Научная статья на тему 'ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К ПРОФЕССИИ ПИЛОТА'

ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К ПРОФЕССИИ ПИЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАШЮТИСТ / ПИЛОТ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ВЫСОТЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ПАССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ КАЧЕСТВА / ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стригельская И.Ю., Антипова Н.М.

Статья посвящена парашютному виду спорта в свете подготовки к будущей профессиональной деятельности пилота. Парашютизм рассматривается как специальная психологическая подготовка, которая не просто развивает моральные, волевые качества, а нацеливает на деятельность в экстремальных условиях, то есть развивает те профессиональные качества, которые необходимы пилотам воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стригельская И.Ю., Антипова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARACHUTING AS A PREPARATORY STAGE FOR THE PILOT PROFESSION

The article is devoted to parachuting sport in the light of preparation for the future professional activity of a pilot. Skydiving is considered as a special psychological training that not only develops moral, strong-willed qualities, but aims at activities in extreme conditions, that is, it develops those professional qualities that are necessary for aircraft pilots.

Текст научной работы на тему «ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К ПРОФЕССИИ ПИЛОТА»

УДК 797.561

ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К ПРОФЕССИИ

ПИЛОТА

Ирина Юрьевна Стригельская, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Михайловна Антипова, студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А .Новикова, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена парашютному виду спорта в свете подготовки к будущей профессиональной деятельности пилота. Парашютизм рассматривается как специальная психологическая подготовка, которая не просто развивает моральные, волевые качества, а нацеливает на деятельность в экстремальных условиях, то есть развивает те профессиональные качества, которые необходимы пилотам воздушных судов.

Ключевые слова: парашютист, пилот, преодоление страха высоты, экстремальные ситуации, пассивно-оборонительный рефлекс, профессиональны качества, прыжки с парашютом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p455-458

PARACHUTING AS A PREPARATORY STAGE FOR THE PILOT PROFESSION Irina Yuryevna Strigelskayа, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Antipova, the student, Petersburg State University of Civil Aviation named after

Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

Abstract

The article is devoted to parachuting sport in the light of preparation for the future professional activity of a pilot. Skydiving is considered as a special psychological training that not only develops moral, strong-willed qualities, but aims at activities in extreme conditions, that is, it develops those professional qualities that are necessary for aircraft pilots.

Keywords: skydiver, pilot, overcoming fear of heights, extreme situations, passive-defensive reflex, professional qualities, skydiving.

Парашютный спорт - вид авиационного спорта, заключающийся в прыжках с парашютом с различных летательных аппаратов (самолёты, вертолёты, аэростаты, стратостаты и др.) [1]. В настоящее время парашютизм пользуется необычайной популярностью. Все большее количество людей начинают увлекаться данным видом спорта, а другие, до сих пор грезят о прыжке с парашютом. Авторами проведен опрос 50 случайных людей моложе 30 лет и 50 человек старше данного возраста с целью выяснить популярность парашютного спорта у данных возрастных категорий.

Опрос людей старше 30 лет Опрос людей моложе 30 лет

■ Прыгали с парашютом " ПРыгали с парашюг°м

■ Хотели бы совершить прыжок с парашютом ■ Хотели бы совершить прыжок с парашютом

■ Не планируют прыгать с парашютом ■ Не планируют прыгать с парашютом

Рисунок - Опрос людей старше и моложе 30 лет

Среди опрошенных старше 30 лет, 12% уже прыгали с парашютом хотя бы один раз, 58% не планируют прыгать и 30% мечтают о прыжке (рисунок). Среди людей моложе 30 лет по результатам опроса 28% имеют практику прыжков с парашютом, 32% хотели бы совершить прыжок с парашютом и 40% никогда не думали об этом (рисунок).

Результаты опроса доказывают, что прыжки с парашютом привлекают людей разных возрастных категорий.

Но что именно ими движет, ведь это очень рискованно, парашют никому не прощает ошибок? Можно выделить две категории людей. Первая категория - люди, на инстинктивном уровне желающие сохранить свою жизнь и, поэтому, предпочитающие не выбирать рискованные мероприятия. По определению И.П. Павлова, то, что психологически называется страхом, трусливостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий и представляет собой различные степени пассивно-оборонительного рефлекса, который сопровождается отрицательной эмоцией страха высоты. Прыжки парашютистов всегда связаны с риском, с определенной степенью опасности из-за преодоления непривычно большой высоты и не каждый человек готов к этому.

В то же время парашютизм щедро обогащает внутренний мир спортсмена чрезвычайно яркими богатыми эмоциональными переживаниями: интеллектуальными, моральными, эстетическими [4].

Ко второй категории относятся люди, влюбленные в небо, настоящие энтузиасты, намеренно идущие на риск, проходящие через страх, боль, неудачи для того, чтобы вырабатывать и усовершенствовать технологии безопасного выполнения действий в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Это необходимо для предотвращения различного рода непредвиденных ситуаций, в том числе и с возможным трагическим исходом. Люди, принадлежащие к данной категории, постоянно совершенствуют эти технологии и постигают такие вершины мастерства, которые для большинства людей кажутся просто невероятными, непостижимыми. Именно такие люди и становятся испытателями, великими спортсменами, выбирают профессии, сопряженные с риском.

Человек, мечтающий связать свою жизнь с небом, должен осознавать все риски, опасности, лишения, связанные с профессией пилота.

С этой точки зрения, парашютный спорт - та самая стезя, где можно получить необходимые навыки, развить моральные качества и принципы, повысить уровень дисциплины и физической подготовки.

Какими бы прочными не были навыки, выработанные в процессе подготовки к прыжкам, спортсмен-парашютист должен постоянно учиться, поддерживать оптимальную физическую форму путем постоянных тренировок, как непрерывно это выполняет каждый действующий пилот.

Существуют различные парашютные клубы, где каждый желающий может проверить свои силы в парашютном спорте. Обучение в клубах происходит строго по утвержденной методике с плавным переходом от простого к сложному, что позволяет новичкам успешно осваивать все те умения и навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Методика обучения выражается в обязательном усвоении спортсменами теории, максимально точном и полном знании действий в особых случаях, тактико-технических данных (ТТД) и способах раскрытия парашюта, процессе прыжка, начиная с посадки в самолет и заканчивая возвращением на стартовую площадку.

Люди, выбравшие профессию пилота, как и парашютисты, должны наизусть знать технические характеристики самолета, процесс пилотирования и полета, уметь грамотно действовать в экстренных ситуациях. Первыми самолетом, на котором обучающиеся авиационных вузов получают навыки пилотирования, являются Cessna-172 или Diamond DA-40. Тем, кто занимался парашютным спортом, вышеперечисленные знания и навыки будут уже знакомы заранее, и процесс освоения летной специальности будет проходить намного

проще.

Парашютист знает, как действовать в особом случае посадки на препятствия (лес, сооружения, воду, линии электропередач), происходящего ввиду неправильного управления парашютом. Пилот также заранее обязан знать действия, которые необходимо предпринять в случае экстренной посадки.

Плавность обучения в парашютных клубах обеспечивается постоянным переходом спортсменов на все более сложный парашют (от круглого Д-1-5у до типа «крыло» Мальва-24), требующий быстрого принятия решений и грамотных четких действий, обязывающий парашютиста находиться в постоянной максимальной концентрации внимания.

Процесс переучивания на новый тип самолета очень схож с процессом освоения нового типа парашюта. Студент-пилот, как и спортсмен-парашютист, применяет полученные ранее знания и комбинирует их с вновь освоенным техническим средством - новым типом парашюта или воздушного судна.

Во время наземной подготовки, в условиях, близких к реальному прыжку, начинающий парашютист знакомится с множеством новых ощущений, возникающих в результате изменений режима работы внутренних органов, органов равновесия, костно-мышечной системы, поэтому эмоции ознакомительного прыжка уже не будут для него совершенно новыми. Ведь он в какой-то степени уже ознакомился с ними на земле, внутренне пережил их и приобрел первоначальный опыт волевого преодоления пассивно-оборонительного рефлекса на высоту. Прыгая с тренажера, постигая правила отделения на макете самолета, спортсмен всякий раз представляет и внутренне переживает реальную обстановку парашютирования. Известно, если вырабатываемый динамический стереотип позволяет включить в себя уже имеющиеся условные связи, то образуется он быстрее и легче, эмоция напряжения выступает при этом слабее. Так, например, спортсмен, занимавшийся ранее прыжками в воду, или лыжник, совершавший прыжки с трамплина, относительно быстрее овладевают парашютным спортом. В данном случае имеющийся «высотный» стереотип целиком используется в другом виде спортивной деятельности. С этой точки зрения наземную подготовку начинающего парашютиста надо рассматривать как предварительное образование условных связей, облегчающих освоение нового динамического стереотипа [3].

У пилота всегда есть конкретное задание на полет, как и у парашютиста - на выполнение прыжка. Оба находятся в предельной концентрации и постоянной готовности действовать в случае экстренной ситуации. Пилот несет ответственность за безопасность не только своего самолета и пассажиров на его борту, но и воздушных судов, находящихся на соседних эшелонах, при возникновении необходимости, предотвращает опасное сближение. Так же и парашютист отслеживает не только свой полет, но и положение остальных парашютистов в воздухе, чтобы предотвратить случай схождения. Благодаря парашютному спорту человек, мечтающий стать пилотом, может заранее выработать в себе необходимые для будущей профессиональной деятельности качества:

- усидчивость;

- адаптивность;

- четкость выполнения действий;

- высокая степень концентрации внимания;

- ответственность и дисциплинированность;

- смелость и решительность;

- готовность идти на риск;

- умение быстро принимать оптимальное решение.

Еще в 1980-е годы в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была научно обоснована специальная парашютная подготовка космонавтов. По мнению летчика-космонавта, мастера парашютного спорта Ирины Соловьевой, это, прежде всего, специальная психологическая подготовка, которая не просто развивает моральные, волевые качества, а нацеливает на деятельность в экстремальных условиях, т. е. развивает профессиональные качества [2].

ВЫВОДЫ

Прыжки с парашютом привлекают многих своей сложностью в смысле морально-психологической подготовки, статусом мужественности и возможностью испытать себя на стойкость к преодолению стресс-факторов. Парашютизм требует определенных морально-волевых усилий над собой и психологической устойчивости. Особенно это необходимо авиационным специалистам, которые готовятся к полетам или отрабатывают навыки по практическому вынужденному покиданию воздушного судна в аварийной обстановке, а также к боевому выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях существования при различных нештатных ситуациях. Многие из этих факторов также относятся и к спортсменам, осваивающим новые возможности парашютной техники. Регулярное выполнение прыжков с парашютом позволяет приобретать и совершенствовать специфические навыки в целенаправленной деятельности в эмоционально-насыщенных условиях, воспитывает чувство ответственности, учит самостоятельно принимать сложные решения, быстро и четко действовать в аварийных ситуациях при серьезном дефиците располагаемого времени [4].

Занимаясь парашютным спортом, еще до поступления в авиационный вуз, человек развивает в себе все необходимые ему морально-волевые качества, позволяющие заранее преодолеть страх высоты, сомнения, ожидающие его на летной практике. Появляется собственное особое понимание и ощущение высоты, скорости и направления ветра, приземления, и это поможет в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности достичь вершин профессионального мастерства легче и быстрее остальных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов А.А. Парашют и парашютизм / А. А. Белоусов. - Москва : Оборонгиз, 1957. -

182 с.

2. Бурцева Н.Л. Специальная парашютная подготовка космонавтов как школа выживания и работы в космосе / Н.Л. Бурцева // Воздушно-космическая сфера, - 2020. - № 4. С. 72-79.

3. Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста / Л.П. Гримак.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ДОСААФ, 1971. - 208 с.

4. Попов В. Парашютная подготовка - экстрим вне правового поля / В.Попов // Авиапанорама. - 2012. - № 6. - С. 14-21.

REFERENCES

1. Belousov, A.A., (1957), Parachute andparachuting, Oborongizб Moscow.

2. Burtseva, N.L., (2020), "Spécial parachute training of cosmonauts as a school for survival and work in space", Aerospace sphere, No. 4, - рр. 72-79.

3. Grimak, L.P., (1971), Psychological preparation of a parachutist, DOSAAF, Moscow.

4. Popov, V. (2012), "Parachute training - extreme outside the légal field", Aviapanorama, - No. 6, рр. 14-21.

Контактная информация: aevi-tsk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.02.2023

УДК 378.147

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Александровна Татаринцева, Воронежская государственная академия спорта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.