Научная статья на тему 'ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «ДРУЖБА» В Г. ЭЛИСТЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ'

ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «ДРУЖБА» В Г. ЭЛИСТЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САДОВО - ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС / Г. ЭЛИСТА / ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА "ДРУЖБА" / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ГОРОД / ПРОСТРАНСТВО / GARDEN AND PARK COMPLEX / DRUZHBA PARK OF CULTURE AND LEISURE / ELISTA'S URBAN ENVIRONMENT / CITY / SPACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиджиева Алтана Марковна

Введение. Статья посвящена анализу формирования городских пространств как публичных мест на примере элистинского парка культуры и отдыха «Дружба». Анализируется роль парка «Дружба» как природной зоны в городской застройке и как одного из мест, формировавших городскую среду. Цель статьи - рассмотреть место, функции и значение парка в общественном пространстве г. Элисты. Результаты. Автор прослеживает, как изменения политической, социально - культурной ситуации отразились на визуальной привлекательности городского парка. Описаны градостроительные проекты, которые включали реконструкцию паркового пространства на современном этапе развития. Автор приходит к выводу о том, что создание в конце 1930-х гг. парка «Дружба» как публичного пространства являлось свидетельством распространения городской культуры среди калмыцкого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лиджиева Алтана Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUZHBA PARK OF CULTURE AND LEISURE (ELISTA): THE SHAPING OF PUBLIC SPACES IN URBAN ENVIRONMENT

Introduction. The article analyzes the formation of urban spaces as public places. Considerable attention is paid to the role of Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista) in the city’s space. The paper suggests Druzhba Park be viewed not only as a natural zone in urban development, but also as a place for the identification of steppe people with urban environment. Goals. The article seeks to consider the place, functions and significance of the park in Elista’s public space. Methods. The study was conducted using the structural - and - functional method, and that of participant observation. Results. It is traced how changes in the political and sociocultural situations affected the visual attractiveness of the park. Urban development projects that have reconstructed the park’s space at the current stage are described. The work comes to the conclusion that the creation of Druzhba Park as a public space in the late 1930s was evidence of the spread of urban culture among the Kalmyk population.

Текст научной работы на тему «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «ДРУЖБА» В Г. ЭЛИСТЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute

for Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 13, Is. 5, pp. 1389-1405, 2020

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК 572+294.3

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

Парк культуры и отдыха «Дружба» в г. Элисте: формирование публичных пространств в городской среде

Алтана Марковна Лиджиева1

1 Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация) аспирант, младший научный сотрудник

0000-0003-3932-0354. E-mail: kulminova@gmail.com

© КалмНЦ РАН, 2020 © Лиджиева А. М., 2020

Аннотация. Введение. Статья посвящена анализу формирования городских пространств как публичных мест на примере элистинского парка культуры и отдыха «Дружба». Анализируется роль парка «Дружба» как природной зоны в городской застройке и как одного из мест, формировавших городскую среду. Цель статьи — рассмотреть место, функции и значение парка в общественном пространстве г. Элисты. Результаты. Автор прослеживает, как изменения политической, социально-культурной ситуации отразились на визуальной привлекательности городского парка. Описаны градостроительные проекты, которые включали реконструкцию паркового пространства на современном этапе развития. Автор приходит к выводу о том, что создание в конце 1930-х гг. парка «Дружба» как публичного пространства являлось свидетельством распространения городской культуры среди калмыцкого населения. Ключевые слова: садово-парковый комплекс, г. Элиста, парк культуры и отдыха «Дружба», городская среда, город, пространство

Благодарность. Исследование проведено в рамках государственной субсидии — проект «Комплексное исследование процессов общественно-политического и культурного развития народов Юга России» (номер госрегистрации: АААА-А19-119011490038-5). Для цитирования: Лиджиева А. М. Парк культуры и отдыха «Дружба» в г. Элисте: формирование публичных пространств в городской среде // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1389— 1405. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

UDC 572+294.3

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista): The Shaping of Public Spaces in Urban Environment

Altana M. Lidzhieva1

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., 358000 Elista, Russian Federation) Postgraduate Student, Junior Research Associate

0000-0003-3932-0354. E-mail: kulininova@gmail.com

© KalmSC RAS, 2020 © Lidzhieva A. M., 2020

Abstract. Introduction. The article analyzes the formation of urban spaces as public places. Considerable attention is paid to the role of Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista) in the city's space. The paper suggests Druzhba Park be viewed not only as a natural zone in urban development, but also as a place for the identification of steppe people with urban environment. Goals. The article seeks to consider the place, functions and significance of the park in Elista's public space. Methods. The study was conducted using the structural-and-functional method, and that of participant observation. Results. It is traced how changes in the political and sociocultural situations affected the visual attractiveness of the park. Urban development projects that have reconstructed the park's space at the current stage are described. The work comes to the conclusion that the creation of Druzhba Park as a public space in the late 1930s was evidence of the spread of urban culture among the Kalmyk population.

Keywords: garden and park complex, Druzhba Park of Culture and Leisure, Elista's urban environment, city, space

Acknowledgments. The reported study was funded by government subsidy — project name 'SocioPolitical and Cultural Development of South Russia's Peoples: Comprehensive Studies of Respective Processes' (state reg. no. AAAA-A19-119011490038-5).

For citation: Lidzhieva A. M. Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista): The Shaping of Public Spaces in Urban Environment. Oriental Studies. 2020. Vol. 13(5): 1389-1405. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

Введение

В СССР в первые десятилетия советской власти происходили сложные процессы становления нового общества, в том числе и процесс трансформации сельского общества. Одной из задач являлось развитие городской культуры и построение «культурного образца» социалистической системы, что вызывало активизацию всей сферы социокультурной жизни. В период первой (1928-1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток в стране происходили кардинальные общественно-политические и экономические преобразования. В ходе культурной революции, которая проводилась по всей стране и в определенном смысле

вовлекла в этот процесс все народы страны, была ликвидирована неграмотность, создана широкая материальная база для приобщения многих народов, в том числе и калмыков-кочевников, к прогрессивной культуре и просвещению [Очерки истории 1970: 222]. В центре внимания партийной элиты стояли вопросы организации отдыха и досуга граждан, повышения их культурного уровня. В этих целях открывались рекреационные пространства для публичного отдыха. Одним из таких «комбинатов культуры», наряду с другими объектами, в столице Калмыцкой автономной области (с 1935 г. — Калмыцкой АССР), г. Элисте, стал Парк культуры и отдыха «Дружба».

История вопроса

Интересующая нас тема парка как публичного городского пространства была предметом специального исследования ученых — Д. Хоффмана [Hoffmann 1994], Ш. Зукина [Зукин 2018], Х. Беркинга, М. Лёва [Собственная логика городов 2019]. Не менее интересные замечания по изучаемой проблеме содержатся в ряде работ отечественных ученых: Т. В. Пой-диной [Пойдина 2006], С. А. Савицкого [Савицкий 2016], Н. Л. Шайгардановой [Шайгарданова 2014], Е. А Угрехелидзе [Угрехелидзе 2016], А. Ю. Голбина [Гол-бин 2018], Е. Д. Нарумовой [Нарумова 2015]. В этих исследованиях в основном рассматриваются процессы становления известных в стране парков культуры и отдыха в 1928-1941 гг. Основное внимание исследователей сконцентрировано на изучении организации Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького (Парк Горького, г. Москва), Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, с 1959 г. — ВДНХ, г. Москва), сибирских парков XIX в. - начала XX в. В то же время работ по исследованию парков в малых городах крайне мало. В связи с этим настоящая работа имеет целью частично восполнить имеющийся пробел в исследовательском поле. Цель статьи — рассмотреть место, функции и значение парка в общественном пространстве г. Элисты.

Парки как публичное пространство культурного досуга имеют большое значение для малых городов, особенно для таких городских поселений, которые сумели создать определенной парковый микроклимат вопреки условиям естественной природно-климатической зоны (пустыни, полупустыни). В таких городах парки становятся не только зоной культурного досуга, но и имеют историческую значимость, определенную активной деятельностью человека по преобразованию пространства. Одним из таких парков, существующим уже более полутора столетий, в самом центре зоны в южной, полупустынной части Прикаспийской низменности, является уникальный по своей значимости Парк культуры и отдыха «Дружба» в столице Республики Калмыкия — г. Элисте.

Об опыте садово-парковой деятельности в Калмыцкой степи

Исторически садово-парковый комплекс, который сегодня известен как Парк культуры и отдыха «Дружба» в г. Элисте, не был единичным явлением в зоне калмыцкой степи. Начиная с конца ХУШ в. при переходе к оседлому образу жизни, осваивая различные формы земледелия, калмыки начали заниматься обустройством первых парков и садов. В этот период наблюдается активное заселение наиболее плодородной части Калмыцкой степи. В циркулярном письме Министерство государственных имуществ Российской империи извещало крестьян о том, что Государь Император повелел «назначить денежные премии за отличия в садоводстве и огородничестве, в том же размере, как за разведение картофеля, т. е. от 15 до 25 руб. сер., обещая и почетные награды за большие отличия»1. Исходя из природно-климатических условий, сады и парки в основном организовывались в широких и вытянутых оврагах с пологими склонами, которые представляли собой природные места с естественным микроклиматом, кустарниками и деревьями в различных частях Калмыцкой степи. Как замечает В. С. Матлаш, «особенно типично подобное явление для северной части Ерге-ней. Большинство исследователей приводит в списке заросших лесом балок и перечень пород, произраставших в них: большинство в Малодербетовском улусе по балкам Большая и Малая Тенгута, Кардон-Булук, Нижняя улуста, Каменная, Крутая Осиновая, Амта, Зельмень, Кегульта и другие с породами — дуб, осина, осокорь, вяз, дикая яблоня, к югу терн, боярышник, шиповник и прочее» [Матлаш 1966: 6-7]. В оврагах скапливалось больше влаги, разнообразнее был растительный покров, соответственно более обогащенной и плодородной была и сама почва. Среди известных парков, появившихся в XIX в. следует назвать «курдю-ковский парк» близ с. Троицкое в поселении С. Курдюкова; парк в п. Лола, в бывшей усадьбе зайсанга Г. Балзанова (Манычский

1 Администрация Тундутовского сельского муниципального образования, История поселения [электронный ресурс] // URL: http:// tundutovosmo.ru/istoriya-poseleniya.html (дата обращения 7.11.2020).

Фото 1. Тундутовский парк. Кирпичная кладка бывшего фонтана. Фото с туристического портала

«Волгоградский край. Территория путешествий» [https://volgaland.volsu.ru/ru] [Photo 1. Tundutovo Park. Brickwork casing of the old fountain. Original image available at Volgograd

Area. Travel-Friendly Land]

Фото 2. Дерево в тундутовском парке. 2013 г. Фото Э. П. Бакаевой [Photo 2. A tree in Tundutovo Park. 2013. Courtesy of E. Bakaeva]

Фото 3. Тундутовский парк. Фото с туристического портала «Волгоградский край. Территория путешествий» [https://volgaland.volsu.ru/ru]

[Photo 3. Tundutovo Park. Original image available at Volgograd Area. Travel-Friendly Land]

Фото 4. Тундутовский парк. Аллея тополей. 2013 г. Фото Э. П. Бакаевой [Photo 4. Tundutovo Park. Poplar Alley. 2013. Courtesy of E. Bakaeva]

Фото 5. Вход в «Парк Дружбы». Фото сайта Калмыкия-онлайн.ру [http://kalmykia-online.ru/] [Photo 5. Entrance to Druzhba Park. Original image available at Kalmykia-online.ru]

улус); парк «Годжур» в усадьбе зайсанга Д. Кутузова Кетченеровского аймака Ма-лодербетовского улуса и др. Наиболее ярким примером создания садово-паркового комплекса внушительного размера служит старинный парк усадьбы малодербетовско-го нойона (князя) Ц.-Д. Тундутова, расположенный в урочище Зоста (ныне — с. Солянка Светлоярского района Волгоградской области).

Парк в урочище Зоста, где находилась усадьба Ц.-Д. Тундутова, был создан в 1851 г. В тундутовском парке выращивали 534 саженца кустарников, 213 саженцев виноградной лозы и 298 фруктовых деревьев2.

За проведением необходимых мероприятий и поддержанием парка в должном состоянии отвечал лесничий, дом которого располагался поблизости. До сегодняшних дней тундутовский парк полностью не сохранился. Кроме части посадок, до нас дошли лишь круг фонтана с кирпичной кладкой и аллея стройных тополей.

2 Администрация Тундутовского сельского муниципального образования, История поселения [электронный ресурс] // URL: http:// tundutovosmo.ru/istoriya-poseleniya.html (дата обращения 7.11.2020).

Однако сельчане своими силами восстанавливают историческую память о тундутовском парке. Так, в рамках международной акции «Сад Победы» в с. Тундутово на территории парка была проведена высадка зеленых насаждений. За время проведения акции было высажено 75 саженцев туи.

Основание Парка культуры и отдыха «Дружба» в г. Элисте

Из истории Парка культуры и отдыха «Дружба» известно, что 20 июля 1937 г. состоялось заседание Президиума Элистинского городского совета, на котором было принято постановление «О парке культуры и отдыха». «Внешнюю границу определить: а) С восточной стороны — от угла здания НКВД по старой границе прямой длиной до конторы Агролесхоза; б) С южной — от конторы Агролеса до угла Октябрьской улицы; в) С западной — от угла Октябрьской улицы до угла Ленинской; г) С северной — от конца Ленинской по линии шоссейной дороги до угла здания НКВД» [Прокопенко 2012: 1-2].

Согласно этому постановлению, парк культуры и отдыха площадью 25 га организовывался на территории уже существовавшей рощи Элистинской лесной плантации.

Фото 6. Лестница в «Парке Дружбы». Фото сайта Калмыкия-онлайн.ру [http://kalmykia-online.ru/] [Photo 6. Staircase in Druzhba Park. Original image available at Kalmykia-online.ru]

Первые посадки Элистинской лесной плантации были сделаны в 1853 г. и оказались удачными. Успехи первой посадки привели к созданию плантаций из дуба, вяза, тополя, шелковицы. Повсеместно, как отмечает В. С. Матлаш, «применялось орошение с помощью чигирей и ветряных водоподъемников» [Матлаш 1966: 8-9]. В дальнейшем рост Элистинской лесной плантации (будущей базы парка культуры и отдыха «Дружба») приостановился из-за отсутствия постоянных поселений, которые обеспечивали бы непрерывную работу над степными лесопосадками. По этой причине Астраханское лесное управление ходатайствовало об организации поселений близ Элистинской лесной плантации.

В 1859-1861 гг. было 15 мест для образования поселений вдоль Крымского тракта между станцией Крестовской и Астраханью, в том числе и для поселения Элисты3. Позднее поселение было преобразовано в село, которое калмыки называли Элстэ ('песчаное').

В 1937-1938-х гг. устройство городского парка шло одновременно с бурным строительством степной столицы. В парке предполагалось размещение стадиона с площадками для футбола, волейбола, баскетбола и

3 Администрация Тундутовского сельского муниципального образования, История поселения [электронный ресурс] // URL: http:// tundutovosmo.ru/istoriya-poseleniya.html (дата обращения 7.11.2020).

Фото 7. Мемориальный комплекс в честь героев Гражданской и Великой Отечественной войн. Фото с сайта Администрации г. Элисты [https://www.gorod-elista.ru/]

[Photo 7. Memorial complex to Heroes of the Russian Civil and Great Patriotic Wars. Original image

available at gorod-elista.ru]

читальни, детской площадки, ларька [Элиста 1965: 117].

В этот же период в Элисте были построены типография, общежитие педтехникума, школа-десятилетка (взорвана фашистскими оккупантами в 1942 г.), госбанк, почта, пожарное депо, жилые дома [Элиста 1965: 24]. В предвоенном 1940 г. состоялось открытие городского парка «Дружба», приуроченное к празднованию 500-летия эпоса «Джан-гар». В нем были открыты «Зеленый театр» и стадион, имелась парашютная вышка.

В рамках празднования 500-летия «Джангара» и проведения VIII юбилейного пленума Союза писателей СССР городской парк «Дружба» одновременно служил местом отдыха и проведения праздничных торжеств и церемоний. В культурное строительство привлекались массовые организации профсоюзов трудящихся, созывались съезды молодежи, открывались клубы и проводились конференции. В этот период городской парк считался пространством, предназначенным для массовых культур-

ных мероприятий, и партийные органы власти использовали его для проведения всех видов культурно-массовой работы.

Парк претерпевал в этот период становление как публичное пространство. Но полноценный городской ландшафт (общественные здания, жилые дома), сформированный в 1935-1940 гг., фактически был разрушен в период оккупации войск гитлеровской Германии части территории СССР, в том числе и г. Элисты. В период с августа по конец декабря 1942 г. территория Элисты была оккупирована.

После восстановления автономии Калмыкии началось активное возрождение ее территории, особенно столицы автономной области, затем — республики. Началось и возрождение парка в г. Элисте. Восстановление Калмыцкой АССР и начавшее в связи с этим массовое строительство, как отмечает Д. Б. Пюрвеев, «потребовало разработки новых генеральных планов для строительства новых и восстановления старых населенных пунктов» [Пюрвеев 1975: 119-120].

В годы после восстановления автономии в парке были сооружены рекреационные зоны, установлены детские аттракционы. На территории парка действовали кафе «Дружба», одноименный кинотеатр и его летняя площадка («Зеленый театр»). Популярностью среди горожан и гостей столицы Калмыкии пользовался стадион «Спартак», где проводились не только спортивные, но и разнообразные культурные мероприятия.

В 1965 г. к юбилейным торжествам, посвященным 20-летию Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, в парке «Дружба» в г. Элисте был открыт мемориальный комплекс в честь героев Гражданской и Великой Отечественной войн (авторы — архитекторы М. Б. Пюрве-ев, Д. Б. Пюрвеев, скульптор Н. А. Санджи-ев), который стал архитектурным центром парка, функционирующим и сегодня.

Оригинальный проект городского парка культуры и отдыха «Дружба» был разработан в 1970-е гг. Проект основывался на идее архитекторов И. И. Андриенко, Д. Б Пюрве-ева сохранить природную зону в новой городской застройке. Центральный парк членился на ряд функциональных зон, которые представляли собой объединенные участки растительности, воды, рельефа и архитектурных сооружений. Архитектурной доминантой парка стал мемориальный комплекс в честь героев Гражданской и Великой Отечественной войн. В настоящее время этот архитектурный комплекс — это место ком-меморации. Семантика комплекса воплощается в некрополе, включающем три пилона — символы трех поколений; за ними поднимается широкая, замкнутая с двух сторон лестница, прохождение по которой для горожан выступает своего рода символом прославления и памяти воинов, а также служит площадкой для проведения общественных практик и церемониалов (Акции к 9 мая, возложение цветов к Вечному огню) и др.; на верхней площадке располагается площадка, включающая захоронения воинов, скульптурную композицию и памятник «Вечный огонь».

Протяженность парка обусловила необходимость наличия нескольких входов в него. В довоенное время они были оформлены торжественными воротами в стиле неоклассицизма (вход со стороны центра города был оформлен в виде арочных во-

рот, вход непосредственно с улицы Ленина включал, кроме ворот, и протяженную лестницу). В послевоенное время разрушенные входные ворота не были восстановлены. А в начале 1970-х гг. появился монументально оформленный вход в парк в виде декоративно-скульптурного мозаичного панно «Цвети, Калмыкия!» (авторы — художники О. Кикеев, В. Цакиров, 1972 г.). Его расположение в перспективе улицы Джангара, по которой движется транспорт, въезжающий в город со стороны аэропорта, определило доминантную символику этого входа в парк. Соответственно существенно изменился архитектурный образ парка, что отражало периоды в истории советского изобразительного искусства.

В 1990-е - начале 2000-х гг. городской парк изменил свой облик и подвергся наиболее значительным изменениям. «Статус президентской республики, — как замечает Э.-Б. М. Гучинова, — потребовал изменения имиджа. Новые вызовы времени требовали специфичных архитектурных решений. Для гостей столицы, для руководителей мульти-культурного государства надо было демонстрировать самобытность народа, которая непременно должна была быть отражена в образе города» [Гучинова 2013: 46-47]. Смена облика, конструирование вычурно «восточного стиля» характеризовалась строительством буддийских сооружений и в столице, и в других населенных пунктах; оно охватило и парковое пространство. В 1998 г. недалеко от центральной площади им. В. И. Ленина возвели архитектурное сооружение «Золотые ворота „Алтн Босх"» (автор — художник Н. Борисов, 1998 г.), идея установки которого явно связана с вратами как одним из типов буддийской архитектуры, распространенным в ряде буддийских стран. «Главные ворота», как их метафорически называют экскурсоводы, открывают пеший туристический маршрут, которые начинается аллеей от здания Народного Хурала (Парламента) и Правительства Республики Калмыкия и заканчивается перекрёстком улиц Ленина и Кирова. Гости столицы Калмыкии, знакомясь с достопримечательностями в этой парковой зоне, движутся от скульптуры Будды Шакьямуни (скульптор В. Васькин, художник П. Усунцынов, 1995 г.), через Золотые ворота к скульптуре божества Белый старец

Фото 8. Ротонда «Лунный календарь». Фото автора [Photo 8. Lunar Calendar Rotunda. Photo by author]

Схема функционального зонирования территории М 1:2000

U) ЧО ЧО

№ n/n Усл. обоз. Наименование Ед. изм. Кол-во Примечание

1 Зона тихого отдыха м2 51 096,0

2 Зона размещения аттракционов м2 18 204,0

3 Зона активного отдыха м2 73 80,0

4 Многофункциональная зона м2 13 376,0

5 Танцплощадка м2 1 992,0

6 Главная общественная площадь м2 512,0

7 Японский садик м2 4 992,0

8 Парковки м2 14 096,0

Фото 9. Эскизная схема функционального зонирования территории в рамках реконструкции парка культуры и отдыха «Дружба». Фото сайта All tenders

[http ://www. alltenders. ru/tender_podrob_new. asp?KodTendera=18983446]

[Photo 9. Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista) reconstructed. General zoning plan. Original image available at alltenders.ni]

(скульптор Н. Эледжиев, 1998 г.), и затем по Аллее героев к скульптуре сказителя-джан-гарчи Ээлян Овла (авторы — архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин, художник С. Кузнецов, 1990 г.)

В 1990-е гг. были возведены постройки в буддийском стиле: ротонда (авторы — архитектор В. Гиляндиков, художники В. и К. Куберлиновы, Н. и Н. Галушкины) со статуей Будды Шакьямуни (скульптор В. Вась-кин), построенная в 1995 г. в честь 60-летия Далай-ламы XIV; ротонда «Лунный календарь»; ротонда над родником (автор — архитектор Г. Гелашвили, 2003 г.), носящим название «Бортха» (над родником в 1971 г. установлена скульптура «Бортха» работы В. Васькина). Оформленные в буддийском монгольском архитектурном стиле, постройки способствовали созданию нового облика парка, что отразились на визуальной привлекательности центрального парка г. Элисты. Образ «жемчужины степей» превратился в продаваемый бренд региона.

На протяжении всего постсоветского периода городской парк культуры и отдыха «Дружба» оставался малоизменным, даже при околопарковом размещении кафе и ресторанов. Центральный парк оставался местом проведения праздников, гуляний, организации разнообразных конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий.

В 2017 г. парк подвергся значительной реконструкции. Администрация города разработала проект благоустройства территории парка.

Основной идеей проекта было создание в городе единой непрерывной парковой сети, способной обеспечить качественными рекреационными зонами большую часть центра города с присоединением Площади Победы (расположенной у соединения улиц Ленина и Кирова), Аллеи Героев (расположенной по вышеуказанном пешеходному туристическом маршруту), Пагоды Семи Дней (построенной на площади Ленина) и самой центральной площади города. Планировалось провести парковое освещение и выполнить ремонтные работы. Однако, несмотря на то, что основное направление работ по реконструкции заключалось в улучшении условий для отдыха элистин-цев, сами горожане оказывались как бы в стороне от конкретной преобразовательной

деятельности. Местные власти попытались застроить городской парк «по-своему» и с грубыми нарушениями градостроительного кодекса Российской Федерации, с несоответствием правилам благоустройства города и городских территорий, а впоследствии вовсе исключили «Дружбу» из зоны общественных парков. Как показал проведенный автором контент-анализ, данное обстоятельство в 2018 г. обсуждалось в регионе с освещением в СМИ, сети Интернет: «Открытие городского парка в конце прошлого года стало одной из самых обсуждаемых тем. Казалось, про «Дружбу» не говорил лишь ленивый»4. Проблема реконструкции, взбудоражившая общественность Элисты, была решена, впоследствии в организацию пространства были внесены изменения; в этом деле помощь была оказана и благотворительными организациями.

После реконструкции характер парка культуры и отдыха «Дружба» изменился. Он стал комфортным местом для прогулок и детских развлечений, занятий спортом и площадкой для массовых мероприятий.

В процессе реконструкции были установлены входные ворота в парк, вместе с тем, согласно концепции в единый парковый комплекс было включено пространство от Пагоды Семи дней до парка «Дружба», возведенного в 1930-е гг. Новый вход на территорию парка «Дружба» получил решение в «буддийском», восточном стиле, что отвечает образу города Элисты, который начал формироваться в 1990-е гг.

Управляется парк «Дружба» городскими властями и, будучи некоммерческой организацией, входит в состав муниципальной системы культуры города. Пандемия Covid-19 существенно изменила режим работы парка. Одной из особенностей паркового пространства «Дружба» является то, что движение в парке сквозное, по этой причине узнать его точную посещаемость не представилось возможным. Ежегодно парк «Дружба» принимал посетителей 1 мая. Однако в силу ограничительных мер, действующих

4 Ан В. Страх и ненависть в парке «Дружба» Элисты (дата публикации: 14.11.2018) // Московский комсомолец [сайт]. URL: https://www. mk-kalm.ru/social/2018/11/14/strakh-i-nenavist-v-parke-druzhba-elisty.html (дата обращения 10.10.2020).

Фото 10. Символические декоративные элементы парка. Фото автора [Photo 10. Symbolic decorative elements. Photo by author]

Фото 11. Эскиз танцплощадки в проекте по благоустройству парка культуры и отдыха «Дружба».

Фото сайта All tenders [http://www.alltenders.ru/tender_podrob_new.asp?KodTendera=18983446] [Photo 11. Druzhba Park of Culture and Leisure (Elista) reconstructed. Layout of a dance pavilion. Original

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

image available at alltenders.ru]

до настоящего времени, весь комплекс культурно-просветительной и оздоровительной работы не осуществляется. Создавая новую публичную среду для горожан, власти города в зоне парка обустроили автогородок, ворк-аут для игр, открытую площадку для танцев, детскую площадку и др. Зона проведения Event-мероприятий и развлечений состоит из трех основных площадок: площадь Победы — для проведения общегородских и республиканских мероприятий; площадь для аттракционов; танцевальная площадка. Каждый год город проводит на территории парка различные открытые фестивали, в том числе для молодежи. Среди них: «Face to Face», «Uran Фестиваль», «Точка опоры» и др. Такие мероприятия проводятся с целью поддержки талантливой молодежи и продвижения уличных культур. В рамках проекта «Парки малых городов» в «Дружбе» прошла реконструкция танцевальной площадки площадью 1 168,41 м2.

На входе в парк «Дружба» его посетителей встречает табличка, на которой висят правила его посещения: запрещаются выгул собак, въезд автотранспорта без пропуска, распитие спиртных напитков, осуществление коммерческого видео, фотосъемки без согласования с администрацией. В правилах также отмечено, что нужно бережно относиться к зеленым насаждениям и не наносить повреждений художественному оформлению парка, зданиям, сооружениям, аттракционам. Предусмотрено место для проведения досуга детей. Детская спортивно-игровая площадка и площадки для маломобильных групп населения размещены в периферийной части парка. Объект был построен при финансовой поддержке благотворительного фонда «Буйн-Добродетель», действующего при Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакья-муни». На территории парка расположен современный коворкинг центр «Community Park» с интерьером по образу западных офисов, кофе-баром, библиотекой и wi-fi. Офис «Community Park» платный. За 100 рублей в час (что по меркам города дорогое удовольствие) разрешается работать за своим компьютером, пользоваться девайсами, читать книги и выпить чашечку кофе. Подобный формат офис-пространства — единичный в Элисте и потому популярный сре-

ди городской молодежи. В настоящее время коворкинг привлекает молодежь к посещению парка.

В зоне активного отдыха, обустройство которой происходило значительно позднее, сформирован воркаут. Спортивная площадка с брусьями и турниками была открыта в 2019 г. министром спорта РФ Павлом Колобковым вместе с главой Республики Калмыкия Бату Хасиковым. Тренировки на свежем воздухе, как показало включенное наблюдение, объединяют людей разных возрастов и поколений. В утреннее и вечернее время площадка воркаут — место сбора наибольшего количества людей.

При визите в любое место отдыха у его посетителей появляется желание провести время интересно, весело и безопасно. В центральном парке «Дружба» организованной охраны зон отдыха нет. По этой причине возникают беспорядки во время проведения массовых мероприятий, имеют место факты вандализма и хулиганства. Обеспечение охраны парка ежедневно несут простые сторожа и работники, обслуживающие парк, охранные мероприятия которых не всегда эффективны.

Существенным после реконструкции стало благоустройство общей площади пешеходных и тротуарных дорожек в 7 500 м2, а также велодорожек протяженностью 850 м2. Маршруты велодорожек интегрированы в единую систему и связывают периферийные части парка с его центром. Комфортность ширины полос движения и материал покрытия полюбились велосипедистам, бегунам и любителям «скандинавской ходьбы». Учитывались и пожелания любителей спокойного и тихого отдыха. В «тихой зоне» установлены беседки в буддийском стиле, а также павильоны-читальни.

У входа в парк в здании, где раньше располагалось кафе «Дружба», ныне открыто семейное кафе «Друзья». В меню — блюда быстрого приготовления, китайская и паназиатская кухня. Заведение популярно среди горожан и гостей степной столицы.

Заключение

Формирование того или иного публичного пространства происходит по разным «сценариям» в рамках единого развития городской среды. Первые садово-парковые комплексы в Калмыкии были своеобразным экспериментом — попыткой создать парко-

вый и природный микроклимат, несмотря на природно-климатические условия естественной зоны. Парк культуры и отдыха «Дружба» представлял собой фортпост общедоступной и массовой культуры. Вопрос создания городского парка был связан с решениями правительства Калмыцкой АССР. В этом смысле организация в Элисте парка культуры и отдыха «Дружба» в среде калмыцкого населения носила двоякий характер. С одной стороны, формирование парка было репрезентацией социально-культурной среды в рамках идеи строительства коммунизма, с другой — находило отклик

в социуме, приобщая сельское население к городской жизни. Элистинский городской совет в лице местных чиновников создавал новые условия для развития культурной жизни, которые сочетали в себе несколько функций: отдых, оздоровление и, что важнее, идеологическое воспитание советского человека. Процесс устройства городского парка шел одновременно с активным ростом степной столицы, организованной в непосредственной близости с одноименным селом. Базой для парка стали зеленые насаждения бывшей Элистинской лесной плантации. По своей композиции парк зна-

Фото 12. Вывеска коворкинг-центра Фото автора [Photo 12. Signboard of the Co-Working Center. Photo by author]

Фото 13. «Тихая зона». Фото автора [Photo 13. 'Quiet spot'. Photo by author]

чительно видоизменялся на разных этапах своего развития, что отражалось на его визуальной привлекательности в общем городском ландшафте.

В настоящее время современный городской парк культуры и отдыха «Дружба»

остается местом проведения общегородских праздников, организации конкурсов, соревнований и других культурно-массовых мероприятий, став определенной частью истории самого города, его культурно-природным памятником.

Литература

Голбин 2018 — Голбин А. Ю. «Культурная революция»: становление системы парков культуры и отдыха в СССР 1928-1941 гг. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018. № 5. С. 27-36.

Гучинова 2013 — Гучинова Э.-Б. М. Элиста: национальные символы в пространстве города // Антропология города. Вып. 1: Культурные символы и образы в городском пространстве. Этничность и городская идентичность. Сыктывкар: Институт ЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2013. С. 43-65.

Зукин 2018 — Зукин Ш. Культуры городов. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 424 с. : ил. (серия Studia ШЬатса)

Матлаш 1966 — Матлаш В. С. Зеленый заслон степи. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966. 64 с.

Нарумова 2015 — Нарумова Е. Д. Формирование общественных пространств Москвы в 1930-е гг. На примере ЦПКиО им. Горького и ВСХВ // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество) . 2015. № 2. С. 121-134.

Очерки истории 1970 — Очерки истории Калмыцкой АССР: эпоха социализма / отв. ред. Д. А. Чугаев. М.: Наука, 1970. 432 с.

Пойдина 2006 — Пойдина Т. В. Садово-парковое строительство в сибирском городе: дис. ... канд. иск. Барнаул, 2006. 210 с.

Прокопенко 2012 — Прокопенко В. Залкинд писал Юрковой // Элистинский курьер. 2012. 18 октября. № 41 (200). С. 1-2.

Пюрвеев 1975 — Пюрвеев Д. Б. Архитектура Калмыкии. М.: Стройиздат, 1975. 183 с.

Савицкий 2016 — Савицкий С. А. Преобразование царскосельского парка в парк культуры и отдыха в 1930-х годах // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2016. № 2 (11). С. 58-69.

Собственная логика городов 2019 — Собственная логика городов: Новые подходы к урбанистике / отв. ред. Х. Беркинг, М. Лёв; пер. с нем. К. Левинсона. 3-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 424 с.

Угрехелидзе 2016 — Угрехелидзе Е. А. Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада) // Вестник Российского государственного гуманитар-

ного университета. Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 4. С. 89-95.

Шайгарданова 2014 — Шайгарданова Н. Л. Парк культуры и отдыха как явление культуры и воплощение советского идеологического проекта: автореф. дис. ... канд. куль-турол. Екатеринбург, 2014. 24 с Элиста 1965 — Элиста. 100 лет: прошлое, настоящее, будущее. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1965. 127 с.

Hoffmann 1994 — Hoffmann D. L. Peasant Metropolis. Social Identities in Moscow, 1929-1941 [Studies of the Harriman Institute]. Ithaca: Cornell University Press, 1994. XV. 282 p.

References

Berking H., Low M. (eds.) The Intrinsic Logic of Cities. K. Levinson (transl.). 3rd ed. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie, 2019. 424 p. (In Russ.)

Celebrating the 100th Anniversary of Elista: Past, Present, Future. Elista: Kalmizdat, 1965. 127 p. (In Russ.)

Chugaev D. A. (ed.) The Kalmyk ASSR: Historical Essays. Socialist Era. M.: Nauka, 1970. 432 p. (In Russ.)

Golbin A. Yu. The Cultural Revolution. The make of system for parks of culture and leisure in the USSR 1928-1941. RSUH/RGGU Bulletin. 'History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies' Series. 2018. No. 5. Pp. 27-36. (In Russ.)

Guchinova E.-B. M. Elista: ethnic symbols in urban environment. In: Anthropology of the City. Vol. 1: Cultural Symbols and Images in Urban Space. Ethnicity and Urban Identity. Syktyvkar: Institute of Language, Literature and History (Komi Scientific Center, Ural Branch of RAS), 2013. Pp. 43-65. (In Russ.)

Hoffmann D. L. Peasant Metropolis. Social Identities in Moscow, 1929-1941. Ser.: Studies of the Harriman Institute. Ithaca: Cornell University Press, 1994. XV. 282 p. (In Eng.)

Matlash V. S. The Green Shield of Steppe. Elista: Kalmyk Book Publ., 1966. 64 p. (In Russ.)

Narumova E. D. Formation of Moscow public spaces in 1930s (on examples of Gorky Park and All-Union Agricultural Exhibition). Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration. 2015. No. 2. Pp. 121-134. (In Russ.)

Poydina T. V. Park and Garden Structures in Urban Siberia. Cand. Sc. (art studies) thesis. Barnaul, 2006. 210 p. (In Russ.)

Prokopenko V. Zalkind's message to Yurkova. Elis-tinskiy kur'er. 2012, October 18. No. 41 (200). Pp. 1-2. (In Russ.)

Pyurveev D. B. Architecture of Kalmykia. Moscow: Stroyizdat, 1975. 183 p. (In Russ.)

Savitsky S. A. A transformation of the Tsarskoe Se-lo's park into the culture and recreation park in 1930s. RSUH/RGGU Bulletin. 'Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies' Series. 2016. No. 2 (11). Pp. 58-69. (In Russ.)

Shaygardanova N. L. Park of Culture and Leisure as a Cultural Phenomenon and Manifestation of the Soviet Ideological Project. Cand. Sc. (cultural studies) thesis abstract. Yekaterinburg, 2014. 24 p. (In Russ.)

Ugrekhelidze E. A. The urban park culture in the 1920-1950ies by the example of Neskuchny Garden. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2016. No. 4. Pp. 89-95. (In Russ.)

Zukin Sh. The Cultures of Cities. 2nd ed. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie, 2018. 424 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.