Научная статья на тему 'Партизанский отряд №1 Ленинградского института имени П. Ф. Лесгафта'

Партизанский отряд №1 Ленинградского института имени П. Ф. Лесгафта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партизанский отряд №1 Ленинградского института имени П. Ф. Лесгафта»

занских бригад, действовавших на территории Ленинградской области, выявлено и арестовано - 189 лжепартизан, нейтрализовано и уничтожено - 28 диверсионных групп в зоне действия партизанских отрядов, разгромлены и рассеяны - 36 банд лжепартизан, ликвидировано - 94 активных информаторов-пособников оккупантам из местного населения... В том числе уничтожены - 2 тренировочных лагеря «Абвер-команд» на территории Себежского и Лужского районов Ленинградской области.»1.

Таким образом, в период немецкой оккупации большинства районов Ленинградской области на ее территории также развернулось не только ожесточенное военное противостояние, но и борьба за влияние над местным населением, чья позиция не могла не учитываться противоборствующими сторонами. Несмотря на широкие возможности немецких спецслужб, активно «работавших» с населением в зоне оккупации группы армий «Север», следует подчеркнуть, что им так и не удалось подавить народное сопротивление. Даже встречавшиеся примеры сотрудничества жителей Ленинградской области с врагом, как правило, были вызваны крайними обстоятельствами, но реже - сознательным выбором.

А. В. Спиридонов

Партизанский отряд №1 Ленинградского института имени П. Ф. Лесгафта

Уже в первые дни войны студенты ГОЛИФК1 2 публикуют в очередном номере газеты «Лесгафтовец» свой призывы и обещания о верной службе Родине. Так очень красиво и патриотично заявил будущий партизан, а пока еще студент 3-го курса Ф. Максимов: «Мы не сомневаемся, что лесгафтовцы покажут в грядущих боях организованность, выдержку, силу и мужество в борьбе за Родину, за дело

о

партии и правительства. Вперед к полной победе!»3.

Именно ГОЛИФК первым создал партизанский отряд, который получил почетное звание 1-го добровольческого партизанского отряда, состоявшего из 12 боевых групп. Численность отряда планировалось довести до 300 человек, что было отмечено в одно из приказов4. Но, как показала суровая действительность, удалось на-

1Цит. по: Сумерин П.А. НКВД против СД, СМЕРШ против АБВЕРА. Советско-германский фронт. 1941-1945. Псков: ПГУ, 2001. С. 210.

2 ГОЛИФК - Государственный ордена Ленина институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

3 Лесгафтовец. 28 июня. 1941. С. 2.

4 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 923. Л. 16.

122

брать 261 бойца. Таким образом, число групп варьировалось от 16 до 25 человек. Ю.П. Петров в своем фундаментальном труде «Партизанское движение в ленинградской области» указывает количество партизан-лесгафтовцев 300 бойцов1, что является небольшой неточностью и связано с тем, что изначально планировалось набрать 300 бойцов, но по каким-то причинам удалось набрать 261 студента-добровольца.

В соответствии с приказом 1-му добровольческому отряду надлежало, «с целью предотвращения развития дальнейшего прорыва немецких механизированных сил и их последующей ликвидации»1 2, 29 июня «сего года» в 2 часа на автомашинах выступить из Ленинграда, следуя маршруту Ленинград - Луга - Струги Красные. К 18 часам сосредоточиться в следующих районах: группа № 1 Слобода, группа № 2 северо-восточнее Пскова в 5 км, группа № 3 Пат-рово - Терехово, группа № 4 Марамор, группа № 5 Вошково, группа № 6 Заречье, группа № 7 Кочерицы, группа № 8 Панфиловка, группа № 9 Похонь, группа № 10 Лудони, группа № 11 Чадковицы, группа № 12 Заполье.

Таким образом, командование видимо хотело рассредоточить партизанские группы, чтобы враг не мог дальше продвигаться. Но как показала практика, получилась все иначе.

И все же по распоряжению зам. начальника штаба Ленинградского военного округа комбрига Евстигнеева 1-й добровольческий партизанский отряд должен был «по прибытии в указанные районы в первую очередь скрытно расположить базы снабжения групп в лесных массивах указанных районов, обеспечив надлежащее хранение как продуктов, так и боеприпасов»3.

В случае же обнаружения противника в районах своего расположения группы должны были приступить к активным боевым действиям путем совершения мелких диверсий. Помимо диверсий, одной из главных ставилась задача внесения паники в двигающиеся части противника. Планировалось, что партизаны нарушат темп продвижения противника по советской территории, тем что будут разрушать мосты, создавать искусственные препятствия в виде завалов, минирования.

Так же было еще одно очень интересное поручение. Оно выглядело следующим образом: «При обнаружении крупных сил противника через местные советские и партийные организации» партизаны должны были добиваться «привлечения к работам всего местного населения - колхозников, служащих и рабочих, коих ис-

1 Петров Ю. П. Партизанское движение в Ленинградской области. 19411944. Л.: Лениздат, 1973. С. 49.

2 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 923. Л. 16.

3 Там же. Л. 17.

123

пользовать на создании в широком масштабе искусственных препятствий - завалов, волчьих ям, рвов»1. Не трудно догадаться, что эти планы были практически невыполнимы. И скорее немцы сгоняли местное население на восстановительные работы после партизанских диверсий.

Из всех 12 партизанских групп, наиболее успешно действовала только первая, которая реально смогла добиться положительного результата своей работы. В то время как остальные группы по сути дела потерпели неудачу.

Уже с самого начала боевых действий 1-я группа была вынуждена отойти от планов командования потому, что та территория, на которой планировалась высадка группы уже была занята врагом.

После отхода 118-й дивизии на Гдов, которая уходя взорвала за собой мосты, чтобы задержать продвижение противника, как вспоминал командир партизанской группы о начале своих боевых действий: «Вот здесь, с этого момента и стала разворачивать боевая работа отряда»1 2.

Отряд стал делать завалы на дорогах и рвы. Чтобы затруднить проход противнику, задержать его на некоторое время. Противник стал восстанавливать разрушенные мосты и шоссе. Рабочая сила собиралась с близлежащих деревень. Работали с 6 часов утра до 18 часов, получая 200 грамм хлеба и то не каждый день, а на работе их подгоняли плетью и палкой.

По вновь отремонтированным мостам должна была идти тяжелая артиллерия и танки, которые не могли пройти по проселочным дорогам. Отряду было известно через местных ребятишек и сестру отряда Ольгу Шестову, что районном центре Середка скопилось много сил противника, готовых двинуться вперед к Гдову.

Понимая это командир отряда ставит для отряда задачу -«уничтожить мосты - не дать противнику пройти вперед»3. После проведения разведки, становится ясным, что мосты охраняются во время прохождения эшелонов, в остальное же время охрана находится в караульном помещении в 100 метрах от мостов.

Далее «подсчитываю взрывчатку, - пишет в своем отчете Е.В. Миронов, - ее под рукой всего 19 кг. Имеется еще 15 кг в лесу, зарытые в окопе в 50 метрах от дороги, где движется противник. Отдаю приказ своему помощнику т. Васильеву с двумя бойцами. Найти, достать и принести тол в условленное место. Задание выполнено блестяще: в короткое время из под носа противника было унесено все 15 кг тола»4.

1 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 923. Л. 17.

2 Там же. Д. 1007. Л. 24.

3 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 1007. Л. 18.

4 Там же. Л. 25

124

Предстояло взорвать два моста длинной по 35 метров и два низких, рядом стоящих мостков для гужевого транспорта. Выставив с обеих сторон охранения в засаде, бригада под руководством специалиста подрывного дела Иванова, быстро приступила к работе. Через 1 ч 45 мин работа была закончена. Отведя охранение и весь отряд, был подожжен детонирующий шнур. Последовали четыре оглушительных взрыва - мостов больше не существует. Одновременно была разрушена телеграфная и телефонная связь Псков - Гдов, которой пользовался противник.

После удачной операции послышались со всех сторон немецкие голоса. Не зная расположения противника и его сил, решил отряд отвести без боя1.

На другой день по дороге и в деревнях были поставлены противником посты и засады, разыскивали местоположение партизан, производились аресты и вызовы в комендатуру населения деревень. Немецкое командование не растерялось и снова начало восстанавливать мосты, сгоняя все население с деревень, а кто убегал в леса, по тем стреляли.

Попутно с ремонтом шоссе, противник стал восстанавливать и железнодорожные мосты.

Понимая, что подрыв мостов не приносит серьезных проблем противнику, Е.В. Миронов решает организовать подрыв вражеского эшелона, чтобы нанести ощутимы урон немецким захватчикам. Как описывал это в своем отчете Е.В. Миронов, - «это будет одно из ощутительнейших мест для противника, поскольку по ней можно быстро подвозить все на фронт, а это допускать нельзя. Нужно бить врага по самым чувствительным местам - так созревает план дей-ствий»1 2.

Через местных ребят отряд следил за восстановлением ж/д полотна, а затем, когда все было восстановлено и начали курсировать поезда, было решено начать операцию по подрыву вражеского эшелона.

Наметив более подходящее место для минирования полотна, ставится задача отделению т. Полотай заминировать полотно на электропровода и взорвать вместе с поездом. Ответственный за операцию назначается политрук отряда Кочуров.

Дальнейший ход работ по минированию довольно подробно описывается в отчете: «Придя на место и приступив к работе, неожиданно в 30-40 метрах зажглась спичка. Оказывается, на дороге имеются патрули. Временно работу приостановили. Тишина. Через некоторое время работу стали продолжать. Вот все закончено.

1 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 1007. Л. 25.

2 Там же. Л. 26.

125

Отошли в лес и стали ждать поезда. Через 15-20 минут послышался гудок. Все насторожились. Машинка в руках подрывника т. Иванова. Наблюдатель зорко следит за подходом состава. Все с сильно бьющимся сердцем затаили дыхание. Раздается условный возглас "рви". Через мгновение последовал оглушительный взрыв под колесами паровоза. Осколки грунта как дождем посыпались сверху, но удачно - никого не ранив. Поезд, загрохотав по шпалам, быстро остановился. Наступила гробовая тишина. Группа вернулась усталая физически, но довольная после выполненного боевого задания. Железная дорога выведена из строя совместно с паровозом, тянувшим длинный состав товарных вагонов»1.

При выполнении задания данного задания особо отличились, командир отделения Полотай, подрывник отряда Иванов, боец Казарин. Успешное выполнение этого тяжелого задания в первые дни войны, говорит о то, что уже в самом начале партизанское движение дает о себе знать захватчикам и не дает им спокойно разгуливать на захваченной территории.

После этой операции немецкое командование усиливает меры безопасности на ж/д. Так, возобновив движение, фашисты стали сопровождать поезда и разведывать путь мотоциклетными группами , идущими по параллельно расположенному шоссе в 100-200 метрах.

При проведении операции по подрыву ж/д пути в третий раз пришлось встретиться с огромными трудностями. Операцией руководил помощник командира отряда Г.В. Васильев. Район действий был выбран другой, так как в последнем было организованно сильное патрулирование полотна.

Подойдя к полотну дороги, когда еще не стемнело, чтобы уточнить место работы, на шоссе появилась группа мотоциклистов, которые остановились невдалеке от нашей группы. Постояв несколько минут, они поехали дальше к Гдову. Один же мотоцикл с коляской простоял 1 ч 15 мин.

Чтобы не обнаружить себя и тем самым не сорвать выполнение операции, группа вынуждена была пролежать все это время в болоте без движения. Спустя некоторое время поползли к полотну для минирования. Пока отряд выжидал в засаде стемнело, что создавало дополнительные трудности. Так отряду предстояло в темноте, практически в слепую, производить минирование. Мало того «во время работ, - пишет Е.В. Миронов, - приходилось часто прислушиваться не идут ли патрули. Вот по шоссе проходит одиночная машина. И снова тишина. Закончив работу и проверив еще раз т. Васильев отводит группу в кусты ожидать поезда»1 2.

1 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 1007. Л. 27.

2 Там же. Л. 28.

126

«Прошло всего 12 минут, - продолжает Е.В. Миронов, - как послышался грохот паровоза. Поезд, поравнявшись с намеченным ориентиром была дана команда «давай». Подрывник т. Иванов крутит ручку. Проходит момент и раздается оглушительный взрыв. Пламя огня вылетает на большую высоту, осветив на миг два паровоза. Затем послышался грохот колес, лязг и треск вагонов, крики людей. В этот же момент раздалась спереди невдалеке пулеметная очередь, пуск ракет вдоль дороги с обеих сторон и раздирающий звук паровозных гудков, продолжавшийся в течение 20 минут»1.

Но немецкое командование, разъяренное постоянными подрывами эшелонов, понимая неуязвимость партизан, решает мстить по-другому. «Через некоторое время, - отмечает в своем отчете Е.В. Миронов, - появились в трех местах зарева. Это фашистские псы в ответ на наши действия, подожгли три деревни».

В период с октября и до выхода из тыла врага, находясь в Тос-ненском районе, отряд организовывал бойцов 41-го корпуса и направлял их маршрутом на выход. Так же дан маршрут на выход 9-ти организованным отрядам.

При проведении боевых действий особо отличились: политрук отряда Кочуров В.Ф., Васильев Ч.В., подрывник Иванов В.С., Поло-тай А.И., Казарин Н, Луговцев П., Левошко В., Виноградов Б.А. сестра и разведчица отряда Шестова О.В.

В ходе своей боевой деятельности отряд Е.В. Миронова обратил внимание на отношение к местному населению оккупированных областей. Так, противник, проводя коварную и тонкую политику по отношению к населению оккупационных районов, первое время располагает население на свою сторону. Он обещал населению различную помощь, организовывал старост, проводя политику «справедливости» распределяя оставшийся колхозный скот неимущим. Но в дальнейшем «в дальнейшем, показывая свое истинное лицо делает всевозможные поборы, забирая постепенно скот, хлеб, доходя до грабежа личного имущества населения, обрекая последнее на голодное существование. За малейшее подозрение и связь с партизанами, он расстреливает и вешает всех, невзирая на пол и на возраст, сжигая определенные дома и деревни. Применяя физические методы и насилуя женщин, он хочет подчинить волю свободного народа своим целям»1 2.

Говоря о предателях, Е.В. Миронов отмечает: «Необходимо отметить наличие среди населения морально разложившихся неус-

1 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 1007. Л. 29.

2 Там же. Л. 30.

127

тойчивых элементов, спасающих свою шкуру ценой предательства и измены»1.

Таким образом, за первый период своего действия на оккупированной территории врага 1-я группа 1-го добровольческого партизанского отряда под командованием Е.В. Мирона сумела:

1) пустить под откос три состава поездов с разрушением ж/д полотна, следующих от г. Псков на Гдов с боеприпасами и людскими составами (один из них тяжелый состав с двумя паровозами и крытыми платформами);

2) взорвано пять мостов через то же шоссе;

3) разрушали телефонную и телеграфную связь, произведено шесть глубоких разведок с выявлением расположения штабов, аэродромов - сведения переданы в штаб по рации.

По пути следования из псковского района отряд разбирал мосты и производил завалы на проселочных дорогах.

В районе Олошно - Гороховец во время боя была разрушена телефонная связь с минометной батареей.

За данный период отряд прошел около 40 деревень (протяженностью около 600 км), проводя в них политико-разъяснительную работу в целях войны, хитрой тактике врага в обращении с населением и поведении фашистских войск в действительности.

И. И. Хеорхе

Единство фронта и тыла. Влияние переписки личного состава бригады подводных лодок Северного флота и гражданского населения на моральный дух краснофлотцев

Основным каналом обеспечения высокого морального духа советских моряков на бригаде подводных лодок Северного флота (БПЛ СФ) была систематическая воспитательная работа, осуществляемая на протяжении всей Великой Отечественной войны политработниками, а так же партийным и комсомольским активом. Однако, помимо воспитательной работы существовало значительное количество факторов, сказывавшихся тем или иным образом на боевом духе подводников. К ним можно отнести: межличностные отношения сослуживцев, авторитет командира подводной лодки (ПЛ) и офицерского (командирского), старшинского состава, сообщения об успехах или неудачах РККА и РККФ на различных участках фронта, а так же различные контакты личного состава с гражданским населением, включающие непосредственные контакты

1 ЦГАИПД СПБ. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 1007. Л. 30.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.