DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-499-503 ШУТУРОВА Хадишат Магомет-Башировна,
NIION: 2018-0076-8/23-659 старший преподаватель кафедры
MOSURED: 77/27-023-2023-8-659 «Теория и история государства и права»
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный
университет», e-mail: fisabil06@mail.ru
ПАРЛАМЕНТ ИСПАНИИ: СТРУКТУРА И РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ
Аннотация. Статья исследует организацию и роль парламента Испании, известного как Генеральные Кортесы (Cortes Generales), в государственной системе. Структура парламента включает две палаты: Конгресс депутатов и Сенат, формирующиеся путем всеобщих и непосредственных выборов каждые четыре года. В статье описывается процедура принятия законов, начиная с представления проектов правительством и парламентариями, их обсуждение в соответствующей комиссии, а затем передача на пленарное заседание палаты. Процесс проходит аналогично в обеих палатах, однако заметно, что сроки рассмотрения в Сенате сокращены. Статья также подчеркивает важность парламентского контроля за исполнительной властью, представляя механизмы, такие как дебаты, доклады, контрольные комиссии, миссии и прозрачность.
Ключевые слова: Парламент Испании, Генеральные Кортесы, законодательная власть, контроль за исполнительной властью, Конгресс депутатов, Сенат, демократия, испанская политическая система.
SHUTUROVA Hadishat Magomet-Bashirovna,
Senior Lecturer of the Department «Theory and History of State and Law» FGBOU VO «Ingush State University»
THE SPANISH PARLIAMENT: STRUCTURE AND ROLE
IN THE STATE
Annotation. The article explores the organization and role of the Spanish Parliament, known as the General Courts (Cortes Generales), within the state system. The structure of the parliament includes two chambers: the Congress of Deputies and the Senate, formed through universal and direct elections every four years. The article describes the procedure of lawmaking, starting with the presentation of bills by the government and parliamentarians, their discussion in the respective committees, and then their presentation in a plenary session of the chamber. The process is similar in both chambers, though notably, the review timeline is shortened in the Senate. The article also emphasizes the significance of parliamentary oversight over the executive authority, presenting mechanisms such as debates, reports, oversight committees, missions, and transparency.
Key words: Spanish Parliament, General Courts, legislative authority, oversight of the executive authority, Congress of Deputies, Senate, democracy, Spanish political system.
Изучение политических институтов и их роли в государственном устройстве остается одной из ключевых тем современной политологии. В этом контексте особый интерес представляет анализ структуры и функций парламента как основного законодательного органа. В современном мире, где демократические ценности и участие граждан в принятии решений являются приоритетом, исследование роли и влияния парламента важно для понимания демократического процесса и политической системы страны.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Происхождение самого термина «парламент» имеет несколько различных, но в то же время схожих по смыслу толкований. С одной точки зрения, его возникновение связано с объединением двух французских слов: «parler» (что означает «говорить») и «ment» (означающее «мнение»). Это сочетание указывает на «собрание людей, объединившихся с целью выражения мнения или предоставления совета». С другой точки зрения, данное слово коренится в латинских истоках и обозначает «место для разговоров», «собрание для дискуссий». Оно также формиро-
валось путем объединения слов «parium» (что переводится как «равные») и «lamentum» (означающее «жалобы»). Следовательно, понятием «парламент» описывается место, где люди равного статуса имеют возможность выразить свои жалобы [9, с. 72]. В область политической науки понятие парламента было внесено как понятие, которое выражает определенный аспект государственной власти, а именно - её законодательные функции, и тем самым подчеркивает принцип разделения властей в обществе.
Существуют два типа парламентов: однопалатные и двухпалатные, которые различаются по своей организационной структуре. Двухпалатные парламенты учреждаются, как правило, в федеративных государствах (в состав которых входят не только административно-территориальные единицы, но и субъекты федерации, то есть государственные образования: республики, штаты, земли и др.). Здесь «верхние палаты» создаются для того, чтобы обеспечить специальное, гарантированное представительство депутатов от каждого субъекта федерации. Верхние палаты обеспечивают учет интересов республик, штатов, земель, других субъектов, входящих в состав федерации, при осуществлении общефедеральной политики. Нижние палаты таких парламентов формируются из депутатов, избранных от территориальных избирательных округов, создаваемых на территории всей страны с равной численностью населения [7, с. 10]. Специфика структуры и роли парламента может значительно различаться в разных странах, что обуславливает необходимость детального изучения каждого конкретного случая.
Цель данного исследования заключается в анализе структуры и роли парламента Испании в политической системе государства. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть организационную структуру парламента Испании и определить функции его палат; изучить влияние парламента на законодательный процесс и принятие законов в стране; проанализировать роль парламента в контроле за исполнительной властью и обеспечении государственной прозрачности.
Для выполнения исследования был использован комплексный аналитический подход. Были проанализированы официальные конституционные документы, законы, а также научная литература, посвященная политической системе Испании и роли парламента в ней. Парламент Испании, известный как Генеральные Кортесы (Cortes Generales), представляет собой ключевую составляющую государственной системы Испании.
Согласно Конституции Испании, Генеральные кортесы имеют важнейшие задачи, такие как осуществление государственной законодатель-
ной власти, утверждение бюджета, осуществление надзора за действиями правительства и выполнение других функций, непосредственно предписанных Конституцией. В структуре парламента присутствуют две палаты: Конгресс депутатов и Сенат. Обе палаты формируются через всеобщие и непосредственные выборы путем тайного голосования каждые четыре года.
Конгресс депутатов может включать в себя от 350 до 400 депутатов (в настоящее время -350). Процесс выборов депутатов осуществляется на территории избирательных округов, которые формируются внутри границ провинций. Каждая из 50 провинций обеспечивает представительство минимум двумя депутатами, и, кроме того, предоставляется один дополнительный депутат на каждые 175 тысяч жителей. Организация выборов строится на основе системы пропорционального представительства. Распределение мандатов между партиями выполняется с применением метода д'Ондта.
Сенат представляет собой палату, олицетворяющую территориальное представительство. Процедура формирования Сената является достаточно сложной. В его состав входят как избираемые, так и назначаемые члены. Из каждой провинции избирается четыре сенатора посредством прямых выборов. С островов большого размера (например, Гран Канария, Майорка и Тенерифе) избираются по три сенатора, с менее крупных островов или групп малых островов - по одному сенатору. Города Сеута и Мелилья представлены двумя сенаторами. Автономные сообщества назначают по одному сенатору, плюс дополнительный сенатор за каждый миллион жителей в соответствующем сообществе (выборы проводятся законодательным органом или другим представительным органом). На текущий момент состав Сената включает 208 избранных членов и 43 назначенных [5, с. 101].
Заседания Сената проходят в перестроенном здании монастыря, принадлежавшем когда-то католическому ордену монахов-августинцев. Именно в этом здании заседали первые Кортесы, созданные по Кадисской конституции 1812 г. [3, с. 211].
Конституция утверждает принцип независимого депутатского мандата (статья 67), что означает, что депутаты не могут быть отозваны, но имеют право добровольно отказаться от своего места. В случае преждевременного прекращения полномочий депутата Конгресса, его место занимает следующий кандидат в списке. При возникновении вакансий в Сенате проводятся дополнительные выборы. Палаты Генеральных кортесов Испании функционируют независимо друг от друга. Каждая из палат обладает своей сферой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
компетенции, разрабатывает собственные внутренние правила и осуществляет свою работу в соответствии с этими правилами. Каждая палата также имеет свой собственный бюджет, который используется для финансирования своих дея-тельностей.
Такое разделение и независимость палат Генеральных кортесов обеспечивает эффективное функционирование испанского парламента, позволяя каждой палате сосредотачиваться на своих специфических задачах и обязанностях, а также обеспечивать контроль над исполнительной властью и законодательный процесс в соответствии с их компетенцией.
Каждая из палат избирает на период своих полномочий своего председателя, а также четырех вице-председателей и четырех секретарей. Председатель палаты играет важную роль и обладает значимыми полномочиями. Избирается он из числа представителей партии, находящейся в большинстве в парламенте. Его обязанности включают созыв пленарных заседаний палаты, утверждение повестки дня совместно с собранием представителей, руководство дебатами и заверение подписей в случае назначения королем председателя правительства, главы президиума, собрания представителей, комиссии по регламенту и постоянной депутатской комиссии палаты. Палаты действуют в определенные сессионные периоды. Ежегодно проводятся две основные сессии: с февраля по июнь и с сентября по декабрь. Внеочередные сессии могут быть созваны по требованию правительства, постоянной депутатской комиссии или в результате решения абсолютного большинства членов любой из палат. Такие дополнительные сессии назначаются с целью обсуждения специфических вопросов, включенных в предварительно утвержденную повестку дня.
Генеральные кортесы могут собираться на совместные заседания палат. Такие заседания ведет председатель конгресса депутатов в соответствии с регламентом Генеральных кортесов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Конституции Испании устанавливается процедура совместных заседаний палат парламента, которые проводятся под руководством председателя Конгресса. При этом каждая из палат самостоятельно выбирает своего председателя и других членов президиума. Важно отметить, что председатели палат несут ответственность за внутренние административные функции и обеспечивают поддержание внутреннего порядка. Однако конкретная процедура проведения совместных заседаний определяется Регламентом обеих палат, а также отдельно Регламентом каждой из палат. Конституционные нормы, представленные в ста-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
тье 73 Конституции Испании, содержат положения, регулирующие процедуру созыва палат парламента на сессии [4, с. 295].
На совместных заседаниях решаются вопросы: о наследовании Короны (п. 3 ст. 57 Конституции), о лишении наследства лица, вступившего в брак, несмотря на запрет короля и Генеральных кортесов (п. 4 ст. 57), об установлении регентства в случае отсутствия лица, могущего его осуществлять, путем назначения одного, трех или пяти человек (п. 3 ст. 59), о назначении опекуна несовершеннолетнего короля, если его не назначил покойный король или отсутствует опекун по закону (п. 1 ст. 60). На совместном заседании принимаются присяга короля (п. 1 ст. 61), а также клятвы наследного принца, регента или регентов (п. 2 ст. 61). Совместно заседающие палаты Кортесов дают полномочие королю объявлять войну и заключать мир (п. 3 ст. 63).
Испанский парламент обладает полномочиями, характерными для западноевропейских парламентских систем. Кроме того, к числу «иных функций» включается утверждение международных договоров и решение о проведении национальных референдумов.
Генеральные кортесы занимаются принятием законов разных категорий, включая изменения конституции. Важно отметить, что право инициирования законопроектов принадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов. Кроме того, ассамблеи автономных сообществ могут большинством в 2/3 голосов потребовать, чтобы правительство представило проект закона в бюро Конгресса депутатов. Следует отметить также, что народная законодательная инициатива также остается в фокусе внимания [5, с. 101].
Испанский парламент осуществляет принятие уполномачивающих и обычных законов. Проекты законов, представленные правительством,а также законодательные предложения отдельных парламентариев, направляются в соответствующую постоянную комиссию. Эта комиссия разрабатывает доклад по проекту, который впоследствии представляется на пленарное заседание палаты и подвергается обсуждению и поправкам. После этого проект направляется в другую палату, где проходит аналогичную процедуру.
Заметно, что в Сенате сроки рассмотрения законопроектов сокращены по сравнению с Конгрессом депутатов. Сенат имеет двухмесячный период для принятия мотивированного постановления о вето или внесения поправок в законопроект. В случае наложения вето абсолютное большинство голосов членов палаты обязательно. В Конгрессе депутатов для преодоления вето требуется абсолютное большинство голосов, однако если с момента наложения вето прошло два
месяца, достаточно простого большинства. Если Сенат не вносит вето в законопроект, то Конгресс депутатов принимает или отклоняет поправки верхней палаты простым большинством голосов. Срок двух месяцев, предоставленный Сенату, может быть сокращен до 20 дней в случае объявления законопроекта срочным правительством или Конгрессом депутатов. Важно отметить, что в законодательной сфере палаты не имеют одинаковых полномочий, и нижняя палата (Конгресс депутатов) обладает большим влиянием. В обеих палатах парламентарии голосуют индивидуально и не могут передавать свои голоса другим членам, что направлено на снижение абсентеизма. После принятия закона Генеральными кортесами, он должен быть санкционирован Королем, который затем распоряжается о его официальной публикации (промульгации) [2, с. 109].
Парламентский контроль за правительством в Испании играет важную роль в обеспечении демократической прозрачности, ответственности и эффективности исполнительной власти. Среди основных механизмов контроля можно выделить следующие:
1. Дебаты и вопросы. В испанском парламенте депутаты имеют право задавать вопросы членам правительства и получать от них ответы. Еженедельные парламентские дебаты, такие как «час вопросов» (Hora de Preguntas), позволяют парламентариям обсуждать актуальные вопросы, выявлять проблемы и потребности, а также получать объяснения от министров.
2. Доклады и слушания. Постоянные комиссии парламента проводят доклады и слушания по различным вопросам, связанным с деятельностью правительства. Эти процедуры позволяют более детально изучить политики, программы и решения правительства, а также дать возможность министрам представить информацию и аргументы.
3. Контрольные комиссии. В Сенате и Конгрессе депутатов существуют специальные контрольные комиссии, которые следят за деятельностью исполнительной власти. Они расследуют коррупционные случаи, анализируют бюджетные вопросы и мониторят выполнение законов. Эти комиссии играют ключевую роль в обеспечении надлежащего функционирования правительства.
4. Поддержка и миссии. Парламент может поддерживать или отклонять программы и законодательные инициативы правительства. Миссии депутатов, направляемые для оценки реализации законов и политик, также способствуют контролю над исполнительной властью.
5. Прозрачность. Правительство обязано предоставлять парламенту информацию о своей деятельности, решениях и программах. Это вклю-
чает в себя предоставление отчетов, документов и аргументированных объяснений. Таким образом, роль парламента в законодательном процессе, контроле над исполнительной властью и представительстве интересов народа оказывает глубокое и долгосрочное воздействие на политическую систему данной страны. Эта роль обеспечивает баланс власти, гарантирует демократические принципы и обеспечивает участие граждан в управлении государством.
Список литературы:
[1] Нечкин А.В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для СПО. М.: Юстицинформ, 2019. - 180 с.
[2] Смоленский М.Б., Рыбак С.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2016. - 384 с.
[3] Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: учебник. М., 2014. - 784 с.
[4] Адельсеитова А.Б. Конституционное регулирование организации деятельности парламентов в зарубежных государствах: сравнительно-правовой аспект // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. 2019. - С. 293-298.
[5] Коновалова Д.Н. парламентаризм в Испании // Актуальные проблемы и перспективы развития парламентаризма: российский и зарубежный опыт: Сборник научных статей. Курск. 2015. - С. 100-103.
[6] Кужельная А.Н. Реализация принципа разделения властей в Испании // IV Студенческий юридический Форум: сборник докладов и тезисов выступлений участников: в 4 т., Москва. 2017. Том I. - С. 109-113.
[7] Овсепян, Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. -2007. - № 2(59). - С. 9-17.
[8] Конституция Королевства Испании [Электронный ресурс] URL: https://legalns.com/download/ books/cons/spain.pdf (дата обращения: 25.08.2023).
[9] Толстиков Е.О. К вопросу о соотношении понятий «парламент» и «парламентаризм» [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2022. №1-1 (121). С. 71-74 URL: https://cyberleninka. ru/
article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatiy-parlament-i-parlamentarizm (дата обращения: 13.08.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Spisok literatury:
[1] Nechkin A. V. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran. Uchebnoe posobie dlia SPO. M.: lustitsinform, 2019. - 180 s.
[2] Smolenskii M.B., Rybak S.V. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran: Uchebnik. M., 2016. - 384 s.
[3] Strashun B.A. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe pravo) zarubezhnykh stran: uchebnik. M., 2014. - 784 s.
[4] Adel'seitova A. B. Konstitutsionnoe reg-ulirovanie organizatsii deiatel'nosti parlamentov v zarubezhnykh gosudarstvakh: sravnitel'no-pravovoi aspekt // Aktual'nye problemy sravnitel'nogo pravove-deniia: Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii c mezhdunarodnym uchastiem professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspiran-tov i magistrov. Simferopol': Krymskii federal'nyi uni-versitet im. V.l. Vernadskogo. 2019. - S. 293-298.
[5] Konovalova D. N. parlamentarizm v Ispanii // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiia parlamen-
tarizma: rossiiskii i zarubezhnyi opyt: Sbornik nauch-nykh statei. Kursk. 2015. - S. 100-103.
[6] Kuzhel'naia A. N. Realizatsiia printsipa razdeleniia vlastei v Ispanii // IV Studencheskii iuridi-cheskii Forum: sbornik dokladov i tezisov vystuplenii uchastnikov: v 4 t., Moskva. 2017. Tom I. - S. 109113.
[7] Ovsepian, Zh. Parlament kak osnova demokraticheskogo konstitutsionnogo stroia (problemy i perspektivy razvitiia v Rossiiskoi Federatsii) // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. - 2007. -№ 2(59). - S. 9-17.
[8] Konstitutsiia Korolevstva Ispanii [Elektronnyi resurs] URL: https://legalns.com/download/books/ cons/spain.pdf (data obrashcheniia: 25.08.2023).
[9] Tolstikov E.O. K voprosu o sootnoshenii poniatii "parlament" i "parlamentarizm" [Elektronnyi resurs] // Vestnik nauki i obrazovaniia. 2022. №1-1 (121). S. 71-74 URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatiy-parla-ment-i-parlamentarizm (data obrashcheniia: 13.08.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023