УДК-323
DOI 10.34823/SGZ.2021.1.51535
Е. В. КУВШИНОВА аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова*
Партия «ШАС» и её место в политической системе Израиля
Цель данной статьи двоякая: исследование «ШАС» как политической партии и ее места в израильской политической системе, и, косвенно, что это говорит об израильском государстве и обществе.
Ключевые слова: ШАС, политическая партия, ультраортодоксальные евреи, избирательная система, партийная система, Израиль.
E.V. KUVSHINOVA Postgraduate student in the Department of Political
Science of the East of the Institute of Asian and African Studies, Moscow State University named after M.V.
Lomonosov
Party Shas and its role in the political system of Israel
The aim of this article is twofold: the exploration of Shas as a political party and its role in the Israeli political system and, indirectly, what it says about the Israeli state and society.
Keywords: Shas, political party, ultra-orthodox Jews, electoral system, party system, Israel.
Партия «ШАС» («Соблюдающие традицию сефарды») представляет собой интересный пример израильской политики, поскольку ее особое внимание к религии, этнической принадлежности и клиентелизму указывает на наличие ряда социальных и политических разногласий внутри государства, которые не проявляются так явно в странах Запада. Тема
* * Кувшинова Екатерина Валерьевна, e-mail: [email protected].
данной статьи особенно актуальна в свете последних трёх выборов в Кнессет 2019-2020 гг., продемонстрировавших специфический характер зависимости израильских партий от существующих расколов в обществе. На сегодняшний день понимание контекста, в котором работает «ШАС», и ее отношения к политическим и общественным расколам крайне необходимо для исследования современного израильского общества и политической системы в целом.
Европейская демократия легла в основу зарождающегося израильского государства, и во многих структурных отношениях Израиль напоминает европейскую демократию1. Однако «ШАС» иллюстрирует, что израильская политическая система менее западна, чем это обычно принято считать, и предполагает, что партийная система Израиля также может быть понята в контексте Ближнего Востока.
К 1970-м гг. многие израильтяне - выходцы из ближневосточных еврейских общин мобилизовались по этнорелигиозным соображениям, чего ранее не наблюдалось в израильской политике. Сефардские иммигранты не могли стать частью концепции израильской идентичности того периода: они не «вписывались» ни в одну из сионистских групп (правых, левых или религиозных) и не принадлежали к ультраортодоксальному еврейству ашкеназского толка. Следствием такой мобилизации стало создание в 1984 г Всемирной сефардской ассоциации хранителей Торы (известной по еврейской аббревиатуре «ШАС»), которая по сей день во многом напоминает ближневосточную политическую партию, но действует в рамках политической системы Израиля западного стиля.
Как политическая партия «ШАС» обладает двумя разными, но взаимосвязанными отличительными чертами. Во-первых, в основе «ШАС» и ее наиболее влиятельного круга избирателей находятся ультраортодоксальные евреи, на долю которых приходится половина голосов партии1. Стоит отметить, что ультраортодоксальные граждане отличаются от других религиозных избирателей в Израиле тем, что прежде всего руководствуются наставлениями своих духовных лидеров и
1 Medding Y. The Founding of Israeli Democracy, 1948-1967. Oxford: Oxford University Press, 1990. p. 15.
1 Результаты 23-х выборов в Кнессет // Центральная избирательная комиссия Израиля. 02.03.2020 // https://bechirot23.bechirot.gov.il/election/Docu-merrts/no:3%o2023calcilation_of_distribiition_mandates_knesset_23.pdf (дата доступа: 27.04.2020).
строгим социальным консерватизмом, затмевающим все другие идеологии, такие как национализм и безопасность1. Позиция «ШАС» как представителя интересов ультраортодоксальных избирателей выражается в том, что она ищет правительственной поддержки и финансирования своих институтов, которые в основном являются образовательными и религиозными. Использование этого финансирования в некотором смысле представляет собой «клиентские отношения»2, где политическая поддержка «ШАС» вознаграждается поддержкой религиозных учреждений.
Наряду с тем, что ультраортодоксальное голосование проводится по строго религиозным канонам, существует также и этническое различие, поскольку ультраортодоксальные евреи, как правило, голосуют за «ШАС» или за партию «Яхдут ха-То-ра» в зависимости от того, являются ли они сефардскими или ашкеназскими. Термин «ашкеназим» используется для описания лиц с европейским происхождением, в то время как «се-фардим» включает в себя не только выходцев из испанских общин, но также и евреев-мизрахим («восточные»), имеющих ближневосточное или североафриканское происхождение. Важно отметить, что партия «ШАС» подчеркивает религиозную близость своих избирателей к ашкеназим, нежели к
3
палестинцам .
Для более детального изучения партии «ШАС» необходимо рассмотреть связь между избирательными системами и структурой партийных систем. Другими словами, в чем заключаются успехи или неудачи политических партий и чем отличаются партийные системы по количеству партий и степени идеологической поляризации. Одна из широко распространенных школ в политической науке делает акцент на свободе действий и подчеркивает роль, которую избирательная система играет в пользу социальной структуры, определяющей партийную систему. Наиболее влиятельной работой этой школы является теория социальных расколов Липсета-Роккана,
1 Hirsch-Hoefler S, Canetti D, Pedahzur A. Two of a Kind? Voting Motivations for Populist Radical Right and Religious Fundamentalist Parties // Electoral Studies, 2010, vol. 29, № 4. p. 686.
2 Hicken A. Clientelism // American Review of Political Science, 2011, vol. 14. Available at: https://www.annualreviews.org/doi/10.1146/annurev.polisci.031908.-220508 (accessed: 06.07.2020).
3 Deshen S, The Emergence of the Israeli Sephardi Ultra-Orthodox Movement // Jewish Social Studies, 2005, vol. 11, № 2, p. 77.
которая предполагает, что разногласия в обществе (т. е. расколы) определяют количество политических партий1. Эта пар-тологическая теория формирует основу данной статьи. Является ли успех «ШАС» результатом того, что израильская система обеспечивает «открытый политический рынок» и структуру коалиционного правительства, которая позволяет процветать небольшим партиям? Или же успех «ШАС» является результатом фундаментальных изменений в израильском обществе? Автор исследования стремится определить отношение «ШАС» к израильской демократии и обществу, рассматривая данную партию через призму этих двух вопросов, уделяя особое внимание определению причины и следствия.
В Израиле функционирует система пропорционального представительства, которая была названа также экстремальной избирательной системой2, поскольку вся страна выступает в качестве единого избирательного округа без мест, закрепленных за конкретными населенными пунктами. Это означает, что голоса напрямую переводятся в места в Кнес-сете (всего 120 мест). Подобная система является крайне удобной как для крупных партий, так и для средних, поскольку в Израиле существует относительно низкий проходной барьер в 3,25%. Эти составляющие райне важны для понимания успеха «ШАС» как политической партии: они показывают чрезвычайно партийно-ориентированную систему Израиля и отзывчивость к требованиям небольших партий по коалиционной политике3. Можно сказать, что успех «ШАС» является свидетельством эффективности избирательной системы Израиля. Относительная открытость подобной системы означает, что партии, представляющие некоторые разногласия в обществе, могут достаточно легко войти в систему, что дает стимул для появления новых партий, поскольку вероятность их успеха высока. Раздробленность израильской политической структуры, коренящейся в общественных изменениях, также является результатом низкого электорального барьера.
Партийная система Израиля характеризуется ярко выраженной фрагментацией. Это означает, что подобной системой
1 Lipset S, Rokkan S. Party Systems and Voter Alignments: Cross-National Perspectives // N. Y.: Free Press, vol. 47, № 4, 1969, p. 488.
2 Rahat G. The Politics of Reform in Israel: How the Mixed System Came to Be. Oxford: Oxford University Press, 2001, p. 125.
3 Hazan R.Y. Religion and Politics in Israel: The Rise and Fall of the Consociational Model // Israel Affairs, 1999, vol. 6, № 2, p. 126.
трудно управлять ввиду необходимости постоянно менять состав коалиции, заменяя старых политических игроков на новых1. Подобная фрагментация партийной системы также подчеркивает важность ключевых партий, таких как «ШАС», в правительственной коалиции, в особенности потому, что Израиль постепенно переходит от основ консоциональной демократии к более западной конкурентной демократической модели2. Учитывая множество разногласий по этническим и религиозным соображениям, которые характеризуют израильскую партийную систему, «ШАС» и другие партии религиозного толка, вероятнее всего, останутся частью партийной системы. Их ориентация на свое узкое сообщество и синагогу делает их привлекательными партнерами по коалиции, поскольку их требования относительно скромны и не влияют на многих за пределами их собственного сообщества.
Однако успех партии «ШАС» также следует рассматривать с точки зрения более широких вопросов, касающихся избирательной системы Израиля. Избирательная система может манипулировать партийной системой, ограничивая число партий, за которые можно голосовать, тем самым увеличивая голоса у более крупных партий; либо это приводит к сокращению числа партий в данной системе. Израильская система чистого пиара не является ни тем, ни другим3, и всё больше партий, представляющих всё больше разногласий в обществе, усугубляют раздробленность и увеличивают чрезмерную нагрузку на израильскую политику. Подобная фрагментация усиливается также тем фактом, что социальные группы все чаще представлены отдельными партиями, а не частью одной фракции1. Несмотря на эту раздробленность в Израиле существует солидный политический центр, который следует светскому сионистскому подходу и который стал решающей силой на последних выборах в 2019 и 2020 гг.. Такие партии, как «МЕРЕЦ» (1992 г.), «Ихуд Леуми» (2012 г.), а в последнее
1 Hazan R.Y., Rahat G. Representation, Electoral Reform, and Democracy: Theoretical and Empirical Lessons from the 1996 Elections in Israel // Comparative Political Studies, 2000, vol. 33, № 10, p. 1329.
2 Lijphart A., Bowman P.J., Hazan R.Y. Party Systems and Issue Dimensions: Israel and Thirty-five Other Old and New Democracies Compared // Israel Affairs, 1999, vol. 6, № 2, p. 48-50.
3 Sartori G. The Party-Effects of Electoral Systems // Israel Affairs, 1999, vol. 6, № 2, p.15.
1 Rahat G. The Politics of Reform in Israel: How the Mixed System Came to Be, p. 145.
время и партия «Еш Атид» (2012 г.) могут расколоться и исчезнуть, в то время как количество избирателей, голосующих за политический центр, осталось неизменным, несмотря на нестабильность и фрагментацию партийной системы.
«ШАС» представляет собой интересный пример партии, представляющей определенную этнорелигиозную общину, которая действует в рамках политической системы. Это показывает, что государство, разделенное по этническим и религиозным признакам, может найти их отражение в своих системах, особенно когда эти системы стимулируют появление новых секторальных партий. Это также показывает, как религиозные группы с небольшим количеством внутренних демократических норм могут быть представлены в демократической системе государства (при условии, если вознаграждение будет для них достаточным).
Результаты последних выборов, нынешнее правительство национального единства и место «ШАС» в нем свидетельствуют о способности партии играть решающую роль в израильской политике. Во-первых, «шАс» продолжает играть роль партии с отраслевой идентичностью, которая использует избирательную систему на пользу себе и своим сторонникам. Выборы, подобные недавним, которые порождают хрупкие коалиции с явными признаками реконфигурации, представляют собой удачный расклад для «ШАС». Пользуясь своим положением, а именно количеством мест в Кнессете, партия может выдвигать премьер-министру ультиматумы, косвенно угрожая сформировать альтернативную коалицию. Во-вторых, успех, достигнутый «ШАС» в переговорах по коалиции, также предполагает их постоянную актуальность и сложившуюся модель поиска ресурсов. Министерства, которые возглавляют лидеры «ШАС» (внутренних дел и по делам религии), представляют собой важные источники потенциального покровительства партии и средств поддержки своих избирателей.
В Израиле по-прежнему сохраняется особый статус религии и религиозных общин, позволяющий таким партиям, как «ШАС», существовать в израильской политике. Поэтому вполне вероятно, что, пока существует особая сефардская ультраортодоксальная община, на партию будет спрос, и, поскольку Израиль остается фрагментированной системой пропорционального представительства, партия будет стремиться использовать эту поддержку для достижения своих религиозных и экономических целей.