системы общества заинтересован еще более «узкий круг революционеров». В силу выбранного подхода к модернизации как необходимости совершенствование политической системы невозможно без опоры на прогрессивно направленные интересы в обществе, продуцирование которых возможно в структурах гражданского общества и политических институтах, под которыми будем понимать общественные объединения и политические партии.
Среди современных подходов теоретико-методологического осмысления данной проблематики можно отметить социологические теории: теорию социального пространства П. Бурдье4, концепцию коммуникативного действия Ю. Хабермаса5, теорию структурации Э. Гидденса6, социологию постиндустриального общества А. Туре-
на7, концепцию социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана8. В качестве теоретических оснований взаимодействия и артикуляции интересов в связке «партия - общественные объединения» можно рассматривать теорию мобилизации ресурсов Н. Залд, Ч. Тилли. Из всех функций в данном взаимодействии востребованными оказываются прежде всего функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти9. Еще М. Вебер утверждал, что современное государство, основой которого является бюрократия, все же не может рассчитывать на развитие, если в нем нет политиков. Только политики, то есть те, кто борется за власть для реализации некоторых общественно значимых целей и не боится взять на себя ответственность, могут менять страны и мир10. П. Бурдье считал, что политическое действие возможно постольку, «...поскольку у агентов, включенных в социальный мир, есть знание об этом мире и поскольку можно воздействовать на социальный мир, воздействуя на их знание об этом мире»11. Высокий эвристический потенциал имеет теория политических сетей (policy network)12.
Политики-практики в поиске опоры на «живую энергию масс» подтверждают данные теоретические воззрения на примере того, что в начале мая текущего года на межрегиональной конференции политической партии «Единая Россия» в Волгограде Владимир Путин объявил о создании Общероссийского народного фронта, и последовавшее за этим проведение праймериз. В ОНФ, по словам премьер-министра, «могут войти любые заинтересованные общественные организации. Главное, по словам премьера, чтобы они занимались «конкретным живым делом». «Меня это радует, потому что действительно можно добиться той цели, которую перед собой ставил, изначально формулируя свое предложение. А именно: чтобы по каналам и используя инструменты "Единой России" появились новые люди со свежими идеями, востребованными для реализации в России сегодня и на ближайшую перспективу»13. А лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, выступая на V съезде партии в апреле 2011 г., сказал, что «вертикаль власти отстроена. Пришло время отстраивать горизонталь гражданского общества и свободы»14. О создании народного ополчения заявил и лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Учреждение Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, его кадровое усиление и расширение полномочий, понимание того, что «стратегия критического взаимодействия с государственной властью может оказаться более действенной, чем радикальная оп-
позиционная стратегия»15, когда «насилие как средство разрешения конфликтов исторически вытесняется модусом разумного взаимодействия граждан»16, также определяют условия для цивилизованного партнерского диалога общественных организаций с правящей партией и системной парламентской оппозицией.
При выявлении оснований взаимодействия и сотрудничества политических партий и общественных объединений наиболее очевидным является следующее. Наблюдается отчетливый кризис государственности и новое состояние государственно-общественных отношений. Исходя из теории политических сетей (policy network), в современную эпоху эффективное политическое управление не может быть основано на использовании старых принципов деятельности иерархических, бюрократических структур. Данные инновации поддерживает в своем радиоинтервью Зигмунд Бауман: «Старые политические структуры больше не работают, потому что власть и политика, в течение последних веков интимно сосуществовавшие друг с другом, разводятся. Между ними было полное соответствие и содействие - вся власть была внутри, а политические институты ее регулировали. Теперяшняя глобализация приводит к обратному результату. Власть испаряется, улетает в, как я его называю, экстерриториальное киберпространство, а политика при этом остается территориальной. Политика остается на месте, власть же идет своим путем»17.
В настоящее время политические партии, являющиеся связующим звеном между населением и властью, в соответствии с действующим законодательством сами выступают в роли общественных объединений. Налицо «родовая близость» этих общественных институтов, делающих ставку на сетевой принцип не только в самоорганизации, но и при выстраивании взаимодействия. Однако специфика политической партии состоит в том, что политическая деятельность имеет своим предметом стратегическое целеобра-зование общества. Цель - это самый сложный продукт, который создается политическим обществом. Интеллектуальные партии, являющиеся ключевым механизмом разработки научно обоснованных моделей желаемого будущего, а массовые политические партии - костяком структуры политического общества, обеспечивают стабильность государства. Содержательные политические партии дают шанс на разработку схем опережающего реагирования при глобальных мировых и национальных кризисах. Практическая работа политических партий по декларированию «Стратегии 2020», разработка народной программы, («Единая Россия»), нового социализма, социализма 3.0 (Справедливая Россия), социалистическая модернизация (КПРФ), капитализм для всех («Правое
дело») чаще пиаровски, нежели содержательно, подтверждают это предназначение.
Парламентская кампания в декабре 2011 г. прошла в условиях низкого политического участия и кризиса доверия к политическим институтам власти как таковым. Кризис доверия и легитимности политической власти на современном этапе развития российского общества обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов, с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности18. За 2010 г. доля опрошенных, сомневающихся в способности правительства в ближайший год улучшить положение дел в стране, выросла на 20%: в начале года доля таких ответов составляла примерно 40%, к концу года уже 50%19. При этом политическим партиям, выступающим ключевым институтом политического общества, требуется обращение к активным участникам гражданского общества в целом для расширения представленности общественных интересов и отстаивания их, продвижение в сферу принятия политических решений, опоры на гражданские инициативы. Актуализация данного аргумента становится еще более значимой, так как сложившаяся партийная система России развивается по пути уменьшения политических игроков с их недостаточным дистанцированием от официальной политики (эффект неотличимости). Если в 1995 г. в России было 111 политических партий, то 2011 г. - 7, из них лишь 4 парламентские. В то же время гражданское общество в лице общественных объединений отражает различные идейно-политические течения и подходы - от крайне левых до радикально-либеральных, довольно четко структурированных по таким основаниям, как профессиональная принадлежность, социальное положение, возраст и пол. По данным Общественной палаты РФ состояние НКО и НПО таково, что из 360 тыс. зарегистрированных общественных объединений лишь 38% действуют реально20. Современные исследования показывают также, что взаимодействие некоммерческого сектора и власти есть, а серьезного, значительного влияния нет21. Следовательно, для тех из них, которые реально действуют, одним из путей «продвижения» общественных интересов становится их канализация через политические партии. Авторское исследование, проведенное методом опроса лидеров региональных отделений партии «Справедливая Россия» из 31 субъекта России в 2010 г., показывает, что партийно-общественные институты взаимно действовали для поддержки гражданских инициатив по защите прав жи-
лищных и земельных дольщиков, за доступность детских садов, в защиту прав садоводческих и огороднических товариществ, сохранения культурно-архитектурного наследия (в частности, Москвы, Санкт-Петербурга), изменения пенсионного законодательства, против введения ЕГЭ, против коммерциализации бюджетной сферы. Связано это и с тем, что верховная власть актуализирует проблематику модернизации политической системы, которая базируется на принципе выборности с федерального до муниципального уровня. Происходит повышение роли партий в федеральном и региональном политическом процессах на фоне дальнейшей «партизации» действующей в России избирательной системы, вплоть до проведения выборов муниципального уровня по партийным спискам.
Мониторинг мнения общественных объединений, партнерски настроенных по отношению к партии «Справедливая Россия», в ходе региональных и муниципальных избирательных кампаний 2010-2011 гг. выявил большое количество актуальных предложений для рассмотрения и проработки в политической и законодательной практике. Общественники считают, что назрели вопросы принятия законов «О социальном заказе системе образования на нравственное, психическое, творческое и физическое развитие личности», «Урегулирования правовых взаимоотношений мелких землевладельцев и государства», «Об инновационной деятельности в РФ», «О стимулировании развития изобретательской и рационализаторской деятельности в РФ», «О молодежных ЖСК», «О развитии массового технического творчества в РФ». Необходимо изменить порядок организации публичных мероприятий профсоюзами. Гражданский сектор поддерживает труднопроходимые через горнило «большинства» инициативы - введение прогрессивного подоходного налога, законопроект о строительных сберегательных кассах. Общественники предлагают меры, которые усилят действие принципа разделения властей, например введение в Конституцию РФ положения о выборных должностях Прокурора РФ и Судьи РФ для обеспечения равновесия между ветвями власти. С точки зрения введения мер общественного контроля предлагается ввести выборную должность руководителя Службы общественного порядка в муниципалитетах.
Самую большую обеспокоенность вызывает устойчивая тенденция высокой зависимости общественных организаций от местных, региональных, властей и случаи административного давления. На это указала треть опрошенных руководителей общественных объединений. Это проявляется в использовании административного ресурса и давлении на руководителей общественных организаций со стороны областной и городской властей, со стороны чиновни-
ков различных уровней «Единой России», деление руководителей общественных организаций на «своих», которые используются в качестве инструмента «всенародной поддержки», и «других» -инакомыслящие. Происходит это чаще всего в силу того, что общественники по-прежнему остаются несамостоятельными, большинство опрошенных, или 64%, говорят о нехватке финансирования их текущей деятельности, 20% считают, что достаточно мало людей, готовых работать за идею.
Таким образом, деятельность политической партии и общественных организаций как постоянных участников социальной жизни и ведущих постоянную работу по реализации своих целей и задач вне зависимости от даты выборов, не исключает возможность «перетекания» общественных объединений в политические и наоборот. Непрерывное взаимодействие политических партий и общественных организаций также позволяет более точно чувствовать социальные настроения, более эффективно добиваться общественно значимых целей и задач, защищать интересы избирателей, демонстрируя постоянно свое присутствие на социально-политической арене, а значит, формировать социальную базу модернизации в современной России. Кроме того, исходя из формирующегося публичного дискурса22, реальная модернизация вряд ли состоится без конкурентной партийной системы и чередования во власти различных идеологических политических центров в лице политических партий, отражающих общественные интересы, достаточные для прогрессивного развития страны. Взаимодействие политических партий с общественными объединениями, гражданскими инициативными группами создает возможность для солидарных действий в целях предотвращения закрытости правящей элиты, налаживания каналов общественного влияния на сферу принятия политических решений.
Примечания
1 Михалёва Г.М.Российские партии в контексте трансформации. М., 2009. С. 32.
2 Доклад Института современного развития «Обретение будущего» [Электронный ресурс] // Институт современного развития. URL: http://www.insor-russia. ru/files/Finding_of_the_Future%20.FULL_.pdf (дата обращения: 20.08.2011).
3 Гаман-Голутвина О. Вам лексус или модернизацию? 26.01.11 [Электронный ресурс] // Университет МГИМО. Информационный портал. URL: http://www. mgimo.ru/news/experts/document179315.phtml (дата обращения: 18.07.2011)
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Сост., общ. ред., пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. 576 с.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем., под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. СПб.: Наука, 2000. 380 с. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005.
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с фр. Е.А. Самарской, ред. М.Н. Грецкий. М.: Научный мир, 1998. 205 с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений: Учеб. пособие. М.: РАГС, 2004. 242 с.
Вебер М. Политика как призвание и профессия [Электронный ресурс] // URL: http://www.kant.narod.ru/weber.htm (дата обращения: 09.12.2010). Бурдье П. Социология социального пространства [Электронный ресурс] // Scribd. URL: http://www.scribd.com/doc/47762944/ (дата обращения: 09.12.2010). Государственная политика и управление: Учебник: В 2 ч. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгу-нова. М.: РОССПЭН, 2006. [Электронный ресурс] // Библиотека политолога. URL: http://gpb22.narod.ru/smorgunov_1/chapter13.html (дата обращения: 02.04.2011).
Путин В.В. В ОНФ уже решили войти почти 150 организаций [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Планета». URL: http://www.iaplanet. com/molniya/8739-putin-v-onf-uzhe-reshili-voyti-pochti-150-organizaciy.html (дата обращения: 04.08.2011).
Из выступления председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова на V съезде политической партии Справедливая Россия [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический сайт «Гражданское общество - будущее России». URL: http://www.frgp.ru/news/2011-04-19-368 (дата обращения: 05.07.2011).
В Москве прошел круглый стол на тему «Гражданское общество и гражданская активность в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия». URL: http://www.spravedlivo.ru/smi/ anews/13198.php (дата обращения: 05.07.2011).
Юрген Хабермас о конфликтах, демократии и публичной сфере // Материалы Всерос. науч.-практ. стмпозиума с международным участием «Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России». М., 2011. С. 80.
Зигмунд Бауман: «Завтра будет стыдно за то, чем можно гордиться сегодня». Интервью с З. Бауманом. [Электронный ресурс] // Cesky rozhlas. URL: http:// www.radio.cz/ru/rubrika/razgovor/zigmund-bauman-zavtra-budet-stydno-za-to-chem-mozhno-gorditsya-segodnyа (дата обращения: 09.09.2011).
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 Баранов Н.А., Исаев Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 65.
19 Индекс социальных настроений от 24.12.2010 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/press/2010122404.html (дата обращения: 08.09.2011).
20 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010. С. 12.
21 «Третий сектор» России: оценка влиятельности. Аналитический отчет по результатам экспертного опроса [Электронный ресурс] // Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/ publication/4/080332.pdf (дата обращения: 07.08.2011).
22 Великая Н.М. Политическая модернизация в российском публичном дискурсе как отражение конфликтов групп интересов // Материалы Всерос. науч.-практ. симпозиума с международным участием «Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России». С. 153.