Н. Н. ИВашиненко
Портисипоторный поЗмоЗ
6 решении проблем населения
Партисипаторньш, или участвующий, подход предполагает, что в решении жизненно важных вопросов должны участвовать сами члены сообщества. Это успешнее должно разрешать социальные проблемы [1]. С момента своего создания партисипаторный подход был использован для решения широкого круга социальных задач в разнообразных социально-политических и экономических контекстах. Начало широкого практического использования его относят к концу 1970-х — началу 1980-х годов.
Первым этапом в становлении практических приложений идей пар-тисипаторного подхода стали проекты повышения грамотности населения развивающихся стран [2]. Отличительной чертой этих проектов стало активное вовлечение участников обучения в их обсуждение, планирование и реализацию.
Отдельное направление представляют программы реформирования управления и развития местных сельских сообществ [3. С. 151—171]. Развиваясь
вначале на теоретической базе гуманитарной географии, партисипатор-ный подход достаточно быстро вышел за ее пределы, ориентируясь на решение задач социального управления, требующих активного использования социального капитала территорий, без подключения которого к процессам реформирования эффективных результатов достигнуть не удавалось.
Основная критика партисипатор-ного подхода чаще всего направлена на практику его реализации в развивающихся странах, взаимоувязываясь с неудачами Мирового банка в этих регионах. Однако несколько упускается из виду, что данный подход имеет обширную практику применения в Европе и Америке. Так, например, он использовался для реструктуризации трудовых отношений в судостроительной индустрии Европы [4. С. 582—611], в развитии кооперативов в Испании, в реализации экологических проектов в Канаде [5. С. 129—145]. Отдельное направление представляют проекты, направленные на работу по улучшению качества жизни отдельных
социальных групп: инвалидов, молодежи, феминистские программы [6].
Обсуждение партисипаторнос-ти представляет циклический процесс, когда рост интереса к нему и активного развития методического аппарата сменяется критикой полученных результатов и возможных рисков, связанных с его применением [7. С. 48—58]. Партисипаторность активно используется в практике современного управления. Одним из таких примеров может стать совет Ренфрушира, руководящего одной из 32 территорий Шотландии с населением около 171 тыс. человек.
Несмотря на более высокий, по сравнению с Россией, уровень развития третьего сектора, проблемы вовлечения населения в развитие территорий здесь стоят достаточно остро. Одним из элементов процесса стратегического развития является проведение ежегодной конференции. В сентябре 2011 г. конференция объединила 458 участников, в состав которых, помимо жителей, вошли неформальные группы и НКО. Впервые для получения мнения общественности и составления плана действий был использован метод KETSO, являющийся разновидностью парти-сипаторной техники [10. С. 2—98]. В отчете, составленном по результатам проведения конференции, отмечалось, что «общественные дискуссии и встречи заинтересованных лиц демонстрируют, что новые подходы, характеризуемые сотрудничеством между организациями и товариществами с людьми и местными группами, вносят реальные изменения и могут создать конструктивные модели для будущего» [8]. Таким образом, обращение к ресурсам местных сообществ происходит не только на стадии ста-
новления диалога между населением и органами власти, как наблюдалось в развивающихся странах, но и в развитых, особенно в период кризиса и снижения бюджетного финансирования. Тем не менее в этом же отчете отмечается, что «общественные консультации подобного типа пока не стали нормой взаимодействия органов власти и сообществ».
Партиспаторный подход — это одна из возможностей создания социального механизма, в рамках которого реализуются комплексные задачи: организации взаимодействия, взаимного обучения официальных структур и потребителей социальных услуг; выработки и реализации в этой сфере решений, способствующих максимальной активизации собственных ресурсов граждан и домохозяйств; принятия солидарной ответственности за такие решения [9]. Не подменяя необходимости совершенствования социальных институтов, обеспечивающих основной контур комфортной жизнедеятельности сообществ, партисипаторные технологии позволяют повышать эффективность государственных социальных сервисов за счет подключения потенциальных клиентов на всех этапах — от проектирования до использования услуги. Это позволяет привлекать ресурсы социальной активности для институционального развития.
Анализ применения партисипа-торного подхода к решению проблем повышения качества жизни населения был осуществлен в рамках второго этапа комплексного исследования, проведенного в г. Павлово Нижегородской области в конце 2011 г. 1 В его рамках
1 По социально-демографическому составу и ресурсной обеспеченности г. Павлово является типичным городским поселением
реализован репрезентативный опрос 500 домохозяйств, проведено интервьюирование 17 экспертов из числа сотрудников местной администрации, включая специалистов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, представителей НКО и церкви и 18 представителей семей, испытывающих жизненные трудности, а также общественные консультации с применением технологии KETSO [10. С. 2—98]. Основные задачи используемой техники состоят в создании условий для формирования нового группового решения.
Механизм повышения качества жизни населения. Российское общество, пройдя череду трансформационных кризисов, получило уникальный опыт выживания и преодоления самых разнообразных социальных проблем; к числу наиболее существенных из них относятся социальная незащищенность и бедность. На современном этапе развития бедность как модель самоидентификации практически не используется. Даже люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, если они сохраняют связь с социумом, пытаются скрыть свое положения, отмечая, что они «живут как все». Если в начале 1990-х бедными себя называло около половины населения, то сейчас среди жителей г. Павлова только 2% отметили, что считают свою семью бедной, и еще 12% указали, что живут на грани бедности.
Тем не менее опыт преодоления жизненных проблем и проживания в бедности отмечают более 80% семей,
Продолжение сноски со с. 16.
с численностью жителей до 100 тыс. человек, что позволяет использовать полученные результаты для описания ситуации в малых городах России.
при этом около 1/3 домохозяйств — длительный 2. В массовом общественном мнении преобладает макроинституци-ональное видение, взаимоувязывающее проблемы качества жизни населения с государственной политикой, низкой заработной платой и ростом цен. Среди наиболее эффективных мер, направленных на преодоление бедности, доминируют государственные административно-распределительные.
Массовое общественное сознание отражает сложившуюся точку зрения, на фоне которой только-только начинает зарождаться понимание того, что решение социальных проблем может достигаться не только монетарными методами повышения доходов, но и за счет обеспечения равного доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам (7%). Использование ресурсов социального взаимодействия как направление решения социальных проблем отметили 7% опрошенных. Создание различных общественных структур, оказывающих помощь людям, считают эффективными от 39 до 48% жителей города. Возможность вовлечения малоимущих в процессы принятия решений по проблемам бедности как эффективную меру рассматривают около 1/4 горожан. С одной стороны, эта цифра значительно меньше, чем доля сторонников госрегулирования бедности. С другой — 25% вполне достаточно для стартового запуска общественных консультаций, способных привести к созданию реальных проектов локального уровня, направленных на повышения качества жизни населения.
2 Более подробно самооценка уровня жизни населением рассматривается в статье И. И. Корчагиной и Л. А. Миграновой «Уровень жизни населения малых городов России».
Анализ структуры гражданской активности показывает, что на современном этапе наибольший эмоциональный отклик находит спонтанная помощь и поддержка, слабо поддающаяся формализации и, напротив, избегающая различных организационных форм, связанных с интеграцией усилий.
Направления интеграции и ростки самоорганизации населения в решении проблем преодоления бедности. Анализ глубинных интервью с членами семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволил выявить несколько стратегий объединения усилий для решения проблем населения.
■ Родственные связи остаются важнейшим ресурсом социальной защищенности семьи. Наиболее остро вопросы отсутствия родственной и дружеской поддержки стоят у неукоренившихся семей (приезжих, потерявших родных, выпавших из социального общения вследствие алкоголизма). Отсутствие включенности в социальные связи создает проблемы с получением не только кратковременной финансовой поддержки, но и по аренде жилья, поиске работы, присмотру за ребенком после школы или во время его болезни.
■ Спонтанная самоинтеграция возникает чаще всего в сообществах, имеющих общие интересы, такие, как воспитание детей примерно равного возраста. Обмен ресурсами в этих социальных средах скорее присущ семьям со средними доходами, которые не боятся выглядеть бедными, для которых одежда с чужого плеча не является знаком собственной несостоятельности обеспечить ребенка. Спонтанная интеграция нуждается в наличии места для встреч и возможности общаться на равных, так как обсуждаемые про-
блемы напрямую не затрагивают вопросов социального неравенства.
■ Направленная интеграция, возникающая благодаря активности неформальной группы, напрямую зависит от лидера и его ресурсов. Такая группа может остаться как в рамках неформальной системы общения, так и перерасти в зарегистрированную общественную организацию. Инициатива лидера является базовым фактором для возбуждения активности остальных членов группы, которые могут меняться. При смене лидера происходит изменение видов реализуемой деятельности.
■ Меценатство, направленное на формирование инфраструктуры, способствующей повышению социальной защищенности населения, создает стартовые возможности для объединения усилий. Так, созданный в Павлово при поддержке мецената клуб анонимных алкоголиков может посещать каждый, без всякого принуждения. Использование таких сервисов не имеет для социально незащищенного населения обязательного характера, что позволяет сохранять инициативы, идущие снизу, и преодолевать административные барьеры.
■ Общественные организации не свободны от проблем, порождаемых формализацией отношений. С одной стороны, получение организацией формального статуса позволяет ей привлекать больше ресурсов для своей деятельности, но с другой — появляется иерархия между членами организации, что может порождать новый вид бюрократии.
■ Опора на организационные ресурсы всероссийских проектов является сравнительно новой в российской практике, когда крупная организация выигрывает грант на поддержку мест-
ных инициатив. Основным ресурсом для местных сообществ в этом случае выступают не финансовые вложения, а информационно-методическая помощь. Отторжение населением волонтерской деятельности во многом вызывает не идея помощи ближнему, а формы, в которых она организована. Всероссийские проекты обладают потенциалом создания новых форм объединения добровольцев.
■ Организация местных сообществ при различных органах власти, их активность также во многом зависит от предлагаемых форм сотрудничества. Инициативы, идущие от власти, во многом воспринимаются как навязываемые, «искусственно насаждаемые».
Механизмов обратной конструктивной связи между активным населением и органами власти крайне мало. У органов власти нет регламента для поддержания местных инициатив. Сложность диалогов между активистами и чиновниками во многом порождены несовпадением мнений о принципах функционирования структур. Для неформальной структуры активных групп первичной является идея и возможность оказания помощи нуждающимся. Для органов власти основным критерием выступает контроль над расходованием средств, уровень формализации которого не всегда в состоянии обеспечить неформальная группа. В результате государственные структуры как основной источник материальных средств не имеют работающего механизма обратной связи с местным сообществом. Но даже и при наличии доброй воли со стороны официальных органов сказываются такие факторы, как микрокультурные различия, дефицит доверия и недостаток коммуникативно-поведенческих навыков поведения, взаимодействия «на равных», направленного на дости-
жение общей, взаимосогласованной цели. Развитие и применение парти-сипаторных техник в ходе проведения общественных консультаций позволяет начать процесс формирования продуктивного диалога.
Роль общественных консультаций в создании механизма общественного участия. Доминирование государственного дискурса в общественном сознании проявляется в обширном обсуждении организаций, деятельность которых влияет на качество жизни населения. Вокруг этой тематики были сосредоточены основные критические замечания, а также и решения проблемы в глобальном ключе. Наибольшее количество дискуссий и предложений возникло вокруг обсуждения такого направления улучшения качества жизни населения, как инициативы и проекты. При этом отмечалась необходимость сотрудничества власти и населения в их решении.
Две пересекающиеся групповые дискуссии показали, каким образом идет процесс взаимообучения и диалога. Представители органов власти обладают более развернутой и детальной информацией о работе различных структур и способны аккумулировать имеющиеся ресурсы. В свою очередь, представители НКО, школ, медицинских учреждений и предприятий менее сконцентрированы на строгой реализуемости задачи и более активны в выдвижении идей, которые после обсуждения принимались чиновниками, переводящими обсуждения в прагматический план.
Не менее значительным по интенсивности дискуссии оказалось такое направление, как деятельность различных структур, обеспечивающих качество жизни населения. Доминирование роли государственных институтов в общественном дискурсе снижает ак-
тивность населения, которое в этом случае выступает только в качестве потребителей услуг. Восприятие структур как забюрократизированных во многом является следствием нарушения коммуникаций между уровнями управления и местным сообществом. Социальный потенциал местного сообщества проявился в понимании меры ответственности каждой семьи за здоровье и образование своих членов, ответственности социума за общий уровень вежливости и комфортности взаимоотношений. Отмечаемая инертность людей, как проблема активизации человеческих ресурсов, дискутировалась наряду с возможностью привлечения населения к совместным мероприятиям, организованным по типу субботников.
По результатам сессий участники группы обменялись не только информацией, но и прирастили свои социальные ресурсы. Представители общественных организаций почувствовали, что могут быть услышаны органами власти и могут получать позитивный отклик. Представители органов власти, в свою очередь, вместо ожидавшегося потока критики в адрес работы госучреждений получили социальное одобрение и понимание своей деятельности. В России до партисипаторности в ее классическом для западной социальной мысли понимании пока еще очень далеко, но полученные результаты уже показывают, что данное направление позволяет решать множество проблем эффективной организации вовлечения местных сообществ в процессы развития территорий.
Заключение. Проблематика качества жизни населения и решение различных социальных проблем в общественном сознании в первую очередь взаимоувязываются с работой
государственных органов. Российские органы власти, не отказываясь от модели сервисного государства, тем не менее еще не следуют ей на практике в полной мере. Решение различных социальных вопросов обеспечивается комплексом разрозненных организаций, не связанных друг с другом, как на уровне общей государственной политики, так и на уровне текущих регламентов. В реальной жизни население опирается на сети социальной поддержки и практически не рассматривает возможность обращения к государству в случае возникновения жизненных трудностей.
Важнейшим условием организации продуктивного взаимодействия выступает выбор адекватных форм сотрудничества, позволяющих концентрировать ресурсы и обеспечивать поддержку, сохранение и воплощение инициатив, идущих снизу. Понимание местных инициатив, достигнутое на основе исследований общественного мнения, необходимо, но не достаточно, так как трансляция сверху вниз приводит к их отторжению. Даже инициатива, возникшающая снизу, услышанная органами власти, но потом насаждаемая сверху, с высокой долей вероятности встретит неприятие. Непосредственное включение активных групп в процесс реализации их собственных идей является необходимым условием привнесения эффективных социальных изменений.
Общественные консультации на основе партисипаторного подхода могут стать первым шагом в организации совместных государственно - граждан -ских проектов, направленных на повышение качества жизни населения. Внедрение этих технологий требует дальнейшего тщательного изучения и обобщения соответствующих практик, способных выявить как достоинства, так и ограничения данного метода.
Литература
1. Greenwood D. J. and Levin M. (2007) Introduction to action research: social research for social change (Thousand Oaks, CA. ; London : SAGE Publications).
2. Kanhare V. P. (1980). The struggle in Dhulia: A women's movement in India // In F. Dubell, T.
3. Mduma E. K. (1982) Appropriate technology for grain storage at Bwakira Chini village // In Y. Kassam & K. Mustafa (Eds.), Participatory research: An emerging.
4. Walton R. E. & Gaffney M. E. (1989). Research, action, and participation: The merchant shipping case // American behavioural Scientist, 32 (5.)
5. Jackson T. & McKay G. (1982). Sanitation and water supply in Big Trout Lake: Participatory research for democratic technical solution // Canadian Journal of NativeStudies. 2 (1).
6. Reinharz S. (1992). Feminist methods in social research. NewYork: Oxford Universitypress.
7. Handbook of action research: Participative inquiry and practice (2001). ThousandOaks, CA: Sage.
8. Commission on the future delivery of public services. www.publicservicescommission.org (дата обращения к ресурсу 07.05.2012).
9. Теодорович М. Л., Ивашиненко Н. Н. Ресурсы применения партисипатор-ных технологий для повышения социальной защищенности населения России // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». — Н. Новгород, 2012.
10. Tippett J., Handley J.F. andRavetz J, (2007). Meeting the challenges of sustainable development // Progress in Planning, 67.