Научная статья на тему 'ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ'

ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
полисубъект / полисубъектное управленческое взаимодействие / партисипативный подход / военное профессиональное образование / подготовка курсантов / организационно-управленческая деятельность. / polysubject / polysubject management interaction / participative approach / military professional education / preparing of cadets / organizational and managerial activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порошин В.О.

В статье рассмотрен феномен партисипативности в качестве методологического подхода при разработке системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Раскрыто понятие партисипативности в условиях образовательного процесса военного вуза. Выявлена корреляция феномена партисипативности с принципом полисубъектной направленности деятельности. Раскрыта сущность партисипативного подхода при реализации системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А PARTICIPATIVE APPROACH TO THE PROBLEM OF PREPARING COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES FOR POLYSUBJECT MANAGEMENT INTERACTION

The article examines the phenomenon of participation as a methodological approach in the development of a system for preparing of cadets of military universities for polysubject managerial interaction. The concept of participation in the educational process of a military university is revealed. The correlation of the phenomenon of participation with the principle of polysubjective orientation of activity was revealed. The essence of the participatory approach is revealed in the implementation of the system of preparing of cadets of military universities for polysubject managerial interaction.

Текст научной работы на тему «ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ»

10. Dutka G.Ya. Fundamentalization of mathematical education of future economists: a monograph. Kyiv: UBS NBU. 2008. 478 p.

11. Nichugovskaya L.I. Simulation modeling in the system of economic training of students of agricultural universities. URL: http://zavantag.com/docs/3207/index-49388.html.

12. Mashbits E.I. Psychological and pedagogical problems of computerization of education. M.: Pedagogy. 1988. 192 p.

13. Gusak O.M. The use of modern information technology in the training of future economists URL: http://www.rusnauka.com/! 1_EISN_2011/Informatica / 1_82141.doc.htm.

14. Lerner I.Ya. Didactic bases of teaching methods. M.: Pedagogy. 1981. 186 p.

15. Danilov M.A. Education of schoolchildren's independence and creative activity in the learning process. Soviet pedagogy. 1961. № 8.

16. Savchenko O.Ya. Development of cognitive activity of junior schoolchildren. K.: Rad. school, 1982. 138 p.

17. Podoliak L.G., Yurchenko V.I. Psychology of high school: textbook. manual for students. higher textbook lock Kyiv: Higher school. 2006. 320 p.

18. Shamova T.I. Activation of teaching of schoolboys M.: Pedagogy. 1982. 209 p.

19. Zeer E.F. Psychology of professions: Textbook. manual for university students. M.: Business book. 2003. 336 p.

ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Порошин В.О.

старший штурман корабля-инструктор учебной авиационной базы (2 разряда, г. Челябинск) филиала Военно-учебного научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г.

Челябинске

А PARTICIPATIVE APPROACH TO THE PROBLEM OF PREPARING COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES FOR POLYSUBJECT MANAGEMENT INTERACTION

Poroshin V.

senior navigator-instructor of aviation training base (2nd category, Chelyabinsk) of a branch of Military Training Scientifiv Center of "Military Air Forces Military Air Academy" in Chelyabinsk

Аннотация

В статье рассмотрен феномен партисипативности в качестве методологического подхода при разработке системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Раскрыто понятие партисипативности в условиях образовательного процесса военного вуза. Выявлена корреляция феномена партисипативности с принципом полисубъектной направленности деятельности. Раскрыта сущность партисипативного подхода при реализации системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.

Abstract

The article examines the phenomenon of participation as a methodological approach in the development of a system for preparing of cadets of military universities for polysubject managerial interaction. The concept of participation in the educational process of a military university is revealed. The correlation of the phenomenon of participation with the principle of polysubjective orientation of activity was revealed. The essence of the participatory approach is revealed in the implementation of the system of preparing of cadets of military universities for polysubject managerial interaction.

Ключевые слова: полисубъект, полисубъектное управленческое взаимодействие, партисипативный подход, военное профессиональное образование, подготовка курсантов, организационно -управленческая деятельность.

Keywords: polysubject, polysubject management interaction, participative approach, military professional education, preparing of cadets, organizational and managerial activities.

С развитием профессионального и личностного самоопределения курсантов в процессе образовательной деятельности формируется потребность в обоснованности и открытости применяемых к ним со стороны профессорско-преподавательского и руководящего состава военного вуза решений по организации образовательного процесса, возникает субъектная позиция по

отношению к наиболее оптимальным формам проведения занятия и методам обучения.

Удовлетворить эту потребность, по мнению исследователей феномена партисипативности (Е.Ю. Никитина, В.Г. Новиков, И.И. Санжарев-ский, Ф. Рост, Н.П. Стромквист и др.) [4;5;9;11;12], позволяет включение курсантов во взаимодействие

с профессорско-преподавательским и руководящим составом военного вуза, основанное на совместном управлении (соуправлении) образовательным процессом и добровольном делегировании курсантам управленческих полномочий. При этом акцентируется внимание на включении курсантов в механизм обсуждения и решения ежедневных проблем, которые затрагивают все стороны образовательной деятельности вуза, в том числе вопросы содержания, методов, форм и средств реализации целей образовательного процесса, т.е. тех сторон, где долгое время решения принимались руководителями вуза единолично.

По мнению Н.Р. Стромквиста [12, С. 37903795], именно партисипативность, при обсуждении проблемы, позволяет сформулировать такие цели, которые дают возможность получить знания, умения и навыки в сочетании с системой мировоззрения и познанием самого себя.

Сам термин «партисипативность» исследователи этого феномена [10, С. 277] соотносят с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», отмечая при этом, что разумно различать данные понятия, стремясь придать партисипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить семантические оттенки. Кроме того, по их мнению, в каждом случае необходимо делать акцент на взаимодействие различных субъектов, либо объекта и субъекта управления, предполагающее определенную форму организации их совместной деятельности, то есть интеракцию.

При формулировании понятия партисипатив-ности в условиях образовательного процесса военного вуза мы опирались на определение Е.Б. Быст-рай, которая описывала ее как «вовлечение работников в управление, решение проблем, участие работников в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме» [1, стр. 82]. Под вовлеченностью мы понимаем «управление, основанное на участии» [6, С.82]. При этом участие обучаемых обеспечивается путем делегирования им управленческих полномочий [8]. Процесс делегирования, в свою очередь, мы понимаем, как передачу части функций руководителя и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение [2].

Таким образом, под партисипативностью в условиях образовательного процесса военного вуза мы понимаем взаимодействие, вовлекающее курсантов в управление вузом путем делегирования им части функций и управленческих полномочий руководителя образовательного процесса.

Теоретические основы партисипативности в сфере образования были заложены Е.Ю. Никитиной [4], которая в качестве ее отличительных особенностей выделяла:

- учёт мнения каждого студента при формировании различных социально-значимых проблем и профессионально-педагогических задач;

- обсуждение, достижение взаимопонимания между преподавателем и студентом;

- возможность открыть и использовать мудрость и опыт всех обучаемых;

- совместное принятие решений; активное делегирование полномочий;

- совместное обнаружение проблем и разработка соответствующих действий;

- возможность создать надлежащие условия и установки, а также способы улучшения сотрудничества между преподавателем и студентами.

В рамках исследования проблемы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию проанализируем потенциал феномена партисипативности при интеграции его в педагогическую систему в качестве методологического подхода.

Под подготовкой к полисубъектному управленческому взаимодействию мы понимаем педагогический процесс по формированию и развитию у обучаемых способности к действиям и взаимному влиянию в системе организационно-управленческих отношений, опосредованных формированием общности (полисубъекта).

Анализ сущности феномена партисипативно-сти демонстрирует нам его корреляцию с принципом полисубъектной направленности деятельности, который реализуется в рамках полисубъектного управленческого взаимодействия и предполагает изменение парадигмы управленческого мышления на сотрудничество и содействие в достижении целей, делегирование полномочий, личностную ориентацию в общении и стимулирование инициативы и творческого подхода и др. [3].

Таким образом, при реализации полисубъектного управленческого взаимодействия, партисипа-тивность выступает в качестве свойства, характеризующего соблюдение принципа полисубъектной направленности деятельности.

Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод что интеграция феномена партисипативно-сти в систему подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию в качестве методологического подхода будет способствовать полисубъектной направленности образовательной деятельности преподавателя и курсантов, что, в свою очередь, создаст условия для повышения эффективности реализации всей педагогической системы.

Таким образом, при разработке системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию сущность партисипативного подхода в общем понимании будет заключаться в ориентировании деятельности преподавателя и курсантов на равнопартнерское учебное сотрудничество в совместном, дидактически организуемом преподавателем решении курсантами учебных задач (совместной деятельности). При этом информационно-контролирующие функции преподавателя будут дополняться и постепенно заменяться координационными, а обучаемые будут принимать непосредственное участие в организации совместной деятельности, анализе и последующей корректировке действующих механизмов

и инструментов, основываясь при этом на данных рефлексии.

В дополнение к партисипативному, разрабатываемая система подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию опирается, на системный и личностно-де-ятельностный методологические подходы и включает в себя нормативно-целевой, содержательный и оценочно-аналитический компоненты, а также организационно-педагогические условия (квазипрофессиональная образовательная среда, педагогическое стимулирование развития субъект-ности курсантов, кейс-технологическое обеспечение организационно-управленческих отношений в процессе профессиональной подготовки) [6].

Рассмотрим сущность партисипативного подхода более подробно в рамках реализации разработанной системы и ее организационно-педагогических условий.

Реализация партисипативного подхода в рамках реализации системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию заключается во внедрении в ее структуру принципа партисипативности, предполагающего управление образовательным процессом на основе сочетания коллективной и самостоятельной деятельности и ответственности каждого субъекта. Проявление данного принципа осуществляется через применение во время занятий приемов активизации деятельности курсантов, способствующей проявлению партисипативности как свойства полисубъектной направленности деятельности.

В качестве таких приемов выступают:

- индивидуальное и групповое планирование учебной деятельности;

- самостоятельная разработка учебных заданий;

- групповой контроль собственных результатов образовательного процесса;

- переход от индивидуальной к групповой форме проектной деятельности;

- совместный с преподавателем поиск способов совершенствования системы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию.

Во время таких занятий педагогу отводится роль интегратора образовательной активности, а курсантам - «вовлеченных стейкхолдеров» (лиц, способных воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, влияющего на удовлетворение их потребностей).

Кроме того реализация партисипативного подхода способствует усилению эффектов влияния организационно педагогических условий.

Так в квазипрофессиональной образовательной среде партисипативный подход формирует у курсантов понимание процессов совместного принятия решений и делегирования управленческих полномочий в условиях реальной профессиональной деятельности.

При педагогическом стимулировании развития субъектности курсантов реализация партисипа-тивного подхода способствует соотношению кур-

сантами своих потребностей с целями образовательного процесса и дополнительному развитию уверенности своих способностях.

В рамках кейс-технологического обеспечения организационно-управленческих отношений в процессе профессиональной подготовки реализация партисипативного подхода проявляется в предоставлении курсантам возможности выработки самостоятельного, отличного от задуманного, способа решения ситуации, а также в совместной с преподавателем разработке новых кейсов.

Таким образом, реализация партисипативного методологического подхода при разработке системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию будет способствовать решению сразу двух задач: содержательному наполнению разработанной системы и дополнительному усилению полисубъектной направленности деятельности курсантов в процессе их подготовки.

Список литературы

1. Быстрай Е.Б. Межкультурно - партисипа-тивный подход как теоретико - методологическая стратегия формирования межкультурной педагогической компетентности / Е.Б. Быстрай // Вестник ОГУ. - 2003. - С. 78 - 83., с. 82

2. Керженцев П.М. Принципы организации / П.М. Керженцев. - М.: Экономика, 1968. - 461 с

3. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2005. - 450 с.

4. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

5. Новиков В.Г. Самоуправление и соуправле-ние как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении. // Регио-нология. - 2008. - №4. - С. 306-312.

6. Орлова Т.В. Партсипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. канд. пед. наук. - М., 1996. -196 с.

7. Порошин В.О. Содержательные аспекты подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию / В.О. Порошин, Е.М. Харланова // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - №2 (155). - С. 213-231

8. Ромашов О.В. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 512 с.

9. Санжаревский И.И. Политическое управление и российская государственность // Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы. Сборник научных трудов (по матер. Науч.-практ. конф. 22-23.11.2010

/ [редкол.: И.Н. Коновалов (отв. ред.) и др.]. Саратов: изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2010. - С. 81-86.

10. Шелехова Л.В. Партисипативность как форма вовлечения студентов в процесс управления вузом / Л.В. Шелехова, С.И. Калашникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57-7. - C. 273-279

11. Rost F. Mitbestimmung - Mitwirkung // Enzyklopädie Erziehungswissenschaft: Handbuch und

Lexikon der Erziehung in 11 Bänden und einem Registerband / Hrsg. von Dieter Lenzen. Bd. 8: Erziehung im Jugendalter - Sekundarstufe I / Hrsg. von Ernst-Gunther Skiba u.a. Stuttgart: Klett-Cotta, 1983. - S. 508.

12. Stromquist N.P. Participatory Planning in Education // The international encyclopedia of education: research and studies /Ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford [u.a.]: Pergamon Pr., 1985. - V. 7. - P. 3790-3795.

ВАЖНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ НАЧАЛЬНЫМ УРОВНЕМ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО)

Уваров В.И.

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия

THE IMPORTANCE OF AN ADAPTIVE APPROACH TO THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT INITIAL LEVELS OF TRAINING (ON THE EXAMPLE OF A TEXTBOOK FOR BUSINESS ENGLISH)

Uvarov V.

Assistant Professor, Department of Foreign Languages, Russian State University for the Humanities,

Moscow, Russia

Аннотация

В статье дается теоретический обзор коммуникационного процесса, используемого в учебном процессе. Дается классификация целей коммуникации и самих участников процесса общения. Авторами обозначается роль преподавателя в процессе обучения говорению и стратегии его поведения при контроле общения студентов на иностранном языке. Ставится проблема несоответствия современным требованиям, предъявляемым к выпускающимся специалистам вузов и условиями выполнения этих требований. Основной сложностью указано исходное различие в уровне владения иностранным языком у студентов, вынужденных изучать язык в укрупненных группах со смешанным уровнем исходных языковых знаний и умений. Авторами предлагается применение методик, направленных на создание учебной синергии между изначально «сильными» и «слабыми» студентами в рамках одной учебной группы на примере преподавания делового английского.

Abstract

The article gives a theoretical overview of the communication process used in education. Classification of communication goals and its participants are given. The authors indicate the role of a teacher in the process of studying to speak and the strategy of their behavior in controlling the communication of students in a foreign language. The problem of non-compliance with modern requirements for graduates and the conditions for meeting these requirements is raised. The main difficulty is the initial difference in the level of foreign language knowledge among students forced to study the language in enlarged groups with a mixed level of initial linguistic knowledge and skills. The authors propose the application of techniques aimed at creating a learning synergy between initially "strong" and "weak" students within the framework of one mixed-level group on the example of teaching business English.

Ключевые слова: говорение, деловой английский, коммуникация, учебник, исходный уровень владения языком, занятия в группах.

Keywords: speaking, business English, communication, textbook, basic level of language proficiency, group activities.

Введение

Основу владения иностранным языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать ситуации общения, принимать адекватное решение относительно речевого поведения и осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению [1]. При этом надо помнить, что общение между людьми

чрезвычайно сложный и постоянно меняющийся процесс, в который вовлекаются множество различных параметров. Однако можно сделать несколько определенных обобщений о процессе общения, относящихся как к преподаванию языков, так и к их изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.