Научная статья на тему 'Паранаучные концепции в России: эзотерические концепции и «Новый век»'

Паранаучные концепции в России: эзотерические концепции и «Новый век» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
696
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ПАРАНАУКА / РЕЛИГИЯ / ЭЗОТЕРИКА / "НОВЫЙ ВЕК" / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИФОТВОРЧЕСТВО / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / РОССИЯ / СОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / SCIENCE / PARA SCIENCE / RELIGION / ESOTERICISM / "NEW AGE" / WORLD OUTLOOK / MYTH-MAKING / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / RUSSIA / CONSCIOUSNESS / SPIRITUAL WORLD OF A MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коломыц Д. М., Коломыц О. Г.

Статья посвящена изучению причин, которые послужили источником распространения эзотерических концепций на примере России. Также поднимаются вопросы влияния этих концепций на мировоззрение. Рассматриваются последствия, к которым новые религиозные движения приводят человека и общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parascientific concepts in Russia (esoteric concepts and "New Age")

The paper studies the causes that are the source of esoteric concepts spread on the example of Russia, including one in the form of "New Age movement." The article also raises the questions of the impact of these concepts on the world outlook. We consider the consequences to which new religious movements bring a man and society. Among the main reasons leading to the spread of esoteric teachings the article names the weaknesses of traditional religions, which are closed on their own dogmas and respond to many metaphysical questions. In addition, there are new questions of knowledge, which remain unanswered from both science and religion. Basically esotericism of ";New Age" has a devastating effect on the mental state of an individual, in particular his withdrawal, rejection of social values and ideals. In general it can be concluded that the emergence of new esoteric concepts is a natural phenomenon, and they can have a positive impact on the individual development, but their impact on the public consciousness is generally more likely negative.

Текст научной работы на тему «Паранаучные концепции в России: эзотерические концепции и «Новый век»»

10. Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.2: пер. с нем. - М.: Наука, 1993. -- 672 с.

11. Эйнштейн А. Эйнштейн о религии: пер. с нем. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 144 с.

УДК 130.1

ДМ.Коломыц, О.Г.Коломыц

ПАРАНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИИ (ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И «НОВЫЙ ВЕК»)

Статья посвящена изучению причин, которые послужили источником распространения эзотерических концепций на примере России. Также поднимаются вопросы влияния этих концепций на мировоззрение. Рассматриваются последствия, к которым новые религиозные движения приводят человека и общество.

Ключевые слова: наука, паранаука, религия, эзотерика, «Новый век», мировоззрение, мифотворчество, христианство, православие, Россия, сознание, духовный мир человека

Dmitry Mikhailovich Kolomyts, Olga Grigorievna Kolomyts PARASCIENTIFIC CONCEPTS IN RUSSIA (ESOTERIC CONCEPTS AND "NEW AGE")

The paper studies the causes that are the source of esoteric concepts spread on the example of Russia, including one in the form of "New Age movement." The article also raises the questions of the impact of these concepts on the world outlook. We consider the consequences to which new religious movements bring a man and society. Among the main reasons leading to the spread of esoteric teachings the article names the weaknesses of traditional religions, which are closed on their own dogmas and respond to many metaphysical questions. In addition, there are new questions of knowledge, which remain unanswered from both science and religion. Basically esotericism of "New Age" has a devastating effect on the mental state of an individual, in particular his withdrawal, rejection of social values and ideals. In general it can be concluded that the emergence of new esoteric concepts is a natural phenomenon, and they can have a positive impact on the individual development, but their impact on the public consciousness is generally more likely negative.

Keywords: science, Para science, religion, esotericism, "New Age", world outlook, myth-making, Christianity, Orthodoxy, Russia, consciousness, spiritual world of a man.

Мифотворчество находит выражение в новейших эзотерических и религиозных концепциях, которые осовременивают привычную мифологию с применением методов паранауки. Это направление важно потому, что их влияние на миропонимание в обществе достаточно сильно.

Исторически мировые религии долгое время давали достаточно глубокие ответы на метафизические вопросы. Традиционные верования были поколеблены в XIX и особенно в XX веках: общественные пороки не исчезли, сохранилось отчуждение человека от результатов своего труда и от общества с одновременным развитием техники. В христианскую культуру проникло потребительство и стало отдалять человека от религиозной практики. Другой причиной отхода от традиционных религий стала недостаточность ответов религий на многие вопросы, и отсюда неудовлетворённость человека своей обыденной и духовной жизнью. Жизненные трудности толкают его на поиски способа их преодоления. Здесь и оказываются востребованными новые религиозные и эзотерические учения.

Обращённость человека на себя используется новым явлением в духовно-религиозной жизни - движением «Нью эйдж»- «Новый век». На его основе развивается особая паранаучная методология со значительным включением квазинаучных представлений и научных фактов. На российской почве это движение получило достаточно широкое распространение. Хотя «Новый век» рассматривается как эзотерическое движение, на деле для привлечения адептов в них используются психологические техники - обещание «освобождения довлеющих над личностью комплексов», создаваемых обществом, родителями, работой и т.д. В целом просматривается привычная теоретическая опора на фрейдизм и концепцию А.Маслоу. Некоторые течения нацелены на личностное развитие, другие более напоминают методы НЛП, нацеленные на утверждение господства над сознанием человека. «Новый век» утверждает развитие человечества по новым ценностным и нравственным законам.

В целом «Новый век» возник на основе христианства и несёт в себе его основные положения о боге и вере. К этому присоединяется восточные представления о достижимости божественной истины. В основном это индуистские и буддистские концепции. Изменения, внесённые новыми эзотериками, касаются объяснений несовершенства мира. Зло наделено волей и, подобно зороастризму, ведёт борьбу против добра на земном телесном и на более высоком духовном уровне.

В духовной культуре эзотерика восполняет пробелы, оставленные религией и наукой. В то же время выполняет задачи постановки общественных и личных целей, определения смыслов. В строгом смысле слова, по словам В.М.Розина «эзотерика - исследование понимания Бога». В свою очередь

«Бог, - по его мнению, - религиозная форма понимания эзотерической реальности. Это ключ, открывающий мир сверхъестственного». А «религия и эзотерика - квазинаучные, неотрефлексированные представления. Найти основание - выявить центральные идеи - присуще каждому типу сознания» [13, с.173]. Квазинаучные представления подкрепляются эзотерическими концепциями. Эзотерика присутствует в культуре как её неотъемлемая часть. Так, и Розин пишет, что «без утопистов типа Даниила Андреева, без идеалистов, отстаивающих ценности, которые пока не могут быть реализованы на всеобщем плане, культура существовать вовсе не может» [14, с.36]. Н.К.Рерих [13], Г.Гурджиев [4], Д.Андреев [1], Е.П.Блаватская [2] создали целые мифомиры. Влияние, которое они оказали на мировоззрение людей в России, проявляется с течением времени в философии и в области верований. Эти писатели перевели эзотерику XIX века в XX век и создали основу российской эзотерики. Дальнейшие эзотерические концепции, известные в XXI веке, в чертах основных повторяют уже известные.

Происходящий кризис культуры разрушил привычные представления о критериях истины. Как написали авторы известной книги «Утро магов» Павель и Бержье «логики "здравого смысла" больше нет» [12, с.31]. В своей книге они приводят пример из основной естественной науки: «в новой физике какое-то предположение может быть истинным и неверным одновременно. Перед нами объективное основание научного скептицизма в науке и по отношению к науке» [12, с.31]. Но речь идёт о гораздо более широкой вещи, а именно об отношении к возможности найти истину. По мнению Павеля и Бержье, термины «материалистический» и «рационалистический» утратили смысл, вложенный в них употреблением XIX в. [12, с.31]. Мифологии различных эзотерических доктрин разнообразны и отвечают самым разным настроениям. Как свойственно паранаучным и квазинаучным доктринам, эзотерика формулирует законы там, где кончается научное знание. Она описывает мир через объяснения на основании собственных законов или собственного видения научных законов. В то же время и человек самоопределяется по отношению к внешнему миру, выстраивая подходящую для себя картину мира. Он отбрасывает неудобное и находит нужное. «Быть собой, - пишет Тиллих, -значит быть так или иначе отделённым от чего-то ещё. Быть собой - значит обладать всем тем, что противоположно собственному "я"... Его среда состоит из тех вещей, с которыми он активно взаимо-соотнесён» [15, с.169-170].

В эзотерических концепциях ярко противопоставляется материя и дух. Исторические традиции такого подхода глубоки и разнообразны. Скорее всего «Новый век» пользуется учением Каббалы и Герметизма, причём достаточно произвольно, в соответствии с собственными целями. Так его последователями утверждается необходимость соединения с Богом как непременное условие духовного развития. А согласно «Зоару» человек несёт только часть души творца, поэтому несёт в себе только часть его духовности [7]. В герметизме считается, что душа «портится» материей, но дар разума и наблюдения, ума и речи позволяют её исправить [3, с.439, 73]. Одна из концепций, изложенная В. и Т.Тихоплавами, основана на следующих метафизических идеях: человек создан богом на основе любви. По воле бога началась борьба между Михаилом и Люцифером - борьба добра и зла [16, С. 214]. Писатель-эзотерик Д.Мельхиседек, пишет: «борьба между Светом и Тьмой, идущей в течение 200 тысяч лет, заканчивается рождением чего-то нового - третьей реальности» [9, с.419].

В 30-е годы XX в. появляется одно из эзотерических произведений «Книга Урантии». Она также представляет собой вполне законченную мифосистему. В ней утверждается наличие на Земле высших существ. Под руководством Планетарного князя и его помощников жизнь на нашей планете эволюционирует постепенно. Очаги культуры затрагивают сначала только самые развитые расы, а затем распространяются на другие [6, с.575-576]. Так добро и зло становятся главными составляющими жизни. И как отражение жизни показ борьбы добра и зла стала ведущей составляющей духовной культуры. Б.Морсиниак развивает эту тему обращением к личной духовности: «существа Люцифера обкрадывают вас, отнимая психическую энергию, представляют вам ложную картину реальности всеми доступными им способами.. Вы не осознаёте, что все подобные события и ситуации являются ловушками, позволяющими заставить вас думать и чувствовать определённым образом» [10, с.39]. Все эти концепции отсылают человека к более высокому порядку, господствующему на духовном плане. Очевидно, что это здесь проявляется тоже свойство сознания, что действовало при создании первобытной мифологии и древних религий. Приобрели известность «ченнелинги» - автоматическое письмо - записи, которые человек делает в бессознательном состоянии, когда управление сознанием временно переходит к некоему высшему существу - богу, посвящённой или просветлённой личности. Таковы произведения Крайона (Ли Кэролл, Т. Шмидт), Дж. Робертс (Говорит Сет), Лумари и др.

А.Некрасов определяет мировоззрение как «метафизическую систему взглядов на мир и места в нём человека, на отличие человека от окружающей действительности и к самому себе» [11, с.59]. Вы-

вод Некрасова - «разрешить ситуацию посредством изменения своего состояния» [11, с.62]. Налицо тот же самый уход в себя. Онтологическая задача решается соединением материализма и субъективного идеализма: мировоззрение должно опираться на утверждение: «изменись! И всё изменится вокруг!» [11, с.66]. Он критикует религию как орудие разделённости, которая нацелена на цель как то спасения (в христианстве) и другое в других религиях: «жизнь есть процесс, а не цель!» [11, с.73]. Методы «Нового века» тесно связан с методами, практикуемыми многими группами так называемого «коучинга»: психоанализ и психотерапевтические методы. В основе лежит философия любви к себе. В частности «любовь к себе!» предлагается Некрасовым как стержень личной философии [11, с.94]. Выдвинутые положения Некрасова соединяют известные положения из буддизма, христианства, диалектического метода, психологических подходов и эзотерических школ современной религиозной мифологии. При этом любовь к себе неизбежно присутствует в человеке и не может рассматриваться как отрицательное качество. Но целенаправленное выпячивание этой любви и выстраивание вокруг неё всего мировоззрения наносит серьёзный ущерб социализации и может разрушить личность.

Один из писателей, считающий себя просветлённым Д.МакКенна считает, что отправляет в мусорную корзину все учения, создавая новую метафизику и космогонию. Но сам в своей книге опирается именно на них, соединяя бога и просветление, используя известные притчи и личности для проведения собственной точки зрения. Предлагаемые им методики просты и немногочисленны: одной из героинь его книги, по его мнению, следует отбросить «индуистско-христианско-буддистско-ньюэйджевский мир, первым делом следует помочь ей освободиться ото всего - взглядов, морали, от самых сокровенных и глубоко запрятанных верований. Короче, от эго структуры, от ложного "я"» [8, с.6 ]. Но важно, каким путём он предлагает идти к просветлению. Из всех методов он говорит лишь об отказе от прежних концепций и отказе от человечности: «и если говорить о том, какой путь я поддерживаю, это будет путь без сердца, лишённый сострадания, абсолютно свободный от любой мысли о других. Причина проста: сначала пробудись сам. Пробудись, и потом ты сможешь вернуться и, возможно, быть полезным для других, если всё ещё будет на то потребность» [8, с.37]. МакКенна предлагает отказаться от общества, но не гарантирует достижение пробуждения. Получается, что автор просто убеждает человека отделиться от общества.

При этом последователи «Нового века» не призывают к преодолению аморальности или зла, а чаще всего говорят о неизбежности того и другого, призывая отказаться от нравственности и добра в силу их односторонности в рамках дуальности. Но вот критика ограниченности сводится к критике нравственного начала и стремления к добру как недостижимому. Они отказываются от духовных достижений в силу их ограниченности и стремятся обосновать принятие зло как неизбежность, если всё это уже присутствует в мире. Под видом нового взгляда проводится мысль о равенстве морали и аморальности, о равной полезности добра и зла, то есть человечности и бесчеловечности. Оказывается, люди заблуждаются только по поводу добра и отнюдь не по поводу зла. Получается перевёрнутая мораль: отказываемся от добра, но признаём зло как неизбежность. Поэтому откажемся от человечности в силу его ограниченности.

В «Книге Урантия» произошло слияние христианских представлений о Троице и концепции множественности миров, в центре которых покоится Рай. Похожим образом рассуждает Б.Марси-ниак: первотворец начал экспериментировать с творением в этой вселенной очень давно, и его целью было самоисследование и самовыражение [10, с.5]. Так, через сто лет формула немецкой классической философии стала частью новой эзотерики. «Книга Урантии» утверждает возрождение христианства на новых принципах: «.раскрытия Иисуса через новое, расширенное изложение его спасительного учения..» [7, с.808]. Личное общение с богом, обещаемое «Книгой Урантии», типично для всех эзотерических школ. Однако не прослеживается, каким образом можно добиться связи с богом. В движениях «Нового века» для обретения такой связи достаточно знать, верить и вести себя соответствующим образом, остальное - дело самого бога.

Отечественный писатель В. Зеланд представляет личность, задавленную обществом: «человек, оказавшийся под властью деструктивного маятника, теряет свободу. Он вынужден жить по законам маятника и быть винтиком в большом механизме - нравится ему это или нет. Им повторяется концепция Маслоу о противопоставлении человека и общества. Люди выбирают путь, предлагаемый обществом при выборе профессии, спутника жизни и т.д., отдаляясь от собственного счастья: «маятники призывают вас отдать всего себя на службу чему-то или кому-то, оставаясь равнодушными к своей судьбе» [5, с.4]. Зеланд представляет дело так, что общество и есть тот маятник, притесняющий человеческую свободу. То есть всё, что общество создало - это была задача маятника: «какими бы оправдательными лозунгами ни прикрывались войны, революции и прочие конфликты, суть у

них одна - это битва маятников за своих приверженцев». Маятник-общество не даёт человеку развиваться. Человеку отказывается в свободе воли. Единственно, где её можно обрести - уйти от общества. Надо уточнить, что уйти не из общества, а от общества. Это доходит до полного противопоставления себя обществу: «выбросить из жизни означает не избегать, а игнорировать» [5, с.5]. Зеланд предлагает изменить отношение к насилию, совместив его с личностным желанием и сделав его, таким образом, незаметным. По сути это означает, что человек с удовлетворением воспринимает и собственное рабство и творимое над ним насилие, каждый раз находя в нём нечто полезное. Видимо до тех пор, пока силы его не иссякнут окончательно. Одновременно с уходом от общества Зеланд предлагает полное подчинение обществу потому, что человек не способен противостоять обществу. Так субъективно идеалистическое объяснение мира, известное из индуизма и буддизма приспосабливается современными эзотериками к европейскому типу мышления. В отличие от буддистской философской трактовки эти силы всегда стоят над человеком. По сути, идеологические манипуляции сознанием в интересах властвующих политико-экономических элит заменяются в «Новом веке» надобщественными сущностями. При этом снимается ответственность с человека и власти за распространённость общественных пороков.

Цели новой эзотерики проясняются через их содержание. Обращение к человеку на основе субъективного идеализма одновременно повышает значимость личности в собственных глазах и снижает потребность человека в поддержании общественных целей. Человек остаётся отчуждённым от собственной безопасности. Он ищет способа приемлемого самоутверждения, то есть такого, который не порывал бы его связи с обществом, но позволял бы чувствовать себя и свободным, и значимым одновременно. Многие находят эти ответы в новой эзотерике. Но предлагаемый выход выстроен на личностном отдалении от общества.

Эзотерические концепции представляют собой цельные мифомиры. Они включают космогонию, подобие культурного героя или трикстера в виде посредника между высшими силами и человеком и подобие пророка в виде духовного учителя или пересказчика, осуществляющего ченнелинг. Концепции охватывают объяснение природы, общества и тайны человека. Таким образом, в эзотерике используются те же способы воздействия на сознание, что и тысячелетия назад. Это отнюдь не снижает её эффективности. Наоборот. Поскольку психика человека подверглась за это время не особо сильным изменениям, то и методы воздействия менять не было смысла. Можно сделать вывод, что эзотерические концепции создают законченную картину мира. В них присутствует космогония, теогония, онтологическая, гносеологическая и социальная мифология. Решаются вопросы, как и зачем создан мир и человек, предлагается смысл жизни. Относительно общества и человека даются ответы на вопросы о жизни и смерти, существования несправедливости, судьбы и свободы воли. Даётся видение будущего и т.д. Эзотерики стремятся решить все метафизические вопросы. Огульное отрицание эзотерической мысли бесплодно и вредно. Эзотерический опыт нужно учитывать и изучать. Любое стремление сохранить мировоззренческую цельность личности и общества должно учитывать необходимость ответа на метафизические вопросы о человеке. Эта метафизика основана на вере и должна помогать человеку находить смыслы существования. Развитие науки и накопление опыта подводят человека к постановке новых вопросов, на многие из которых которые ни наука, ни религия, ни политика ответить не в состоянии в силу своей ограниченности. Ложные мифы нельзя отбросить доводами рассудка. И наука не в состоянии осуществить этот прорыв потому, что в научной картине мира много неясных мест, мифотворчества и нет места метафизике духа. Сохранение самобытности связано с верой и доверием по отношению к собственной культуре. Эзотерические доктрины дополняют религиозную картину мира. Хотя и у них каких-либо продвижений на пути поиска бога не наблюдается. Предлагаемое эзотериками знание неоднозначно. С точки зрения практики они опираются на восточные медитативные техники, чем вызывают к себе доверие.

Положительное влияние эзотерические концепции могут оказывать на внутренний мир человека, повышать самооценку, создавать более привлекательный образ мира и человеческих возможностей. Кроме того, они способствуют освобождению верующих от давления религиозной догматики и иных жёстких норм. И это привлекает к ним множество последователей. Особенностью этих концепций является их мозаичность. Эзотерические концепции свободно пересекаются, не имеют догматики и позволяют читателю или адепту воспринимать ту долю учения, которая ему понятна или привлекательна. При этом очевидные противоречия и неясности просто не воспринимаются.

«Новый век» утверждает собственную метафизику, советуя адептам отказаться от многих общественных связей, препятствующих, по их мнению, восстановлению связи с Богом. Человек отделяется от общества и противопоставляется ему. В этом видится путь обретения личной свободы. Са-

мыми заметными отрицательными последствиями является разрушение традиционной морали и привычного поведения, атомизация личности через разрушение исторически сложившихся общественных связей в семье, дружбе, отрицание взаимопомощи. Во многих отношениях православная доктрина являет собой противоположность «Новому веку». В православии именно служение обществу и людям является путём преодоления низменного, то есть материального. Это одна из причин, по которой утверждаемая этим движением эзотерика противопоставляется традиционному российскому миропониманию. Для последующего исследования важно, что при изучении духовного состояния российского общества нельзя обойти вниманием эзотерические направления мысли. Они оказывают значительное влияние на состояние умов и могут стать той духовной силой, которая может или укрепить или разрушить традиционную нравственность в России и во всём русском мире.

Литература

1.Андреев Д. Роза мира. - М.: Мир Урантии, 2002. - 608 с.

2.Блаватская Е.П. Диалог о тайнах посмертного существования.- Режим доступа: http://www.litru.ru/?book=36 135&description=1: Блаватская Е.П. Древняя магия в современной науке .- Режим доступа: http://www.litru.ru/?book =36136&description=110.09.2015.

3.Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. - Киев: Ирис; М.: Алетейя, 2001. - 623 с.

4.Гурждиев Г. Беседы Вельзувела со своим внуком. - Минск: Харвест, 2005.- 1024 с.

5.Зеланд В. Клип трансферинг. Принципы управления реальностью. - М.: Эксмо, 2013. - 90 с.

6.Книга Урантии.- М.: Фонд УРАНТИЯ, 1997. - 812 с.

7.Лайтман Р. Зоар.- Режим доступа: http://www.kab1.com 10.09.2015.

8.МакКенна Д. Духовное просветление: прескверная штука. http://naturalworld.ru/kniga duhovnoeprosvet lenie-preskvernaya-shtuka.htm 25.10.2015.

9.Мельхиседек Д. Древняя тайна цветка жизни. Т.1. - Киев: София, 2007. - 304 с.

10.Марсиниак Б. Приносящие рассвет (Учение Плеяд ).- Киев: София, 2007. - 320 с.

11.Некрасов А. Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы. - М.: Центро-полиграф, 2012. - 223 с.

12.Павель Л., Бержье Ж. Утро магов. Введение в фантастический реализм. - М.: Вече, 2005. - 464 с.

13.Рерих Н.К. Агни йога .- Режим доступа: http://agniyoga.sibro.ru/ 19.10.2015.

14.Розин В. Семиотические исследования. - М.: ПЕР СЭ; Спб.: Университетская книга, 2001. - 256 с.

15.Тиллих П. Систематическая теология. Т. I-II. - М., СПб.: Университетская книга, 2000. - 463 с.

16.Тихоплав В., Тихоплав Т. Планета свободного выбора. - М.:АСТ; Астрель, 2007. - 319 с.

УДК 94(470) 16/18+902

М.С.Тихонова

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ САЛОННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVHI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.

Статья посвящена российской провинциальной салонной культуре конца XVIII-первой половины XIX вв. В исследовании приведены примеры салонов и кружков таких городов как Тула, Харьков, Новочеркасск, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Казань. Также показаны направления их деятельности, тематика вечеров, социальный состав участников, взаимодействие провинциальных салонов со столичными салонами, их отличия и схожие черты.

Ключевые слова: провинциальная салонная культура, салон, кружок, вечер.

Margarita Tikhonova RUSSIAN PROVINCIAL SALON CULTURE LATE XVIII-EARLY XIX CEN-TURIES.

The article is devoted to provincial salon culture of the late XVIII - first half XIX centuries. The study provides examples of salons and clubs of such cities as Tula, Kharkov, Novocherkassk, Voronezh, Nizhny Novgorod, Yaroslavl, Kazan. Also it shows the directions of their activities, theme nights, stuff parties, interaction of provincial salons with the capital's salons, their differences and similarities.

At the end of XVIII-first half XIX centuries the origin and development of salon culture took place in Russia. This process has affected not only Moscow and St.Petersburg, but also large provincial towns. Associations with literary, historical, social-political interests appeared in the major regions of the Russian Empire: Siberia, the Middle Volga and in Southern Russia.

Associations in the provinces were similar to capital salons and circles on the device and the shape. Mostly they were represented by such a form of associations of salon culture as the circle and the salon. The seasonality of the evenings, the constancy of the public, staged theatrical performances accompanied the evening dinner - all this can be attributed to traits similar to capital salons. The evening in the provincial salon and the circle was accompanied by not only literary readings, theatrical productions and music, but also the conversations about science and politics. This implies that provincial salons and circles can be attributed to a mixed type in the direction of activity. In the capital cities the salon culture was presented by a primarily aristocratic society, and the nobility was made as organizer of salons and clubs. In

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.