Научная статья на тему 'Паразитологические исследования животных в условиях Южного Урала'

Паразитологические исследования животных в условиях Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
739
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЗИТОЛОГИЯ / ПАРАЗИТОЦЕНОЗЫ / АССОЦИАТИВНЫЕ БОЛЕЗНИ / ЖИВОТНЫЕ / ДИАГНОСТИКА / ЮЖНЫЙ УРАЛ / PARASITOLOGY / PARASITE COENOSES / ASSOCIATIVE DISEASES / FARM ANIMALS / DIAGNOSTICS / SOUTH URALS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Терентьева Зайтуна Хамитовна

В условиях Южного Урала инвазии разных видов животных, в т.ч. и мелкого рогатого скота, имеют широкое распространение. При исследовании заражённости животных паразитозами прослеживаются определённые, характерные для данной местности особенности распространения и динамики многих инвазий. Отмечена видоспецифичность паразитов в отношении хозяев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARASITOLOGICAL EXAMINATIONS OF ANIMALS UNDER THE CONDITIONS OF SOUTH URALS

It is pointed out that invasions in different farm animals, with small cattle among them, are highly spread under the conditions of South Urals. When examining the situation with animals’ parasitic infections, certain peculiarities of spreading and dynamics of most invasions which are specific for the given locality, have been observed. The characteristic features of parasites species as related to their hosts have also been ascertained.

Текст научной работы на тему «Паразитологические исследования животных в условиях Южного Урала»

Паразитологические исследования животных в условиях Южного Урала

З.Х. Терентьева, к.в.н., Оренбургский ГАУ

Изучение эколого-паразитологической ситуации у сельскохозяйственных, домашних и диких животных в условиях Южного Урала актуально,

так как за последние 15—20 лет по отдельным заболеваниям велись незначительные исследования. Оренбуржье, занимая обширную территорию, в физико-географическом отношении отличается в разнообразии экологических условий

обитания как для животных — хозяев паразитов (окончательных, промежуточных, облигатных и т.д.), так и для самих паразитов. На территории Оренбургской обл. обитает несколько видов сельскохозяйственных животных — крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, разные виды птицы. Птицеводческие и индивидуальные хозяйства специализируются на разведении кур, цесарок, индеек, гусей, уток. В звероводческих хозяйствах разводят норок, песцов, лис, в подсобных и индивидуальных хозяйствах — кроликов разных пород, декоративных животных. В дикой природе фауна животных также разнообразна и представлена разными видами пушных зверей из отряда хищных, диких млекопитающих, а также мелких грызунов.

Целью нашей работы явилось проведение эколого-гельминтологических исследований и выявление разнообразия фауны паразитов у разных видов животных, как сельскохозяйственных, так и диких, на протяжении длительного периода времени. Задачи исследования заключались в выявлении видового состава возбудителей, степени заражения животных паразитозами и выяснения сезонной динамики наиболее распространённых инвазий, а также степени загрязнения окружающей среды инвазионными элементами.

Материалы и методы. Исследовали материал от указанных видов животных разных половозрастных групп. Применяли общепринятые в паразитологии методики. Копрологические исследования и вскрытие животных проводили с использованием метода полного гельминтологического исследования разных отделов пищеварительного тракта, лёгких, печени и т.д. у крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, плотоядных животных, кроликов, птиц и др. Проводили сбор и определение экто- и эндопаразитов.

Сезонную динамику паразитозов изучали как на экспериментальных, так и на спонтанно заражённых животных, принадлежащих хозяйствам или индивидуальным владельцам разных географических зон. Для этого в течение всего сезона ежемесячно проводили лабораторные исследования и посмертную диагностику после убоя или павших животных по 2—3 головы в каждой возрастной группе на наличие различных паразитов, со сбором, подсчётом и определением паразитов до вида.

Материал, собранный от разных видов животных при вскрытии, был изучен и подвергнут статистической обработке. От разных видов животных, главным образом домашних, было зарегистрировано 89 видов паразитов.

Нами изучались комплексы биотопической специфичности паразитов в организме разных хозяев в разных зонах исследуемого региона.

Результаты исследования. Важным итогом проделанной работы можно считать выявление закономерностей формирования гельминтофау-нистических комплексов у животных в разных экологических районах степной зоны, в зависимости от условий внешней среды. Полученные сведения были приняты во внимание с учётом хозяинной специфичности отдельных видов паразитов.

Эти данные подтверждаются различными примерами паразитирования как половозрелых, так и личиночных стадий гельминтов в разных организмах. Так, у коз в желудочно-кишечном тракте чаще всего паразитирует 6 видов эймерий, ооцисты которых, по морфологии, некоторым образом отличаются от видов эймерий, встречающихся у овец. У овец в хозяйствах Оренбургской обл. зарегистрировано 9 видов эймерий. В литературе латинские названия видов эймерий коз в основном даны по аналогии с таковыми у овец, хотя морфологически они несколько отличаются. Можно предположить, что кокцидии овец и коз узкоспецифичны и, по всей вероятности — это самостоятельные виды.

При проведении гельминтологических вскрытий коз оренбургской породы в возрасте до 5—6 лет нами не зарегистрировано заражение их эхинококкозом. Кроме того, у коз не были отмечены случаи заражения диктиокаулезом, ди-кроцелиозом, тогда как у овец при аналогичном содержании и при пастьбе на одних и тех же пастбищах с козами в 20—27% случаев отмечались заражения вышеназванными инвазиями. Однако козы были интенсивнее заражены эймериями (300—500 экз. в поле зрения микроскопа), чем овцы (100—200 экз.). Общими паразитами для овец и коз явились цистицерки, эймерии, мо-ниезии, стронгиляты, ценуры.

В результате исследований выявлено, что у овец основными инвазиями явились стронги-лятозы желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, мониезиоз, ценуроз, эхинококкоз ларвальный, эймериоз, цистицеркоз тенуиколь-ный, трихоцефалез и эстроз, псороптоз, воль-фартиоз; у свиней — трихоцефалез, аскаридоз, стронгилоидоз, эзофагостомоз, цистицеркоз тенуикольный, эхинококкоз, саркоптоз, си-функулятозы, балантидиоз; у крупного рогатого скота — стронгилятозы, мониезиоз, эймериоз, эхинококкоз, ценуроз, гиподерматоз, псороптоз, саркоптоз; у лошадей — параскаридоз, оксиу-роз, стронгилятозы, эхинококкоз, цистицеркоз тенуикольный, парафиляриоз, онхоцеркоз, пироплазмоз, триходектоз, гастрофилез; у кур — эймериоз, аскаридиоз, гетеракидоз капилляриоз, поражение аргасовыми и гамазовыми клещами, кнемидокоптоз; у гусей и уток — эймериоз; у пушных зверей — токсокароз, нотоэдроз, ото-дектоз, афаниптероз, демодекоз; у домашних

плотоядных — пироплазмоз, токсокароз, ното-эдроз, отодектоз, демодекоз, аляриоз, дипили-диоз; у кроликов — цистицеркоз пизиформный, эймериоз, пассалуроз; у голубей — эймериоз, аскаридиоз, капилляриоз, гетеракидоз.

Нами отмечено, что некоторые виды паразитов одновременно поражают разнообразных хозяев, но установлена закономерность — на неспецифических хозяевах паразиты не проходят полный цикл развития. Это касалось эктопаразитов. По-видимому, этот факт зависит как от экологических условий обитания и физиологических особенностей хозяев, так и особенностей развития паразитов. В результате проведённых исследований было выявлено, что удельный вес поражённого мелкого рогатого скота в области в 2005—2011 гг. колебался в пределах 9,5—32,2% (рис.). Высокий средний показатель удельного веса заражённых животных вскрыт среди мелкого рогатого скота (19,5+9,8%) по сравнению с другими видами, что в среднем составило 7,9+6,4%. Средний процент заражённости мелкого и крупного рогатого скота был достоверно выше, чем у других видов животных (р<0,05). Достоверных различий между заражённостью крупного и мелкого рогатого скота не выявлено. Изучение туш животных на убойных пунктах выявило повышение удельного веса заражённых особей среди всех указанных видов за период с 2009 по 2011 г. по разным заболеваниям. При проведении исследований среди мелкого рогатого скота отмечена тенденция к росту удельного веса положительных результатов по эхинококкозу (25—37%). Среди остальных видов животных в индивидуальных хозяйствах отмечено небольшое повышение частоты выявления эхинококкоза. Удельный вес положительных результатов, выявленных при исследовании туш животных в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, также имеет тенденцию роста показателей.

Изучение корреляции между стандартизованными показателями заболеваемости и процентом заражённых животных в районах области не выявило связи между данными показателями (табл.). Это может быть следствием недостаточно квалифицированной диагностики инвазии в ряде районов.

Результаты таблицы свидетельствуют об ин-вазированности животных в различных районах. Минимальная степень заражения отмечена в Домбаровском, Александровском, Бузулукском районах (1,1; 2,2; 3,0%). Высокие показатели по заболеваемости эхинококкозом отмечены в Соль-Илецком, Светлинском, Первомайском районах (16,6; 10,5; 10,4%).

По различным литературным данным, территории, граничащие с Оренбуржьем, также неблагополучны по изучаемому зооантропоно-зу. Некоторые сведения по соседним регионам

Процент заражённых мелких жвачных животных эхинококкозом в разных по уровню заболеваемости районах Оренбургской области

Район Стандартизованный показатель заболеваемости Инвазиро-ванность, %

Александровский 18,7 2,2

Шарлыкский 15,9 9,8

Соль-Илецкий 14,5 16,6

Первомайский 12,0 10,5

Абдулинский 8,2 5,1

Новоорский 1,5 6,3

Домбаровский 1,4 1,1

Беляевский 1,3 5,6

Светлинский 0,9 10,4

Бузулукский 0,2 3,0

(Самарская обл., Башкортостан, Татарстан, Казахстан) о заболеваниях имеют длительный срок давности и уже не отражают реальную картину их распространения на настоящий момент [1—3].

Возраст животных оказывал значительное влияние на степень заражения и развитие паразитов, что также подтвердилось нашими исследованиями. В динамике инвазированности животных особый интерес представляет весенний тип подъёма яйцекладки у гельминтов. Подмечено, что весной активность гельминтов в организме хозяев повышалась, становилась активнее их половая продуктивность и яйцекладка, что подтверждается исследованиями некоторых авторов. Весенний подъём активности исследователи объясняют результатом воздействия нескольких факторов, в т.ч. наличием в организме хозяина латентных личинок, которые стимулируются к развитию до половозрелой стадии, ослаблением иммунитета у животных, периодом лактации, некачественным и недостаточным кормлением животных в весенний период.

Осенний пик яйцекладки гельминтов также имел место и вёл к изменению показателей интенсивности инвазии в этот период, что сказывалось на динамике гельминтозного процесса в целом. Значительное влияние на степень заражения и развития паразитов оказывает возраст животных, что также подтверждается рядом примеров развития паразитарного процесса в организме [2, 4, 6].

В ряде экспериментальных работ по изучению данного вопроса также показано влияние возрастных физиологических изменений организма хозяина на паразитов [5] Так, например, у цыплят отмечалась повышенная невосприимчивость к ряду гельминтозов (аскаридии, гетеракисы), что объяснялось увеличением в кишечнике числа бокаловидных клеток и количества слизи. Эксперименты показали, что в экстракте из кишечной слизи аскаридии птиц гибли через 24—72 час., тогда как в растворе Рингера они жили около недели. Некоторые авторы указывают на невос-

приимчивость кошек к повторному заражению токсокарами в возрасте 1—2 мес. Инвазиро-ванность кроликов и кур разными паразитами при клеточном содержании также имеет свои критерии. При напольном содержании кур интенсивность и экстенсивность многих инвазий имеет высокие показатели экстенсивности и интенсивности. Знание закономерностей формирования гельминтофаунистических комплексов, способствующих и ограничивающих факторов, природных и локальных очагов, качественного состава и количественного соотношения составных элементов комплекса в определённой экологической зоне поможет научно обоснованно планировать и осуществлять мероприятия по борьбе с главнейшими гельминтозами разных видов животных.

Вывод. Таким образом, при исследовании заражённости разных видов животных паразито-зами в условиях Южного Урала прослеживаются определённые, характерные для данной местно-

сти особенности распространения и динамики инвазий. Отмечена специфичность паразитов в отношении хозяев.

Литература

1. Алмуханов А.А. Заражённость овец нематодами в условиях Западного Казахстана // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: матер, докл. науч. конф. Вып. № 6. М., 2005. С, 27-29.

2. Атаев А.М., Ахмедрабаданов Х.А., Алмаксудов Ч.П. и др. Особенности эпизоотологии гельминтозов овец в горной зоне Дагестана // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: матер, докл. науч. конф. Вып. № 6. М., 2005. С, 43-45.

3. Архипов И.А. Межвидовые отношения нематод кишечника ягнят // Ветеринария. 1998. № 11. С. 65-68.

4. Дзержинский В.А., Серикбаева Б.К., Бакиров Б.Е. Смешанные инвазии эймерий и гельминтов у овец в Южно-Казахстанской области // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: матер, докл. науч. конф. Вып. № 5. М., 2004. С, 138-140.

5. Петров Ю.Ф. Патогенез и терапия при ассоциированных болезнях животных гельминто-протозойно-бактериальной этиологии // Состояние, проблемы и перспективы развития ветеринарной науки России: сб. матер, науч. сессии РАСХН. К 100-летнему юбилею Всерос. научно-исслед. ин-та экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко (16—17 июня 1988 г.). М., 1999. С. 29-32.

6. Vijayan V.K Parasitic lung infections//Curr Opin Pulm Med. 2009. Vol. 15(3). P. 274-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.