Научная статья на тему 'Партиспативный подход к реализации дополнительных профессиональных программ'

Партиспативный подход к реализации дополнительных профессиональных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханова И. Ю.

В статье рассматриваются вопросы организации обучения слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Рас-крываются основные тенденции модернизации дополнительного профессио-нального образования в современных условиях. Обосновывается идея реализа-ции партисипативного подхода к обучению взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарханова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партиспативный подход к реализации дополнительных профессиональных программ»

УДК 378.046.4

ПАРТИСПАТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

И.Ю. Тарханова

В статье рассматриваются вопросы организации обучения слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Раскрываются основные тенденции модернизации дополнительного профессионального образования в современных условиях. Обосновывается идея реализации партисипативного подхода к обучению взрослых.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых.

PARTISPATIVNY APPROACH TO THE REALIZATION OF ADDITIONAL

PROFESSIONAL PROGRAMS

I.Ju. Tarkhanova (Yaroslavl, Russian Federation)

Abstract. This paper discusses the current problems of modernization of the system of additional professional education. Is noted that professional retraining and advanced training today cease to be a process of knowledge translation, a shift in focus goes to the formation of readiness for self-development, self-education and self-help methods to enhance their qualifications. Finding new ways and approaches to the implementation of additional professional programs leads the author to the conclusion that the transition from a technocratic, activity-centered of additional professional education to anthropocentric, humanistic by introducing into the educational process more participatory ideas.

Formation of participatory position in the educational experience of adult learners is considered by the author as a fundamental reference system of additional professional education, without which it is impossible to realize the goals of socialization. Is noted that success in the formation of participatory of additional professional education can be achieved only when the switching solutions studying current challenges to achieve long-term goals of professional and social development. It is proposed to implement these ideas by supporting self-learning initiatives, the Institute headmen of the alumni club.

Keywords: additional vocational education, adult education.

Современное российское образование переживает очередной этап реформирования, среди прочих сфер в этот процесс вовлечена и сфера

дополнительного профессионального образования. Социально-педагогическая обусловленность её модернизации определяется общественными потребностями, социально-экономическими и технолого-педагогическими условиями, кроме того она определяет цели и задачи модернизационных мероприятий, содержательные и организационные компоненты её развития. Современное дополнительное профессиональное образование выполняет функцию «доводки» выпускников учреждений профессионального образования до требований рынка труда, причем запрос работодателей чаще всего касается развития психологических параметров работников.

К универсальным психологическим параметрам, одинаково важным для разных профессий Г.В. Мухаметзянова и Г.И. Ибрагимов относят: мобильность, инициативность, адаптационный потенциал, общетрудовую мотивацию, общечеловеческую этику [1]. Отмечается, что в учебных заведениях профессионального образования отсутствует систематически организованная работа по подготовке обучающихся к требованиям рынка труда, отсутствует индивидуальное сопровождение обучающихся, направленное на их профессиональную адаптацию. Поэтому социальный заказ системе дополнительного профессионального образования, помимо традиционных направлений развития профессиональных компетенций, сегодня дополняется заказом на развитие компетенций психологических и социальных.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сегодня перестают быть процессом трансляции знаний, акцент перемещается на формирование готовности к саморазвитию, самообразованию и на самостоятельный поиск способов повышения своей квалификации. Важность знания фактов уступает место необходимости доступа к информации, овладению умением её поиска и интерпретации, а также превращения доступной информации в новое знание, используемое в профессиональной деятельности. И в этом смысле система дополнительного профессионального образования оказывается гораздо более мобильной, чем система основного

профессионального образования. Дополнительное образование, исторически выполнявшее компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному, сейчас меняет это соотношение на обратное.

В связи с вышесказанным, представляется необходимым переход от технократического, деятельностно-центрированного подхода к дополнительному профессиональному образованию, ориентированного на усвоение знаний об объектах и информационно-оперативных средствах, способах их действенного преобразования, к антропоцентрическому, гуманистическому подходу, с позиции которого образование взрослых - это рефлексивный процесс, направленный на осмысление и преобразование иррациональных установок личности и замещение их на рациональные, обеспечивающие пластичность жизнедеятельности индивида в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности, и даже в условиях смены одного вида профессиональной деятельности на другой. На наш взгляд это возможно посредством внедрения в систему дополнительного профессионального образования идей партисипативности.

Анализ научной литературы показал, что понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Нам представляется целесообразным мнение Е. Ю. Никитиной, которая рассматривает категорию «партисипативность» шире понятия «участие», которое многими учеными определяется как метод, способ организации людей при решении тех или иных проблем [2]. Что касается дефиниции «соучастие», то она в основном рассматривается как совместное решение проблем. В то время как понятие «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение субъектов процесса не характерными для них управленческими полномочиями.

Оперируя в своём исследовании категорией «партисипативность», мы исходим из основных слагаемых партисипативного подхода:

а) создание надлежащих условий и установок, а также механизма для улучшения сотрудничества между преподавателем и слушателями программ ДПО;

б) диалогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой, основанное на паритетных началах;

в) совместное принятие решений социальных и профессиональных задач преподавателем и группой;

г) всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала;

д) добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

е) совместное выявление актуальных профессиональных проблем и поиск соответствующих действий для их решения.

Такое понимание партисипативности представляется нам наиболее полным, ибо акцентируется внимание не только на самом факте совместного принятия решений субъектами образовательного процесса, но также на существенных чертах их взаимодействия: поиске согласия путем переговоров и консультаций, диалогическом типе взаимодействия.

Идея партисипативности в теории профессионального образования стала интенсивно развиваться как альтернатива технократическому подходу, что означает отход от квантитативного и обращение к квалитативному подходу. С идеей партисипативности в управлении образованием Г.Р. Игтисамова связывает два момента. Во-первых, партисипативное управление ведет к росту инноваций в образовательной системе. Это происходит либо потому, что новые субъекты (в нашем случае слушатели программ ДПО) в этот процесс привносят новые идеи, представления, либо потому, что вероятность их имплементации выше, так как роль субъектов системы допускает их большее влияние на

принятие решений. Во-вторых, партисипативное управление при вовлечении в него общественности обеспечивает учебному заведению большую поддержку при реализации своих функций и решении проблем [3].

Необходимо указать на то, что идея партисипативности и идея социальной открытости образовательного процесса тесно связаны. Это проявляется, в частности, в том, что реализация идеи открытости создает своеобразное пространство незавершенности и потребности в учете максимально большего числа факторов, в котором и возникает необходимость и возможность реализации идеи партисипативности. Данный подход демонстрирует внимание к проблеме качества дополнительного профессионального образования. Следуя логике Е.Ю. Никитиной [4], мы полагаем, что партисипативный подход в дополнительном профессиональном образовании должен обеспечить:

1. Организационную интеграцию: преподаватель принимает

разработанную и скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализует ее в своей деятельности, тесно взаимодействуя со слушателями.

2. Идентификацию базовых ценностных ориентаций специалистов, а также реализацию стоящих перед ним образовательных целей и задач.

3. Функциональную сторону: вариабельность функциональных задач, предполагающих отказ от традиционного управления учебной деятельностью и использование гибких образовательных технологий.

4. Структурную сторону: адаптацию обучающихся к академическим и профессиональным инновациям, обеспечивающим гибкость их профессионального мышления.

Становление партисипативной позиции в образовательном опыте взрослых обучающихся рассматривается нами основополагающий ориентир системы дополнительного профессионального образования, без которого невозможно реализовать задачи социализации. Она понимается нами как интегративная

личностная характеристика, отражающая систему доминирующих отношений слушателя к процессу освоения дополнительной профессиональной программы проявляющаяся в избирательной образовательной активности, самостоятельном целеполагании, способности к самоопределению, построению и реализации собственной траектории образования, способности к рефлексии, к партнерскому взаимодействию с коллегами и преподавателями-андрагогами.

Образовательная среда как условие партисипативности характеризуется контекстностью обучения, созданием ситуаций для самоопределения и выбора образовательных модулей, открытостью и многоканальностью коммуникации участников образовательного процесса.

На наш взгляд, успеха в формировании партисипативного дополнительного профессионального образования можно добиться только если удастся последовательно переключиться с решения обучающимися текущих задач на достижение долгосрочных целей профессионального и социального развития. При этом следует учитывать личностные ресурсы обучающихся, выявлять лидеров, которые могли бы взять на себя функции организации самоуправления в учебных группах. Данные идеи реализовывались нами посредством поддержки инициатив самоуправления обучающихся, институт старост, работы клуба выпускников.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и обучающихся, то есть является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности слушателей [5].

Реализуя партисипативный подход в дополнительном профессиональном образовании преподаватель должен исходить их того, что: а) каждый обучающийся - уникальная личность, поэтому стандартные подходы к его дополнительному профессиональному образованию не подходят; они должны

быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации; б) взаимодополняемость способностей обучающихся в учебной группе и общность основных ценностных установок обеспечивают полноценное использование их индивидуальных возможностей и особенностей при достижении общих целей в образовательном процессе; в) необходимо наличие осмысленной коммуникации, основанной на толерантном отношении, незаурядные идеи должны формулироваться таким образом, чтобы энергия группы могла быть конструктивно направлена на их достижение; г) активное участие всех субъектов в анализе проблем и перспектив обучения, планировании совместных действий, оценке (самооценке) полученных результатов обучения по дополнительной профессиональной программе.

Идея партисипативности затрагивает не только учащихся и преподавателей дополнительных профессиональных программ, но и более широкие круги лиц, так или иначе связанных с образовательным процессом и заинтересованных в его качественных результатах. Н.П. Стромквист [6] обращает внимание на то, что в партисипативное планирование (participatory planning) образовательного процесса могут вовлекаться работодатели и общественность. Отражением идей партисипативности, на наш взгляд, может стать разработка регламентов общественно-профессиональной аккредитации образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы и эффективное взаимодействие профессионального сообщества по нормативно-правовому и организационному обеспечению данной образовательной сферы.

Для партисипативного управления процессом реализации дополнительных профессиональных программ нами были внедрены в каждую из них два обязательных модуля - модуль целеполагания и модуль рефлексии образовательных результатов.

Модуль целеполагания включает в себя знакомство участников (за исключением корпоративных программ), составление ими коллективного

портрета своей учебной группы. Далее следует работа с содержанием программы: выявление ожиданий обучающихся, знакомство их с программой, её корректировка, в случае если большинство участников группы сочтут это необходимым. Несогласные с внесенными корректировками получают возможность освоить предлагаемый материал посредством дистанционных образовательных технологий и индивидуальных консультаций. Иногда в данный модуль приходится включать элементы тренинга снятия сопротивления инновациям, в случаях, когда большая часть группы не настроена на обучение, демонстрирует барьеры и негативные образовательные установки. Важным нам представляется и организация знакомства слушателей с предлагаемым им образовательным пространством и технологиями обучения.

Рассматривая вопрос об эффективных образовательных технологиях обучения взрослых, Н.В. Лебедева отмечает, что в настоящее время пока не существует единой разработанной системы обучения взрослой аудитории, идет процесс апробации, разработки новых форм и методов обучения взрослых. Приоритетными автор считает такие технологии как: личностно-

деятельностное, контекстное, проблемное обучение, активное и игровое, модульно-рейтинговое, дифференцируемое обучение [7].

Также для поддержки партисипативности образовательного процесса во все программы мы включаем модуль рефлексии - обсуждение достигнутых образовательных результатов, анализ первоначальных ожиданий и степени их воплощения, проектирование перспектив дальнейшего образования и самообразования. В данном модуле хорошо себя зарекомендовали такие приемы как дискуссия по типу «аквариум», матрица самонаблюдений, индивидуальные оценочные выступления, «прогноз погоды» и другие рефлексивные техники.

Резюмируя изложенное, мы в своем исследовании рассматриваем партисипативный подход как теоретико-методическую стратегию, построенную на понимании обучающегося как свободной, целостной,

творческой личности, способной по мере повышения своего уровня компетентности к профессиональному взаимодействию с представителями других субъектов, к самостоятельному выбору ценностей и самоопределению в окружающем мире, привлечению специалиста к принятию решений на основе соучастия и организации кооперативной совместной деятельности с преподавателем, а также межличностной коммуникации, что в дальнейшем будет способствовать успешному интегрированию в мировое сообщество и пространство профессиональных проб.

Источники:

1. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2(92). С. 5-18. [Mukhametzyanova G.V., Ibragimov G.I. Problems and the main directions of development of vocational education in a changing labor market // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 2 (92). Pp. 5-18. (In Rus.)]

2. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: траектории развития / Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллективная монография / под ред. Е.Ю. Никитиной. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. С.228-270. [Nikitina E.Y. Pedagogical management communicative education university students: developmental trajectories / Nikitina E.Y., Afanasieva O.Y. // Preparation of university students in the implementation of business communication: a collective monograph / ed. Nikitina E.J. M. Humanities. ed. Centre VLADOS 2008. Pp.228-270. (In Rus.)]

3. Игтисамова Г.Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012 . № 1. С. 120125. [Igtisamova G.R. Some concepts and models of vocational education in the West and in Russia // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2012. Number 1. Pp. 120-125. (In Rus.)]

4. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 285 с. [Nikitina E.Y. Theory and practice of preparing future teachers to control the differentiation of Education Monograph. Chelyabinsk: Publishing House CSPU 2000. 285 p. (In Rus.)]

5. Гончарова Т.М. Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. С. 205-207. [Goncharov T.M. Participatory approach as one of the components of the theoretical and methodological tools of formation mediakompetentsii university students // Actual problems of pedagogy: Proceedings of International. scientific. conf. (Chita, December 2011). Chita: Publisher «Molodoy uchenyy», 2011. Pp. 205-207. (In Rus.)]

6. Stromquist N.P. Participatory Planning in Education // The international encyclopedia of education: research and studies / Ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford [u.a.]: Pergamon Pr., 1985. V. 7, p. 45. [ (In Rus.)]

7. Лебедева Н.В. Образовательные технологии в обучении взрослых // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3(98). С. 55-62. [Lebedeva NV Educational technology in adult education // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. № 3 (98). Pp. 55-62. (In Rus.)]

References:

1. Mukhametzyanova G.V., Ibragimov G.I. Problemy i osnovnye napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh izmenyayushchegosya rynka truda // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 2(92). S. 5-18.

2. Nikitina E.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: traektorii razvitiya / Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. // Podgotovka studentov vuzov k osushchestvleniyu delovoy kommunikatsii : kollektivnaya monografiya/ pod red. E.Yu. Nikitinoy. M.: Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2008. S.228-270.

3. Igtisamova G.R. Nekotorye kontseptsii i modeli professional'nogo obrazovaniya na Zapade i v Rossii // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2012 . № 1. S. 120-125.

4. Nikitina E.Yu. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k upravleniyu differentsiatsiey obrazovaniya: Monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2000. 285 s.

5. Goncharova T.M. Partisipativnyy podkhod kak odna iz sostavlyayushchikh teoretiko-metodicheskogo instrumentariya formirovaniya mediakompetentsii studentov vuzov // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, dekabr' 2011 g.). Chita: Izdatel'stvo «Molodoy uchenyy», 2011.

5. 205-207.

6. Stromquist N.P. Participatory Planning in Education // The international encyclopedia of education: research and studies / Ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford [u.a.]: Pergamon Pr., 1985. V. 7, p. 45.

7. Lebedeva N.V. Obrazovatel'nye tekhnologii v obuchenii vzroslykh // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. № 3(98). S. 55-62.

Зарегистрирована: 07.07.2014

Тарханова Ирина Юрьевна (г.Ярославль), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), кафедра теории и методики профессионального образования, доцент, кандидат педагогических наук. Тел.: 8(903) 822-42-68. Email: [email protected].

Tarkhanova Irina Jurievna (Yaroslavl), FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky», Department of the Theory and Methodology of Proffessional Education, associate professor, candidate of pedagogical sciences. Tel.: 8(903) 822-42-68. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.