3. Памятники российского права. В 35 т. Т. 24. Конституции СССР и РСФСР: Учебно-научное пособие / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатурова. М.: Юрлит-информ, 2016.
4. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987.
5. Российская газета. 2011. 14 июля. № 151.
6. vunivere.ru>work20738
7. Овсепян Ж.И. Лекции о конституциях России: Учебный курс. Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
8. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.
9. Георгий Шахназаров. Никогда не говори «никогда» // Общая газета. 1997. 4-10 декабря. № 48 (227).
Akopov Leonid Vladimirovich, Doctor of Law, Professor, the head of the department «The fundamentals of jurisprudence», Donskoy state technical university (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344010, Russian Federation). E-mail: [email protected].
THE GREAT OCTOBER REVOLUTION IN THE HYSTORY OF CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA STATE
Abstract
In this article the author investigates the outstanding role of Great October revolution and the first Russian Constitution of 1918 in development of new Russian State. Keywords: Great October Revolution; Constitution of Russia 1918; Russia State.
УДК 342.53 DOI: 10.22394/2074-7306-2017-1-3-107-111
ПАРЛАМЕНТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ИНТЕРЕСОВ И ВОЛИ НАСЕЛЕНИЯ
Тепсуев кандидат исторических наук, заведующий кафедрой
Магомед правовых дисциплин, Чеченский государственный
Султанович педагогический университет
(364031, Россия, г. Грозный, ул. Киевская, 33) E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена формированию представительных органов в Российской Федерации. Автор констатирует, что наличие представительных органов власти в государственной системе практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и одним из основных элементов народовластия. Автор делает вывод, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли населения.
Ключевые слова: конституция; парламент; непосредственная демократия; представители народа; народовластие.
Актуальность темы определена важностью представительных органов государственной власти для демократического развития Российского государства, зна-
чительностью представительной функции региональных парламентов в свете осуществления принципов народовластия и правового государства, которые занимают главное место в системе основ конституционного строя Российской Федерации.
В течение последних двадцати пяти лет в России сформировалась новая система органов государственной власти. Отличительной особенностью данной системы является то, что она базируется на основных принципах организации государства, провозглашенных в России.
Российская Федерация объявлена демократическим правовым государством, многонациональный народ которого является носителем суверенитета и единственным источником власти, что означает непосредственное волеизъявление народа. В отношениях непосредственного народовластия народ выступает прямым субъектом конституционно-правовых отношений. Посредством прямого народовластия решаются вопросы особой важности, затрагивающие коренные интересы публичной власти.
Демократическое общество характеризуется установлением идеологического многообразия и политического плюрализма: наличием партий, профсоюзов, общественных организаций, ассоциаций, союзов, кружков, секций, обществ, клубов, которые связывают людей по всевозможным интересам.
Как указывают исследователи, в правовом государстве закон в равной степени распространяется на всех членов общества независимо от их национальности, социального происхождения, степени благосостояния и т.д. Государственная власть в целом, государственные органы и должностные лица, независимо от занимаемой должности, обязаны строго соблюдать закон. Правовую систему государства венчает Конституция - главный, высший закон государства, которому должны строго соответствовать все другие законы. Конституция, как правило, принимается лишь с соблюдением весьма сложной процедуры. Это обеспечивает устойчивость основ правовой системы. Все остальные законы государства принимаются в строгом соответствии с порядком, определенным ст. 135 Конституцией Российской Федерации [1].
Наличие представительных органов власти в государственной системе управления практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и одним из основных элементов народовластия. Представительные органы в любом демократическом государстве формируются путем проведения выборов. Выборы являются важнейшим элементом современной политической системы. Критериями избрания в законодательный орган соответствующего уровня того или иного гражданина выступают его гражданская зрелость, профессионализм и политические взгляды.
В России избирательно-правовая доктрина получила воплощение непосредственно в конституционно-правовых нормах: Конституции Российской Федерации, федеральных законах, конституциях, уставах и законах регионов Российской Федерации, правовых актах муниципальных образований, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, указах и распоряжениях Президента, постановлениях Правительства и т. д.
Выборы в России приобрели политическую значимость еще в начале 20 века, когда населению России было предоставлено право принимать участие в формировании высшего регионального парламента - учреждения, которое было провозглашено в ходе революционных событий 1905 - 1907 гг.
Как отмечают исследователи, избирательное право того времени определенно отличалось от современных правовых норм и установок прежде всего тщательным подбором круга избирателей. Так, в положении о выборах в Государственную Думу были предусмотрены отдельные категории населения, которые были лишены изби-
рательных прав, - это женщины, молодежь до 25 лет, студенчество и военнослужащие. Необходимо указать, что не могли участвовать в выборах кочевые народы. Также наблюдалась диспропорция при определении количества выдвигаемых кандидатур от числа избирателей. Например, выдвигался один кандидат в земледельческой курии от 2 тысяч избирателей, в городской - один депутат от 4 тысяч избирателей, в крестьянской курии - один депутат от 30 тысяч избирателей, в рабочей курии - один депутат от 90 тысяч человек населения.
Конституция РСФСР 1918 года объявила совершенно новые принципы избирательного права, им наделялись все граждане РСФСР обоих полов, достигнувшие ко дню проведения выборов возраста совершеннолетия [2]. Здесь необходимо отметить, что иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к крестьянству и рабочему классу, также наделялись избирательным правом [3]. С принятием Конституции СССР 1936 года были сняты указанные ограничения.
Что касается избирательной системы, то на всех уровнях выборов применялась мажоритарная система абсолютного большинства.
Развитие избирательного права лучше рассматривать с 1993 года, как условной точки, с которой начал утверждаться не только современный строй, но и демократические конституционные нормы. Но этап развития избирательно-правовой доктрины сформировался именно в 1999 году, когда были внесены существенные изменения в избирательное законодательство. Для проведения выборов и референдума на федеральном уровне был осуществлен полный переход к пропорциональной избирательной системе. На законодательном уровне закреплено, что каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается, однако, также предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, проведение электронного голосования [4], установлен единый день голосования на выборах в законодательные органы власти регионов Российской Федерации и органы местного самоуправления и отменен избирательный залог.
Были увеличены сроки полномочий Президента Российской Федерации с четырех до шести лет, а также сроки полномочий депутатов Государственной Думы страны с четырех до пяти лет. Законодательством изменен порядок формирования Совета Федерации: кандидатом для избрания в Совет Федерации представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. Представителем от исполнительного органа региона может быть депутат одного из трех уровней представительной власти: Государственной Думы, регионального парламента или представительного органа муниципального образования [5].
Таким образом, реализуя свои конституционные права и свободы, российский народ формирует гражданское общество, с одной стороны, огражденное от необоснованного вмешательства государства, а с другой активно влияющее на принятие решений органами публичной власти через установленные Конституцией формы непосредственной демократии [6].
Необходимо также отметить, что важным элементом представительной демократии является местное самоуправление, которое является фундаментальной основой российской системы народовластия. В связи с тем, что оно больше всего приближено к населению по степени публичной власти, оно призвано решать важнейшие вопросы жизнедеятельности граждан.
Однако обратим особое внимание, что в современном российском законодательстве отсутствует понятие «органа публичной власти», которое является собира-
тельным для правовых понятий «органа государственной власти» и «органа местного самоуправления», которые осуществляют и олицетворяют публичную власть на территории государства, выступая от имени государства или его части обеспечивают удовлетворение общественных (публичных) интересов.
Народ Российской Федерации избирает депутатов Государственной Думы, которая принимает законы, по которым нам приходится жить, формируя тем самым законодательный каркас страны. Представительная демократия является олицетворением ценностей истинного гражданского общества, обеспечения законных прав и интересов граждан.
Профессионализация власти является отличительным признаком государства, в котором имеется демократический политический режим. В основе деятельности депутатов должны лежать моральные начала, гуманизм.
Для обозначения соответствия политического режима интересам гражданского общества, согласованности функционировании звеньев политической системы, на наш взгляд предпочтительнее использование понятия политико-правового устройства общества и государства как определенной системы по управлению государством, обеспечению взаимодействия звеньев государственных органов власти и управления, при помощи установления качественных взаимоотношений субъектов управления, основной целью функционирования которых выступает отражение интересов членов гражданского общества и обеспечение единства государства и права.
Говоря о правовом, юридическом аспекте, составляющим данное понятие, следует подчеркнуть, что принципиальное значение для оформления и функционирования любого типа политико-правового устройства общества и государства приобретает легальность и легитимность.
Понятие политико-правовое устройство социума и государства охватывает функционирование гражданского общества и государства, вопросы внутренних и внешних связей субъектов политико-правовых взаимоотношений, структурные и системные связи внутри социума и государства, отражает натуральное, достойное и стабильное функционирование и поступательное развитие социума и государства, исторические, социологические, экономические и другие аспекты обеспечения определенного уровня развития страны, общества (на нынешнем этапе - правового государства). Политический режим может быть лишь определенным аспектом, формой, средством, в котором находят отражение основные структурные элементы понятия политико-правового устройства социума и государства [7].
Отметим, что политико-правовое устройство имеет более широкое понятие по сравнению с понятием политического режима. Здесь на передний план выдвигаются наиболее важные и характерные для каждого этапа развития государства аспекты реализации политики в деятельности официальных органов государства. Категорией «политико-правовое устройство» закрепляется строго обусловленная, основополагающая часть социальных отношений, с помощью которых определяются функциональные основы государственного и общественного строя, определяется совокупность базовых принципов.
Очевидно, что раскрыть содержание вышеперечисленных политико-правовых аспектов позволяет комплексный анализ государственности страны, ее регионов, имеющих политический статус, а также специфики становления гражданского общества в целом, его стабильности и одновременно динамики функционирования, и гражданской активности в частности.
Подводя итог, можно сказать, что, реализуя свои конституционные права и свободы, российский народ формирует гражданское общество как общество людей
высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Парламент же рассматривается как выразитель интересов и воли населения страны, то есть всей совокупности граждан данного государства, управомоченных принимать наиболее авторитетные управленческие решения от имени всего народа.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс].
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Конституция РСФСР. [Электронный ресурс] http:// base.garant.ru
3. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: «Проспект», 2010.
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»// Правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54573/
5. Федеральный закон от 03.12.2012 №229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138549/b17d87775caa99c31 12a6b762568dace895fce2a/#dst100013
6. Иналкаева К. С. Правовая система общества: вопросы теории и практики. Монография. Грозный: ЧГПУ, Махачкала: АЛЕФ, 2016.
7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник (3-ое издание, перераб и доп.). М.: «Юрист», 2004.
Tepsuev Magomed Sultanovich, Ph. D., head of the Department of legal disciplines Chechen state pedagogical University (33, Kiyevskaya St., Grozny, 364031, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PARLIAMENT AS A VOICE FOR THE INTERESTS AND WILL OF THE POPULATION
Abstract
The article is devoted to formation of representative bodies in the Russian Federation. The author States that the presence of the representative bodies in the public system in almost all countries is an inalienable attribute of the state apparatus and one of the main elements of democracy. The author concludes that the Parliament is regarded as the spokesman of the interests and will of the population.
Key words: the Constitution; the Parliament; direct democracy; representatives of the people; democracy.