Крицкая Анна Александровна
кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (е-таП: enigmaann@bk.ru)
Лобова Лариса Александровна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: lora.lobova2009@yandex.ru)
Партия малого бизнеса как политический партнер взаимодействия с субъектами малого предпринимательства
В статье рассмотрены проблемы формирования малого бизнеса в Российской Федерации, приведены данные социологических исследований проблем малого предпринимательства, выявленных в Ростовской области. Проанализированы работа партии малого бизнеса, результаты ее деятельности, проблемы функционирования, опыт работы данной организации в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: политическое партнерство, политические партии, малый бизнес, политический процесс, государственная власть, политическое управление.
A.A. Kritskaya, Candidate of Pedagogics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: enigmaann@bk.ru;
L.A. Lobova, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: lora.lobova2009@yandex.ru
The party of small business as a political partner of interaction with subjects of small business
The article considers problems of formation of small business in the Russian Federation, as well as the data of sociological research the problem of small business identified in the Rostov region. The authors analyze the work of the party of small business, the results of its operations, problems functioning, and also experience of the organization in the constituent entities of the Russian Federation.
Key words: political partnership, political parties, small business, political process, government, political control.
В настоящее время государственная политика в области развития малого бизнеса демонстрирует некоторое дихотомическое ветвление. С одной стороны, государственная власть признает важность малого предпринимательства как гаранта стабильного социально-экономического развития страны, с другой стороны, проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, не находят должного понимания со стороны государственных структур и продолжают перетекать из года в год, меняя интенсивность и отраслевую направленность.
Подтверждением последнего суждения являются данные социологического опроса, проведенного в Ростовской области. Так, основным препятствием занятию предпринимательской деятельностью 49,5% респондентов считают множество контролирующих органов, 24,25% - необоснованные проверки прокуратуры, МВД, налоговых органов, 47,34% - большие налоги, 24,25% - изъяны нормативно-правовой основы, 30,56% - бюрократизм [1, с. 26].
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. В.В. Путин указал на необходимость «надзорных каникул» для малого и среднего бизнеса (отсутствие плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля) на три года, но только при условии отсутствия существенных нареканий в течение трех лет [2].
На невыполнение данных мер указал сам Президент в послании Федеральному Собранию 2016 г. Опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных изменений в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счет давно были даны, однако количество проверок растет [3].
Последний принцип наблюдается и в других институциональных сферах. Введенные налоговые каникулы для некоторых форм деятельности предпринимателей сопровождаются повышением налогов на другие. Также вопреки заявлению Президента В.В. Путина в 2014 г. в
220
Послании Федеральному Собранию о введении моратория на повышение налогов общая нагрузка на бизнес растет, она связана, прежде всего, с новыми неналоговыми платежами, изменениями методики определения налогооблагаемой базы, этому способствующими [4].
Линия проблем малого бизнеса дополняется и осложняется отсутствием должной поддержки со стороны государства, непониманием реальных проблем бизнеса, отсутствием налоговых, кредитных и иных преференций.
Государственные шаги носят не системный, а скорее фрагментарный, одноплановый, порой противоречивый характер помощи малому бизнесу, создавая впечатление двух и более центров власти политического управления. В реальности же существует неэффективная система государственного управления, которая не позволяет определить, сформулировать критически значимые направления (малый бизнес, теневая экономика, борьба с коррупцией, антимонопольная политика). Существующие группы, встроенные в политическую систему, раскачивают маятник политических интересов.
Очевидно, отсутствие целеполагающего фактора в системе государственного управления и, как следствие, непроработанность концептуальной основы поддержки малого предприятия приводят к имеющимся, часто неблагоприятным, результатам.
Современные отечественные условия становления капитализма, пронизанные элементами клановости и стремлением к монополизму, демонстрируют свою неспособность создать точки роста для экономической основы существования среднего класса.
В контексте становления Российской Федерации на либеральный путь развития «российские реформаторы рассматривали в качестве главного системообразующего объекта преобразований крупное производство, а в качестве главной арены политической борьбы выделяли верхние эшелоны власти без образования широкого демократического движения, ориентированного на создание социального рыночного хозяйства» [5, с. 330]. В этой связи формы взаимодействия малого бизнеса с властью аморфны и неразвиты, что делает его наиболее экономически уязвимым слоем.
Партия малого бизнеса России (ПМБР), созданная в Великом Новгороде, предприняла попытку совместно с Партией роста побороться за интересы малого бизнеса на парламентских выборах осенью 2016 г.
В предвыборной программе партия малого бизнеса России обозначила приоритеты в областях, которые нуждаются в трансформационных процессах: налоговое законодательство и пенсионная система, лесная, таможенная политика, транспортная отрасль, миграционная политика, ЖКХ. Отмечается необходимость
изменения банковской системы кредитования бизнеса в сторону смягчения условий для малого бизнеса. Также развитие и процветание малого бизнеса связано с коренными изменениями в судебной системе, где должна быть пересмотрена кадровая политика в сфере судопроизводства.
Вектором системообразующих процессов является понимание партией необходимости поддержки и защиты малого бизнеса на всех уровнях (становление, обучение, развитие). В силу отсутствия достаточных знаний в области ведения малого бизнеса, нормативно-правовой базы, отсутствия навыков ведения диалога с политико-административной элитой ответной реакцией бизнеса в условиях неопределенности часто являются общественная безынициативность и отсутствие динамичного развития малого сектора экономики, уход в тень. Предвыборная программа Партии роста, которую возглавил уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов, отличается разнообразием целевой аудитории, не ограниченной предпринимателями. «В партии убеждены, что реализация основных свобод человека возможна только в стране с развитой конкурентной экономикой» [4].
Результатом коалиции двух партий - Партии роста и Партии малого бизнеса на парламентских выборах стал 1,11% голосов [6]. Ведущие политтехнологи отмечают предсказуемость результата, т.к. партия совершила целый ряд ошибок еще на начальном этапе, отказав ведущим политтехнолагам страны в продвижении своих предвыборных программ. Как указано в одном из авторитетных изданий, за два месяца до дня выборов в Госдуму партийный проект Бориса Титова был известен только журналистам и политологам, что явилось основанием для некоторых политтехнологов считать партию роста спойлером для демократических партий [3].
На наш взгляд, такой результат на выборах мог быть достигнут из-за низкой узнаваемости партии, чему также способствовало отсутствие пиар-кампании. Что касается содержательной стороны предвыборной программы, то она походит скорее на лозунги социального популизма, нежели на конкретные концептуальные предложения, что может привлечь только «неопределившегося избирателя», которого не удовлетворяют достаточно известные парламентские партии, в предвыборных программах которых содержатся похожие предложения.
Гипотетически в современной системе управления Партии малого бизнеса приходится работать с различными группами влияния на политические процессы, где большинство входящих в эти группы «национальных элит переходит от управления в интересах наций-государств, созданных Вестфальским миром,
221
к управлению этими же нациями в интересах глобальных сетей, объединяющих представителей финансовых, политических и технологических структур и не связывающих себя с тем или иным государством. Естественно, такое управление осуществляется в пренебрежении к интересам обычных обществ , сложившихся в рамках государств, и за счет этих интересов (а порой и за счет их прямого подавления) и, строго говоря, носит характер жесткой эксплуатации» [7, с. 745-746]. Когда в стране имеется 5-10% представителей политической элиты, которые работают на указанные интересы, то дальнейшие события в стране будут развиваться в нужном направлении в силу действия режима автосинхронизации [8].
Результативным шагом, на наш взгляд явилась бы программа партии с концептуальной основой, опирающейся на когнитивные ресурсы, с помощью которых моделируются последствия несистемных решений по поводу бизнеса и других отраслей хозяйствования. При таком подходе удалось бы просчитывать наиболее действенные изменения в управленческой сфере, учитывая группы влияния и их политические проявления, т.к. вероятное то-
чечное улучшение положения малого бизнеса при существующей политической конъюнктуре будет иметь краткосрочный характер или вовсе негативно отражаться в другой сфере деятельности предпринимательства.
Появление партии, защищающей интересы малого бизнеса, свидетельствует о нескольких разнонаправленных тенденциях. Во-первых, у представителей малого предпринимательства появился значительный интерес к политике, что положительно может характеризовать демократические процессы в стране. Появилось желание воздействовать на характер принимаемых решений. Во-вторых, меняется отношение населения к предпринимательской деятельности, хотя до сих пор часть населения продолжает относиться с подозрением к частному предпринимательству. Электорат начинает воспринимать бизнес как нормальное явление, способное улучшить экономическую ситуацию. Недоверие населения к частному бизнесу - проблема не только самого бизнеса, но и власти, которая не создала условия для формирования благоприятного образа предпринимателя в общественной среде.
1. Старостин А.М., Понеделков А.В. и др. Власть, бизнес, гражданское общество: модели взаимодействия (отечественный и зарубежный опыт) // Информационно-аналитические материалы Круглого стола с международным участием. Ростов н/Д, 2016.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. 2014. 5 дек.
3. Буторина Е. В кризис бизнесу надо помогать, а не отбирать последнее // Официальный сайт журнала «Профиль». URL: http:// www.profile.ru
4. «Партию Роста» и «<Родину» уличили в провале федеральной кампании. Самые «¡горячие» округа в УрФО. URL: https://ria.ru/ politics/20160704/1457956673.html
5. Ашин Г.К., Понеделков А.В., Старостин А.М., Кислицын С.А. Основы политической элитологии. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.
6. Госдума: четыре «списка», 2 партийных одномандатника и самовыдвиженец. URL: http://expert.ru/2016/09/18/v-gosdumu-prohodyat-chetyire-partii/
7. Делягин М. Светочи тьмы. Физиология либерального клана: от Гайдара и Березовского до Собчак и Навального. М., 2016.
8. Ефимов В.А. Концептуальная власть: миф или реальность, или как сделать рубль самой устойчивой валютой // Образование и бизнес. 2000. № 24(48).
1. Starostin A.M., Ponedelkov A.V. et al. Government, business and civil society: interaction models (domestic and foreign experience) // Information-analytical materials of the Round Table with international participation. Rostov-on-Don, 2016.
2. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly // Russian newsp. 2014. Dec. 5.
3. Butorina E. During crisis you should help business, not to select the latter // Official website of «Profile» magazine. URL: http://www.profile.ru
4. «Party of the Growth» and «Homeland» was accused of failure of the federal campaign. Most «hot» regions in the Urals Federal District. URL: https://ria.ru/politics/20160704/1457956673.html
5. Ashin G.K., Ponedelkov A.V, Starostin A.M., Kislitsyn S.A. Principles of political elitology. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2013 .
6. The State Duma: the four «list», 2 party the single-seat districts and the independent candidate. URL: http://expert.ru/2016/09/18/v-gosdumu-prohodyat-chetyire-partii/
7. Delyagin M. Lights of darkness. Physiology of the liberal clan: from Berezovsky and Gaidar to Sobchak and Navalny. Moscow, 2016.
8. Efimov V.A. Conceptual power: myth or reality, or how to make the ruble the most stable currency // Education and business. 2000. № 24(48).