Научная статья на тему 'Партисипативный подход как методико-технологическая основа подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна'

Партисипативный подход как методико-технологическая основа подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА / ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА / PEDAGOGICAL DESIGN / PROJECTION OF PEDAGOGICAL DESIGN / APPROACH / PARTICIPATIONS / PARTICIPATIVE APPROACH / TRAINING OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова С. А.

Статья посвящена обоснованию методико-технологической основы подготовки студентов вузов к проектированию педагогического дизайна, в качестве которой автор видит партисипативный подход, как соответствующий требованиям современной системы образовании и, профессиональной подготовки будущих педагогов, а также специфике их будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курносова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATIVE APPROACH AS METHODOLOGICAL AND TECHNOLOGICAL BASIS OF STUDENTS' PREPARING TO THE PEDAGOGICAL DESIGN PROJECTION

The article deals with the foundation of methodological and technological basis of students' preparing to the pedagogical design projection. In the capacity of the basis the author sees a participative approach, as it satisfies the requirements of modern educational system and of future pedagogues' vocational training, and also of the specific of their future activity in the conditions of information society.

Текст научной работы на тему «Партисипативный подход как методико-технологическая основа подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна»

При мониторинге результата осуществления системы со-циально-педагоги-ческой поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями следует, прежде всего, учитывать уровень теоретической и практической подготовленности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, степень овладении профессиональными умениями и навыками, уровень знания основных задач, отношения к своей профессиональной деятельности.

В рамках программы «Дети России» стали разрабатываться теории и технологии социологического и социологического мониторинга.

В основе организации педагогического мониторинга находятся следующие принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диагностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности.

В процессе реализации системы социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями была выявлена взаимосвязь между активизацией профессиональной деятельности и развитием творческой са- мостоятельности учащихся, которая выразилась в трех аспектах:

- в содержательном аспекте - в адекватности содержания учебных программ, включающих практико-ориентированную подготовку учащихся, требова-ниям к творческой самостоятельности личности;

- в методическом аспекте - в разработке и определении методов практико-ориентированной подготовки учащихся таких, как практические и лабораторные занятия, исследовательская работа, практика, методы решения управленческих и хозяйственных задач;

- в организационном аспекте - в выборе форм практикоориентированной подготовки: индивидуальных, групповых, дифференцированных (спецкурсы по вы-бору, практика, научно-практические конференции).

В нашем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими результатами заключается в том, что конкретизировано понятие «социально-педагогическая поддержка учащихся в условиях профессионального образования; выявлена система знаний и комплекс умений, необходимых педагогам профессионального обучения для оказания поддержки учащимся; сформированы теоретико-мето-дологи-ческие положения системы социально-педагогической поддержки.

Библиографический список

1. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 2001.

2. Шипицына, Л. М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванова, Л.А. Данилова. - СПб., 2007.

3. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. - М.: ПИ РАО, 1995.

4. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. - СПб., 1997.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 378.14

С.А. Курносова, доц. ЧелГУ, г. Челябинск, Е-mail: ksa0308@mail.ru

ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Статья посвящена обоснованию методико-технологической основы подготовки студентов вузов к проектированию педагогического дизайна, в качестве которой автор видит партисипативный подход, как соответствующий требованиям современной системы образовании и, профессиональной подготовки будущих педагогов, а также специфике их будущей профессиональной деятельности в условиях информационного обще-

Ключевые слова: педагогический дизайн, проектирование педагогического дизайна, подход, партисипативность, партисипативный подход, подготовка студентов вуза.

Инновационные процессы в образовательной сфере связываются в настоящее время с её информатизацией, в результате чего возникает проблема подготовки студентов, обучающихся на педагогических специальностях, способных максимально успешно использовать ресурсы компьютера и возможности разнообразных компьютерных программ для решения проблем профессионального характера: от разработки отдельной задачи в цифровом формате до создания комплексных электронных пособий, интегрирующих учебный предмет в целостную образовательную область. Одним из средств на пути решения этой проблемы может стать подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна, опирающаяся на научно обоснованные положения разработки и использования информационно-компьютерных технологий и представляющая собой развёрнутую систему, учитывающую различные компоненты подготовки будущего учителя.

Педагогический дизайн (от англ. Instructional Design -наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению [1]) представляет собой систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания, процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения

этих потребностей, предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический дизайн охватывает всю деятельность по форматированию содержания, подготовленного специали-стом-предметником. В качестве основной цели педагогического дизайна нами определяется создание и поддержка такой образовательной среды, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов

Процесс проектирования педагогических объектов сравнительно хорошо исследован в литературе. В самом общем виде, процесс проектирования педагогических объектов и систем предполагает осуществление определенной последовательности шагов: 1) составление теоретической (идеальной) модели объекта, выявление его существенных свойств; анализ принципов и условий его функционирования; 2) разработку проектной модели объекта; 3) создание экспериментальной модели объекта (практическую реализацию проектной модели) и ее апробацию в педагогической действительности;

4) анализ результатов эксперимента и коррекцию проекта [1,

2]. Проектирование педагогического дизайна представляет собой сложный, многоуровневый, спланированный и систематический процесс, предусматривающий прохождение проекта через пять стадий: 1) анализ образовательных целей и особенностей учебной дисциплины; 2) разработка дизайнерских планов, направленных на достижение потребностей в обучении;

3) преобразование дизайнерских предложений в учебные материалы; 4) использование учебных материалов учащимися;

5) оценка эффективности учебных материалов и их коррекция.

Так как указанные отдельные элементы часто формируются узкими экспертами, специализирующимися на разработке конкретных средств обучения, то специалист в области педагогического дизайна должен быть способен эффективно наладить взаимодействие как со специалистами-предметни-ками, так и со специалистами, занятыми в производстве средств обучения. Таким образом, компетентность современного педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники, анализом целевой аудитории, компетенций и результатов обучения, структурированием содержания, выбором средств обучения, определением онлайновых педагогических стратегий, разработкой стратегий предварительной оценки, работой с системами управления обучением, разработкой методических рекомендаций в отношении стиля учебного контента, анализом и переформатированием содержания, оценкой эффективности педагогического дизайна.

Решение такой значительной проблемы, как подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна, требует чёткой теоретико-методологической основы к своей организации, в котором должны быть заложены ведущие тенденции развития общества, так как она является необходимым атрибутом представляемой концепции, поскольку определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение ряда проблем, среди которых: 1) упорядочивание понятийно-терминологического поля; 2) определение новых особенностей и свойств подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна; 3) выявление закономерностей и принципов данного процесса; 4) обозначение слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы; 5) определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим педагогической науки в целом [5]. В качестве теоретико-методологической основы выступает совокупность методологических подходов, так как исследуемое педагогическое явление в силу своей сложности не должно изучаться с одной точки зрения. Необходимо отметить, что термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:

- логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, ограничивающее её, как правило, только одним аспектом (в крайнем случае, несколькими взаимосвязанными направлениями), но, в отличие от метода, принципиально лишённое какого бы то ни было ограничения и даже чёткой фиксации тех средств, которыми ведётся исследование;

- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека;

- принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.

Нами разделяется мнение Е.Ю. Никитиной о том, что подход - это стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях. Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической основы, которая является доминирующей для решения научно-исследовательской задачи [5]. С нашей точки зрения, подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна является сложным педагогическим феноменом, что требует применения ком-

плекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. Правомерность такой позиции обуславливается ещё и органической связью научных подходов между собой, которая вытекает, как отмечает Э.П. Семе-нюк, из внутренней взаимосвязи категорий, составляющих семантическое ядро каждого подхода [6]. Взаимодополняющая разработка методологических подходов предполагает установление диалектической связи между ними, взаимосвязанное использование при выявлении характерных свойств исследуемого феномена, определение сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы с позиции продуктивности его использования, установление функционального назначения каждого из них и раскрытие результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения процесса подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна. Реализация последнего положения предполагает определение роли каждого подхода в исследовании.

Партисипативный подход выбран нами в качестве конкретно-научной основы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна. Термин «participative management» дословно означает «управление, основанное на участии» [2]. Концепции ведущих современных теоретиков менеджмента содержат следующие аспекты партисипативно-сти: активность в участия в делах организации, повышение удовлетворенности, качества работы и производительности, возрастание чувства ответственности за результаты деятельности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Ключевой термин «участие» подразумевает различные формы участия работников в управлении компанией, а также участие сотрудников в собственности компании-работодателя. Партисипативные типы структур могут использоваться в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Они могут распространяться только на часть или отдельный уровень в организации, а могут охватывать и на всю организацию. Их внедрение может проводиться как сверху, так и снизу путем постепенного и последовательного охвата одного уровня за другим. Однако наибольший результат дает использование партисипативного подхода в организациях, занимающихся слабоструктурированной деятельностью. В видах деятельности, где нет жестких алгоритмов, а сотрудники никогда не решают одинаковых задач, очень важно постоянно поддерживать творческий тонус, что максимально хорошо обеспечивается партисипатив-ным управлением. Это относится, прежде всего, к научной, исследовательской, инновационной, консультативной деятельности, а также к высшему образованию.

Ориентация образовательного процесса в высшей школе на партисипативность обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в-третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвёртых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы. В теории педагогики идеи паритсипа-тивного подхода впервые были введены в научный оборот Е.Ю. Никитиной и в дальнейшем получили широкое развитие в исследованиях ее учеников (О.Ю. Афанасьева,

И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Б. Плохотнюк,

М.В. Смирнова и др.). Контент-анализ проблемы партисипа-тивного управления в педагогике позволил нам определить партисипативность в педагогической концепции подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна как взаимодействие преподавателя и студентов для нахождения общности взглядов, обеспечения активности и ответственности студентов, выработки и реализации совместного решения, которое является субъект-субъектным. В связи с этим меха-

низм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых. Характерными чертами, присущими партиси-пативному подходу как конкретно-научной основе педагогической концепции подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна, являются:

- совместное принятие и исполнение решений преподавателем и будущим учителем;

- диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;

- достижение консенсуса при решении профессиональнозначимой задачи;

- добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

- коллективная ответственность.

Актуальность применения партисипативного подхода в качестве теоретико-методологической основы конкретно-научного уровня обоснована осознанием смысла перемен в профессиональной и общественной сфере, актуализацией творческой активности, так как каждый человек может проявить себя и свои знания, выдвигая то или иное предложение для решения конкретной профессионально-значимой проблемы. Целью применения партисипативного подхода является совершенствование использования всего личностного и профессионального потенциала будущего учителя для проектирования педагогического дизайна. Применение партисипативного подхода предъявляет особые требования к методам и формам организации педагогического образования. К числу партиси-пативных методов и форм организации подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна мы относим: 1) работу малых групп (6 - 9 человек), в которых будущие учителя обсуждают профессионально-значимые проблемы,

совместно ищут возможные пути решения, помогают друг другу реализовывать принятые решения; работа в группах нацелена на повышение командной ответственности и командного взаимодействия, что в конечном итоге приводит и к повышению эффективности; 2) практику регламентированного сбора идей и предложений будущих учителей по наиболее важным вопросам педагогического проектирования (инновационные формы опроса, проведение проблемных семинаров, творческих лабораторий); 3) создание межфунциональ-ных комиссий, суть которых состоит в том, что постоянная или динамичная группа студентов обсуждает какую-либо актуальную проблему проектирования педагогического дизайна, и каждый вносит свой вклад в общий результат группы.

Педагогическое моделирование, экстраполярный прогноз и опытно-поис-ковая работа позволили нам в качестве результата применения партисипативного подхода определить: а) развитие информационно-проектной компетентности студентов; б) повышение мотивации обучения, удовлетворенность проектно-педагоги-ческой деятельностью;

в) актуализацию потенциала, первичную профессиональную идентификацию студента; г) удовлетворение потребности достижения, самореализацию, самоутверждение;

д) формирование представлений о философии образования, педагогической культуре посредством развития приверженности группе, коллективу, развития толерантности, уважения противоположного мнения.

Таким образом, проведённый нами каузально-функциональный анализ научной литературы позволил определить, что адекватной теоретико-методологичес-кой основой конкретно-научного уровня является партисипативный подход как соответствующий и требованиям профессиональной подготовки будущих педагогов, и специфике их будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Armstrong, А.-М. Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches. - California: Issue.

2. Краснянский, М.Н. Основы педагогического дизайна и создания мультимедий- ных обучающих аудио/видео материалов: учеб.-метод. пособие / М.Н. Краснян-ский, И.М. Радченко. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2006.

3. Заир-Бек, Е.С.. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дисс... д-ра пед. наук. - СПб.: РГПУ, 1995.

4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: изд. центр «Академия», 2007.

5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.

6. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 371.315.5

Ю.С. Лактионова, ст. преп. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: kp1967@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ДИДАТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

В статье рассматриваются результаты, полученные в процессе экспериментальной работы по реализации выделенных автором педагогических условий эффективности развивающего обучения информатике в 11-х классах общеобразовательной школы на основе учебно-дидактического комплекса.

Ключевые слова: развивающее обучение информатике, информационно-коммуникационные технологии, учебно-дидактический комплекс, экспериментальная работа.

Информатика в настоящее время одна из наиболее перспективных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Актуальность изучения информатики не требует доказательств. Однако анализ данных результатов единого государственного экзамена по информатике позволил сделать вывод о недостаточной эффективности обучения указанному курсу.

Существует необходимость создания более эффективных методов, форм учебной деятельности, которые дадут предпосылки для организации полноценных процессов обучения, самообразования и развития личности. В связи с этим в основу школьной образовательной программы по информатике должна быть положена система развивающего обучения, которая является целостной психолого-педагогической системой, альтернативной традиционной школе. «В основе теории развивающего образования лежат такие фундаментальные понятия как понятие деятельности, идеального и сознания, личности; даются логико-психологические основания эмпирического и теоретического мышления; описывается учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.