ПАРК ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА БАЗЕ СЭЗ
Г.Ж. Алибекова, научный сотрудник
Институт экономики комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан (Казахстан, г. Алматы)
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования инновационного кластера информационных и инновационных технологий на базе специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий». Проблемы формирования кластера на базе данной СЭЗ изучены путем социологического исследования ее участников. Результаты исследования стали основой для выработки ключевых направлений совершенствования организационно-экономических механизмов формирования инновационного кластера на базе СЭЗ.
Ключевые слова: инновационный кластер, специальная экономическая зона, льготное налогообложение, сетевое взаимодействие.
За последние 40 лет свободные экономические зоны стали важным инструментом развития экспорта и в целом экономического развития. Если в 1975 г. насчитывалось 79 зон в 25 странах мира, то через 20 лет их количество возросло до 3500 ед. в 130 странах [1].
В Казахстане с 2001 г. создано 10 СЭЗ. Приоритетные виды деятельности на территории СЭЗ различаются от региона к региону в соответствии с региональной специализацией, тогда как цели СЭЗ едины и направлены на развитие высокоэффективных производств в определенных отраслях и рост занятости в регионах.
Специальная экономическая зона СЭЗ ПИТ «Парк инновационных технологий» (далее - СЭЗ ПИТ) выбрана как одна из приоритетных зон в целях формирования инновационного кластера для развития секторов будущего согласно ГПИИР на 2015-2019 гг.
В апреле 2015 г. Законом «Об инновационном кластере ПИТ» определен правовой статус инновационного кластера «Парк инновационных технологий» (далее - ИК ПИТ) и особенности управления СЭЗ «ПИТ».
Так, инновационный кластер «Парк инновационных технологий» - объединение участников инновационного кластера, призванных стимулировать индустриально-инновационную деятельность путем
взаимодействия и совместного использования имеющихся возможностей, обмена знаниями и опытом, проведения исследований, эффективной передачи технологий, налаживания устойчивых партнерских связей и распространения информации.
Ключевыми направлениями (подкла-стерами) ИК ПИТ являются: умная индустрия, умная среда, чистые и зеленые технологии, е-коммерция и медиа.
В соответствии с Законом орган управления СЭЗ «ПИТ» реорганизован в некоммерческую организацию - автономный кластерный фонд (далее - АКФ).
Основными задачами АКФ являются: консолидация существующего потенциала, консолидация и направление 1% совокупного годового дохода (СГД) недропользователей на инновационные проекты и научно-технической инфраструктуры г. Ал-маты и СЭЗ ПИТ.
Законом также установлена упрощенная процедура привлечения иностранной рабочей силы автономным кластерным фондом; определены требования к потенциальным участникам инновационного кластера «ПИТ»; определен механизм создания целевого фонда для поддержки развития «ПИТ», предусматривающего накопление ежегодных отчислений недропользователями на НИОКР.
На сегодня в СЭЗ ПИТ работают 145 компаний и производят более 500 наиме-
нований продукции и услуг, из них 14 компаний с иностранным участием (Россия, Южная Корея, Израиль, Китай, Германия, Италия) и 35 компаний, работающих по принципу экстерриториальности. Порядка 60% всех проектов ПИТ реализуются в направлении инфокоммуникаци-онных технологий, остальные 40% приходятся на нефтегазовый сектор, область приборостроения, решают задачи энергоэффективности.
Для исследования полноты и действенности организационно-экономических механизмов СЭЗ было проведено социологическое исследование путем направления анкеты с вопросами для руководителей высшего звена участников СЭЗ Парк инновационных технологий (далее СЭЗ ПИТ).
Из 67-и действующих участников СЭЗ ПИТ ответы на вопросы анкеты предоставили 35 компаний или 52% респондентов.
Результаты анкетирования показали, что для компаний при принятии решения об участии в СЭЗ основным мотивом служат налоговые льготы. Есть также категория компаний (10-15%), которым помимо льгот важен статус участника СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций, доступ к госзаказам и заказам нацкомпа-ний, информированности на рынке услуг, лоббирования интересов в госструктурах и таможенных преференций.
Из налоговых льгот высокой (на 4 и 5 баллов) привлекательностью (80%) для участников СЭЗ обладает освобождение от корпоративного подоходного налога. На втором месте по привлекательности стоит льготный режимы НДС (65%) и на третьем - социального налога (60%). Льготы по земельному налогу и налогу на имущество менее популярны: на 4 и 5 баллов их оценили 50% и 49% респондентов.
Из элементов инфраструктуры на первом месте по уровню необходимости для участников СЭЗ находятся «вузы и НИИ» (68%), социальная инфраструктура и жилищные условия менее важны.
Оценка потенциала взаимодействия участников СЭЗ показывает, что чуть более половины (54%) участников СЭЗ ПИТ
заинтересованы в сотрудничестве между собой.
В приобретении внешних знаний для участников СЭЗ важными источниками являются клиенты, интернет и базы данных, НИИ и научные центры РК.
Для формирования кластера информационных технологий городов Алматы и Астана отдается доминирующее большинство предпочтений.
Перспективы развития отрасли информационных технологий в Казахстане оценивают довольно высоко (на 4 и 5 баллов) около 65,7% респондентов, в том числе 37,1% - на 5 баллов, 28,6% - на 4 балла. При этом, самыми высокими барьерами развития отрасли среди участников СЭЗ ПИТ признаны: отсутствие высококвалифицированных специалистов (83%) и административные барьеры (80%).
Исходя из комплексного анализа нужд и проблем участника СЭЗ можно вывести следующие ключевые организационно-экономических проблемы формирования инновационного кластера на базе СЭЗ:
1. Высокие административные барьеры для получения статуса участника СЭЗ и льготного режима налогообложения
2. Ограниченный потенциал взаимодействия между участниками. Введение принципа экстерриториальности, отдаляя компании друг от друга, с одной стороны, снижает данный потенциал, с другой стороны - дает возможность большему количеству предприятий становиться участниками СЭЗ. Хотя успешные СЭЗ получают преимущество от пространственной близости [2].
3. Недоиспользуются ценные источники информации для получения внешних знаний и осуществления инновационной деятельности, такие как патенты, научно-технические журналы, консультанты и консалтинговые фирмы, профессиональные и отраслевые ассоциации.
4. Отраслевая специализация СЭЗ является барьером для наполнения СЭЗ и снижает потенциал развития предприятий и отраслей. Международная практика также показывает, что чем выше уровень специализации СЭЗ, тем успешнее они в
средне- и долгосрочном периоде [2]. Однако, большая территория, отдаленность регионов, низкая плотность населения и низкая доля малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана приводят к тому, что специализация является барьером.
Библиографический список
1. World Bank (WB). Special Economic Zones: Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. World Bank, Washington, DC (2008).
2. Lauretta Rubini, Marco R. Di Tommaso and Elisa Barbieri, Special Economic Zones and Cluster Dynamics: China. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), Oxford, 2015, Pages 207-212.
3. www.bnews.kz
4. http://expertonline.kz/a13646/
PARK OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS A PILOT PROJECT OF ORGANIZING THE INNOVATION CLUSTER ON THE BASE OF SPECIAL
ECONOMIC ZONE
G.Zh. Alibekova, researcher
Institute of economics committee of science ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan (Kazakhstan, Almaty)
Abstract. The paper analyses the process of organizing the innovation cluster of information and innovation technologies on the base of the special economic zone "Park of Innovative Technologies". The issues of the process are investigated through conducting sociological survey of its residents. The research results were used to design the key directions of innovation cluster formation on the base of special economic zones.
Keywords: innovation cluster, special economic zone, preferential taxation, network interaction.
5. Отсутствуют долгосрочные государственные заказы на производство импортозамещающей продукции (производственные заказы) [3, 4].