1.3. ПАРТНЕРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИЦИИ И
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СПЕЦИФИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Меньшикова Наталия Сергеевна. Должность: старший переводчик-методист. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. Подразделение: отдел международного сотрудничества. E-mail: [email protected]
Аннотация: Формирование партнерской модели взаимоотношений государства и институтов гражданского общества является одной из актуальных проблем современного государствоведения как в России, так и в зарубежных странах. Представляют интерес теоретические и практические аспекты проблемы определения сущности, признаков и принципов социального партнерства, которые в различных государственно-правовых системах находят различное проявление. В статье предпринята попытка охарактеризовать партнерство как вид социального взаимодействия. Осуществлен анализ смыслового наполнения термина «партнерство» в современной зарубежной науке. Охарактеризованы основные черты партнерской модели взаимодействия субъектов с акцентированием внимания на партнерство полиции и институтов гражданского общества. Сделаны выводы: об эффективности партнерской модели сотрудничества полиции и институтов гражданского общества в современной России; о закономерности участия общественности в реализации функций государства в сфере обеспечения безопасности в условиях современности; о значении доверия для осуществления эффективного партнерства. Перечислены основные составляющие механизма партнерского взаимодействия институтов государства и институтов гражданского общества в сфере реализации правоохранительной функции. Охарактеризован опыт различных стран, касающийся партнерского взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества, осмысление которого должно способствовать формированию эффективных форм партнерства полиции и институтов гражданского общества в современной России.
Ключевые слова: правоохранительная функция государства, полиция, гражданское общество, взаимодействие, сотрудничество, партнерство, партнерская модель сотрудничества.
THE PARTNERSHIP COOPERATION BETWEEN POLICE AND CIVIL SOCIETY: A SPECIFICITY OF IMPLEMENTATION IN THE MODERN CONDITIONS Menshikova Natalia Sergeevna. Position: senior interpretermethodist. Place of employment: Saint Petersburg University of MIA Russia. Department: International cooperation department. E-mail: [email protected]
Annotation: The formation of a partnership model of relations between the state and the institutions of civil society is one of the actual problems in the modern science of the state both in Russia and in foreign countries. It is represented the theoretical and practical aspects of the problem of the determination the nature, characteristics and principles of social partnership, which find different manifestations in various state-legal systems. The article attempts to
characterize partnership as a type of social interaction. The analysis of the semantic content of the term "partnership" in modern foreign science is carried out. The main features of the partnership model of interaction of the subjects with the focus on partnership between the police and the civil society institutions are described. The conclusions are about the effectiveness of the partnership model of cooperation between the police and the institutions of the civil society in modern Russia; about the regularities of public participation in the realization of state functions in the field of security in modern conditions; about the importance of trust for effective partnerships. It are listed the main components of the mechanism of partnership between state institutions and civil society institutions in the field of realization of the law enforcement function. It is described the experience of various countries about the partnership between the law enforcement agencies and the civil society institutions, the understanding of which should contribute to the formation of effective forms of partnership between the police and the civil society institutions in modern Russia.
Keywords: law enforcement function of the state, police, civil society, interaction, cooperation, partnership, partnership model of cooperation.
Вопросы взаимоотношений государства и общества в условиях современности приобретают особую актуальность прежде всего в связи со стремлением гражданского общества принимать участие в решении социально значимых вопросов в различных областях общественной жизни. Общество стремится к активному участию в деятельности государства, формируя уникальные формы сообществ для помощи и поддержки государственным структурам. Государство, учитывая позитивные результаты активного сотрудничества с отдельными гражданами и институтами гражданского общества в различных сферах жизнедеятельности, позволяет проникать обществу в механизм государственного управления и признает возможность партнерского сотрудничества с его институтами.
Несмотря на внимание исследователей различных специальностей к феномену «гражданское общество» и функционированию институтов гражданского общества в современной России, теоретико-правовые аспекты формирования партнерских отношений государственных органов и гражданского общества в современной России специальным предметом научного исследования до настоящего времени не становились.
Многоаспектная проблема взаимоотношений государства и гражданского общества нашла отражение в трудах исследователей различных научных специальностей: философов (А. И. Будов, С. А. Григорьева, Д. И. Папырин и др.), социологов (Н. А. Андреев, С. Г. Кирдина, В. Б. Коробов, А. А. Ловкова, О. В. Филимонов, Р. Р. Яковлев), политологов (К. А. Бейсенбин, И. Ю. Ханнанова), юристов (С. А. Абакумов, А. В. Гаври-лов, М. М. Курячая, А. Е. Мануйлов, Б. С. Модель, И. М. Модель, К. А. Струсь, Ф. В. Фетюков). На возможности сотрудничества общества и полиции, участие гражданского общества в реализации правоохранительной функции государства обратили внимание А. Н. Герасименко, В. В. Гриб, Н. А. Карпова, Е. В. Киричёк, П. А. Кунаков, Н. С. Лащёнов, Е. В. Лебедева, Н. С. Ниж-ник, В. В. Павловский, В. А. Половинкин, К. С. Сердо-бинцев, Ю. А. Случевская, С. В. Ханин, A. F. Brandstatter и L. A. Radelet, E. F. Dolan и M. Scariano, R. R. Roberg и др.
При этом, как показал историографический анализ вопросов, касающихся теоретико-правовых аспектов
СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
формирования партнерских отношений государственных органов и институтов гражданского общества, партнерство как модель сотрудничества государства и институтов гражданского общества в осуществлении правоохранительной функции государства развернутой характеристики не получило; потенциал партнерского взаимодействия институтов гражданского общества и государства в сфере реализации правоохранительной функции современным государством комплексной оценки не приобрел; проблемы взаимодействия полиции и гражданского общества в Российской Федерации, которые создают трудности в осуществлении сотрудничества, в должной мере не выявлены и не оценены [Меньшикова, 2019: 12].
Реальностью общественной жизни в России были различные модели взаимоотношений государства и общества. Идеи противопоставления государства и общества, поглощения государством гражданского общества или поглощения гражданским обществом государства утратили свою актуальность. Практика свидетельствует, что в центре современных общественных отношений находится сотрудничество государства и гражданского общества.
В условиях современности, являющейся новым этапом социального развития, государство и гражданское общество в целях максимально полного обеспечения частных и публичных интересов осуществляют тесное взаимодействие в разных направлениях в формах взаимного целенаправленного воздействия друг на друга в определенных пределах вмешательства, взаимной помощи, взаимоконтроля, взаимной ответственности и сотрудничества при реализации государственных функций. [Меньшикова, 2019: 20].
Взаимоотношения государства и институтов гражданского общества могут представлять собой разновидность социального партнерства, субъектами которого являются, с одной стороны, граждане, с другой -государство. Сущность партнерства и его отличительные характеристики являются предметом особого внимания обществоведов и государственных деятелей.
Какой смысл вкладывается в термин «партнерство» в современной науке? В зарубежной научной литературе отмечается, что партнерство подразумевает сотрудничество, взаимное доверие и взаимодействие между отдельными лицами и организациями, необходимое для достижения общей цели. В современном зарубежном обществоведении термин «партнерство» включен в активный словарь, хотя до настоящего времени не имеет единого определения и сохраняет множество интерпретаций. Зарубежные исследователи чаще всего рассматривают партнерство как форму организации либо как характеристику политических институтов [Меньшикова, 2017: 398].
Как образ сотрудничества, взаимного доверия и взаимодействия между людьми и организациями, необходимыми для достижения общей цели рассматривают партнерство R. W. McQuaid и D. Lewis, которые полагают, что партнерство связано с отношениями между двумя или более заинтересованными сторонами, объединяющими различные ресурсы с целью совместного достижения общих целей [Mcquaid, 2000: 10; Lewis, 2000: 253].
Зарубежные исследователи отмечают, что в современном мире партнерство получило распространение в сфере управления [DFID, 2006; Evans, 1997; Tendier, 1997; World Bank, 2005; Меньшикова, 2017: 400], а так-
же в формальных и политических институтах [DFID, 2006; Evans, 1997; Tendier, 1997; World bank, 2005]. Такой вид сотрудничества чаще всего формируется в соответствии с основными направлениями деятельности правительства [World Bank, 2005]: формирование и реализация идей партнерства во многом зависит от правовых предписаний действующего законодательства, от определения правительством тех стимулов, которые поощряют инновации. Р. Evans подчеркивает, что особенностью партнерских отношений являются взаимодополняемость субъектов сотрудничества и детерминированность их взаимодействий установками официальной власти [Evans, 1997: 200]. Взаимодополняемость партнеров направлена на «устранение проблем» и эффективный поиск решения конкретной общественной проблемы. Успех в решении поставленных социально значимых проблем укрепляет сотрудничество, подтверждая, что партнерские отношения «могут быть налажены в короткие сроки» [Ferreira, 2003: 176].
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых дает возможность в качестве основных черт партнерства назвать:
- равенство партнеров;
- взаимное доверие;
- самоорганизацию сторон;
- добровольность участия в партнерстве;
- взаимовыгодность участия в партнерстве;
- взаимодополняемость одного партнера другим;
- публичность и открытость деятельности в партнерстве. [Нижник, Н. С.; Меньшикова, Н. С., 2016; 65] [Меньшикова, 2017; 401].
Как свидетельствует анализ практики взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в России и зарубежных странах, участие самоорганизованной общественности в планировании и управлении долгосрочных общественных программ минимизирует конфликты интересов различных субъектов и способствует доминированию интересов общества в целом. По мнению В. Л. Любаши-ца, для возникновения партнерских отношений институтов гражданского общества и органов власти необходим комплекс определенных условий: действия в соответствии с правовыми предписаниями нормативных актов; невмешательство в компетенцию полномочных органов сторон, определенную законом; взаимодействие на равноправной основе; принятие согласованных решений; отказ от публичного межсекторного противостояния [Любашиц, 1998: 45]. Для формирования модели партнерского сотрудничества власти и гражданского общества требуются усилия с обеих сторон, диалог между органами государственной власти и институтами гражданского общества [Нижник, Меньшикова, 2016: 66].
Институтам гражданского общества в современной России предоставлены полномочия для деятельности в различных областях жизнедеятельности: совместно с государственными органами они могут участвовать в противодействии экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти, росту межнациональной напряженности; участвовать в выработке управленческих решений, касающихся национальной политики Российской Федерации; принимать участие в работе по профилактике преступлений, конфликтов на национальной почве, проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды; осуществлять общественный контроль; принимать участие в дея-
тельности, направленной на повышение гражданского самосознания и гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений [Нижник, Меньшикова, 2016: 69]. Партнерское сотрудничество государства и самоорганизованной общественности определяет успех в проведении государственной политики и обеспечивает эффективность реализации функций государства [Ы^Итк, 2017: 249-250].
«Сосуществование современного государства и гражданского общества развивается как сложный процесс, в рамках которого обеспечение безопасности и правопорядка становится задачей не только государства, но и общества в целом, а государство - субъект, обладающий властными полномочиями, позволяет гражданскому обществу проникать в сферу своей деятельности посредством допуска институтов гражданского общества к решению социально значимых задач в правоохранительной сфере». [Меньшикова, 2019: 3].
Взаимодействие государственных органов и общества осуществляется и в правоохранительной сфере. Во всех развитых государствах при решении задач обеспечения внутренней безопасности институты гражданского общества активно сотрудничают с правоохранительными органами, которые в условиях современности лишь при поддержке общественности могут эффективно противостоять преступности и успешно защищать права и свободы личности.
В современной России Министерство внутренних дел укрепление и развитие партнерских отношений с институтами гражданского общества России провозглашено одним из направлений деятельности российской полиции. В условиях, когда на работу современной полиции, как никогда раньше, влияет человеческий фактор, а государство прилагает большие усилия, чтобы общество видело в полицейских защитников и союзников, «общество и полиция должны превратиться в две части одного целого», - подчеркнул министр внутренних дел В. А. Колокольцев [Министерство внутренних дел Российской Федерации, 2019].
Выявление механизмов формирования партнерских отношений полиции и гражданского общества в современной России имеет:
- теоретико-методологическое значение, обусловленное потребностью теоретической юриспруденции в новых доктринальных подходах, отражающих современный уровень знаний о гражданском обществе, его взаимодействии с государством и реализованных моделях сотрудничества органов полиции и институтов гражданского общества в сфере правоохранительной деятельности, роли общественности в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
- практическое значение, связанное со сложным многосубъектным составом гражданского общества и качественной неоднородностью практики взаимодействия полиции, социально активных граждан и институтов гражданского общества в сфере правоохранительной деятельности, которые проблематизируют вопросы, касающиеся наделения негосударственных организаций правом участия в правоохранительной и правозащитной деятельности, взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере реализации правоохранительной функции государства, участия самоорганизованной общественности в обеспечении безопасности и правопорядка в современном российском государстве;
- социально-политическое значение, детерминированное необходимостью решения комплекса вопросов идеологического обеспечения политико-правовых про-
цессов в обществе, касающихся участия различных институтов гражданского общества в обеспечении законности и правопорядка и формирования деятельно-ценностных установок сотрудников полиции и членов гражданского общества в их повседневной профессиональной и общественной жизни [Меньшикова, 2019: 5].
Установление партнерских отношений полиции и общества признано одной из своих главных задач Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе [Final act of the 1st CSCE Summit of Heads of State or Government, 2015]. Стремление к партнерству полиции и общества зафиксировано в современных демократических государствах. Механизм партнерского взаимодействия институтов гражданского общества и государства в сфере реализации правоохранительной функции содержит несколько составляющих:
- субъектную составляющую: круг субъектов, участвующих в реализации правоохранительной функции государства;
- нормативную составляющую: нормативно-правовые акты, выступающие основой регулирования взаимоотношений институтов государства и гражданского общества;
- функциональную составляющую: направления совместной деятельности и организационные формы взаимодействия государства и гражданского общества [Нижник, Меньшикова, 2016: 71; Nizhnik, 2017: 248249; Меньшикова, 2019: 104].
Основы партнерства полиции и институтов гражданского общества закреплены в акте Парламентской ассамблеи Совета Европы - «Декларации о полиции» [Резолюция № 690, 1979], а также нормативных правовых актах Российской Федерации:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683];
- Федеральном законе «О безопасности» [Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности»];
- Федеральном законе «О полиции» [Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции»];
- Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»];
- Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»];
- нормативных правовых актах, принятых законодательными органами субъектов Российской Федерации.
При реализации партнерской модели взаимоотношений государства и гражданского общества осуществляется контроль за деятельностью органов государственной власти [Нижник, Меньшикова, 2016: 69]. Полиция осуществляет свою деятельность только в рамках направлений, закрепленных действующим законодательством. «Направления деятельности полиции выступают направлениями партнерских взаимоотношений органов полиции и институтов гражданского общества в современной России. Гражданское общество может подключиться к деятельности в этих направлениях только в той мере, в которой это допустимо законом» [Меньшикова, 2019: 21].
Поиск инновационных форм партнерства полиции и гражданского общества в правоохранительной сфере осуществляется с учетом осмысления опыта различ-
СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ных стран, где полиция осуществляет свою деятельность на основе принципа «активного социального партнерства», предполагающего интеграцию общественной активности в правоохранительную систему. Представляет интерес деятельность общественной (community policing) и проблемно-ориентированной (problem-oriented policing) полиции [Случевская, 2011: 19].
В качестве опыта, требующего осмысления и оценки возможности использования в российской государственно-правовой жизни, должны быть рассмотрены:
- осуществление криминальной превенции на уровне органов местного самоуправления и общин в различных формах (создание сетевых сообществ граждан, принимающих участие в обеспечении правопорядка и предупреждению преступности (Япония, Нидерланды);
- патрулирование общественных мест самоорганизованными гражданами (Великобритания, ФРГ, Канада);
- создание общественных формирований правоохранительной направленности, прежде всего добровольных дружин (Белоруссия, Великобритания, США, Эстония, Израиль);
- формирование полицейского резерва (США);
- сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу);
- практика взаимодействия полиции с религиозными организациями в борьбе с преступностью (Межконфессиональная оперативная группа полицейского департамента в Розвилле (США, штат Калифорния)) [Nizhnik, 2017: 246-247; Нижник, 2018: 59].
Интерес представляет опыт осуществления специальных программ:
- «Neighbourhood Watch» («Надзор за районом», «Присмотр за соседом») (США);
- «Безопасный город» (Польша) [Полиция Польши: официальный сайт, 2016];
- «Следопыт» (Дания) [Полиция Дании: официальный сайт, 2016];
- концепция антикриминальной политики («Law and Order» («Закон и порядок») (Великобритания);
- концепция «близкой полиции» (Франция).
Таким образом, высокие результативность проведения государственной политики и эффективность реализации государственных функций в сфере обеспечения общественной безопасности демонстрирует партнерская модель сотрудничества полиции и институтов гражданского общества, построенная на принципах взаимного доверия, самоорганизации сторон, добровольности участия, взаимодополняемости партнеров, юридического равенства сторон, публичности и открытости деятельности.
Список литературы:
1. Резолюция № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Декларация о полиции» (принята в г. Страсбурге 8 мая 1979 года на 31-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 77-81.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2016. № 1. Ч. II. Ст. 212.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 года) «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2015. № 41. Ч. II. Ст. 5639.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 18 июля 2019 года) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; № 27. Ст. 3880, 3881; № 30. Ч. I. Ст. 4595; № 48. Ст. 6730; № 49. Ч. I. Ст. 7018, 7020, Ч. 5. Ст. 7067; № 50. Ст. 7352; 2012. № 26. Ст. 3441; № 50. Ч. 5. Ст. 6967; 2013. № 14. Ст. 1645; № 26. Ст. 3207; № 27. Ст. 3477; № 48. Ст. 6165; № 52. Ч. I. Ст. 6953; 2014. № 6. Ст. 558, 559, 566; № 30. Ч. I. Ст. 4259; № 42. Ст. 5615; № 52. Ч. I. Ст. 7542; 2015. № 7. Ст. 1021, 1022; № 10. Ст. 1393; № 29. Ч. I. Ст. 4374; 2016. № 26. Ч. I. Ст. 3870; № 27. Ч. I. Ст. 4160; № 27. Ч. II. Ст. 4238; 2017. № 22. Ст. 3071; № 25. Ст. 3591; № 31. Ч. I. Ст. 4821; 2018. № 11. Ст. 1591; № 31. Ст. 4857; № 32. Ч. II. Ст. 5125; 2019. № 14. Ч. I. Ст. 1461; № 29. Ч. I. Ст. 3849.
5. Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 11 января 2018 года) // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; 2018. № 1. Ч. I. Ст. 81.
6. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ред. от. 22 сентября 2016 года) // СЗ РФ. 2016. № 26. Ч. I. Ст. 3851.
7. Final act of the 1st CSCE Summit of Heads of State or Government. - http://www.osce.org/node/39501 (дата обращения: 18.11.2015).
8. Second CSCE Summit of Heads of State or Government, Paris, 19-21 November 1990. Supplementary document to give effect to certain provisions contained in the Charter of Paris for a New Europe. -http://www/osce.org/node/39516 (дата обращения: 18.01.2020).
9. Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. - www.мвд.рф (дата обращения: 19.07.2019).
10. Полиция Польши: официальный сайт. 2020. -http://www.policja.pl/pol/english-version/4889, Polish-National-Police.html (дата обращения: 23.01.2020)
11. Полиция Дании: официальный сайт. 2020. -https://www.politi.dk/en/servicemenu/home (дата обращения: 23.01.2020).
12. Department for International Development. Programme Partnership Arrangements. London. DFID. 2020. - https://www.gov.uk/international-development-funding/ programme-partnership-arrangements (дата обращения: 27.01.2020).
13. Любашиц В. Л. Гражданское общество как исторический тип социальной организации // СевероКавказский юридический вестник. 1998. № 2. С. 44-54.
14. Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество: проблемы формирования партнерских отношений в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2019. 339 с.
15. Меньшикова Н. С. Партнерство как условие эффективной правоприменительной деятельности в современных условиях // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29 сентября 2017 г. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. С. 398-404.
16. Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество в России: взаимодействие и со-
трудничество. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 202 с.
17. Нижник Н. С. Полиция и гражданское общество: поиск вектора взаимодействия // Полицейская деятельность. 2018. № 5. С. 52-66.
18. Случевская Ю. Зарубежный опыт партнерских отношений между полицией и населением // Профессионал. 2011. № 3. С. 17-20.
19. Evans P. Government action, social capital and development: reviewing the evidence on synergy // Evans P. State-society synergy: government and so-cial capital in development. Berkeley: University of California, 1997. P. 178-210.
20. Ferreira S. Public-private partnership in Angola: the case of development workshop and the water company. Dissertagao (Mestradoem Estudos do Desenvolvimento). Centro de Estudos do Desenvolvimento. University of Wales Swansea, 2003. 234 p.
21. Lewis D. Building 'active' partnership in aid-recipient countries: lessons from a rural development project in Bangladesh // Osborne S. P. Public-private partnerships: theory and practice in international perspective. London: Routledge, 2002. P. 252-264.
22. McQuaid R. W. The theory of partnership: why have partnerships? // Osborne S. P. Public-private partnerships: theory and practice in international perspective. London: Routledge, 2002. P. 9-35.
23. Nizhnik N. S. Police and civil society institutions: search for a vector of interaction in the field of combating crime // International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. Vol. 2. Beograd: KriminalistiCko-policijska akademija, 2017. S. 241-251.
24. Tendler J. Good governance in the tropics. Baltimore: John Hopkins Uni-versity Press, 1997. 221 p.
25. World Bank. Public-private partnership. Washington: World Bank. 2020. - http://www.worldbank.org/en/topic/ publicprivatepartnerships (дата обращения: 27.01.2020).
Рецензия
на статью Меньшиковой Наталии Сергеевны, старшего переводчика-методиста отдела международного сотрудничества Санкт-Петербургского университета МВД России «Партнерское сотрудничество полиции и гражданского общества: специфика осуществления в современных условиях»
Актуальность проблемы, исследуемой автором статьи, не вызывает сомнений. В современном государ-ствоведении как в России, так и в зарубежных странах формирование партнерской модели взаимоотношений государства и институтов гражданского общества
является одной из актуальных проблем.
Целью написания представленной на рецензирование статьи является исследование теоретических и практических аспектов проблемы определения сущности, признаков и принципов социального партнерства. Для выполнения этой задачи автором осуществлен анализ смыслового наполнения термина «партнерство» в современной зарубежной науке, охарактеризованы основные черты партнерской модели взаимодействия субъектов с акцентированием внимания на партнерство полиции и институтов гражданского общества, представлены аргументы в пользу эффективности партнерской модели сотрудничества полиции и институтов гражданского общества в современной России.
Н. С. Меньшикова предприняла попытку определения основных составляющих механизма партнерского взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере реализации правоохранительной функции. Автором охарактеризован опыт различных стран, касающийся партнерского взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества, осмысление которого должно способствовать формированию эффективных форм партнерства полиции и институтов гражданского общества в современной России. Такой подход к исследованию представляется оправданным и своевременным. С учетом того, что в современной теоретико-правовой науке данные вопросы не получили должно -го рассмотрения, попытка Н. С. Меньшиковой изучить проблему заслуживает одобрения.
Особое внимание Н. С. Меньшикова уделяет анализу российского и зарубежного законодательства, закрепляющего нормативные основы партнерства полиции и институтов гражданского общества.
Логика изложения материала сомнений не вызывает.
Использованы различные методы исследования.
Научный аппарат оформлен грамотно. Ссылки сделаны на первостепенные источники по проблеме.
Статья носит концептуальный характер, обладает научной новизной, имеет теоретическую и практическую значимость.
Статья Н. С. Меньшиковой «Партнерское сотрудничество полиции и гражданского общества: специфика осуществления в современных условиях» может быть рекомендована для опубликования.
Рецензент: Начальник кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Н.С.Нижник
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 80,85 %