Научная статья на тему 'Партийная система Швеции в свете парламентских выборов 2010 г'

Партийная система Швеции в свете парламентских выборов 2010 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1221
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2010 Г. / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ШВЕЦИИ / THE SWEDISH PARTY SYSTEM / THE PARLIAMENTARY ELECTIONS 2010 / POLITICAL PARTIES IN SWEDEN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ирина Николаевна, Толстова Екатерина Владимировна

В данной статье предпринимается попытка проанализировать основные итоги парламентских выборов в Швеции 2010 г., выделить некоторые особенности и тенденции эволюции партийной системы этой страны. Авторы предполагают, что в Швеции заканчивается эпоха многопартийной системы с одной доминантной партией. Швеция превращается в «нормальное» европейское государство с коалиционными правительствами и чередованием у власти партийных блоков. Парламентские выборы 2010 г. продемонстрировали тенденцию снижения привлекательности социал-демократической идеологии и политики. Электоральный успех крайне правой популистской партии «Шведские демократы» свидетельствует о том, что так называемая «ультраправая волна» превращается в одну из существенных тенденций развития не только континентальной, но и Северной Европы. Одной из причин роста популярности крайне правых партий является снижение доверия европейцев к существующей партийной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Swedish Party System in the light of the Parliamentary Elections 2010

The article examines the main outcomes of the parliamentary elections in Sweden in 2010, some features and trends in the evolution of its party system. The authors assume that the era of the multy-party system with one dominant party is ended in Sweden. Sweden changes into a «normal» European state with coalition governments and the alternation in power party alliances. Parliamentary elections 2010 also showed a trend of reduction of the attractiveness of the social-democratic ideology and politics. Electoral success of the populist radical-right party of Swedish Democrats suggests that the so-called «ultra-wing wave», is becoming one of the major trends in not only continental but also in Northern Europe. One of the reasons for the popularity of extreme right parties is decline of political trust of Europeans to the existing party system.

Текст научной работы на тему «Партийная система Швеции в свете парламентских выборов 2010 г»

Политические партии

И. Н. Новикова, Е. В. Толстова

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ В СВЕТЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2010 г.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать основные итоги парламентских выборов в Швеции 2010 г., выделить некоторые особенности и тенденции эволюции партийной системы этой страны. Авторы предполагают, что в Швеции заканчивается эпоха многопартийной системы с одной доминантной партией. Швеция превращается в «нормальное» европейское государство с коалиционными правительствами и чередованием у власти партийных блоков. Парламентские выборы 2010 г. продемонстрировали тенденцию снижения привлекательности социал-демократической идеологии и политики. Электоральный успех крайне правой популистской партии «Шведские демократы» свидетельствует о том, что так называемая «ультраправая волна» превращается в одну из существенных тенденций развития не только континентальной, но и Северной Европы. Одной из причин роста популярности крайне правых партий является снижение доверия европейцев к существующей партийной системе.

Ключевые слова: партийная система Швеции, парламентские выборы 2010 г., политические партии Швеции.

У большинства европейцев Швеция ассоциируется с четырьмя образами: сильной социал-демократией, реализовавшей на практике модель государства всеобщего благосостояния, получившую название «шведского социализма», мебельной фирмой ИКЕА, книгами Стига Ларссона и Карлсоном, который живет на крыше. Прошедшие 19 сентября 2010 г. парламентские выборы ознаменовали собой важный этап в эволюции партийно-политической системы Швеции. Во-первых, они показали, что подошла к концу эпоха безраздельного доминирования Социал-демократической рабочей партии, во-вторых, впервые в одной из самых толерантных стран мира, гуманно относящихся к эмигрантам, партия с открытой анти-имиграционной программой сумела получить места в шведском парламенте. В данной статье предпринимается попытка проанализировать основные итоги парламентских выборов 2010 г. в Швеции, выделить некоторые особенности и тенденции эволюции ее партийной системы в XXI в.

Партии являются одним из главных элементов политической системы современного общества. Поскольку речь в данной статье

© И. Н. Новикова, Е. В. Толстова, 2011

идет о политических партиях Швеции, представляется полезным обратиться к мнению самих скандинавских политологов о том, что такое партия. Так, известный норвежский политолог Стейн Роккан определяет партию как «место переговоров общества с государством» (Rokkan, 1987, S. 66). Другой видный датский политолог Эрик Расмуссен дает следующее определение партии как «организации, стремящейся захватить и удержать власть, которую она использует для влияния на распределение благ в обществе» (Rasmussen, 1968, S. 181). В данной статье мы используем подход к понятию «политическая партия», сформулированный Расмуссеном.

Политические партии зародились на Севере Европы благодаря, во-первых, появлению народного представительства, из групп депутатов парламента, объединенных общими целями. Так, в Швеции еще в 1866 г. конституционная реформа обязала депутатов парламента четко заявлять о своей партийной принадлежности (см.: Исаев, Шишкин, Чеканский, 2000, с. 76, 78). Во-вторых, политические партии вырастали «снизу» на основе так называемых «народных движений», преследовавших прежде всего культурные цели: борьбу за трезвость, грамотность, языковое равноправие и др.

Швеция имеет однопалатный парламент — риксдаг, который включает 349 членов, избираемых на четыре года в третье воскресенье сентября по пропорциональной системе. Страна делится на 29 электоральных округов, каждый из которых избирает в среднем 11 представителей в парламент. Самый большой избирательный округ — шведская столица Стокгольм, жители которой избирают 38 членов парламента (Alvarez-Rivera, http://electionresources.org/se).

Швеция — страна с многопартийной политической системой. Согласно шведскому законодательству, политической партией является группа избирателей, принимающих участие в выборах под общим партийным наименованием. Закон не устанавливает жёстких требований к созданию политических партий, что привело к появлению большого количества политических организаций. В настоящее время в Швеции зарегистрировано 768 политических партий, большинство из которых являются региональными партиями или партиями «одного вопроса» (см.: Уайлз, 2010). В качестве примера можно назвать Жонглерскую партию (Jonglerinspartiet), которая выступает за то, чтобы в обществе как можно больше жонглировали. В партии состоит 34 члена. Другой пример — Нордический Союз — националистическая партия, целью которой является возобновление унии между Швецией, Норвегией и Данией.

Несмотря на партийное многообразие, шведская партийная система имеет существенную особенность — в партийнополитическом спектре в качестве доминантной политической силы

выделяется основанная в 1899 г. Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). С 1917 г. на протяжении 15 лет социал-демократы неоднократно входили в правительства или руководили ими. СДРПШ с 1932 г. непрерывно правила Швецией в течение 44 лет и только 13 лет(1976-1982, 1991-1994, 2006-2010) находилась в оппозиции, остальное время — у власти, формируя преимущественно однопартийные или возглавляя коалиционные кабинеты. Как заметил известный скандинавист И. Гришин, «СДРПШ можно было бы назвать партией власти, если бы это не вызывало неправомерной ассоциации» (Гришин, 2007, с. 54). Сочетание продолжительного правления шведской социал-демократии с демократическим характером политического режима представляет собой уникальную особенность в ряду многопартийных систем с доминантными партиями.

Факт прихода к власти социал-демократов, отражающих интересы рабочего класса, не без основания был определен скандинавскими политологами как «революция». С этого момента партийная система Швеции стала в сущности двухпартийной: для победы на выборах несколько небольших партий были вынуждены объединяться в коалицию против одной доминантной (см.: Исаев, Чекан-ский, Шишкин, 2000, с. 86-87). Например, чтобы разрушить монополию социал-демократов, в 2004 г. оппозиция объединилась в правоцентристский блок — «Альянс за Швецию». Его образовали Умеренная Коалиционная партия (УКП, модераты), Народная либеральная партия (НЛП), партия Центра (ПЦ) и Христианско-демократическая партия (ХДП). По итогам выборов 2006 г. возглавляемый молодым (1965 г. р.) харизматичным лидером Фредриком Рейнфельдтом (УКП) «Альянс за Швецию» сумел добиться желаемого результата, набрав 48,3% голосов избирателей, в том время как противостоящий им левоцентристский блок — 46,1% (Val till riksdagen, http://www.val.se/val/val2006/slutlig/R/rike/roster.html).

Бесспорно, длительное нахождение Социал-демократической партии у власти повлияло на развитие современной партийной системы Швеции. Примечательно, что в настоящее время среди шведских партий не наблюдается классического раскола на левых и правых — все основные партии, представленные сегодня в парламенте, так или иначе поддерживают концепцию «государства всеобщего благосостояния», так как шведское общественное мнение активно выступает в пользу данной идеи.

Важной особенностью шведской партийно-политической системы является ее гибкость: политические партии стремятся отвечать интересам электората, меняются в зависимости от изменения социальной структуры общества и его потребностей и, следователь___________________________________________________________________ 167

но, пытаются отражать интересы большинства (Hadenius, 1999, p. 168-169). Избирательные программы всех партий включают в себя такие необходимые составляющие государства благосостояния, как ответственность за проведение социальной политики, поддержание полной занятости среди населения, базовые социальные пособия, гендерное равенство.

За последнее десятилетие программы и приоритеты некоторых политических партий претерпели определенные изменения, на политической арене появились новые партии. В качестве примера можно выделить основанную в 2006 г. Пиратскую партию. Порожденные эпохой Интернета шведские «пираты» выступают против существующего законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов, копирайта, за неучастие Швеции в международных организациях по защите авторских прав, например ВТО, добиваются неограниченного некоммерческого обмена объектов авторских прав (Pirate Party Declaration, http://docs.piratpartiet.se/ Principles%203.1.pdf). Основным электоратом партии являются молодые пользователи сети Интернет, в частности, студенты и пользователи пиринговых сетей. В 2009 г. партии удалось получить одно место в Европейском парламенте, набрав 7,1% голосов (Anderson, http://arstechnica.com/tech-policy/news/2009/02/rick-falkvinge-is-the-face.ars). После подписания в ноябре 2009 г. странами-участницами Евросоюза Лиссабонского договора шведская Пиратская партия получила второе место в Европарламенте. И хотя именно в Швеции появилась первая пиратская партия, но влияние подобных политических организаций в обществе невелико. К примеру, на парламентских выборах 2010 г. шведские «пираты» набрали около 1% голосов, им не удалось пройти в риксдаг (Пиратская партия Швеции..., http://www.ruformator.ru/news/article06D3F/default.asp).

Парламентские выборы 2010 г. выявили новые тенденции в общественно-политической жизни Швеции.

Во-первых, они продемонстрировали высокую степень электоральной активности населения. Согласно данным шведской статистики, если в парламентских выборах 2006 г. принимало участие 82% избирателей, то в 2010 г. — на 2,6% больше (84,6%) (Allmanna valen...; 2011, p. 15). Результаты выборов в данном случае служат непосредственным отражением интересов большинства населения (Back, Larsson, 2008, p. 150-153). По статистическим данным, количество людей в Швеции, принимающих активное участие в избирательном процессе, с каждым годом возрастает (Табл. 1).

Во-вторых, парламентские выборы 2010 г. вошли в историю Швеции как одни из самых непредсказуемых с точки зрения результатов. Согласно шведским законам, избиратели имеют право голо-

совать по почте заранее в течение 18 дней, предшествующих выборам и, если они захотят, могут аннулировать предыдущее голосование по почте путем голосования на избирательных участках в день выборов.

Таблица 1. Электоральная активность на парламентских выборах в Швеции,

2002-2010

Показатель 2002 2006 2010 Изменения 2002-2006 Изменения 2006-2010

Количество людей, имеющих право голоса 6722163 6892009 7123651 +169846 +231642

Число проголосовавших 5385430 5650416 6028682 +264986 +378266

Процентный показатель проголосовавших 80,1 82,0 84,6 +1,9 +2,6

Источник: АПтаппа valen 2010, 2011, р. 15.

Накануне выборов ожесточенная борьба развернулась между двумя партийными блоками: находящимся у власти правоцентристским «Альянсом за Швецию» и «красно-зеленой коалицией», которую образовали СДРПШ, Левая партия и Партия зеленых. Кроме того, в обществе росла популярность не примкнувшей ни к одному блоку праворадикальной националистической партии «Шведские демократы». Исход выборов было сложно предугадать: результаты проводившихся в течение года опросов общественного мнения были неоднозначны. Влиятельная шведская газета «Свенска Дагбла-дет» (Svenska Dagbladet) регулярно публиковала результаты опросов общественного мнения (Рис. 1). Так, на 5 декабря 2009 г. лидировали коалиция социал-демократов и партии зеленых («краснозеленая» коалиция), «шведские демократы» укрепили свои позиции на показателе, достаточном для прохождения 4%-го порога в парламент (Зкор..., 2009, http://www.svd.se/nyheter/inrikes/skop-fortsatt-jamnt-mellan-blocken_3893749.svd).

3 августа 2010 г. результаты исследований общественного мнения изменились (рис. 2) — «шведские демократы» достаточно укрепили свои позиции, их показатель поднялся выше 5%, а разрыв между социал-демократами и умеренными сократился до 1%. Шведская пресса активно стала обсуждать позиции шведских демократов в парламенте — согласится ли какой-либо из двух блоков на сотрудничество с новой партией с целью увеличения своего большинства в парламенте (см.: Melen, Boskas, 2010, http://www. aftonbladet.se/nyheter/valet2010/opinionsundersokningar/article7561925.ab).

________________________________________________________________ 169

Источник: Skop: Fortsatt jаmnt те11ап.., 2009, http://www.svd.se/nyheter/inrikes/skop-fortsatt-jamnt-me11an-b1ocken_3893749.svd.

Рис. 1. Результаты опроса общественного мнения на 5 декабря 2009 г.

Но Фредерик Рейнфельдт, лидер Умеренной коалиционной партии, как и Мона Салин, лидер социал-демократов, продолжали открыто заявлять о невозможности сотрудничества с новой партией «Шведских демократов» даже в случае необходимости формирования правительства меньшинства (Rodgrona undrar om..., 2010).

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Рис. 2. Результаты опроса общественного мнения на 3 августа 2010 г.

Характеризуя основные итоги шведских парламентских выборов, следует отметить отсутствие абсолютного лидера. Партии, входящие в «Альянс за Швецию» получили 173 мандата из 349, или 49,6% мест. Противоположная коалиция, красно-зеленые, совместно получили 156 мест, что приравнивается к 44,7%. Оставшиеся 20 мест получили Шведские демократы, которые не вошли ни в один из блоков (АИтаппа valen 2010, 2011, р. 8). Следовательно, ни одна из коалиций не получила большинства мест в парламенте.

Таблица 2. Парламентские выборы 2006, 2010 г. Распределение действительных бюллетеней по партиям

Основные партии Действительные бюллетени 2006 Действительные бюллетени 2010

число процентный показатель число Процентный показатель

Все партии 5 551 278 100,0 5 960 408 100,0

СДРПШ 1 942 625 35,0 1 827 497 30,7

Умеренная коалиционная партия 1 456 014 26,2 1 791 766 30,1

Партия зеленых 291 121 5,2 437 435 7,3

Народная либеральная партия 418 395 7,5 420 524 7,1

Партия центра 437 389 7,9 390 804 6,6

Шведские демократы 162 463 2,9 339 610 5,7

Левая партия 324 722 5,8 334 053 5,6

Христианско- демократическая партия 365 998 6,6 333 696 5,6

Остальные партии 152 551 2,7 85 023 1,4

Итогом выборов 2010 г. стало формирование парламента, в котором впервые представлено такое большое количество партий, а именно восемь партий: Объединенные в коалицию «Альянс за Швецию» четыре несоциалистические партии: Умеренная коалиционная партия (107 мест), Народная партия - Либералы (24 места), Партия центра (23 места), Христианско-демократическая партия (19 мест); объединенные в «красно-зеленую» коалицию две партии социалистической ориентации — Социал-демократическая рабочая партия (112 мест), Левая партия (19 мест) — и Партия окружающей среды (партия зеленых) (25 мест); одна праворадикальная партия — Шведские демократы (20 мест) (The parties in the Riksdag, 2010).

Рассмотрим основные идеологические установки прошедших в риксдаг партий. Как уже отмечалось, крупнейшей и самой влиятельной партией Швеции является Социал-демократическая рабочая партия (Sveriges socialdemokratiska arbetareparti), которая нахо-

дилась у власти в течение большей части XX века. Партия придерживается идеологии демократического социализма, отстаивает принципы общественного правления в сочетании с рыночной экономикой. Ее главная цель — «всеобщее благосостояние». Кроме того, СДПРШ является активной защитницей идей феминизма, выступает против любых видов и форм дискриминации (Программа СДПШ, 2001; Лассинантти, 2003, с. 133-136). Социал-демократы сыграли существенную роль в построении «шведской модели» государства всеобщего благосостояния (Esping-Andersen, 2000). Вследствие доминирования социал-демократов, несоциалистические партии, находящиеся в оппозиции, долгое время были не в состоянии проводить стабильную политическую линию, которую в свою очередь четко и уверенно выстраивали социал-демократы. Поэтому создание «шведской модели» государства благосостояния часто связывают именно с успешным воплощением программы социал-демократов, с их долгим и стабильным нахождением у власти, послевоенной борьбой против бедности и построения «дома для всех» (Lundberg, 2001). Изменение политической обстановки в 1980-1990-е гг. вынудило социал-демократов поменять свои политические установки, сократить инициативы в области социального обеспечения и стать открытыми для либеральных реформ (Lindbom, 2001). Реформирование «шведской модели» государства всеобщего благосостояния в 1990-е годы стало возможным во многом благодаря готовности социал-демократов к сотрудничеству с правыми оппозиционными партиями (Eitrheim, Kuhnle, 2000).

Однако в начале XXI в. популярность шведских социал-демократов постепенно падает (табл. 3). Последние парламентские выборы стали для социал-демократов наихудшими за всю их историю (Stiernstedt, 2010). Хотя партия получила 30,7% голосов и продолжает оставаться самой крупной партией в риксдаге, на последних выборах партия показала наихудшие результаты со времен введения всеобщего избирательного права в 1921 г. По сравнению с выборами 2006 г. в процентном соотношении социал-демократы потеряли 4,3%. СДРПШ получила 112 мандатов, что на 18 мест меньше по сравнению с выборами 2006 г. (Табл. 2).

Парламентские выборы 2010 г. заставили Социал-демократическую партию задуматься над своими политическими установками, а также о причинах потери доверия среди населения (Eriksson, 2011a). Одной из причин поражения партии стало отсутствие харизматичного лидера. С 2007 г. пост председателя партии занимала Мона Салин, которая оказалась менее успешной в привлечении электората, чем ее конкурент Ф. Рейнфельдт. После поражения на выборах М. Салин заявила, что не будет участвовать в

перевыборах председателя партии, которые состоялись 25-27 марта 2011 г. Новым лидером социал-демократов был избран Хокан Юхольт. Но, согласно данным опросов общественного мнения, лишь 24% населения испытывает доверие к нему (доверие к М. Са-лин оставалось на уровне 41%) (Eriksson, 2011b).

Таблица 3. Результаты шведских социал-демократов на парламентских выборах, 1964-2010(%)

1964 47,3

1968 50,1

1976 42,7

1994 45,3

2002 39,9

2010 30,7

Источник: Кауко Suomessa кшп Ruotsissa? // Ша^ашта1 21.09.2010

Второй влиятельной партией является правоконсервативная Умеренная коалиционная партия (Moderata samlingspartiet, или мо-дераты), которая была создана в 1904 г. В настоящий момент ее идеология представляет собой комбинацию ценностей либерализма и консерватизма. Партия выступает в защиту прав человека, за свободный рынок, приватизацию и сокращение темпов роста государственного сектора экономики. Умеренные фокусируют свое внимание на таких вопросах, как снижение налогов, увеличение количества рабочих мест, улучшение качества системы образования. За последнее десятилетие отмечается существенный сдвиг данной партии к центру политического спектра, что делает ее более популярной и привлекательной для электората, ранее отдававшего голоса за социал-демократов. Основная миссия так называемых «новых умеренных» заключается в том, чтобы «решить социальные проблемы и сделать Швецию одной из лучших стран для жизни» (Moderatema, 2011). Предвыборную кампанию 2010 г. партия вела под лозунгом «Вперед вместе», позиционируя себя в качестве «рабочей партии нового времени», тем самым перехватив часть электората социал-демократов (^иг1]еН, 2010). Умеренной коалиционной партии удалось второй раз подряд (первый раз — в 2006 г.) сформировать правительство в коалиции с Партией центра, Христианско-демократической партией и Народной партией Ее лидер Фредрик Рейнфельдт стал премьер-министром на второй срок. Рейнфельдта нередко называют «шведским двойником» Э. Блэра, который действительно превратил по-тэтчеристки консервативную партию в партию «нового лейборизма» (Гришин, 2007, с. 62). В настоящее время председателем УКП является 33-летняя София

______________________________________________________________ 173

Аркельстен (Sofia Arkelsten), специалист в области охраны окружающей среды. Для новых умеренных прошедшие выборы стали наилучшими со времен введения в Швеции всеобщего избирательного права. Они получили 30,1% голосов и стали второй по величине партией в риксдаге. Данный результат означает, что партия получила 107 мест в парламенте, что на 10 мест больше по сравнению с выборами 2006 г. (Lat vinnarna regera, 2010).

Успех сопутствовал и Партии зеленых (Miljopartiet de grona), показавшей третий результат на выборах и увеличившей свою поддержку более чем на 2% по сравнению с выборами 2006 г. Эта партия возникла в 1982 г. как следствие мирового движения в борьбе с загрязнением окружающей среды. Непосредственным стимулом для консолидации экологического движения в стране стал референдум 1980 г. по поводу национальной программы развития атомной энергетики. Партию зеленых довольно равномерно поддерживают по всей стране и в различных группах населения. Чуть большее предпочтение им отдают лица наемного труда, занятые в общественном производстве. Шведские «зеленые» отвергают иерархический принцип построения партии. Организацию возглавляют два сопредседателя, которые меняются каждый год. Партия предлагает заменить ядерную энергетику альтернативными источниками энергии (Программа партии зеленых). «Зеленые» не причисляют себя ни к «правым», ни к «левым», хотя многие их идеи, связанные с развитием демократических институтов на местном уровне, говорят в пользу того, что данная партия ближе к левому, чем к правому крылу партийного спектра.

Народная либеральная партия (Folkepartiet liberalerna) ведет начало своего существования с 1895 г. и ориентируется преимущественно на средний класс. Она традиционно связана с умеренными движениями и мелкими религиозными объединениями. Интересной чертой идеологии этой партии является попытка социализации либерализма (socialliberalismen): негативные последствия свободной конкуренции и рыночных отношений (безработица, например) должны, по мнению народных либералов, устраняться государственным вмешательством (см.: Исаев, Чеканский, Шишкин, 2000, с. 97-98). Социальный либерализм подразумевает смешанную экономику, поддерживаемую социальными программами по обеспечению различных видов помощи гражданам страны. Девиз партии — «социальная ответственность без социализма». Вопросы создания новых рабочих мест, снижения налогов для малоимущих, качества образования, гендерного равноправия, охраны окружающей среды, интеграции иммигрантов, углубления европейской интеграции были и остаются центральными в политике партии. Особое внимание

партия уделяет международному сотрудничеству. В программе партии указывается на то, что «необходимо распахнуть двери навстречу мира, углубить межъевропейское сотрудничество и ввести евро в качестве официальной валюты Швеции» (Программа Народной либеральной партии, 2010). Председателем партии является министр образования Ян Бьеклунд.

Партия центра (Сenterparti) — бывший Крестьянский союз, представляет интересы сельского населения, в 1957 г. она сменила название для того, чтобы подчеркнуть свою ориентацию на более широкие слои избирателей среднего класса. Партия выступает за необходимость децентрализации экономической и политической власти в стране. Важнейшими вопросами, определяющими политический профиль Партии центра, являются региональная политика и борьба за выживание сельскохозяйственных районов, а также охрана окружающей среды. Долгое время партия выступала против использования ядерной энергии. В последнее время она стремится быть более либеральной организацией, привлекающей городской электорат. Примечательно, что в 2006 г. Партия центра была самой быстро развивающейся партией в Стокгольме. Партия выступает за развитие предпринимательства, усиление мер по охране окружающей среды, тесное сотрудничество с ЕС в вопросах изменения климата, борьбы с международной преступностью и обеспечение демократических прав и свобод (Where people..., 2001). Председателем партии является вице-премьер и министр энергетики и промышленности Мод Улофссон.

Христианско-демократическая партия (Kristedemokratiska samhallspartiet) образовалась в 1964 г. для противодействия известным явлениям шведской жизни, спровоцированным мировой сексуальной революцией. На первом месте для христианских демократов стоят традиционные христианские ценности, как это понимают лютеране. В 1987 г. партия получила современное наименование, впервые ей удалось провести своего кандидата в риксдаг на выборах 1991 г. (см.: Исаев, Чеканский, Шишкин, 2000, с. 97-98). Сегодня, как и много лет назад, партия ставит семью в центр своей политики. Она добивается улучшения ухода за пожилыми людьми, снижения налогов, укрепления традиционных семей. Свою идеологию христианские демократы называют «неолиберализмом с человеческим лицом» (Программа Христианско-демократической партии, 2001). Председатель партии — Йоран Хэгглунд, министр здравоохранения и социальной защиты.

Левая партия, бывшая Коммунистическая партия Швеции, несколько снизила свои показатели по сравнению с 2006 г., набрав 5,6% голосов. Ее идеология отражает основные идеи еврокомму-

низма. Политика и деятельность шведских левых основывается на таких принципах, как создание общества, в котором отсутствуют классы, дискриминация по национальной принадлежности и гендерное неравенство. Левые называют себя «социалистической и феминистской партией». Основные идеи программы партии — это социальная защищенность, мир, равноправие (Программа Левой партии, 2004). Председатель партии Ларе Оли является активным сторонником вывода шведских войск из Афганистана.

Новой партией, прошедшей в парламент, стала праворадикальная популистская партия Шведские демократы, лидером которой является Джимми Окессон. Впервые Шведским демократам удалось пройти 4%-й избирательный барьер и получить места в парламенте. Партия получила 5,7% голосов, что на 2,8% больше по сравнению с выборами 2006 г., и заняла 20 мест в риксдаге. Таким образом, ультраправая волна настигла и европейский «заповедник толерантности» Швецию, которая стала 21-й страной в Европе, где в центральных органах власти присутствует крайне правая партия.

Феномен роста ультраправых популистских партий и движений привлекает сегодня внимание многих политологов (см: Денчев, 2008, с. 68-83; Барыгин, Ланко, 2009; Тэвдой-Бурмули, 2005, с. 68-83; Muddle, 2007). При этом наблюдается терминологический хаос в определении крайне правых. В научной литературе встречаются такие определения их идеологии, как крайне правый национализм, крайне правый популизм, национальный популизм, популистский национализм, этно-национализм, нейтивизм, реакционный трайбализм и др. (см.: Mudde, 2007, p. 12).

Известный специалист в данной области Камен Денчев выделяет следующие основные черты крайне правых партий: а) ультраправые партии «противопоставляют себя политическим партиям, представляющим основной политический класс, и считают себя единственными силами, способными защитить интересы всего угнетенного народа»; б) «критикуют национальный истеблишмент за рационализированную риторику, выступая за простоту принятия решений и за то, чтобы политика была понятна народу и соответствовала здравому смыслу»; в) в своей деятельности они используют антиавторитарные призывы, определяя существующую демократию как «фальшивую», «авторитарную». Их моральный код базируется на противопоставлении хорошего общества и плохой политики, хороших «низов» и плохих «верхов»; г) критика больших партий сопровождается подчеркиванием своей маргинальности, периферий-ности, несистемности. Небольшой размер этих партий зачастую трактуется как показатель их «новизны» либо как свидетельство их непричастности к «грязной» большой политике; д) подобные партии

«подвергают резкой критике современную политику, прибегая к агрессивной оппозиционной борьбе, и они предпочитают не согласие, а конфронтацию»; е) ультраправые партии ратуют за «новую демократию». Они рассматривают себя в качестве «жертв» современной политики властвующих элит, которые якобы не только манипулируют народом, но и подавляют всякую живую альтернативу»; ж) идеологической основой ультраправых партий выступает «харизматический популизм», при котором идея перемен сочетается с образом единственного героя, ратующего за них, а также афишируется идея «неполитического» языка; часто используются архаические символы и эксплуатируются формы культурной, спортивной, «ресторанной» или «увеселительной лексики и компаний» (Денчев, 2008, с. 81-82).

Все вышеперечисленные характеристики присущи Шведским демократам. Данная партия была основана в 1988 г., в своей идеологии она ориентируется на другие европейские праворадикальные партии, в частности на французский «Национальный фронт» (см.: Болотникова, 2008). Партия получила известность благодаря своей антииммиграционной риторике, а также ностальгической идее возвращения «дома для народа» (см.: Gardell, 2009).

Предвыборная программа шведских демократов была популистской и включала семь положений:

1) Эмигранты. Главную задачу Шведские демократы видят в закрытии дверей для иммигрантов уже с 2011 г.;

2) Война в Афганистане. Шведские демократы требуют возвращения домой войск из Афганистана до 2013 г. Вместо поддержки миротворческих операций ООН они выступают за усиление собственной безопасности Швеции, в том числе за возвращение к всеобщей воинской повинности (военное обучение в течение трех месяцев).

3) Европейский Союз. Партия выступает за выход из ЕС, при этом Швеция остается в Европейском экономическом пространстве. В качестве образца взаимоотношений с ЕС и другими международными организациями и иностранными государствами рассматривается Швейцария.

4) Преподавание родного языка. Шведские демократы выступают за углубление и усиление качества преподавания шведского языка в школах и настаивают на прекращении преподавания языков эмигрантов.

5) Борьба с преступностью. Партия предлагает ввести уголовную ответственность несовершеннолетних не с 15, как это есть сейчас, а с 12 лет. Осужденных за преступления 12-летних детей следовало бы наказывать с помощью закрепленных на ногах специальных электронных браслетов, контролирующих их передвижение.

6) Пенсионеры. Шведские демократы выступают «за безопас-

ную и достойную старость». Они обещали дать пенсионерам налоговых льгот на сумму 13 млрд крон уже в 2011 г., что на 8 млрд крон больше, чем правительство обещало перед выборами, и на 5,5 млрд крон больше, чем обещала «красно-зеленая» оппозиция.

7) «Живая» деревня. По мнению шведских демократов, необходимо заботиться и защищать деревню, как «неотъемлемую часть шведской идентичности» (llta-sanomat, 2010, p. 18-19).

В предвыборной кампании оружием Шведских демократов стала телевизионная реклама, открыто враждебная к иммигрантам. Особенно эффектным оказался ролик «Швеция или Шведистан?», в котором одетые с ног до головы в черное мусульманские женщины лезут вне очереди, отпихивая шведских бабушек-пенсионерок в сберегательных кассах. За кадром просматривались вполне понятные идеи: растущие год из года орды иммигрантов «уносят» деньги истинных шведов. Реклама как бы говорила избирателю — можешь выбирать: пенсионер или иммигрант. В итоге, шведский канал ТВ 4 запретил трансляцию данного ролика. Многие шведы были ошеломлены вхождением шведских демократов в парламент. В социальной сети Facebook 17-летняя шведская девушка Фелисия призвала сограждан собраться в центре Стокгольма на митинг протеста против шведских демократов. Призыв был услышан, около 10 тыс. шведов собралось на площади Сергели. Акции протеста состоялись и в других шведских городах Мальмё и Гётеборге (Ibid.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парламентские выборы 2010 г. продемонстрировали тенденцию снижения привлекательности социал-демократической идеологии и политики. Если поражение социал-демократов в 2006 г. многие рассматривали как случайность, то итоги 2010 г. говорят в пользу того, что случайность становится тенденцией. Одной из объективных причин поражения социал-демократов и успеха правоцентристской коалиции стали изменения в структуре электората. Социал-демократическая партия с самого своего создания была политической силой индустриального общества, партией рабочего класса. В современном постиндустриальном обществе доля рабочих падает, растет средний класс, что объективно способствует правым, которые более успешно играют на поле среднего класса. Другая причина заключается в том, что в условиях экономического кризиса население более склонно доверять правым, так как считается, что они лучше разбираются в экономике и, следовательно, скорее выведут страну из кризиса. Действительно, в период правления правоцентристской коалиции Швеция оказалась в числе стран, которые меньше всего пострадали от мирового финансового кризиса 2008 г., что послужило одним из факторов победы «Альянса за Швецию». Результаты парламентских выборов говорят о том, что в Швеции

заканчивается эпоха многопартийной системы с одной доминантной партией. Швеция превращается из социал-демократического в «нормальное» европейское государство с коалиционными правительствами и чередованием у власти партийных блоков.

Успех крайне правой партии в стране, которая до недавнего времени считалась образцом демократии и толерантности, говорит о том, что «ультраправая волна» становится одной из существенных тенденций развития партийных систем не только континентальной, но и Северной Европы. Раньше всех на Севере Европы успех сопутствовал ультраправым популистам Дании, где Датская народная партия (Dansk Folkeparti) в 1998 г. на первых в ее истории выборах провела в парламент 14 своих представителей (см.: Исаев, 2000, с. 93). В 2001 г. она заняла третье место после либералов и социал-демократов и вошла в правительственную коалицию (см.: Ланко, 2009; Денчев, 2008, с. 81). В 2009 г. в Норвегии ультраправая популистская Партия прогресса (Fremskrittsparti) получила почти 23% голосов и 41 кресло в парламенте, став второй по величине силой (Parties and Elections in Europe, 2009). В 2010 г. в Швеции крайне правые впервые вошли в парламент. Вслед за Швецией на парламентских выборах в Финляндии в апреле 2011 г. националистическая партия «Истинные финны» («Perussuomalaiset») заняла третье место в парламенте (39 мест из 200), получив почти 19% голосов (см.: Ермолаева, 2011).

Рост популярности ультраправых националистов свидетельствует о том, что европейцы теряют доверие к существующей партийной системе. Периодическая смена у власти «системных» группировок левого и правого центров, объединенных консенсусом вокруг базовых ценностей постиндустриального общества, все менее ощутимо отражается на повседневной жизни рядового гражданина. Как заметил по этому поводу К. Денчев (Денчев, 2008, с. 81), «свобода маневра умеренных партий жестко ограничивается требованиями глобализации и евростроительства. В таких условиях избиратель не видит других способов выражения своего недовольства, кроме бойкота выборов или голосования за национал-популистов: не веря в возможность их прихода к власти, да и чаще всего не желая его, он просто стремится преподать урок власть имущим».

Литература

Барыгин И. Н. Крайне правые тенденции политической жизни в политологическом дискурсе // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 1. С. 137-158.

Болотникова Е. Г. Праворадикальные партии Швеции // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 1. С. 49-57.

Гоишин И. Выборы в Швеции: судьбоносный сдвиг? // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 54-67.

Денчев К. «Ультраправая волна» в Европе: 90-е годы XX - начало XXI века // Новая и новейшая история. 2008. № 5. С. 68-93.

Ермолаева Н. Суоми сказал «нет» // Российская газета. 2011. 19 апреля.

Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М.: РОССПЭН, 2000. 279 с.

Ланко Д. А. Популизм и политическое участие: уличные беспорядки в странах Балтийского региона в 2007-2009 гг. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 2. С. 209-230.

Лассинантти Г. Шведская модель — третий путь? // Северная Европа. Проблемы истории. М.: «Наука», 2003. Вып. 4. С. 126-140.

Пиратская партия Швеции проиграла парламентские выборы, 2010 // http://www.ruformator.ru/news/article06D3F/default.asp

Программа Левой партии, 2004 // http://www.vansterpartiet.se/index.

php?option=com_content&view=article&id=1062 (дата обращения 13.10.2010).

Программа Партии зеленых // http://mp.se/files/82000-82099/file_82014pdf (дата обращения 13.10.2010).

Программа СДПШ, 2001 г. // http://www.socialdemomraterna.se/upload/ Interna-tionellt/0ther%20Langueges/Internationellt%20Program%20English.pdf (дата обращения 13.07.2008).

Программа «Народная партия — либеральная партия Швеции», 2010 // http://www.folkpartiet.se/ImageVault/Images/id_12267/scope_0/ImageVaultHandler.aspx Программа Христианско-демократической партии, 2001 //

http://www.kristdemokraterne.se/upload/files/varpolitik/principprogram/kd_principprg.pdf (дата обращения 15.04.2011).

Тэвдой-Бурмули А. Правый радикализм в Европе // Современная Европа. 2005. № 4. С. 87-94.

Уайлз Д. Политические партии Швеции: краткий обзор. 6.06.2010 //

http://www.sweden.se/ru/Start/Work-live/Reading/Swedens-political-parties--a-quick-guide/ Allmanna valen 2010. Del 1. Riksdagen den 19 september 2010. Sveriges officiella statistic. 2011. p. 15.

Alvarez-Rivera M. Election Resources on the Internet: Elections to the Swedish Riksdag // http: //electionresources.org/se

Anderson N. Political pirates: A History of Sweden's Pirat partiet //

http://arstechnica.com/tech-policy/news/2009/02/rick-falkvinge-is-the-face.ars

Asp K. Stark negativ rapportering om Mona Sahlin i Expressen. DN. 18.09.2010 // http://www.dn.se/debatt/starkt-negativ-rapportering-om-mona-sahlin-i-expressen

Back H, Larsson T Voting Behaviour, Governing and Governance in Sweden. 2008. P. 150-153. Berggren H., Tradgardh L. Pippi Longstocking: The Autonomous Child and the Moral Logic of the Swedish Welfare State // Swedish Modernism: Architecture, Consumption and the Welfare State / Mattsson H., Wallenstein S.-O. (eds.). 2010. P. 10-23.

Eitrheim P., Kuhnle S. Nordic Welfare States in the 1990s: Institutional stability, signs of divergence // Survival of the European Welfare State / Kuhnle S. (ed.). 2000. P. 39-56.

Eriksson A, Lillemor I. Regeringen och MP i «historisk overenskommelse». DN. 03.03.2011 // http://www.dn.se/nyheter/politik/regeringen--mp-eniga-om-migrationen Eriksson G. Varldsmastarnas fall. SvD. 25.03.2011b //

http://www.svd.se/nyheter/inrikes/varldsmastarnas-fall_6037885.svd

Eriksson G. Folkigheten svar att matcha for M, SvD 25.03.2011a // http://www.svd.se/nyheter/inrikes/folkligheten-svar-att-matcha-for-m_6041123.svd

Esping-Andersen G. The Making of a Social Democratic Welfare State // Creating Social Democracy: A Century of the Social Democratic Labor Party in Sweden / Misgeld K., Molin K., Amark K. (eds.). 2000. P. 35-66.

Gardell C. J. Forlorat paradis. SvD. 14.06.2009 // http://www.svd.se/kultur/litteratur/ forlorat-paradis_3059339.svd 180 _____________________________________________________________________________

Gustafsson A. Sex viktiga fragor att losa. SvD. 11.03.2011 //

http://www. svd.se/nyheter/inrikes/sex-viktiga-fragor-att-losa_5998275.svd

Hadenius S. Swedish Politics During the 20th Century: Conflict and Consensus, 5th Edition 1999. P. 155-172.

Hennel L. Rekordmycket pengar i skattkistan. SvD 2011 // http://www.svd.se/nyheter/ inrikes/rekordmycket-pengar-i-skattkistan_6083443.svd

Johansson H. S kritiserar skattsankningar. SvD. 23.04.2011 // http://www.dn.se/ ny-heter/politik/s-kritiserar-skattesankningar

Larsson M., Olsson H. Reinfeldts overenskommelse med S uppror smapartiet. DN // http://www.dn.se/nyheter/politik/reinfeldts-overenskommelse-med-s-uppror-smapartier (дата обращения 30.03.2011).

Lat vinnarna regera. SvD. 21.09.2010 // http://www.svd.se/opinion/ledarsidan/lat-vinnarna-regera_5368919.svd (дата обращения 14.04.2011).

Lindbom A. Dismantling the Social Democratic Welfare Model? Has the Swedish Welfare state Lost its Defining Characteristics? // Scandinavian Political Studies. 2001. Vol. 24:3. P. 171-193.

Lundberg U., Amark K. Social Rights and Social Security: The Swedish Welfare State, 1900-2000 // Scandinavian Journal of History. 2001. Vol. 26:3. P. 157-176.

Kayko Suomessa kuin Ruotsissa? // Ilta-sanomat. 21.09.2010.

Melen J., Boskas E. Stodet for SD okar — kaos hotar. Aftonbladet. 03.08.2010 // http://www.aftonbladet.se/nyheter/valet2010/opinionsundersokningar/article7561925.ab (дата обращения 4.04.2011).

Moderaterna - the worker's party of today, 2011 // http://www.moderat.se/web/In_ English/aspx

Mudde C. Populist Radical Right Parties in Europe. Cambridge University Press, 2007. 385 p.

Novus: S okar for tredje gangen. DN. 22.04.2011 //

http://www.dn.se/nyheter/politik/novus-s-okar-for-tredje-gangen

Olsson O. Regeringens forslag ar inte tillrackligt. SvD. 10.04.2011 //

http://www.svd.se/nyheter/inrikes/regeringens-forslag-inte-tillrackligt_6079677.svd

Parties and Elections in Europe, Norway-2009 // http://www.parties-and-elections.de/norway.html (дата обращения 3.10.2010).

Pirate Party Declaration of Principles 3.1. // http://docs.piratpartiet.se/Principles%203.1.pdf Rasmussen E. Komparativ politik. Bd. 1. K0benhavn, 1968.

Rokkan S. Stat, nasjon, klasse. Oslo, 1987.

Rodgrona undrar om Reinfeldt och SD. SvD. 13.09.2010 //

http://www. svd.se/nyheter/inrikes/rodgrona-undrar-om-reinfeldt-och-sd_5310503.svd (дата обращения 14.04.2010).

Skop: Fortsatt jamnt mellan blocken. SvD. 05.12.09 // http://www.svd.se/nyheter/inrikes/ skop-fortsatt-jamnt-mellan-blocken_3893749.svd (дата обращения 14.04.2011).

Stiernstedt J. Alliansen segrar — SD blir vagmastare. DN. 20.09.2010 // http://www.svd.se/nyheter/inrikes/skop-fortsatt-jamnt-mellan-blocken_3893749.svd (дата обращения 14.04.2011).

The parties in the Riksdag // http://www.riksdagen.se/templates/R_Page_______773.aspx

Thurfjell K. M siktar in sig pa S-valjare. SvD. 12.08.2010 //

http://www.svd.se/nyheter/inrikes/politik/valet2010/m-siktar-in-sig-pa-s-valjare_5125309.svd Val till riksdagen // http://www.val.se/val/val2006/slutlig/R/rike/roster.html (дата обращения 12.09.2010).

Wolodarski P. Allians for Sverige. DN. 05.03.2011 //

http://www.dn.se/ledare/signerat/allians-for-sverige

Where people can grow. The Swedish Centre Party's Statement of general Policies, 2001 // http://www.centerpartiet.se/Documents/otherlanguages/ideprgeng.pdf (15.04.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.