Научная статья на тему '«ПАРТИЗАН» И «ПРЕВОСХОДНЫЙ СОЛДАТ»: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЕГОРА ЛЕТОВА 1985 – 1989 гг.'

«ПАРТИЗАН» И «ПРЕВОСХОДНЫЙ СОЛДАТ»: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЕГОРА ЛЕТОВА 1985 – 1989 гг. Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
87
23
Поделиться

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — А.С. Новицкая,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««ПАРТИЗАН» И «ПРЕВОСХОДНЫЙ СОЛДАТ»: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЕГОРА ЛЕТОВА 1985 – 1989 гг.»

пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится». (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Архангельск, 1985. С. 274-275)

© А.П. Сидорова, 2010

А.С. НОВИЦКАЯ

Калининград

«ПАРТИЗАН» И «ПРЕВОСХОДНЫЙ СОЛДАТ»: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЕГОРА ЛЕТОВА 1985 - 1989 гг.

Лирический герой Летова существует в системе пространственных отношений, и рассматривать его в отдельности невозможно.

Жизнь, по Летову, - вечное движение из небытия в небытие через фазу телесного бытия. Эти категории имеют пространственное значение. Лирический герой Летова, появившись на свет, двигается сквозь материальный мир к неизбежной и долгожданной смерти, которая может принимать форму телесной - и тогда герой освобождается от материального, вернувшись «домой», «умерев восвояси», - либо форму духовной смерти - и тогда герой остаётся навсегда в материальном мире.

Основной категорией авторского сознания в художественном мире Егора Летова является многогранная категория смерти1, а прочие категории: логичности, физиологичности, семейности, гражданственности, -подчинены ей. Каждая из этих категорий так или иначе относится к одному из двух пространств: материальному или идеальному2. Первое обозначается в текстах как «здесь», второе - как «там». Ничто из существующего в этой системе мира не может находиться одновременно в материальном и идеальном пространстве; любой объект, упоминаемый Летовым, является атрибутом только одной из двух полярных сторон.

К пространству материи принадлежит всё, связанное с:

1) государством и властью;

2) бытом и семьёй;

3) религией (как ни парадоксально);

4) физиологией;

5) логичностью.

Всё перечисленное - разновидности категории смерти. Г ерой, имеющий отношение хотя бы к одной из указанных категорий, - мёртв духовно и не может принадлежать к идеальному пространству.

Материальное пространство - это сфера обитания тех, кто в текстах противопоставлен лирическому герою: «почтенных граждан», «серых униформ», «девушек... мечтающих о семейной смерти». Это персонажи, подчиняющиеся законам логики и отказавшиеся от движения в идеальное пространство в пользу материального. «Все вы могли бы, но перестали давно», - обращается к ним автор.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Коннотация как материального пространства, так и всех его атрибутов (телесных, бытовых, религиозных и т.д.) - однозначно отрицательная. «Я блюю на ваши дела» - эта строка появляется ещё в 1985 году. Лирический герой всегда стремится отделить себя от материального пространства, пользуясь различными путями выхода (перехода). Чаще всего таким выходом является смерть тела, несущая за собою духовное освобождение:

Муха отделяется от липкой бумаги,

Обрывая при этом свою бесполезную плоть,

Покидая при этом свою неказистую плоть.

Как противоположность, к идеальному пространству принадлежит всё, связанное с:

1) физической смертью, особенно с суицидом3;

2) безумием (см. тексты «Среди заражённого логикой мира», «Я иллюзорен со всех сторон» и др. Герой осознанно выбирает безумие, отказываясь от логического мировоззрения, потому что логикой «заражено» всё материальное пространство);

3) творчеством (в частности, музыкой)4: здесь уместно будет упомянуть песню «Моя оборона», где «пластмассовому миру» противопоставляется «ломтик июльского неба», т.е. деятельность «Гражданской Обороны».

Всё это - пути достижения абсолютной свободы, даруемой идеальным пространством. Отказ от них означает погружение в быт, смирение перед прессингом государственного аппарата и, как неизбежное следствие, духовную смерть.

Два пространства никак не пересекаются; более того, идеальное пространство даже не нарисовано автором; оно только обозначено, намечено несколькими штрихами. Именно в него попадёт Маленький Принц, вернувшись домой после многотрудного путешествия по небытию; однако Летов изображает только путь, но не цель. Лишь иногда он приподнимает покров и скупо, полунамёками, обрисовывает альтернативу:

Сапоги стучали в лицо Виски лопнули пузыри Нога выломилась углом Рёбра треснули как грибы <...>

.по красному полю рассветному полю по пояс в траве она побежала она побежала

побежала-побежала-побежала.

В данном тексте - «Смерть в казарме» - переход осуществлён; но переход куда? Этого Летов не сообщает. В самом деле, как может выглядеть

абсолютная свобода, какой атрибутикой она должна обладать? Летов не определяет этого - вероятно, именно в силу её недостижимости.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, все события, изображаемые в текстах, происходят в пространстве материи; к нему принадлежат все персонажи, все реалии. Каким бы невероятным не казалось происходящее, оно материально.

Конечно, было бы большим упрощением утверждать, что летовское мироздание настолько схематично и состоит только из двух противоположных пространств, каждое со своими свойствами. В действительности, в этой системе постоянно действует элемент, увеличивающий энтропию. Данный элемент - единственный объект рассмотрения Летова, не принадлежащий ни к одному из пространств: собственно лирический герой. Следует несколько подробнее остановиться на нём.

Лирический герой Летова многолик, он принимает самые различные ипостаси; ипостаси эти можно свести к двум полярным типам, условно обозначенным как «партизан» (анархист, борец против госстроя, носитель авторской позиции) и «превосходный солдат» (смирившийся анархист). В первом случае он стремится к идеальному пространству5, во втором - его захватывает материальное6. При всём том герой является одним и тем же объектом, рассматриваемым с разных сторон. Летов подвергает его всевозможным экспериментам, как, например, в тексте «Поздно»:

Ослабели от славы колени

Да замени их на сухие ветви - пусть себе скрипят.

Опустели пугливые вены

Да замени их на стальные реки - пусть себе текут.

Или ещё пример - «Превосходная песня»:

Я становлюсь превосходным солдатом

С каждой новой соплёй с каждой новой матрёшкой

Медленно но верно

Весело и страшно7

Я становлюсь превосходным солдатом

Как мы видим, герой показан в процессе изменения и сам чётко указывает причины, вынуждающие его меняться. Лексемой «сопля» Летов обозначает слабость; матрёшка - атрибут чисто русской культуры - выступает здесь символом государства. Итак, давление власти и собственная слабость заставляют героя становиться «превосходным солдатом»8.

Есть и другие причины; они перечислены в тексте «Праздник песни вымирающих народов.», где Летов упоминает:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Пышные поминки по всем тем, кто устал, не посмел

Протрезвел повзрослел

Всем, кто взял бессрочный отпуск за собственный счёт.

Почему мы считаем, что это один и тот же герой в разных состояниях, а не несколько разных героев? Потому что в каждой ипостаси в нём сохраняется неизменное: причастность к борьбе; он либо борется против всего существующего, т.е. материального, либо боролся, но был сломлен и смирился. Тексты полны и других персонажей, но невозможно утверждать, что «почтенные граждане», «серые униформы» или «уверенные папы» -разные состояния того же героя. Лирический герой Летова оппозиционен всему, существующему в пространстве материи. Он выражает это совершенно ясно, заявляя: «Я всегда буду против». Отрицая атрибутику материального пространства, он неизменно стремится к противоположному - к безграничной и абсолютной свободе и изображён автором всегда в движении, на переходной границе между двумя сторонами, не принадлежа ни к одной из них. Буквально:

Одна нога в могиле

Другая на облаке.

Почему же Летов не помещает своего героя в какое-нибудь из пространств, оставляя посередине?

Очевидно, герой, существующий в пространстве материи, перестал бы быть оппозиционером, сразу превратившись в одного из «почтенных граждан». Даже в «Превосходной песне» он показан в процессе изменения, результат которого, хоть и не изображается, известен заранее.

Идеальное же пространство - это сфера полной свободы, которая, по Летову, является недостижимой9. Приведём довольно часто встречающийся в текстах пример: герой лишается физического тела и, вроде бы, должен перейти границу, освободиться. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой замкнутой памяти: умерший постоянно вспоминает обстоятельства своей гибели, т.е. его сознание находится по-прежнему в пространстве материального, как это происходит, например, в песне «Дембельская», где герой вспоминает обстоятельства собственной гибели:

Память моя память расскажи о том

Как мы помирали в небе голубом

Как мы дожидались как не дождались

Как мы не сдавались как мы не сдались.

Получается, что свобода тела от материального отнюдь не подразумевает свободы души и даже препятствует ей.

Отношение героя к миру может быть двояким. Иногда оно весьма агрессивно (это характерно для «партизана»):

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Я ненавижу красный цвет

Уничтожай таких как я

В данном тексте мы наблюдаем прямой вызов; в других же случаях (и здесь герой выступает как «превосходный солдат») - противоположная ситуация: полное смирение перед происходящим, принятие реальности («Как листовка»):

Что бы ни случилось умоем руки Что бы ни стряслось помолчим на небо

<. >

Как листовка - так и я.

К такому герою автор относится с явным презрением и раскрывает перед ним перспективы подобной покорности в тексте «Недобитые тела»:

Ты делаешь вид что стал послушным как все Ты делаешь вид что стал хорошим10 как все Но тело твоё заменят на железобетон И воробьи слетятся но нечего будет клевать

Здесь показан итог смирения: всё, что осталось от героя, - это памятник; перехода в идеальное пространство не произошло, т.к., лишившись тела, герой не освободился, а стал обременён «железобетоном», не приносящим не только метафизического блага, но даже практической пользы.

Достойно упоминания, что Г.Ш. Нугманова в своей работе о традиции «юродства» замечает: «Для лирического героя поэзии Егора Летова смирение абсолютно не свойственно (курсив мой. - А.Н.). Смирение - объект изображения, обличения, поэт отождествляет смирение с равнодушием, например, в песнях “Отряд не заметил потери бойца”, “Как листовка, так и я”, “Какое мне дело - я буду молчать”»11. Заметим, что Нугманова не только смешивает различные этапы творчества Летова, но и не принимает во внимание различие между типами лирического героя, что и даёт возможность сделать означенный вывод.

Несмотря на то, что отношение Летова к своему герою чаще всего сочувственное, иногда он просто издевается, зло смеётся над ним или уничижает. Это происходит именно в том случае, когда герой готов перейти в состояние «превосходного солдата» - так, например, в песне «Парадокс» автор предлагает герою:

Ты сделай вид, будто всё нормально Мол ничего не случилось вовсе Захлопни ставни поешь пельменей Скрути верёвочку между пальцев

Упоминание бытовых подробностей полнее раскрывает отношение автора к собственному совету, ибо, как мы помним, всё, связанное с бытом, Летовым отрицается.

Итак, материальное и идеальное приобретают в текстах Летова пространственное значение. Между этими двумя пространствами находится лирический герой в перманентном и бессмысленном движении.

Герой всегда - субъективный идеалист, даже солипсист. В его представлении, «покончить с собой - уничтожить весь мир». Он бескомпромиссен, чётко делит всё, окружающее его, на чёрное и белое. Отвергая всё, что мешает ему достигнуть полной свободы, он, тем не менее, не имеет понятия, что эта свобода из себя представляет. Он не знает, за что борется с государством, так как сам заявляет: «История не знает, чтоб хоть раз была свобода». Очевидно, такое знание ему и не нужно. Смысл его существования в системе - бесконечное увеличение энтропии, бесцельное движение в несуществующее идеальное пространство.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1 НовицкаяА.С. Смерть в художественной картине мира Егора Летова // Проблемы филологии и журналистики: Сб. тезисов и докл. международной научно-практич. конф. молодых ученых РГУ им. И. Канта. Калининград, 2006. С. 54-58.

2 Вероятнее всего, эта бинарная система принимает законченный вид в текстах периода, который мы склонны именовать периодом расцвета: 1985 - 1989 гг. До этого времени взаимоотношения идеального и материального хаотичны и обозначены лишь частично; позднее же лирический герой отстраняется от материального пространства, исключает себя из него.

3 Суицид в этой системе играет важную роль, т.к. является осознанным способом перехода.

4 Впрочем, с музыкой может быть и обратная ситуация: «Бравой песней заглушили злое горе», «Бравым маршем заглушив зубовный скрежет» (песня «Солдатами не рождаются»).

5 В таком случае герой чаще всего обозначается в тексте как «я»; гораздо реже - «мы». По сути, он совершенно одинок. Множественное число («мы»), скорее всего, не указывает на большое количество «партизан», а использовано для большей показательности, наглядности, ибо противоположный лагерь всегда имеет обозначение «вы» или «они».

6 И здесь герой обозначается как «ты» или «он».

7 «Весело и страшно» - пожалуй, лучшая характеристика всего летовского творчества. Чем экспрессивнее, агрессивнее, эпатажнее текст - тем жизнерадостнее сопровождающая его музыка. Исполнение некоторых текстов - «Кого-то ещё», «Пошли вы все на х...й», «Евангелие» и др. - сопровождается смехом исполнителя. Также сам эпитет «весёлый» часто используется при изображении мрачных и пугающих картин. Например: «Я стрельну себе в висок -потечёт весёлый сок», «Иваново детство - дело прошлое, шёл весёлый год войны» и т. д.

8 Напомним, что солдат в системе Летова может не иметь прямого отношения к армии и являться просто символом служения.

9 Единственная свобода, доступная герою в материальном пространстве, - это «ржавый бункер» из песни «Государство». В идеальном пространстве, где свобода его была бы абсолютной и безграничной, герой не изображается.

10 Любопытно, что эпитет «хороший» у Летова очень редко обозначает что-нибудь действительно хорошее. Обычно он присваивается понятиям, оценённым автором негативно: «Хороший царь и знакомая вонь» - песня о безликом диктаторе; «Хороший автобус» - песня об автобусе, который «уехал без нас, уехал прочь»; песня «Хорошо!!»: «Угарным газом потянуло с полей - хорошо!», - и т.д. «Хороший» - это понятие, принадлежащее к материальному пространству. То же относится и к обсценному синониму этого слова: «зае. ись».

11 Нугманова Г.Ш. «Юродство» в поэме Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и в поэзии Егора Летова // «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева: Материалы Третьей международной конференции «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Тверь, 2000. С. 148.

© А.С. Новицкая, 2010

М.Б. ВОРОШИЛОВА