Partakers of the Divine Nature: The History and Development of Deification in the Christian Traditions / M. J. Christensen, J. A. Wittung, eds. Madison: Fairleigh University Press, 2007. 336 p.
В инославной среде продолжает расти интерес к восточно-православной духовности и присущему ей пониманию обожения, выражающему полноту преображения человека в общении с Богом. В 2004 г. в Дрю-Университете (Drew University, Мэдисон, штат Нью-Джерси) прошла конференция, посвященная теме обожения в христианской традиции. В 2007 г. был опубликован сборник материалов конференции под названием «Причастники Божеского Естества: История и развитие идеи обожения в христианских традициях».
Сборник открывается двумя вводными статьями: профессора богословия М. Кристенсена и профессора патрологии и византистики Дарэмского университета священника Эндрю Лаута. Статья Кристенсена «Проблема, обетование и процесс обожения» открывается подборкой цитат из Священного Писания, содержащих Божественное обетование обожения и раскрывающих суть рассматриваемого понятия, а затем — в разделе, касающемся процесса обожения, — автор проводит краткий обзор учения о данном предмете в богословской мысли представителей так называемой автором «неоплатонической» христианской традиции, к числу которых он относит Климента Александрийского, Оригена, прп. Ефрема Сирина, свтт. Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и прп. Максима Исповедника. Наконец, коснувшись понимания обожения в русской «мистической» (опять же — определение автора) традиции, автор приводит различные образы и аналогии из тварного мира, с помощью которых христианские авторы пытались объяснять процесс обожения. В заключительной части статьи понятие обожения анализируется в психологическом и философском аспектах.
Во второй вводной статье («Место обожения в православном богословии») обожение рассматривается с трех основных позиций: события Боговоплощения как космического измерения обожения, преображения человеческого естества как антропологического измерения и с позиции апофатического богословия, являющегося наилучшим способом отражения анализируемой идеи как союза Бога и человека. Говоря о месте учения об обожении в православном богословии, Э. Лаут обращается к тому, как проявлялось данное учение в опыте Православной Церкви на протяжении всего ее исторического пути, включая и составляющую собственно богословскую. Однако не менее примечательным является то, что автор акцентирует внимание на изначальной Божественной цели — обо-жении всего тварного мира через человека, которой в западной христианской мысли уделяется гораздо меньше внимания, чем на Востоке. Касаясь роли ас-кетики в духовной жизни, автор говорит о невозможности быть христианином без определенных аскетических усилий, посредством которых душа очищается от страстей, и природа человека восходит к своему естественному непадшему состоянию.
Основная часть сборника, посвященная главной теме — историческому развитию понятия обожения и его понимания, — открывается статьей Дж. Ленца
«Обожение философа в классической Греции». В статье приводятся и осмысливаются сходства между некоторыми элементами древнегреческой мифологии и событиями, описанными в книге Бытия (например, между царством теней и состоянием мира после грехопадения и т. д.), рассматриваются различные сходные с христианской концепцией обожения идеи древнегреческих философов и поэтов, понимание ими смерти и бессмертия. В конце статьи, на основании вышеизложенного, автор приводит ряд отрывков из Нового Завета (в частности, 2 Пет 1. 4), на примере которых доказывает преемственность древнегреческой философской терминологии и языка новозаветных текстов.
Тема смерти и обожения в античной философской традиции затрагивается не только в статье Ленца. После стоящего несколько особняком доклада профессора религиоведения С. Финлана «Можно ли говорить об “обожении” в Посланиях апостола Павла?» она находит свое развитие в статье преподавателя библеистики Дж. Старра «Говорится ли об обожении в 2 Пет 1. 4?». Автор раскрывает смысл слов «причастие Божеского естества», не только опираясь на Священное Писание, но и сопоставляя апостольскую проповедь с эллинистическим дуализмом, чем логически предваряет следующий раздел — «Обожение в святоотеческой мысли».
Хронологические рамки этой части сборника охватывают развитие концепции обожения от Каппадокийцев до прп. Максима Исповедника. Этот раздел открывается докладом профессора раннехристианской истории и византинистики священника Дж. МакГакина — «Стратегия адаптации обожения у Каппадокийцев». Говоря о переосмыслении понятия бегыаг^ в сочинениях Отцов Церкви, автор статьи подчеркивает различие в понимании неоспоримого верховенства Божества в классической христианской традиции и в языческой мысли. Языческому пониманию обожения, предполагающему некую узурпацию творением присущих Творцу возможностей (что, однако, казалось кощунственным не только христианам, но и самим древним грекам), автор противопоставляет христианское осознание необходимости изъявления Божественной воли как условия обожения каждого конкретного человека. В основной части статьи профессор МакГакин рассматривает эволюцию понятия бегыаг^ не только в писаниях Каппадокийцев, но и в творениях сщмч. Иринея Лионского, Оригена, Климента и свт. Афанасия Александрийских, в Ареопагитском корпусе, у прпп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.
Интерес к наследию авторов IV в. не исчерпывается данным докладом. Статья В. Харламова «Риторическое применение понятия обожения в греческом святоотеческом богословии» также посвящена употреблению понятия «обожение» и родственных терминов в полемическом ключе и в христологическом контексте в сочинениях свтт. Афанасия Александрийского и Григория Богослова.
Но, пожалуй, наиболее яркими составляющими этого раздела являются статьи профессора богословия Т. Бачена «Рай как перспектива спасения в творениях св. Ефрема Сирина» и профессора религиоведения Е. Вишневской «Обожение как взаимоприникающие объятия в богословии Максима Исповедника». Доказывая в своем очерке заимствование прп. Ефремом идеи рая не только как изначального, но и как эсхатологического состояния мира, из на-
писанной в иудейской среде 1-й книги Еноха (II в. до Р. Х.), Бачен приводит толкование Святого Отца на Быт 1—3. По этому толкованию рай был сотворен Богом как место постепенного обожения человека, которое осуществлялось через вкушение плодов древа Жизни. Однако, по мысли прп. Ефрема, и после грехопадения доступ человека в рай не был полностью закрыт, что он подтверждает примерами Еноха и Илии, которые избежали смерти и, по милости и воле Божьей, наследовали вечную жизнь. В качестве других образов (representations) рая в Ветхом Завете прп. Ефрем приводит строительство Ноева ковчега, дарование Синайского законодательства, Божественное присутствие в Скинии и в иерусалимском Храме. Но проявления рая не заканчиваются вместе с Ветхим Заветом. Вследствие искупительного подвига Спасителя, облекшегося в Адама и восставившего Свое падшее творение, человечество вновь вкушает плоды от древа Жизни — Святое Причастие. Само же библейское древо Жизни служит образом Креста Христова.
Е. Вишневская обращается к учению прп. Максима о взаимопроникновении (пергхшрпоц) применительно к ипостасному соединению Божественной и человеческой природ в ипостаси Господа Иисуса Христа и рассматривает обоже-ние как взаимное проникновение Божества и человечества в любви и единстве воли, останавливаясь в контексте этого единения на догматическом содержании Таинств Крещения и Евхаристии как ключевых составляющих процесса обожения.
Тема богословия таинств находит свое продолжение в докладе профессора религиоведения С. Дэвиса, открывающем следующий раздел — «Обожение в богословской мысли Средневековья и эпохи Реформации». В работе «Обожение в коптско-арабской традиции: евхаристическое прочтение Ин 6. 51—57 в трактате Булуса-аль-Буши “О воплощении”» Дэвис рассматривает тему причастия человека обоженному Телу воплощенного Слова в таинстве Евхаристии, основываясь на тексте указанного средневекового христианского арабоязычного автора.
Следующие два сообщения посвящены средневековой католической и протестантской традиции. Профессор философии и богословия Н. Керр в докладе «Святой Ансельм: theoria и доктринальная логика совершенствования» говорит о личном совершенствовании, как о пути, посредством которого человек приходит к видению совершенства Божественного, и характеризует теорию совершенствования как «терапию, способствующую преодолению интеллектуального кризиса западного богословия».
Протестантская традиция, как следовало ожидать, представлена несколькими статьями. Первая из них — «Мартин Лютер: “Малые Христы для мира”. Вера и таинства как средства обожения» — принадлежит представителю Финской Лютеранской Церкви Дж. Линману и посвящена роли таинств Крещения и Евхаристии в укреплении веры, являющейся необходимым условием для обоже-ния как духовного брака Христа и христианина.
Автор обращает внимание на то, что Кальвин отрицает какое-то частичное (partitive) действие Святого Духа в деле искупления и обожения, то есть отрицает синергийный аспект. В кальвинизме вера человека как следствие его добровольного согласия довериться Богу и уверовать в Него, равно как и личностные
способности, признаются прямыми результатами действия Святого Духа: «Свободное действие человека не соревнуется с действием Духа. Дух направляет эти действия». Действием Духа верующие соединяются со Христом, а через Христа — со всей Троицей.
В сообщении «Джон Весли: христианское совершенство как вера, наполненная энергией любви» М. Кристенсен, доказывая укорененность мысли Дж. Вес-ли в греческой патристике, утверждает реальность достижения верующим чистоты и свободы от греха, а также возможность сообщения ему Божественной святости и действительного причастия Божескому естеству уже в этой жизни, благодаря искупительному подвигу Спасителя.
Сборник завершается разделом «Обожение в современной мысли», который открывает доклад Дж. Финча «Неопаламизм, обожествляющая благодать и брешь между Востоком и Западом». Автор подробно разбирает не только учение о нетварных энергиях в сочинениях свт. Григория Паламы, но и восприятие этого учения в работах В. Лосского, протопр. Иоанна Мейендорфа и прот. Ду-митру Станилоэ, полемизируя с неопаламитской критикой западной традиции «теозиса».
Два доклада посвящены трудам представителей православного и католического богословия XX в. Б. Яким в докладе «Сергий Булгаков: русское понимание обожения (Russian Theosis)» рассматривает концепцию Богочеловечества и учение о прославлении в «Большой трилогии» отца Сергия. Ф. Капони в докладе «Карл Ранер: обожествление в Римо-Католицизме» анализирует понимание соотношения природы и благодати в трудах этого яркого католического богослова. Центральное понятие рецензируемого сборника — «причастие Божественной природе» — автор рассматривает как в богословском, так и в философском аспектах, как это делал сам Ранер вслед за Фомой Аквинским.
Наконец, последний доклад преподавателя догматического богословия Г. Халлонстена «Обожение в недавних исследованиях: возобновление интереса и необходимость ясности» посвящен современному состоянию проблемы. Автор кратко обозревает последние научные изыскания по теме обожения и рассматривает проблему соотношения западного и восточного понимания концепций обожения и причастия Божеского естества, чем логически завершается весь сборник.
Благодаря широкому срезу различных воззрений на учение об обожении настоящая книга может послужить хорошим фундаментом для межконфесси-онального диалога и, в силу взвешенного научного подхода, характерного для включенных в ее состав работ, непременно поспособствует дальнейшим исследованиям богословских концепций спасения и единения человека с Богом.
Е. С. Дженеева (ПСТГУ)