Научная статья на тему 'Партитурные записи руководителей оркестров тувинских национальных инструментов: сравнительный анализ'

Партитурные записи руководителей оркестров тувинских национальных инструментов: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИТУРА / ДИРИЖЁР / ИНСТРУМЕНТОВКА / АРАНЖИРОВКА / ОРКЕСТР / ПАРТИИ / ТУВИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДИАПАЗОН / РЕГИСТР / SCORE / CONDUCTOR / INSTRUMENTATION / ARRANGEMENT / ORCHESTRA / PARTS / TUVAN NATIONAL INSTRUMENTS / RANGE / REGISTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ондар Сайлыкмаа Балчыровна

В статье представлен сравнительный анализ партитур дирижёров тувинских национальных инструментов Кызылского училища искусств И. Г. Минина, Т. Т. Балдан и дирижёра Тувинского национального оркестра А. С. Монгуш. Выявлены особенности инструментовки, манеры письма, приёмы написания партитуры, состава оркестров, порядок расположения инструментальных групп, распределение функций инструментов каждого руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORCHESTRAL SCORES OF TUVIN NATIONAL INSTRUMENT ORCHESTRA LEADERS: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article presents a comparative analysis of the scores of the conductors of the Tuvan national instruments of the Kyzyl College of Arts I. G. Minin, T. T. Baldan and the conductor of the Tuva National Orchestra A. S. Mongush. The author reveals features of instrumentation, the manner of writing, the techniques for writing the score, the composition of the orchestras, the arrangement of instrumental groups, the distribution of the functions of the instruments of each leader.

Текст научной работы на тему «Партитурные записи руководителей оркестров тувинских национальных инструментов: сравнительный анализ»

5. Сузукей, В. Ю. Проблема лада в тувинской народной музыке (теоретические и практические аспекты) / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: ТНИИЯЛИ; Республиканский научно-методический центр, 1989. - 67 с.

6. Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: [Б.и.], 1989. - 143 с.

7. Сузукей, В. Ю. Конфигурация развития музыкальной культуры Тувы (динамика аксиологического аспекта) / В. Ю. Сузукей; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Тувинский ин-т гуманитарных исслед. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 205 с.

8. Сузукей, В. Ю. Культурноисторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке: дис. ... докт. культурологии / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово, 2006. - 331 с.

9. Сузукей, В. Ю. Конкурсы мастеров музыкальных инструментов Тувы / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: [Б.и.], 2006. - 48 с.

10. Сузукей, В. Ю. Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии / В. Ю. Сузукей / Тув. ин-т гуманитар. исследований: науч. ред. канд. искусствоведения М. В. Есипова. - М.: Композитор, 2007. - 408 с.

11. Сузукей, В. Ю. Этномузыка: учеб. пособие / В. Ю. Сузукей; Ин-т развития нац. школы Мин-ва образования Респ. Тыва. - Кызыл, 2010. - 124 с.

12. Культура и искусство в контексте современного образования: сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) 2012 -2013 гг., г. Кызыл / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ТувИКОПР СО РАН; отв. ред. И. О. Ондар. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. - 184 с.

13. Культура и искусство в контексте современного образования: сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. 2014 г., г. Кызыл / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола; отв. ред. И. О. Ондар. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2015. - Вып. 2. - 140 с.

14. Культура, искусство и образование в регионах Сибири: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл). -Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; сост. Е. К. Карелина. - Кызыл, 2008. - 280 с.

15. Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - 191 с.

© Дулуш А. В., 2019

УДК 781.7(571.52):785.1

ПАРТИТУРНЫЕ ЗАПИСИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРКЕСТРОВ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ондар Сайлыкмаа Балчыровна,

заведующий предметно-цикловой комиссией «Национальные инструменты народов России», преподаватель Заслуженный работник культуры Республики Тыва Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола (г. Кызыл, Республика Тыва)

В статье представлен сравнительный анализ партитур дирижёров тувинских национальных инструментов Кызылского училища искусств И. Г. Минина, Т. Т. Балдан и дирижёра Тувинского национального оркестра А. С. Монгуш. Выявлены особенности инструментовки, манеры письма, приёмы написания партитуры, состава оркестров, порядок расположения инструментальных групп, распределение функций инструментов каждого руководителя.

Ключевые слова: партитура, дирижёр, инструментовка, аранжировка, оркестр, партии, тувинские национальные инструменты, диапазон, регистр.

ORCHESTRAL SCORES OF TUVIN NATIONAL INSTRUMENT ORCHESTRA LEADERS:

A COMPARATIVE ANALYSIS

Ondar Saylykmaa Balchyrovna,

Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva, Head of the subject-cycle commission "National Instruments of the Peoples of Russia" Kyzyl College of Arts named after A. B. Chyrgal-oola (Kyzyl, the Republic of Tuva)

The article presents a comparative analysis of the scores of the conductors of the Tuvan national instruments of the Kyzyl College of Arts -I. G. Minin, T. T. Baldan and the conductor of the Tuva National Orchestra A. S. Mongush. The author reveals features of instrumentation, the manner of writing, the techniques for writing the score, the composition of the orchestras, the arrangement of instrumental groups, the distribution of the functions of the instruments of each leader.

Key words: score, conductor, instrumentation, arrangement, orchestra, parts, Tuvan national instruments, range, register.

40-е годы XX столетия считаются началом становления тувинской профессиональной музыкальной культуры. Это время, когда в Тувинскую народную республику приезжают советские специалисты для работы в театре. Именно тогда в недрах театра создаётся первый тувинский оркестр, организатором, руководителем и первым дирижёром которого становится Ростислав Георгиевич Миронович (в архивных документах профессия Р. Г. Мироновича обозначена как капельмейстер и флейтист).

Историю развития тувинского национального оркестра можно условно разделить на следующие этапы:

1. Национальный оркестр при театре под руководством Ростислава Георгиевича Мироновича (1943-1945 гг.) [1].

2. Оркестр народных инструментов Кызыл-ского училища искусств под руководством Ивана Григорьевича Минина (1973 г. - до середины 80-х гг.) [2].

3. Учебный оркестр Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола под руководством Татьяны Туматовны Балдан (1991 г. -по настоящее время) [3].

4. Тувинский национальный оркестр под руководством Аяны Самыяевны Монгуш (2003 г. - по настоящее время) [4].

До настоящего времени записи партитур, манеры письма руководителей оркестров тувинских национальных инструментов не изучались. Сказанным обусловливается актуальность данного исследования. Цель статьи -провести сравнительный анализ партитур тувинских национальных инструментов, обозначенных выше, сравнить работу руководителей оркестров: Заслуженного работника культуры РФ и РТ И. Г. Минина, преподавателя Т. Т. Балдан, Заслуженного деятеля искусств РТ А. С. Монгуш, главного дирижёра Тувинского национального оркестра.

Основоположник тувинского оркестра и автор первой тувинской оперы Ростислав Геор-

гиевич Миронович является выпускником Московской консерватории по специальностям «Флейта» и «Оперно-симфоническое дирижирование», в годы студенчества он серьёзно занимался композицией. После окончания консерватории Р. Г. Миронович работал в Симфоническом оркестре Московской филармонии, во время войны по приглашению стал работать в Кызылском училище искусств.

К сожалению, в настоящее время удалось найти только одну партитуру, написанную Ростиславом Мироновичем (это «Большой вальс» на тувинские темы) и отдельные партии народных инструментов бызаанчы и чадаган. В связи с этим сегодня не имеем возможности сделать анализ его партитуры.

В 1948 году оркестр Р. Г. Мироновича подвергся реорганизации, после этого при театре полноценного оркестра (большого состава) в республике не существовало. И только в 1973 году Иван Григорьевич Минин заказал в музыкально-экспериментальной фабрике г. Москвы семейство струнно-щипковых инструментов (малые, альтовые чанзы), основой которых были китайские чанзы. Также в этот оркестр были введены инструменты семейства бызаанчы (струнно-смычковые инструменты): пикколо, прима, альт.

В своей партитуре Иван Григорьевич активно использовал партии для группы медных духовых инструментов: флейты, гобоя, кларнета. Одним из самых ярких по звучанию и технике исполнения в партитуре были чанзы. Данные инструменты полностью заменили собой русский народный инструмент - домру. В tutti оркестра и технически подвижных местах широко использовалась группа баяна (1-я, II-я и III-я партия, баритон, бас).

Таким образом, из анализа партитуры И. Г. Минина видно, что основные партии он «поручал» духовым инструментам, баяну и чанзы. Репертуар оркестра в таком составе музыкальных инструментов был самым разнообразным. Это были обработки, аранжировки

тувинских народных песен, переложения, инструментальные концерты в сопровождении солистов, классические шедевры русского и мирового музыкального искусства.

Партии для музыкальных инструментов оркестра И. Г. Минин писал тщательно, обязательно выделял динамические оттенки или штрихи красным карандашом. Студентам его кропотливая работа сразу бросалась в глаза, и своей игрой они старались соответствовать требованиям своего учителя. Опытный аранжировщик, талантливый руководитель, мастер своего дела И. Г. Минин воспитал целую плеяду талантливых учеников, его работа и имя навсегда останутся в истории культуры нашей республики.

Одним из широко обсуждаемых вопросов в культурной жизни Тувы в 1980 годах была перспектива развития национального инструментария. Проводились республиканские конкурсы мастеров изготовителей национальных инструментов, различные фестивали народного творчества.

В этот же период организуется экспериментально-музыкальная лаборатория по возрождению, усовершенствованию и новой разработке тувинских народных инструментов путём экспериментального исследования (на базе ансамбля песни и пляски ГПТУ-4 Министерства профессионально-технического образования) [5].

Процесс становления оркестра был сложным и противоречивым. Каждый реконструированный инструмент, как подчёркивала руководитель оркестра - выпускница класса И. Г. Минина - Татьяна Туматовна Балдан, приходилось много раз переделывать, чтобы добиться нужного звучания. Постепенно определился состав, функциональный статус каждого инструмента, а также место в оркестре и его художественные и технические возможности. Основой оркестра стала группа струнно-щипковых и струнно-ударных инструментов (чанзы, дошпулуур, чадаган) [6].

Достижения самодеятельного оркестра, организованного на базе ГПТУ-4 под руководством Т. Т. Балдан, отмеченные в конкурсах разного уровня, позволили сделать следующий шаг - открыть 1 сентября 1991 года отделение тувинских национальных инструментов в Кы-зылском училище искусств.

В партитуре вновь созданного оркестра появились записи для группы смычковых инструментов. Игил (один из музыкальных инструментов тувинцев) был представлен целым семейством, охватывающим весь звуковой диапазон от ля четвёртой октавы до ми контроктавы (примы, секунды, альты, басы, контрабас). Диапазон группы бызаанчы состояло от ре большой октавы до ми четвёртой октавы (прима, альт, бас).

В партитуре этого оркестра можно видеть, что основные функции поручали инструментам группы чадаган (струнные ударно-щипковые инструменты), так как эта группа инструментов считалась фундаментом всего оркестра, потому что чадаган по техническим и динамическим параметрам, по сравнению со струнно-смычковыми инструментами, имеет большие возможности. Нижние регистры, приём игры tremolo хорошо сочетаются со смычковыми инструментами, верхние регистры сочетаются с чанзы. Группе чанзы поручали технически подвижные пассажи. Для аккомпанемента оркестра использовалось сочетание среднего регистра чадагана, который наиболее выгодно сочетался с группой дошпулуур. Для мягкого звучания оркестра периодически вводили вместо флейты тувинский духовой инструмент лимби.

Руководитель оркестра стремился к тому, чтобы репертуар обогащался разнообразными по жанру и художественному содержанию произведениями и в звучании оркестра появлялись новые краски. Татьяна Туматовна осуществляла множество переложений для своего оркестра, учитывая специфику художественных и технических качеств инструментария.

Анализ партитурных записей Т. Т. Бадан позволил прийти к выводу, что её партитуры основаны на принципах установившейся партитуры русского народного оркестра, в чём прослеживается школа И. Г. Минина.

В мае 2003 года был создан Тувинский национальный оркестр, главной задачей которого стала пропаганда и развитие тувинской национальной музыки, поэтому состав оркестра должен был укомплектован исключительно из тувинских национальных инструментов. Возглавила оркестр А. С. Монгуш. Первый год в оркестре играли на модернизированных инструментах, созданных по чертежам инженера-конструктора Б. Ч. Гомбое-ва. Постепенно эти инструменты заменяли на традиционные игилы и бызаанчы. Одновременно с созданием оркестра начала функционировать мастерская тувинских национальных инструментов, призванная готовить полный комплект инструментов для оркестра, а также для музыкальных образовательных учреждений и музыкальных коллективов республики.

Дирижёр А. С. Монгуш - талантливый аранжировщик, тонко чувствующий инструменты своего оркестра. Аранжировки в созданных ею партитурах легки на слух, они современны, свежи, звучат оригинально и самобытно, сохраняя древние пласты народной музыки. За короткий период существования оркестра ею создано немало оригинальных произведений и переложений.

В оркестровых инструментовках яркими красками заиграли смычковые инструменты. Наблюдается сравнительная простота и ясность изложения, тембровые и динамические соотношения между группами. Особенно удачно сливаются группа чанзы и группа дош-пулууров, выявлены наиболее яркие регистры инструментов. Мягкое прозрачное звучание флейты естественно сливается со всеми остальными инструментами. Эпизодически вводится духовой инструмент шоор, аналог баш-

кирского курая. Активная роль ударных инструментов в кульминациях произведений является для оркестра сильной поддержкой в темповом и ритмическом отношении. В целом особенностью партитуры А. С. Монгуш является опора на партитуру симфонического оркестра.

Деятельность национального оркестра Тувы носит ярко выраженный просветительский характер. Коллектив оркестра в настоящее время - желанный гость в самых разных уголках не только нашей республики, но и многих регионов нашей страны. Простота и выразительность музыкального языка понятны по содержанию, и поэтому он легко воспринимается слушателями.

Для Тувинского национального оркестра пишут партитуры и молодые талантливые композиторы нашей республики. Их произведения отличаются высокой техничностью, мощным звучанием, разнообразными приёмами игры, своеобразными штрихами. Мастерство инструментатора, уровень квалификации музыкантов оркестра, опыт и талант дирижёра позволяют оркестру справляться с программами самого высокого уровня.

Проанализировав партитуры трёх руководителей оркестров - выдающихся деятелей тувинской культуры, можно сделать вывод, что все их партитуры составлены оригинально и своеобразно, ни одна из них не похожа на другую. У каждой из них есть свой почерк, по которому сегодня мы их различаем. Меняя на свой лад гармонию, функции оркестра, его руководители основную мелодию оставляли в оригинале.

Несмотря на то, что все названные выше руководители оркестров воспитаны школой русского народного оркестра, приёмы написания партитуры, порядок расположения групп, распределение функции инструментов у них разные в связи с тем, что у каждого руководителя разный состав оркестра.

В настоящее время в детских школах ис- рами не угаснут, они всё-таки будут разви-

кусств республики оркестры национальных ваться, и в Туве найдутся достойные преемни-

инструментов, к сожалению, не существуют, ки и руководители подобных музыкальных

но мы надеемся, что традиции исполнения му- коллективов.

зыкальных произведений народными оркест-

Приложение

Сравнительная таблица записи партитур

Оркестр народных инструментов Кызылского училища искусств под руководством Ивана Григорьевича Минина (1973 год - до середины 1980 гг.).

Порядок расположения групп:

флейта гобой кларнет баяны

ударная группа солисты бызаанчы чанзы бас

контрабас

Учебный оркестр Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола под руководством Татьяны Туматовны Балдан (1991 год - по настоящее время).

Порядок расположения групп

флейта гобой чанзы бызаанчы игил солист

ударная группа дошпулуур бас

контрабас

Тувинский национальный оркестр под руководством Аяны Самыяевны Монгуш (2003 год - по настоящее время). Порядок расположения групп

флейта гобой

ударная группа чанзы солист чадаган бызаанчы игил

контрабас

Библиографический список

1. Карелина, Е. К. Ростислав Миронович и национальный оркестр ТНР / Е. К. Карелина // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. - Кызыл, 2008. - С. 122-126.

2. Магеро, И. М. Иван Минин - подвижник оркестра народных инструментов / И. М. Магеро // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. мат-лов науч.-практ.конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.); Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - 2006. - Вып. 2. - С. 75-82.

3. Ондар, С. Б. Оркестр тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств: проблемы и перспективы / С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 123-126.

4. Карелина, Е. К. Тувинский национальный оркестр: вчера, сегодня, завтра. / Е. К. Карелина // Музыкальная академия. - 2006. - № 2. -С. 40-45.

5. Ондар, С. Б. Тувинская мастерская Б. Ч. Гомбоева и его инструменты / С. Б. Ондар // Актуальные проблемы современного гуманитарно-художественного образования школьников и студентов: мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под. ред. Н. П. Шишлянниковой. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - С. 4245.

6. Ондар, С. Б. Современный оркестр тувинских национальных инструментов Ансамбля песни и пляски профессионально-технического образования Республики Тыва при ГПТУ-4 г. Кызыла / С. Б. Ондар // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) / сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - Кызыл ГОУ СПО Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 149-155.

© Ондар С. Б., 2019

УДК 681.81(571.56)

ЯКУТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Томская Анна Ивановна,

старший преподаватель Арктический государственный институт культуры и искусств преподаватель Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жиркова руководитель ансамбля якутских инструментов «КЫЛ САХа», артистка оркестра национальных инструментов Национальный театр танца РС (Я) им. С. А. Зверева - Кыыл Уола (г. Якутск, Республика Саха (Якутия))

Данная статья посвящена истории становления и развития якутского музыкального инструментария. В ней рассматриваются история создания и деятельность первого профессионального оркестра национальных инструментов Якутии и ансамбля якутских самобытных инструментов «КЫЛ САХа». Значительное внимание уделено описанию якутских национальных музыкальных инструментов, способов и приёмов игры на них. Рассказывается также о мастерах-изготовителях якутских музыкальных инструментов.

Ключевые слова: якутские музыкальные инструменты, хомус, кыль^ах (кырыымпа), тан-сыр, оркестр национальных инструментов, кыл, мастер Руслан Габышев, ансамбль самобытных инструментов «КЫЛ САХа».

YAKUT MUSICAL INSTRUMENTS: TRADITIONS AND MODERNITY

Tomskaya Anna Ivanovna,

senior lecturer Arctic State Institute of Culture and Arts

teacher

Yakut College of Music named after M. N. Zhirkova Head of the Yakut Instrument Ensemble "KYL SAKHA ", artist of the orchestra of national instruments National Dance Theater of the North named after S. A. Zverev - Kyil Uola (Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia))

This article is devoted to the history of the formation and development of the Yakut musical instrumentation. It examines the history of the creation and activities of the first professional orchestra of national instruments of Yakutia and the ensemble of original Yakut instruments "KYL SAKHA ". Considerable attention is paid to the description of the Yakut national musical instruments, methods and techniques of playing them. It also tells about craftsmen making Yakut musical instruments.

Key words: Yakut musical instruments, khomus, kylykakh (kyrympa), tansyr, national instrument orchestra, kyl, master Ruslan Gabyshev, original instrument group "KYL SAKHA ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.