Научная статья на тему 'Парковки как средство борьбы с пробками'

Парковки как средство борьбы с пробками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема возникновения пробок / парковка / система поддержки принятия решений / имитационное моделирование / геометрическое моделирование / problem of traffic jams / parking / support system / involving simulation / geometric modeling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М С. Рожков

Рассмотрена проблема возникновения пробок из-за парковки автомобилей на дорогах. Для решения данной проблемы, путем строительства тех или иных видов парковок, используются системы поддержки принятия решений, использующие методы имитационного и геометрического моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARKINGS AS A METHOD OF COPING WITH TRAFFIC JAMS

The problem of traffic jams caused by car parking on the road is considered in this article. In order to solve this problem by building various types of parking the decision support system involving simulation and geometric modeling methods are being used.

Текст научной работы на тему «Парковки как средство борьбы с пробками»

© М.С. Рожков, 2014

УДК 65.011.56:656:004.925.8 М.С. Рожков

ПАРКОВКИ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРОБКАМИ

Рассмотрена проблема возникновения пробок из-за парковки автомобилей на дорогах. Для решения данной проблемы, путем строительства тех или иных видов парковок, используются системы поддержки принятия решений, использующие методы имитационного и геометрического моделирования.

Ключевые слова: проблема возникновения пробок, парковка, система поддержки принятия решений, имитационное моделирование, геометрическое моделирование.

Каждый год в Москве становится на 300 тыс. автомобилей больше. Согласно исследованиям столичного правительства, в 2011 г. автопарк Москвы насчитывает порядка 4 млн автомобилей, а к началу 2015 г. - превысит 5 млн. В условиях такого стремительного роста количества машин серьезнейшей проблемой становится недостаток паркингов [6].

Когда строилась старая Москва, такие вопросы как создание гаражей и парковочных мест для автомобилей не рассматривались. В советские времена по мере увеличения количества автовладельцев встал вопрос о размещении своего транспорта. И одним из решений этой проблемы стала площадка перед домом, которая и служила местом автостоянки. В это же время появились гаражные кооперативы, как правило, располагающиеся вблизи промзон и железнодорожных путей. В начале 90-х гг.появились охраняемые частные автостоянки. Гаражи и частные автостоянки стали возможностью хранить свой автомобиль в относительной безопасности. Позже сохранность своего автомобиля стали обеспечивать его размещением под окнами своей квартиры.

Такие способы парковки автомобиля активно используются и сегодня. Но все они имеют ряд существенных недостатков - от неэффективного ис-

пользования имеющихся площадей под стоянку и создания неудобств для служб экстренной помощи при проезде во дворе до основной сегодняшней проблемы - возникновения пробок.

Трудно с этим не согласиться, сегодня обеспеченность гаражами в ЦАО составляет только 25%. Это значит, что большинство машин паркуется на улицах вдоль обочин, что сужает дороги в 2 раза и является одной из основных причин образования пробок [6].

Согласно закону «О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы», с 1 января 2007 г. в Москве запрещено парковать машины везде, кроме специально оборудованных стоянок. Это вызвало спрос на машиноместа Но на вторичном рынке стоимость машиноместа в гараже или паркинге доходит до $60000 долл. Если сравнивать московские цены на машиноместа с европейскими, то нельзя сказать, что столица России по этому показателю «впереди планеты всей». Однако Москва находится в первой тройке. Так, например, в центре Лондона стоимость машиноместа может достигать 300 тыс. долл. (7,5 млн руб.). Примерно сопоставимы с московскими цены в Париже. Но с большим отставанием от Москвы идет другая европейская столица - Берлин, где стоимость ме-

ста для автомобиля составляет лишь около 30 тыс. долл.

Ситуация начинает меняться с появлением ассортимента парковочного оборудования: автомобильные лифты-подъемники зависимого и независимого типа парковки, мобильные платформы для крытых паркингов и автостоянок, механизированные парковки полуавтоматического типа, автоматизированные парковки и полностью автоматические механизированные паркинги [5].

Автоматические парковочные комплексы могут применяться в различных типах сооружения для парковки автомобилей: многоэтажный (многоярусный) паркинг, многоуровневый подземный паркинг, надземный крытый автопаркинг и т.п. Системы парковок автоматизируют, их можно интегрировать практически в любой проект гаража или автопаркинга.

Для парковки автомобилей могут использоваться быстровозводимые паркинги (легковозводимые конструкции, модульные автостоянки), уникальность которых заключается в том, что строительство подобного паркинга занимает всего 4 дня [5].

В данной статье предложена система поддержки принятия решений, которая поможет исследовать вопрос о возможности и целесообразности организации парковки того или иного типа путем моделирования их работы [1]. Существуют различные подходы к исследованию и дальнейшей организации парковок: имитационное моделирование, исследование графовых моделей, исследование экспертных оценок, поиск оптимальных вариантов планирования парковочной территории по различным критериям и т.п. [1, 2, 3]

Таким образом, можно поставить основные цели создания системы поддержки принятия решений по управлению транспортными потоками на парковке:

• оказание помощи лицам, принимающим решение по организации парковки при исследовании парко-вочных систем;

• возможность провести модельный эксперимент с транспортными средствами на парковке.

Элементами системы можно считать модули - базу данных, содержащую все объекты моделируемой системы, подсистему моделирования пространства, подсистему моделирования транспортных потоков, подсистему 3D визуализации транспортных потоков, модуль для конвертирования 3D моделей в модели OpenGL [3].

Основной функцией системы является программная реализация модели парковки, состоящей из непосредственно самой зоны парковки, окружающих ее строений, таких как жилые дома, арки, въезды и выезды из нее. Параметры парковки, жилых строений и арок задаются пользователем.

Система должна функционировать как для отдельных пользователей, так и для организаций. Должна быть доступна и проста в эксплуатации, так чтобы пользователь с базовыми знаниями работы с ПК мог использовать данную программу.

В рамках проекта: - будет использоваться метод имитационного моделирования [1]. Суть в том, чтобы средствами ЭВМ создать действующий макет транспортной системы с определенной степенью реалистичности. Такой подход позволяет показать потенциальным инвесторам и автовладельцам возможные варианты, связанные с парковкой транспорта. Также предполагается создание трехмерной динамической модели системы. При этом используется метод дискретного имитационного моделирования, предполагающий анализ системы, который дополняется графическим выводом (трехмерной визуализацией).

Важным требованием является удобный графический интерфейс, позволяющий обеспечить удобную работу со всеми средствами моделирования и визуализации транспорта на парковке, а также настройку параметров парковки.

Таким образом, решение проблем организации парковки обеспечивается с использованием компьютерных систем поддержки принятия решений, позволяющих путем применения раз-

1. Карпов Ю. Имитационное моделирование систем. СПб: БХВ-Петербург, 2005. 400 с.

2. Горбатов В.А. Фундаментальные основы дискретной математики. М.: Физмат-лит, 1999. 544 с.

3. Бадалян А.М., Еремин В.М. Компьютерное моделирование конфликтных ситу-

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

личных инструментариев исследовать работу проектируемой парковки на конкретной дворовой территории и рассмотреть все возможные способы организации паркинга, позволяющие рационально использовать территорию и создать максимальное количество машиномест. Решение проблемы парковки транспорта поможет в крупных городах уменьшить количество пробок, возникающих из-за повсюду припаркованных автомобилей.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

аций для оценки уровня безопасности движения на автомобильных дорогах. М., ИКФ: Каталог, 2007. 240 с.

4. http://ru.wikipedia.org/CnnP/

5. http://www.apsystems.ru/

6. http://www.aps-rus.com/news/ 1ГЛЧ

Рожков Михаил Сергеевич - студент, e-mail: [email protected], Московский государственный горный университет.

UDC 65.011.56:656:004.925.8 PARKINGS AS A METHOD OF COPING WITH TRAFFIC JAMS

Rozhkov M.S., Student, e-mail: [email protected], Moscow State Mining University.

The problem of traffic jams caused by car parking on the road is considered in this article. In order to solve this problem by building various types of parking the decision support system involving simulation and geometric modeling methods are being used.

Key words: problem of traffic jams, parking, support system, involving simulation, geometric modeling.

REFERENCES

1. Karpov Ju. Imitacionnoe modelirovanie sistem (Simulation modeling), Saint-Petersburg, BHV-Peter-burg, 2005, 400 p.

2. Gorbatov V.A. Fundamental'nye osnovy diskretnoj matematiki (Discrete mathematics fundamentals), Moscow, Fizmatlit, 1999, 544 p.

3. Badaljan A.M., Eremin V.M. Komp'juternoe modelirovanie konfliktnyh situacij dlja ocenki urovnja bezopasnosti dvizhenija na avtomobil'nyh dorogah (Computer-aided engineering of conflict situations for highway traffic safety estimation), Moscow, IKF, Katalog, 2007, 240 p.

4. http://ru.wikipedia.org/CnnP/

5. http://www.apsystems.ru/

6. http://www.aps-rus.com/news/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.