Научная статья на тему 'ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Центральная Азия / внешняя политика России / парламентская дипломатия / ОДКБ / СНГ / Central Asia / Russian foreign policy / parliamentary diplomacy / CSTO / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новиков Дмитрий Павлович, Быков Игорь Алексеевич

В современном многополярном мире роль парламентариев как законно избранных представителей граждан своих государств объективно возрастает. Произошедшее в последние годы осложнение международной обстановки, уменьшение возможностей для политических контактов по линии представителей исполнительной власти, развязанная против России информационная война существенно повышают значение межпарламентского сотрудничества как важного инструмента внешней политики государства. Отношения России с со странами Центральной Азии являются одним из ключевых направлений российской политики на современном этапе. При этом в условиях «геополитической тряски» межпарламентское взаимодействие приобретает особую важность. В статье рассматривается деятельность органов многостороннего парламентского взаимодействия между Россией и государствами Центральной Азии и ее роль по укреплению этих отношений в непростых политических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Новиков Дмитрий Павлович, Быков Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENTARY DIPLOMACY OF RUSSIA IN CENTRAL ASIA: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS

In the modern multipolar world, the role of parliamentarians, as legally elected representatives of citizens of their states, is objectively increasing. The deterioration of the international situation in recent years, the decrease in opportunities for political contacts among representatives of the executive branch, and the information war unleashed against Russia significantly increase the importance of interparliamentary cooperation as an important instrument of the state’s foreign policy. Russia’s relations with the countries of Central Asia are one of the key directions of Russian policy at the present stage. At the same time, in the conditions of “geopolitical shaking," interparliamentary interaction is of particular importance. The article examines the activities of the bodies of multilateral parliamentary interaction between Russia and the states of Central Asia and its role in strengthening these relations in difficult political conditions.

Текст научной работы на тему «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

НОВИКОВ Дмитрий Павлович - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32; d.novikov@iccaras.ru, ORCID: 0000-0002-8837-1097

БЫКОВ Игорь Алексеевич - кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32; bykov@iccaras.ru, ORCID: 0000-0002-8837-1097

10.56700Д4015-7043-4294-С

парламентская дипломатия России в центральной Азии: текущее состояние и перспективы развития

Аннотация. В современном многополярном мире роль парламентариев как законно избранных представителей граждан своих государств объективно возрастает. Произошедшее в последние годы осложнение международной обстановки, уменьшение возможностей для политических контактов по линии представителей исполнительной власти, развязанная против России информационная война существенно повышают значение межпарламентского сотрудничества как важного инструмента внешней политики государства. Отношения России с со странами Центральной Азии являются одним из ключевых направлений российской политики на современном этапе. При этом в условиях «геополитической тряски» межпарламентское взаимодействие приобретает особую важность. В статье рассматривается деятельность органов многостороннего парламентского взаимодействия между Россией и государствами Центральной Азии и ее роль по укреплению этих отношений в непростых политических условиях.

Ключевые слова: Центральная Азия, внешняя политика России, парламентская дипломатия, ОДКБ, СНГ.

Парламентская дипломатия как инструмент современной внешней политики

В современном многополярном мире роль парламентариев как законно избранных представителей граждан своих государств объективно возрастает. Произошедшее в последние годы осложнение международной обстановки, уменьшение возможностей для политических контактов по линии представителей исполнительной власти, развязанная против России информационная война существенно повышают значение межпарламентского сотрудничества как важного инструмента внешней политики государства. Как отметила Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко: «Ценность межпарламентских контактов, межпарламентского

диалога особенно значима в условиях таких непростых международных

" 92

отношений» .

Российские парламентарии видят свою задачу в продвижении внешнеполитических интересов России на мировой арене, в развитии равноправного, честного и открытого диалога с партнерами, в достижении взаимопонимания по наиболее актуальным и острым проблемам современности. Вместе с тем потенциал парламентской дипломатии все же пока остается недораскрытым.

Классической моделью реализации парламентской дипломатии является Межпарламентский союз (МПС), который сегодня стал центральной площадкой для парламентской дипломатии России. МПС классифицируется как неправительственная организация, нацеленная на обеспечение парламентского сотрудничества. Организация была создана в 1899 г. Уильямом Рэндал Кремером и Фредериком Пасси. В этом же году была поведена первая межпарламентская конференция. Данная конференция позже была переименована в Ассамблею — высший орган, которая проводится ежегодно весной и осенью. Ежегодно Ассамблея включает в себя дебаты и несколько главных вопросов, впоследствии по которым принимаются резолюции93. На сегодняшний день МПС является центром парламентского диалога и дипломатии между законодателями всех политических систем мира. Так, МПС является единственной организацией, представляющей законодательную ветвь власти в мировом масштабе. Председателем МПС с 2020 года является Дуарте Пашеку, генеральным секретарем — Мартин Чунгонг94. Совет директоров МПС избирает председателя — политического главу организации сроком на три года, он возглавляет уставные собрания организации и представляет ее на глобальных мероприятиях.

Основной целью организации является осуществление парламентской деятельности путем работы в шести направлениях, таких как обеспечение мира и безопасности, обеспечение прав человека, гуманитарное право, деятельность в области образования, науки и культуры, осуществление представительной демократии, а также обозначение роли женщин в политике. Согласно 1 статье Устава МПС задачей организации является «содействие личным контактам между членами всех парламентов, образованных в национальные группы» [Chiniaeva, ]. Членами МПС являются более 150 парламентов разных стран, а 14 региональных парламентских

92 Встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и председателя Комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции Жан-Пьером Раффареном, 27 февраля 2017 г. // Совет Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/multimedia/video/283396/

93 Межпарламентский союз (МПС) // Совет Федерации [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/65/ (дата обращения 22.04.2022).

94 Там же.

ассамблей являются ассоциированными членами95. На сегодняшний день МПС также разделяет цели ООН и сотрудничает с организацией. Так, в 2016 году Межпарламентский союз вместе с ООН заключили соглашение, нацеленное на осуществление сотрудничества. Таким образом обозначается важная роль парламентариев в реализации проекта Организации Объединённых Наций — обеспечение устойчивого развития до 2030 года. Согласно заключенному соглашению, МПС имеет право заключать соглашения с любыми учреждениями и фондами ООН, например с Международной организацией труда (МОТ) или с ЮНЕСКО.

Таким образом, парламентская дипломатия является комплексным процессом, не только повышающим значение национальных парламентов, особенно в процессе их взаимодействия с другими парламентами, но также являясь площадкой для обмена мнениями и выработки решений там, где исполнительные органы по тем или иным причинам этого сделать не могут. Так, в рамках национальных парламентов парламентарии осуществляют ратификацию международных договоров, обмениваются опытом с иностранными коллегами и специалистами, учавствуют в международных конференциях, а также устанавливают и укрепляют межпарламентские связи. Другим составляющим парламентской дипломатии является деятельность комитетов по внешней политике [Chiniaeva, р. 44]. Главным образом, такие комитеты и представляют собой основу для развития сотрудничества между государствами. Еще одной функцией внешнеполитических комитетов можно назвать выполнение международных соглашений, а также надзор за их выполнением другими акторами.

Распад Советского Союза создал благодатную политическую почву для создания структур межпарламентского взаимодействия между постсоветскими государствами. Особенно актуальным такое взаимодействие стало в связи с объективной необходимостью корреляции развития систем законодательства в странах постсоветского пространства. В этой связи с 1990-х гг. сформировался ряд многосторонних структур межпарламентского взаимодействия, которые стали основой для сотрудничества между законотворческими органами России и ее соседей. Особенно интенсивно развиваются эти отношения между Россией и странами Центральной Азии.

Парламентская дипломатия России в Центральной Азии: основные

направления, форматы и формы

Парламентскую дипломатию России на центральноазиатском направлении, по-видимому, следует рассматривать как составную часть более широкой стратегии развития Большого евразийского партнерства, нацеленного на построение континента развития, мира и тесного сотрудничества [Караганов, 2015]. Для достижения поставленных целей начали

95 Inter-Parliamentary Union // Britannica [Электронный ресурс] URL: https:// www.britannica.com/topic/Inter-Parliamentary-Union (дата обращения 22.04.2022).

развиваться в том числе проекты по усилению роли России по линии межпарламентского взаимодействия в регионе, не только в отношении стран собственно Центральной Азии, но и окружающего пространства. Например, современные российско-монгольские отношения по парламентской линии едва ли не опережают другие аспекты двустороннего взаимодействия. Одно из них — развитие межпарламентских и межпартийных связей, которому способствует многолетнее сотрудничество в форме обмена делегациями и совместного планирования и проведения различных мероприятий Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ с Парламентом Монголии. Так, например, в июне 2014 г. в Улан-Баторе побывала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а в марте 2021 года заместитель Председателя СФ Константин Косачев провел в Совете Федерации встречу с Чрезвычайным и Полномочным послом Монголии в РФ Дуламсурэном Даваа96.

Со странами Центральной Азии сотрудничество развивается главным образом на многосторонней (МПА СНГ, ПА ОДКБ) основе, в рамках модели, схожей с функционированием МПС. Двусторонний трек скорее дополняет взаимодействие на многосторонней основе. Так, двусторонние связи по линии парламентской дипломатии развиваются в рамках заседаний межпарламентских комиссий и проведения межрегиональных форумов97. Однако основная тяжесть лежит все же на форматах многостороннего межпарламентского взаимодействия.

Центральной диалоговой площадкой парламентариев России и государств Центральной Азии по линии парламентской дипломатии в настоящий момент является Межпарламентская Ассамблея Содружества98. Следует отметить, что авторитет Ассамблеи на международной арене растёт с каждым годом. Так, в 2016 году статус МПА в Межпарламентском союзе, например, повысился с наблюдателя до ассоциированного члена. Второй является Парламентская Ассамблея ОДКБ. В силу более узкого состава участников и специализации Организации, она скорее дополняет МПА СНГ, служа каналом для диалога парламентариев в сфере безопасности.

9 Визит Президента Монголии в Россию придаст импульс двусторонним отношениям для выхода на качественно новый уровень // Совет Федерации [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/events/news/132033/ (дата обращения 23.04.2022).

97

Например: V Межпарламентский форум «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» (12—13 ноября 2016 года, Душанбе); VII Российско-Азербайджанский межрегиональный форум «Россия — Азербайджан: точки роста» (31 октября — 2 ноября 2016 г., Баку).

98 45-я сессия МПА состоялась 24 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге // Совет Федерации [Электронный ресурс]ю URL: http://council.gov.ru/events/news/74099/

Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых

Государств

Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения. 26 мая 1995 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ (вступила в силу 16 января 1996 г.). В соответствии с Конвенцией МПА СНГ получила официальный статус межгосударственного органа Содружества.

К настоящему моменту состав участников сузился. В августе 2023 г. Кишинев уведомил Исполнительный комитет СНГ о выходе из Конвенции (прекращено действие в отношении Молдавии 8 февраля 2024 г.), хотя уведомления о выходе из Алма-Атинского соглашения от Молдавии до сих пор не поступало. Украина Конвенцию не подписывала. С 2014 г. Киев фактически приостановил свое участие в МПА СНГ, в мае 2023 года уведомил Исполнительный комитет СНГ о выходе из Соглашения (прекращено действие в отношении Украины 18 ноября 2023 г.). Грузия подписала, но не ратифицировала Конвенцию.

Таким образом, государствами — участниками МПА СНГ в настоящее время являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В этих условиях МПА СНГ стал в значительной степени каналом взаимодействия парламентарием России и государств Центральной Азии. Даже Туркменистан, который не подписывал ни Соглашение, ни Конвенцию, регулярно присутствует на мероприятиях МПА в качестве приглашенной стороны (почетного гостя). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 г. на 27-м пленарном заседании Ассамблеи предоставлен также Волеси Джирге (нижней палате парламента) Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан. Данного статуса афганский парламент не лишился и после смены режима в 2021 г.

В настоящий момент работа МПА СНГ продолжает оставаться важной составной частью политического взаимодействия России и ее соседей, включая в себя пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. Законотворческая деятельность Ассамблеи нацелена на разработку и принятие модельных законодательных актов, которые рассматриваются как инструмент сближения и гармонизации национального законодательства в целях формирования в СНГ единого правового пространства. Такие законодательные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании Ассамблеи направляются для использования в парламенты. Всего к настоящему моменту было принято почти 700 документов, из них более 400 модельных законов и 100 рекомендаций, направленных на гармонизацию национальных правовых систем. По оценке Секретариата Совета МПА СНГ, нормы более 70% документов внедрены в законодательство государств-участников, еще около 10% содержат совпадающие с национальными законами положения.

Ассамблея сотрудничает с международными организациями, поддерживая контакты с большинством межпарламентских и иных структур ее профиля, в том числе с ООН, МПС, ПА ЧЭС, ВОИС, МФОКК, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ПАРЛАСЕН, ПАРЛАТИНО, Панафриканским парламентом и другими. Соглашения о партнерстве заключены более чем с 70 организациями, имеет статус наблюдателя при некоторых из них (в частности, при ПА ЧЭС). С 2016 г. является ассоциированным членом МПС.

Помимо этого, Межпарламентская Ассамблея по получении соответствующего приглашения от страны-организатора осуществляет мониторинг выборов президентов, парламентов и местных органов власти, а также референдумов в государствах Содружества (в некоторых случаях — за его пределами). Как правило, представители МПА входят в состав Миссии наблюдателей от СНГ, но могут быть направлены и в самостоятельную миссию. Всего с 1994 г. организовано более 150 миссий наблюдателей. Одними из последних таких миссий стали выборы Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева в 2023 г. и Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2024 г.

В 2006 г. решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД) МПА СНГ. Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах-участниках Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 г. фактически «заморожена».

В 2012 г. решением Совета МПА образована Молодежная межпарламентская ассамблея (ММПА) государств-участников СНГ. Это постоянно действующий консультативный орган МПА СНГ, созданный с целью вовлечения молодых парламентариев и лидеров молодежных движений в процесс развития сотрудничества между странами Содружества. В октябре 2014 г. в Санкт-Петербурге по инициативе ММПА был проведен первый Молодежный межпарламентский форум СНГ. Последнее заседание ММПА СНГ состоялось 16 ноября 2023 г., на нем обсуждалась тематика информационной безопасности молодежи стран СНГ.

Парламентская Ассамблея ОДКБ

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) учреждена постановлением председателей парламентов государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) — членов ОДКБ от 16 ноября 2006 г. Правовой основой деятельности ПА ОДКБ является в настоящее время Временное положение, принятое на заседании парламентских делегаций государств-участников Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ — членов ОДКБ — 30 марта 2007 г. В соответствии со статьей 1 Временного положения, Парламент-

ская Ассамблея «является органом межпарламентского сотрудничества государств-участников МПА СНГ — членов ОДКБ, созданным в рамках МПА СНГ». В 2010 г. в статье 11 Устава ОДКБ внесена поправка о том, что ПА ОДКБ является органом межпарламентского сотрудничества Организации.

В 2020 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации предложила внести изменение в статью 1 Временного положения о ПА ОДКБ и зафиксировать, что: «Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, в соответствии со статьей 11 Устава ОДКБ, является органом межпарламентского сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности». Согласие всех стран, кроме Казахстана, было получено.

В состав ПА ОДКБ входят парламентарии всех государств-членов ОДКБ: Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан. Рабочими органами ПА ОДКБ являются три постоянные комиссии (по вопросам обороны и безопасности; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; по социально-экономическим и правовым вопросам), Координационное совещание председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ при Совете ПА ОДКБ, Экспертно-консультатив-ный совет и Информационно-аналитический правовой центр. Ассамблея может также создавать иные вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми для выполнения возложенных на нее функций. В настоящий момент, таким образом, Парламентская Ассамблея ОДКБ покрывает все основные вопросы, которыми занимается ОДКБ.

В 2019 г. одобрены изменения во Временное положение, согласно которым вводится понятие Секретариата ПА ОДКБ — специализированного подразделения Секретариата Совета МПА СНГ. Он состоит из Ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи — руководителя Секретариата, заместителей Ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи — полномочных представителей парламентов государств-членов ОДКБ (назначаются на должности по представлению парламентов государств-членов ОДКБ), а также иного персонала, необходимого для эффективного функционирования Парламентской Ассамблеи. Кандидатура Ответственного секретаря утверждается Советом по представлению Председателя Совета ПА ОДКБ из числа граждан государств-членов ОДКБ (с 5 ноября 2019 г. — представитель Российской Федерации С.В. Поспелов).

Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют также Народная Скупщина (парламент) Республики Сербии (с 11 апреля 2013 г.), Волеси Джирга Национальной Ассамблеи (нижняя палата парламента) Исламской Республики Афганистан (с 11 апреля 2013 г.) и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России (с 31 мая 2010 г.). Участие Кабула в работе ПА ОДКБ приостановилось после перехода контроля над территорией

Афганистана в руки талибов в августе 2021г. Однако официально страна не заявляла о выходе из организации.

Кроме того, существует практика приглашения на мероприятия Ассамблеи «стратегических партнеров». Так, на совместной сессии Совета и ПА в ноябре 2021 г. в качестве гостей присутствовали представители парламентов Китая, Ирана, Кубы и впервые — Узбекистана, а на аналогичных мероприятиях в декабре 2022 г. — представители Ирана и Кубы, в декабре 2023 г. — Ирана, Китая, Сербии и впервые — Алжира и ЮАР (в режиме ВКС).

В соответствии с постановлением Совета ПА ОДКБ «О взаимодействии Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности с Советом министров иностранных дел ОДКБ при решении задач обеспечения международной и региональной безопасности и повышения роли парламентской дипломатии», принятом на выездном заседании Совета ПА ОДКБ 6 ноября 2014 года в Москве, Председателю ПА ОДКБ от имени Совета было поручено пригласить к наблюдательному сотрудничеству в ПА ОДКБ парламенты Китайской Народной Республики, Республики Индия, Исламской Республики Иран, Монголии и Исламской Республики Пакистан.

13 октября 2017 г. постановлением Совета было утверждено Положение о статусе наблюдателя при ПА ОДКБ. Кроме того, 1 июля 2021 г. Совет принял Положение о партнерстве и статусе партнера ПА ОДКБ. В документах регламентируется порядок предоставления и аннулирования соответствующего статуса, а также права государства, его получившего.

ПА ОДКБ принимает типовые (модельные) нормативно-правовые акты, направленные на регулирование правовых отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательства государств-членов ОДКБ и приведению его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ. Всего за период работы Парламентской Ассамблеи принято более 100 документов, в том числе примерно 20 нормативно-правовых актов, регламентирующих ее деятельность, свыше 80 модельных законов, соглашений и рекомендаций по гармонизации законодательства (в области противодействия терроризму и экстремизму, оргпреступности, незаконному обороту наркотиков, коррупции, реагирования на чрезвычайные ситуации, военно-технического сотрудничества, оказания гуманитарной помощи, обеспечения защиты электоральных процессов и др.), более десятка совместных заявлений и обращений. В частности, 19 декабря 2023 г. ПА ОДКБ приняла модельные законы и рекомендации по законодательному обеспечению биологической безопасности государств-членов ОДКБ, об ответственности за деяния, связанные с реабилитацией нацизма и искажением исторической истины, о профилактике немедицинского употребления наркотиков, о безопасности критической инфраструктуры, о защите информации и кибербезопасности, модельное

руководство компетентных органов государств-членов в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности, а также заявление о возможных последствиях применения боеприпасов с обедненным ураном.

Нормотворческая деятельность Ассамблеи осуществляется в настоящее время на основании Положения о разработке и принятии модельных законодательных актов, рекомендаций и иных правовых актов ПА ОДКБ, принятого постановлением ПА ОДКБ от 28 ноября 2013 г., и Программы деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ на 2021—2025 гг., утвержденной постановлением ПА ОДКБ от 30 ноября 2020 г.

Кроме того, с 2004 г. представители ПА ОДКБ регулярно выезжают в государства-члены для изучения ситуации в этих странах в целях совершенствования мер правового обеспечения формирования системы коллективной безопасности. В настоящее время это направление деятельности регулируется «Общими требованиями к парламентскому мониторингу военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности ОДКБ», утвержденными постановлением Совета ПА ОДКБ от 6 апреля 2015 г. Последнее по времени наблюдение осуществлено в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности в рамках мероприятий по проведению в Белоруссии выездного заседания Координационного совещания председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ при Совете ПА ОДКБ в сентябре 2023 г.

С 2015 г. существует практика формирования мониторинговых групп ПА ОДКБ для участия в наблюдении за электоральными кампаниями в государствах-членах при получении соответствующих приглашений. В 2022 г. наблюдатели от ПА ОДКБ приняли участие в мониторинге очередных президентских и досрочных парламентских выборов в Сербии, внеочередных президентских выборов в Казахстане. В 2023 г. состоялся мониторинг внеочередных парламентских выборов в Казахстане и Сербии. В феврале 2024 г. парламентарии государств-членов ОДКБ следили за ходом парламентских выборов в Белоруссии. Всего проведено 17 миссий.

При этом мониторинговые группы ПА ОДКБ обычно входят в состав миссий наблюдателей от СНГ, но в ряде случаев (в частности, в 2019 г. и в 2021 г. в Казахстане) по согласованию с приглашающей стороной были сформированы самостоятельные миссии, официально не относящиеся к СНГ (на практике обе группы всегда действуют в кооперации). На сессии ПА ОДКБ 29 ноября 2021 г. достигнута договоренность об инициировании процесса институционализации мониторинговой деятельности Ассамблеи и разработки ее собственной нормативной базы в этой сфере. В частности, на сессии ПА ОДКБ 29 ноября 2021 г. утверждено Положение об участии Парламентской Ассамблеи ОДКБ в международном наблюдении за выборами и референдумами.

Список литературы

Караганов С. А., Макаров И. А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. С. 6-10.

Chiniaeva A. Parliamentarization of International Governmental Organizations. — Springer International Publishing, 2021. P. 41.

NOVIKOV Dmitry Pavlovich, Cand. Sci. (Pol.), Leading Researcher, Co-author, Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 117997, Moscow, Nakhimovsky pr-t, 32; d.novikov@iccaras.ru, ORCID: 0000-0002-8837-1097

BYKOV Igor Alekseevich, Cand. Sci. (Pol.), Senior Researcher, Co-author, Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 117997, Moscow, Nakhimovsky pr-t, 32; bykov@iccaras.ru, ORCID: 0000-0002-8837-1097

PARLIAMENTARY DIPLOMACY OF RUSSIA IN CENTRAL ASIA: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS

Abstract. In the modern multipolar world, the role of parliamentarians, as legally elected representatives of citizens of their states, is objectively increasing. The deterioration of the international situation in recent years, the decrease in opportunities for political contacts among representatives of the executive branch, and the information war unleashed against Russia significantly increase the importance of interparliamentary cooperation as an important instrument of the state's foreign policy. Russia's relations with the countries of Central Asia are one of the key directions of Russian policy at the present stage. At the same time, in the conditions of "geopolitical shaking," interparliamentary interaction is of particular importance. The article examines the activities of the bodies of multilateral parliamentary interaction between Russia and the states of Central Asia and its role in strengthening these relations in difficult political conditions. Keywords: Central Asia, Russian foreign policy, parliamentary diplomacy, CSTO, CIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.