Научная статья на тему 'Партии-корпорации как новое явление в мировой политике'

Партии-корпорации как новое явление в мировой политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
572
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернышев Сергей Иванович, Каринцев Олег Игоревич

В работе изучается воздействие глобализации на формирование партийных структур нового типа. Анализ трансформаций политических партий позволяет увидеть сущностные изменения в мировой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чернышев Сергей Иванович, Каринцев Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parties-Corporations as the New Phenomenon in World Politics

The globalization influence on formation of new type party structures is studied. The analysis of political parties' transformations reveals important changes in world politics.

Текст научной работы на тему «Партии-корпорации как новое явление в мировой политике»

ПАРТИИ-КОРПОРАЦИИ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

С.И. ЧЕРНЫШОВ, О.И. КАРИНЦЕВ

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия

В работе изучается воздействие глобализации на формирование партийных структур нового типа. Анализ трансформаций политических партий позволяет увидеть сущностные изменения в мировой политике.

Процесс глобализации, включение все большего количества стран в орбиту постиндустриального информационного общества трансформируют политическую систему, включая политические партии, изменяющие свои модели, функции и роль в мировой политике. При изучении эволюции партий в соответствии с вызовами времени представляется важным проанализировать концепции современной партологии. Теория политических партий опирается на исследования Мориса Дюверже, Кеннета Джанды, Анжело Панебьянко, Ричарда Катца, Питера Мэира и других известных ученых. Так, Морис Дюверже предлагал различать кадровые (партии политической элиты для влияния на политический процесс) и массовые (мобилизующие широкие слои населения для воздействия на власть) партии [1]. Эта классификация использовалась до Второй мировой войны. После ее окончания появились «всеохватные», или «catch-all» (термин О. Киркхаймера) партии, претендовавшие на представительство общества в целом, а не отдельных социальных групп или классов [5]. В 70-е годы возникают «картельные», по классификации американских политологов Р. Катца и FI. Мэира, структуры [4]. Основанные на ресурсах государства и пользующиеся его покровительством, эти партии образуют для закрепления своих позиций в партийно-политической системе своего рода «картель». Сопоставительный анализ трех первых моделей представлен в исследовании Л.В. Сморгунова [2 ,с. 314-315].

В начале XXI века появляется новая концептуальная модель - «киберпартия», то есть партия, действующая в виртуальном пространстве. Концепция «киберпартий» была предложена Элен Маргеггс из Лондонской школы публичной политики для характеристики интернет-ориентированных политических партий, основывающих свою деятельность преимущественно на сетевых интернет-технологиях политической коммуникации [6]. Процесс «интернетизации» политического пространства, особенно интенсивно развивающийся в последние 5-7 лет, привел к возникновению в некоторых развитых странах (в частности, в Великобритании) прямых сетевых взаимоотношений между партией и избирателями. Данный тип взаимоотношений практически полностью сводит на нет институт формального членства в партии, что значительно преобразует саму ее структуру: в ней не выделяются ни члены, ни сторонники. Сетевая организация политической партии стирает статусные различия между единомышленниками, делая их связь с партией индивидуализированной. С точки зрения своего положения в системе «государство -гражданское общество», киберпартии действуют на границе этих двух категорий,

обеспечивая связь между ними, но не как институты, а как организации, что отличает их от «всеохватных» партий.

Другие ученые также замечали важные особенности послевоенной эволюции партий. Так, по мнению А. Панебьянко, в современных условиях формируется «электорально-профессиональная» модель политической партии, которая отображает тенденцию профессионализации партийных структур [7]. Английский ученый Дж. Хопкин и итальянская исследовательница К. Паолуччи предложили концепцию «партий как бизнес-фирм», поскольку и те, и другие ориентированы на прагматичное извлечение прибыли. Авторы акцентировали внимание на характерном для многих современных партий процессе превращения их в своеобразные политико-предпринимательские структуры, прагматичные и высокопрофессиональные, ориентированные на достижение результата -«политической прибыли» - и максимально приспособленные для деятельности в современных условиях [3, с. 307-339]. Подчиняясь законам политического рынка, партии адаптируются к новому информационно-коммуникационному пространству. Во многих случаях за «политических предпринимателей» голосуют из рациональных, а не «харизматических» или «традиционных» соображений.

Вместе с тем, для более полного понимания природы и сущности современных партий представляется целесообразным рассматривать их сквозь призму всей совокупности не только социально-политических, но и экономических отношений. Следовало бы дополнить традиционную схему «государство - гражданское общество» системой координат «гражданское общество - экономические субъекты -государство». Под «экономическими субъектами» можно рассматривать всю совокупность организаций, относящихся к частному сектору экономики, имеющих свой политический интерес и пытающихся его реализовать через политические партии. В этом случае сущность современных партий более полно можно выразить в понятии «партия-корпорация». Партией-корпорацией мы называем политическую партию, созданную на базе общественных, коммерческих, государственных, информационных и иных организаций, объединяющих и мобилизующих свои ресурсы с целью извлечения политической прибыли. Особенностями партий-корпораций являются: (1) широкое использование капиталоемких политических технологий как инструмента политики; (2) неприоритетность членских организаций в выработке партийной политики, аморфность структуры; (3) тесное переплетение общественных, частных и государственных, информационных и иных структур; (4) прагматичный подход к выработке стратегии и тактики партии, гибкость программно-идеологических установок; (5) виртуальный характер партийных организаций. Можно также добавить, что партии-корпорации зачастую используют средства массовой информации для поддержания видимости реальной партийной деятельности. В связи с этим уместно привести точку зрения российского политолога С. Маркова, отмечавшего, что современные политические партии превращаются в «информационно-политические проекты», в рамках которых «сколачивается» некая видимость политической партии, которая поддерживает в общественном сознании иллюзию своего существования с помощью СМИ. Итальянская политическая партия «Вперед, Италия» (Forza Italia), с нашей точки зрения, является типичным примером партии-корпорации, лидер которой Сильвио Берлускони добился политической власти, удачно сконцентрировав в своих руках сеть общественных и спортивных организаций, корпорацию Fininvest, коммерческие средства массовой информации и некоторые другие структуры, что и обеспечило ему победу на выборах. Целью партий-корпораций является прагматичное

извлечение политической прибыли для завоевания, удержания и использования политической власти. Состоящие из множества частных компаний, общественных организаций, неформальных групп, они координируют свою деятельность при помощи высокопрофессиональной команды политических менеджеров. Политические решения принимает, как правило, узкий совет «политических предпринимателей», непосредственных руководителей или лидеров партии, роль которых может быть и не прописана в уставе. В структуре партий-корпораций можно выделить следующие элементы: (1) руководящий орган (лидер и его ближайшее окружение, «элита» партии); (2) частные компании, бизнес-фирмы, промышленные корпорации, финансовые институты и другие коммерческие структуры; (3) общественные организации и структуры гражданского общества; (4) профессиональная команда политических менеджеров; (5) средства массовой информации и системы коммуникации или ресурс, обеспечивающий влияние на них. Исходя из соотношения составных частей, партии-корпорации бывают двух типов -с сильным влиянием государства или частного сектора.

Партии-корпорации с сильным влиянием государства возникают, как правило, в период перехода политической системы от одного состояния к другому. Так, Союз Демократического Центра (Union de centro democrática) Испании был создан после падения диктатуры Франко и стал политической опорой премьер-министра А.Суареса, проводившего курс демократизации страны. В тех условиях правительство, получившее в наследство авторитарную политическую систему, было вынуждено заручиться широкой общественной поддержкой для проведения демократических преобразований, с этой целью и была создана партия. В других случаях подобные партии могут возникать для выражения частных интересов какой-либо элиты, стремящейся закрепить свое положение в обществе, используя близость к власти (так обстоит дело во многих азиатских странах). Иными словами, партии-корпорации могут играть разные роли: как фактора демократизации (в случае с постфранкистской Испанией), так и ее тормоза (в ряде азиатских государств). Роль партий-корпораций с сильным государственным влиянием значима для переходных посткоммунистических стран, где в ходе разгосударствления экономики, создания института частной собственности и рынка, возникновения политического плюрализма появляется все больше самостоятельных, независимых от государства политических и экономических акторов и групп давления, которые претендуют на реализацию своих интересов. Недостаточная разделенность власти и собственности, неукорененность демократических институтов в социально-политической системе, неурегулированность отношений власти и бизнеса придают специфику развитию партий-корпораций в условиях демократического транзита. В случае успеха рыночных преобразований такие партии могу!' эволюционировать от партий-корпораций с сильным влиянием государства к партиям-корпорациям с сильным влиянием частного сектора.

Партии-корпорации с сильным влиянием частного сектора возникают, как правило, в демократиях с высокоразвитым бизнесом или в условиях замены одной партийной системы на другую (как в случае с Италией). Подобные «частнопредпринимательские» партии возникают для объединения ресурсов как коммерческих, гак и некоммерческих организаций с целью борьбы за политическую власть. С нашей точки зрения, партии-корпорации с сильным влиянием частного сектора являются более развитой формой, чем соответствующие партии с сильным влиянием государства, вследствие чего первые могут стать прообразом для

последних в случае сохранения нынешних тенденций разгосударствления экономики в государствах переходного типа.

В современном мире политические партии становятся все более прагматичными в выборе целей и средств своей политики, стратегии и тактики, организационного развития. Непрерывный процесс трансформации под влиянием вызовов глобализации заставляет партии приспосабливаться к мировым политическим процессам, задающим определенные стандарты. Политическое развитие сопровождается глобальной рационализацией деятельности политических партий даже в тех регионах, в которых долгое время господствовали традиционные и харизматические типы отношений, с целью создания благоприятного международного имиджа своей деятельности. Можно предположить, что при сохранении нынешних тенденций политической модернизации в глобальном масштабе и дальнейшем развитии новых информационных технологий партии-корпорации усилят свое влияние на мировой политический процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический проект, 2002.

2. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М.: РОССПЭН, 2002.

3. HopkinJ., Paolucci С. The Business-firm Model of Party Organization: Cases from Spain and Italy // European Journal of Political Research. 1999. Vol. 35.

4. Katz R., Mair P. Changing Models of Party Organization and Party Democracy. The Emergence of the Cartel Party I I Party Politics. 1995. Vol.l. № 1.

5. Kircheimer O. The Transformation of West European Party Systems // Political Parties and Political Development. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966.

6. Margetts H. The Cyber Party // The Causes and Consequences of Organizational Innovation in European Political Parties. ECPR Joint Sessions of Workshops. - Grenoble, 2001

// www.essex.ac.uk/ECPR/events/jointsessions/paperarchive/grenoble.asp

7. Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

PARTIES-CORPORATIONS AS THE NEW PHENOMENON IN WORLD POLITICS

S.I. CHERNYSHOV, O.I. KARINTZEV

Political Sciences Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The globalization influence on formation of new type party structures is studied. The analysis of political parties’ transformations reveals important changes in world politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.