Научная статья на тему 'Партийный сегмент современного медиапространства Украины'

Партийный сегмент современного медиапространства Украины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / периодические издания / партийная пресса / мониторинг / political parties / periodicals / party press / monitoring

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Георгиевская Виктория Владимировна

В статье рассматриваются особенности создания многопартийной прессы в Украине за последние два десятилетия, анализируются некоторые партийные издания ведущих политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Party segment of the modern media space of Ukraine

The article deals on the peculiarities of creation of the multisystem of Party periodicals in Ukraine for the last two decades. Some party editions of the leading political parties are analyzed.

Текст научной работы на тему «Партийный сегмент современного медиапространства Украины»

Section 2. Journalism

Section 2. Journalism

Georgiievska Viktoriia Volodymyrivna, Taras Shevchenko National University of Kyiv, associate Professor, Institute of Journalism E-mail: [email protected]

Party segment of the modern media space of Ukraine

Abstract: The article deals on the peculiarities of creation of the multisystem of Party periodicals in Ukraine for the last two decades. Some party editions of the leading political parties are analyzed.

Keywords: political parties, periodicals, party press, monitoring.

Георгиевская Виктория Владимировна, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, доцент, Институт журналистики E-mail: [email protected]

Партийный сегмент современного медиапространства Украины

Аннотация: В статье рассматриваются особенности создания многопартийной прессы в Украине за последние два десятилетия, анализируются некоторые партийные издания ведущих политических партий. Ключевые слова: политические партии, периодические издания, партийная пресса, мониторинг.

К определению понятия «информационное пространство», формированию основных задач информационной политики, создания базиса для функционирования современного медиапространства в государстве обращались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л. Губернский, В. Ри-зун, С. Квит, А. Сащук, Т. Приступенко, П. Бур-дье, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Кирилова, Е. Юдина и др.). Профессор Национального исследовательского университета И. Дзялошинский утверждает, что понятия «медиапространство», «медиасреда», «медиаполе», «медиасфера», равно как и предшествующие словосочетания «информационное пространство», «информационное поле», «информационная среда», являются синонимами, хотя до сих пор не приобрели «отчетливого смыслового наполнения» [1].

Медиапространство состоит, в частности, из системы средств массовой информации и коммуникации. Влияние на социальное пространство оказывают телевидение, радио, интернет, кино, печатные периодические издания и т. д. Партийный компонент в большей мере присущ сегодня печатным СМИ и интернет-изданиям.

В аналитическом отчете «Украинский медиаландшафт-2012», подготовленном ведущими медиаэкспертами страны, при поддержке Украинской Академии Прессы и Фонда Конрада Аденауэра, осуществлен обзор структур и рынка медиа, правового поля, журналистского образования, деятельности общественных медиа-организаций, прослеживаются тенденции развития средств массовой коммуникации в ХХ1 веке. Здесь отображены количественные показатели, формирующие «архитектонику» украинского медиапространства.

По состоянию на январь 2013 г. в Украине было зарегистрировано чуть более 34 тысяч печатных СМИ и информационных агентств; из них 58 % имели общегосударственную, региональную и зарубежную сферы распространения; 42 % — местную. Среди первой категории существовало такое распределение: 6 012 газет, 10 270 журналов, 559 бюллетеней, 147 альманахов, 72 дайджеста, 1 940 сборников, 369 календарей, 11 каталогов, а также другие типы изданий. Политические партии сформировали 62 издания, а общественные организации — 309 [2, 31].

К началу 2015 г. в государственный реестр печатных средств массовой информации Украины

6

Party segment of the modern media space of Ukraine

и информационных агентств как субъектов информационной деятельности внесено более 36 тысяч наименований, таким образом, показатели изменились, но количество реально существующих, «активных» партийных изданий существенно не возросло. При отсутствии официальной статистики партийной прессы в Украине сложно вести подсчеты, но в электронной публичной базе Государственной регистрационной службы Украины за последние годы можно отыскать несколько сотен газет, которые потенциально могли быть партийными органами всеукраинского и регионального (областного, городского) масштаба.

Из общего числа зарегистрированных СМИ регулярно издаются свыше 4 тысяч (приблизительно 60 % газеты, 40 % — журналы). Сегодня подписка производится по каталогам государственного предприятия по распространению периодических изданий «Пресса», в них сосредоточено более 2 400 наименований изданий Украины и более 7 000 тысяч наименований газет и журналов Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Канады, Китая, Германии, Польши, России и других стран [3]. Но среди значительного количества украинской прессы представлено только шесть партийных изданий (газеты «Всеукрашське об’еднання «Свобода»», «Киевский вестник», «Нащя i держава», «Наша Батьювщина» (Львов), «Товариш», «Укра1нський твдень»). По политической ориентации названные печатные СМИ представляют интересы таких партий, как Коммунистическая партия Украины, Конгресс украинских националистов, Всеукраинское объединение «Свобода», ПП Всеукраинское объединение «Батьювщина», Национальное движение Украины, Социалистическая партия Украины.

Стоит отметить, что общеукраинский еженедельник «Украшський твдень» в Николаеве называют одной из старейших партийных газет независимой Украины; 17 марта 2015 г. вышел 900-й номер этого издания. В первом выпуске газеты было опубликовано приветствие лидера НРУ В. Черновола, который поставил задачи: «остановить обнищание народа», «преградить путь мафии и преступности». Газета стала «рупором демократических сил», последовательно отстаивая принципы свободы и плюрализма в Украине.

Редакция газеты «Киевский вестник» (основана в 1978 г. как официальный орган Киевского горкома КПУ) позиционирует себя то как «всеукраинская утренняя газета коммунистической ориентации», то как «издание социальной направленности»,

в котором преобладают прокоммунистические идеалы. В частности на сайте отмечено, что здесь публикуются «полемические материалы с критикой украинского национализма, политики украинских властей по вопросам исторического характера (в том числе пересмотра официального взгляда на Голодомор и роль УПА), в поддержку традиционного православия и православной церкви (Московского патриархата)», авторский коллектив придерживается «позитивного отношения к советскому прошлому Украины».

Соответственно, главные читатели газеты — «представители власти, чиновники, служащие, интеллигенция, но все же основной целевой аудиторией «Киевского вестника» являются люди предпенсионного и пенсионного возраста, Ветераны Великой Отечественной войны, дети войны, афганцы, чернобыльцы» [4]. Им адресованы публикации о политике, социальной жизни, спортивных достижениях; отдельные страницы посвящены ветеранам, поддержанию здоровья («Эскулап»), хорошего настроения («Сатирическая корзинка»), саду и огороду («Ваша сотка»), познавательному и детскому чтению («Почемучка»). Печатную версию «Киевского вестника» можно получить только по подписке.

Среди партийных изданий Украины можно выделить как общеукраинские издания, так и региональные, локальные. Частично территориальные детерминанты присутствуют в названиях: «Товариш Прикарпаття», «Товарищ Крым», «Товариш Хмельниччини»; «Приазовский регион», «Регюн Оверщина», «Столичний регюн», «Сумський регюн»; «Татьювщина — Закарпаття», «Львiвська Батьювщина», «Батьювщина Каланчак» и т. д. К примеру, ВО «Батьювщина» за последнее время при-становила целый ряд печатных изданий, сохранив общественно-политический еженедельник «Наша Батьювщина» во Львове и региональный информационный бюллетень «Ки1'вщина — моя Батьювщина», орган Киевской областной партийной организации. Именно бюллетень полностью посвящен текущей деятельности, заявлениям, акциям, персоналиям своего объединения.

Некоторые печатные СМИ ориентируются не только на целевую аудиторию членов определенной партии, их сотрудников и тех, кто поддерживает основные политико-идеологические цели и установки; в орбиту потенциального влияния попадают и широкие круги читателей, которых привлекают публикации актуальной, духовно-ценностной тематики.

7

Section 2. Journalism

К таким партийным изданиям принадлежит газета «Нацгя i держава», на страницах которой сочетаются материалы историко-патриотического, социальнополитического, экономического, образовательного и литературного характера. Например, в марте-апреле 2015 г. редакция опубликовала статьи, интервью, очерки о развитии энергосистемы в стране, традициях и перспективах государственного языка, правах человека, героическом прошлом, выдающихся представителях украинской литературы и т. д.

Как подчеркивает большинство ученых, украинских и российских (А. Москаленко, В. Карпенко, А. Грабельников, З. Зотова, Е. Дранишникова и др.), партийная пресса способствует прежде всего формированию общественного мнения в своей читательской среде, развитию политической культуры, содействует их политическому образованию активизации гражданской позиции, артикуляции общественных и партийных интересов [5].

Закон Украины «О политических партиях в Украине» (принят в 2001 р.) закрепил право политических партий использовать средства массовой информации, а также создавать собственные медиа, как это предусмотрено соответствующими законами государства. При этом гарантируется свобода оппозиционной деятельности; свою критическую оценку

действий и решений органов власти политическая партия может излагать публично и отстаивать свою позицию в государственных и негосударственных масс-медиа (статья 12).

Политические партии имеют возможность демонстрировать в прессе, на радио, телевидении, в интернет-изданиях свою общенациональную программу общественного прогресса, видения путей развития государства и народа, мероприятий по поддержке молодежных, женских и других объединений граждан — при условии соблюдения конституционных принципов [6].

С этой целью (особенно интенсивно накануне предстоящих избирательных кампаний) для оглашения политической позиции и привлечения электората партии создают собственные СМИ, чаще всего — печатную прессу (таким образом появились в медиапространстве Украины газеты «Удар», «Наша газета +», «Л1беральна газета», «Правда i кривда», «Перспектва» и др.).

За счет сетевых возможностей, широкого доступа к информационным мощностям Интернета и при возрастании роли мультимедийных средств в медиапространстве Украины происходит постепенная переориентация печатных медиа на электронные в сегменте партийных изданий страны.

Список литературы:

1. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: состояние и тенденции развития.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom %2012/III/Dzyaloshinskiy.pdf

2. Укра!нський мед1а-ландшафт-2012. //[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.kas.de/wf/doc/ kas_34840-1522-13-30.pdf?130626133534.

3. Державне тдприемство по розповсюдженню перюдичних видань «Преса».//[Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://presa.ua/dlja-podpyschyka/

4. Киевский вестник.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kyiv-vestnik.com.ua/us.html.

5. Дранишникова Е. П. Партийные издания в структуре печатных СМИ России: типологические характеристики и содержание (на примере прессы политических партий 2008-2011 гг.)//Медиаскоп. - 2011.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/956.

6. Закон Укра!ни «Про полгтичш парти в Укра!ш».//В1домост1 Верховно! Ради Укра!ни. - 2001. - № 23.// [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2365-14.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.